Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2017
1 2 3 4
5 6
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1995
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1994
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1993
6 7 8 9
10 11 12
Анонс июльского номера (№ 7, 2015) «Нового мира»

Анонс июльского номера (№ 7, 2015) «Нового мира»

 

 

ПРОЗА

 

Вл. Новиков. По ту сторону успеха. Повесть о Михаиле Панове

Биография знаменитого языковеда Михаила Викторовича  Панова (1920 — 2001), «четвертого опоязовца» (реализовывавшегося не только в теории, но и в своем поэтическом творчестве), написанная документально-художественной прозой с ориентацией на некоторые повествовательные интонации самого Панова; информация взята автором из первых рук – Панов был учителем и многолетним собеседником Новикова, и потому перед нами еще и (или – прежде всего) развернутый портрет ученого, его времени, а также размышление о русской филологии конца прошлого века.

 

Адильхан Сахариев. Синдром Кентавра. Повесть

Повесть, знакомящая с молодой литературой Казахстана (развернутое ее представление журнал планирует сделать в декабрьском номере) – повествование, оформленное в два потока: в старинную легенду о юноше-рабе, вдруг получившем свободу и постепенно превращающемся из полу-человека–полу-коня в человека полноценного, и в рассказ о молодом горожанине из Алматы, пытающемся примирить в себе принадлежность одновременно и к «народу», и к «интеллигенции» (эти слова автор употребляет в кавычках). И в обоих повествовательных потоках разворачивается один,– по-разному оформленный, но в обоих случаях драматически напряженный, – сюжет обретения свободы.

 

Анна Аркатова. Три дня блондинки. Рассказ

По жанру – продвинутая «женская проза» в трех частях (коротких); автор рассматривает своего автора-повествователя (очень похожего на поэтессу Анну Аркатову) с иронией, снисхождением и душевным сочувствием; по содержанию же – современная психологическая проза с мотивом «времени и места».

 

Глеб Шульпяков. Человек-невидимка. Новелла из романа «Красная планета»

"В дутой куртке и вязаной шапочке, с сумкой, похожей на торбу, этот тип в толстых очках, этот растерянный молодой человек, медленно идущий вверх по улице, — это я" - фраза, которой Шульпяков начинает свой "театральный роман", точнее, микро-роман, текст которого сориентирован автором на философскую притчу о взаимоотношениях нашей "реальности" с эстетикой театрального действа, а если точнее, с ее экзистенцией, и еще точнее – сориентированный на вопрос, кто мы, на самом деле, в этом мире.

 

 

СТИХИ

Подборки стихотворений Андрея Полякова «На границе ласточек и чаек», Вадима Месяца «Штирлиц в Клайпеде», Ольги Сульчинской «Песня о пароходе», Олега Завязкина «Бригада «Дирлевангер»»,

 

 Геннадия Калашникова «Дно колодца мерцает»

 

Ночная река, расширяясь, беззвучно уходит во тьму,

там что-то дрожит и пульсирует слева,

поток замирает, и низко склонилось к нему

бессонницы серое голое древо.

 

Тяжелая птица сутуло сидит на суку,

из мрака во мрак переходит неясная нежить.

Прихлынет волна — про любовь и тоску,

отхлынет волна — про разлуку и нежность.

… … …

 

 

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

Юрий Каграманов. Два пути от Рокамадура. Европа между крестом и полумесяцем  

Об исламизации Европы и о реакции на нее европейских интеллектуалов – на материале, в частности, романа Мишеля Уэльбека «Покорность» и спровоцированной романом литературно-критической полемики («Успех романа имеет сильный привкус скандала. Говорят даже, что общество разделилось наподобие того, как это произошло в «битве вокруг „Эрнани”»; только тогда битва развернулась на почве литературно-политической, а сейчас — на почве религии с уклоном в политику»).  

 

ИЗ НАСЛЕДИЯ

Константин Симонов. Дорогие мои старики. Из переписки с родителями в военные годы (1941 — 1945). Публикация, подготовка текста и комментарии Екатерины Симоновой-Гудзенко

От автора: «Переписка с родителями — не только часть моей собственной жизни в годы войны, но, как мне думается — и нечто более существенное. Называть это связью поколений — было бы слишком громко. Но какая-то частица этой общей связи здесь наверно присутствует, как и в истории всякой другой семьи на таком драматическом отрезке общественной и семейной жизни — как война».

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Денис Ларионов — «Проект Бориса Дубина». Дубин как литературный критик

«Имя Бориса Дубина, одного из участников знаменитого СМОГа, переводчика Аполлинера, Лорки, Борхеса, Беккета и множества других фигур, без которых сейчас невозможно представить себе современную — русскую — литературу, прочно связано не просто с поэзией или переводческой деятельностью, но с гуманитаристикой как таковой (от филологии до социологии)» – о Дубине-критике.

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Артем Скворцов. Буря внутри. Опыт прочтения одного стихотворения Владислава Ходасевича

Критик читает стихотворение Ходасевича «Играю в карты, пью вино…»; из «подведения итогов»: «…С точки зрения художника именно свойство «непривыкания к реальному миру» отличает его от других людей и в известной степени позволяет ему относиться к ним с тайным превосходством.»

 

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

 

Роман Шмараков. Земля тьмы и мрака. – о книге: Андрей Геласимов. Холод. М., «Эксмо», 2015;

Алиса Орлова. Выход через зеркало. – о книге: Саша Филипенко. Замыслы. М., «Время», 2015;)

Геннадий Каневский. Изучение малых трещин. – о книге: Екатерина Соколова. Вид. М., «Tango Whiskyman», 2014;

Евгения Риц. То ли видение. – о книге: Майкл Каннингем. Снежная королева. Перевод с английского Дм. Карельского.  М., «Corpus», 2014;

Марина Бувайло. Отражение, разглядывание, узнавание. – о книге: Татьяна Нешумова. Глухой ушастый. Автобиографическая проза, стихи.  М., Дом-музей Марины Цветаевой, 2014.

 

Книжная полка Бориса Кутенкова

Елена Сунцова. Точка шепота. New York, «Ailuros Publishing», 2014;

Денис Драгунский. Отнимать и подглядывать. М., «АСТ», «Редакция Елены Шубиной», 2014;

Дмитрий Быков. Советская литература: расширенный курс. М., «ПРОЗАиК», 2015;

Александр Агеев. Голод. Предисловие И. Кукулина, В. Курицына.  М., «Время», 2014;

Сергей Чупринин. Критика — это критики. Версия 2.0. М., «Время», 2015;

Ян Пробштейн. Одухотворенная земля. Книга о русской поэзии. М., «Аграф», 2014;

Алексей Решетов. Стихи 1960 — 2002 гг. Челябинск, «Издательство Марины Волковой», 2014;

Леонид Шевченко. Саламандра. Стихи. Волгоград, «Издатель», 2014;

Антон Черный. Зеленое ведро. М., «Воймега», 2015;

Светлана Михеева. Отблески на холме. М., «Воймега», 2014; Светлана Михеева. Яблоко-тишина. М., «Воймега», 2015;

 

Кинообозрение Натальи Сиривли

В будущее!

«Бросив самый поверхностный взгляд на голливудскую продукцию недавнего времени, я углядела сразу три фильма, развивающие единый сюжет «перехода к будущему»:«Интерстеллар» (2014, режиссер Кристофер Нолан), «Земля будущего» (2015, режиссер Брэд Бёрд), «Семейка Крудс» (2013, режиссеры Кирк де Микко и Крис Сандерс) – «Во всех трех картинах есть два варианта будущего: катастрофический, если все пойдет как идет, и спасительный, требующий решимости и героических усилий для перехода. Везде этот переход разворачивается как сказочный нарратив — «путешествие в тридевятое царство» с приключениями, застреванием, эпизодами символической смерти, участием волшебных помощников и т. д. Во всех трех картинах (особенно в детских) суть перехода прямо трактуется как внутреннее изменение человека. …»

 

Детское чтение с Павлом Крючковым

Солнышко нашей поэзии

О чтении Пушкина в детстве, а также о книгах о Пушкине для детей -  Александра Слонимского, Валентина Берестова, Марианны Басиной, Арнольда Гессена, Натальи Долининой, Марии Руденской и т. д. а также о жэзээловской книге Вл. Новикова, о «Трудолюбивом Пушкине» Андрея Битова и Резо Габриадзе и многом другом (тема безбрежная, автор пытается дать хотя бы основные ориентиры в этом книжном море).

 

Библиографические листки

Книги (составитель Сергей Костырко)

Периодика (составитель Андрей Василевский)