Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1995
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1994
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1993
6 7 8 9
10 11 12
Краткое представление материалов ноябрьского (№ 11) журнала «Новый мир»
 
ПРОЗА
Василий Авченко. Фадеев. Главы из книги
Главы из книги, написанной для издательской серии «Жизнь замечательных людей», в которых - детство, отрочество и ранняя юность Фадеева, гражданская война в Приморье (в частности, достаточно выразительно написан Владивосток начала 20-х годов); участие Фадеева в гражданской войне на Дальнем Востоке, начало его общественной и литературной деятельности, ну а заканчивается публикация рассказом о подавлении Кронштадского восстания, в котором (подавлении) принимал активное участие Фадеев как делегат Х съезда РКП(б).
 
Григорий Аросев. Северный Берлин.  Повесть
Вполне как бы реалистическое по стилистике повествование, но с сюжетом фантасмагоричным, выявляющим фантасмагоричность политической ситуации в сегодняшней Европе. Зачин: герой  летит в самолете из города Дюссельдорф в свой родной Берлин, за окном сверкает молния, голос пилота из репродуктора предупреждает о скорой посадке, но при этом почему-то произносит название берлинского аэропорта, закрытого десять лет назад, и герой, думая, что ослышался, спрашивает у соседки, что это может означать, соседка с недоумением отвечает на его вопросы, и герой понимает, что он, похоже, оказался в параллельной реальности, то есть Европа, в которую ему предстоит приземлиться, так же, как и он, пребывает в 2016 году, но это уже не совсем та Европа, в которой он жил еще несколько часов назад…
 
Сергей Шаргунов. Сахар на рану. Рассказ
Рассказ о феномене жестокости: от проявлений детской инфантильной безжалостности до упоения жестокостью на взрослых войнах, и о том, как явлена была она (жестокость и бесчеловечность) повествователю, оказавшемуся в США без правильно оформленной медицинской страховки.
 
Максим Гуреев. Allegro. Рассказ.
Рассказ про комету «Allegro», летящую сквозь время и пространство; образ ее полета выстраивает в рассказе прихотливое соединение как бы разно-уровневых образов: поэтесса начала века, сестра философа Владимира Соловьева и любительница рядиться в мужские одежды; трое братьев Золотаревых, рассматривавших через самодельную подзорную трубу хвостатую звезду в 1899 году в городе Вельск Архангелогородской губернии; Коптевская (район Москвы) бездомная собака; аквариум на подоконнике, сквозь который в комнату повествователя заглядывает соседский мальчик Иоанн, и другие.
 
Роман Сенчин. Рассадник Писемского. Рассказ о романе
Возможно, самый неожиданный текст Сенчина. Текст, написанный как литературно-критическое исследование, которому вроде как полагается стоять не в разделе «Проза», а в «Критике», но это именно проза, более того - проза лирико-исповедальная. Автор рассказывает о том, как ему повезло: русская литература для него начиналась чтением одного из самых замечательных её романов: «Тысячи душ» Писемского. Романа из «второго ряда» русской классики, и потому сегодня практически не читаемого, и потому поражающего (как, скажем, составителя этой аннотации, читавшего «Тысячу душ», увы, уже после тридцати лет и горестно изумлявшегося, почему не прочитал раньше) – поражающего обилием «кодов», введенных в отечественную литературу этим романом,  - «кодов» образных, сюжетных, мировоззренческих, которые потом разрабатывали ведущие русские писатели второй половины XIX века; это роман писателя, пусть и не самого изощренного стилиста в русской литературе, но обладавшего достаточным талантом и профессионализмом, чтобы с художественной полнотой воплотить свой взгляд на русскую жизнь и жизнь вообще – взгляд человека умного, трезвого, лишенного каких-либо иллюзий. И при всем этом жесткость взгляда у Писемского не убивает обаяние самой жизни. Напротив. То есть Сенчин рассказывает здесь не только о Писемском и своем восприятии романа, но и еще о том, почему он, например, стал именно «Сенчиным».
 
СТИХИ
 
Подборки стихотворений Александра Климова-Южина "В ту же воронку", Александра Дьячкова "Помпея", Яна Пробштейна "Узлы и цепи", Наталии Черных "Три баллады",
Марии Галиной "Четыре сонета и хор" -
«Персей
одеваются поля в ночь военного покроя,
меркнет зеркало луны, из оврагов тянет гнилью…
не глядеть в ее глаза – техзаданье для героя,
прыгающего с небес, раскрывающего крылья.
 
видишь, вот она парит, мокрый воздух взглядом роя,
слышишь, вот она свистит в лопухах и чернобылье…
стали камнем и травой те, что здесь ходили строем,
стали камнем и травой те, что здесь вообще ходили.
 
хмурый выродок небес, в обозначенную точку
он просыпался икрой из-под вспоротого брюха
мертвой рыбы заводной на посадки асфоделей,
где с калашом наперевес скачет девочка-старуха
и из глаз ее глядят те, кто ей в глаза глядели…
в детстве мать ему врала, что отец – военный летчик».
 
ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА
Леонид Карасев. «Логика мифа» Якова Голосовкера и онтологическая поэтика
В качестве эпиграфа к этой статье Карасев выбрал высказывания главного героя своей работы: «Эстетика у эллинов – онтология.
Мифология у эллинов – гносеология. – Яков Голосовкер». Цитата: «Принципы, с которыми Голосовкер подходил к мифологии, я попытался на свой лад применить сначала к русской, а затем и к западно-европейской классике, то есть к текстам развитой, уже рефлексирующей по собственному поводу литературы. Роль коллективно-анонимного автора мифа здесь занимает пусть и отягченный традицией, но все же вполне индивидуальный автор; теперь в нем одном сходятся, концентрируются и требуют своего символического выражения силовые линии мира. Сложившаяся таким образом авторская персональная онтология рождает новую литературную мифологию, внимательно рассмотрев которую можно кое-что понять и об авторе, и о породившем его контексте: сквозь мир автора увидеть вызвавший его к жизни мир».
 
ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ
Андрей Краснящих. Мандельштам и другие. Писатели в Харькове. Продолжение
Продолжение (см. «Новый мир» № 10) темы «Харьков в русской литературе» - Харьков в жизни и творчестве Ивана Бунина, Велимира Хлебникова, Дмитрия Кленовского. (Окончание - о Есенине и других в № 12.)
 
ОПЫТЫ
Алексей Конаков. Алиса и сказки
Не слишком обширное, но исключительно плотно написанное эссе с сюжетом трансформации наших – то есть на русском рубеже веков -  взаимоотношений со сказкой, трансформации отчасти отрефлектированной уже в практике модерна и постмодерна, но чаще проходившей бессознательно и отмечавшейся с большим опозданием – цитаты: «индивидуальность – всегда трагедия»; «самые веселые и оптимистичные сюжеты под взглядом Айн становятся чередой криминальных происшествий, плохо замаскированных преступлений, а сборник А. Н. Афанасьева, когда-то даривший чистую радость маленькой Алисе – источником страхов и неврозов. Установление диктатуры пролетариата некогда лишило Айн прошлого; культурная логика позднего капитализма отнимает у нее будущее. Об этом, впрочем, лучше не думать. Отложив в сторону скорбную русскую книгу, Рэнд бодро выходит из дома на очередную конференцию, презентацию, публичную лекцию; в ее глазах нет иллюзий – она-то знает, как работает модернистское произведение, психоаналитический перенос и неолиберальная экономика».
 
ПОЛЕМИКА
Сергей Беляков Нация и национальность. К дискуссии о книге «Тень Мазепы»
Статья, в которой оспариваются сами принципы подхода к истории у «конструктивистов» (Эрнеста Геллнера, Бенедикта Андерсона, Эрика Хобсбаума, Лии Гринфельд и других), представителей нового и достаточно влиятельного сегодня направления в исторической науке. В частности, понятие «нация» конструктивисты определяют как результат «целенаправленной деятельности государства и/или политической и культурной элиты», то есть как «плод коллективного заблуждения людей», и только. Да, разумеется, «нация» - понятие с достаточно размытым в науке содержанием, но «конструктивистский» вариант использования понятия «нация» в приложении к реальному историческому материалу, как демонстрирует в своей статье Беляков, обнаруживает свою, мягко выражаясь, очевидную недееспособность.
 
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Анна Голубкова Амбивалентное очарование модерна. Василий Розанов о писателях-современниках
Обзорная статья, автор которой взял на себя труд свести в коротких главках осмысление Василием Розановым творчества самых известных писателей своего времени (среди которых Лев Толстой, Дмитрий Мережковский, Владимир Соловьев, Антон Чехов, Леонид Андреев,  Максим Горький,  Александр Амфитеатров, Александр Блок); и это именно труд, поскольку гигантское литературно-критическое наследие Розанова состоит, как минимум, на две трети из размышлений о литературе, и не так просто сделать вот такую выборку и прокомментировать суждения Розанова о творчестве этих авторов – суждения на редкость прихотливые, постоянно менявшиеся. В данном случае перед нами не столько попытка создания образа русской литературы рубежа веков через Розанова, сколько – создания образа самого Розанова.
 
ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ
 
Сергей Солоух. Сверток
Исторический очерк о русском офицере Сергее Николаевиче Войцеховском, ставшим к 1938 году генералом чешской армии, одним из тех немногих, что выразили готовность защищать границы Чехословацкой республики, уже сданной Гитлеру лидерами европейских стран в рамках Мюнхенского соглашения.
 
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
 
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
Клементина Ширшова. Ключи свободы – о книгах: Глеб Шульпяков. Книга Синана. Роман. М., Издательство «Э», 2015; Глеб Шульпяков. Цунами. Роман. М., Издательство «Э», 2015; Глеб Шульпяков. Фес. Роман. М., Издательство «Э», 2015.
Александр Мурашов. На пиру Платона во времена дефицита – о книге: Николай Кононов. Парад. СПб, «Галлеев Галерея», 2015.
Ия Кива. Переносимая легкость бытия – о книге: Сергей Шабуцкий. Придет серенький волчок, а в кроватке старичок. М., «Word & Letters Press», 2016, 80 стр.
Александра Гуськова. Что-то героическое – о книге: В. Динец. Песни драконов. Любовь и путешествия в мире крокодиловых и прочих динозавровых родственников. М., АСТ: Corpus, 2015.
 
Книжная полка Марии Галиной и Владимира Губайловского
В этом номере постоянные сотрудники «Нового мира» представят книги, на протяжение нескольких лет выдвигавшиеся на премию «Просветитель»: выпускник биологического факультета Одесского университета Мария Галина (1 – 5) и выпускник мехмата МГУ имени М. В. Ломоносова Владимир Губайловский (6 - 10).
Ася Казанцева. Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости. М., «АСТ», «CORPUS»;
Д. А. Жуков. Стой, кто ведёт! Биология поведения человека и других зверей (комплект из двух книг). М., «Альпина нон-фикшн», 2014;
А. Б. Соколов. Мифы об эволюции человека. М., «Альпина нон-фикшн», 2015;
 Рудольф Буруковский, Марина Подольская. О чем поют ракушки. Казань. «Казань-Kazan», 2013;
А. В. Марков, Е. Б. Наймарк. Эволюция. Классические идеи в свете новых открытий. М., «АСТ», «Corpus», 2014;
Моисей Каганов. Физика глазами физика. В двух частях. М., МЦНМО, 2014. Часть 1, 176 стр. Часть 2;
Эмиль Ахмедов. О рождении и смерти черных дыр. М., МЦНМО, 2015;
Математическая составляющая. Редакторы-составители Н. Н. Андреев, С. П. Коновалов, Н. М. Панюнин. Художник-оформитель Р. А. Кокшаров. М., Фонд «Математические этюды», 2015;
Игорь Дмитриев. Упрямый Галилей. М., «Новое литературное обозрение», 2015;
Александр Аузан. Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь. М., «Манн, Иванов и Фербер», 2015;
 
Кинообозрение Натальи Сиривли
Рюшечки
«В августе месяце прокатчики выпустили на Российский экран сразу несколько фильмов из конкурсной программы Канн-2016: тут и «Джульетта» Педро Альмодовара, и «Служанка» культового южнокорейца Пак Чхан-ука, и «Неоновый демон» не менее культового датчанина Николаса Виндинга Рефна... Все фильмы как на подбор – о нелегкой женской судьбе, и все невероятно красивые. То, с каким чувственным напором демонстрируется в них женская плоть, а также всевозможные пуговки, рюшечки, перчатки, корсеты, разноцветные колготки, платья, кимоно и прочие дамские штучки, заставляет предположить, что «философия будуара», подобно эпидемии, охватила вдруг лучшие режиссерские умы современности.
С чего бы? …»
 
Детское чтение с Павлом Крючковым
Имя собирательное. Детская библиохроника Алексея Венгерова.
«Об этой уникальной книге, изданной, как и все остальные выпуски «венгеровской библиохроники» поистине коллекционным тиражом (300 нумерованных экземпляров), мне, вероятно, следовало бы написать пораньше, скажем, в 2013 году, когда она и явилась на свет. То есть через год после возникновения нашей новомирской рубрики. Но увы, о тяжеленном, большеформатном фолианте «Прекрасная пора. Библиохроника 1737 – 1998» (выпуск третий), посвященном книгам для детей и юношества и вобравшем в себя, как видим по датам, два с половиной века русской и мировой истории, – я узнал лишь совсем недавно. «Прекрасная пора» – это 123 богато иллюстрированных очерка о конкретных и раритетных книгах из личного собрания А. Венгерова».
 
Библиографические листки
Книги (составитель С. Костырко)                                                                                                                        
Периодика (составитель А. Василевский)