Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2017
1 2 3 4
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1995
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1994
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1993
6 7 8 9
10 11 12
Анонс июньского (№ 6, 2015) номера «Нового мира»

Анонс июньского (№ 6, 2015) номера «Нового мира»

 

ПРОЗА

 

Юрий Гаврилов. Родное пепелище. Воспоминания

Воспоминания о жизни в старой, уже легендой ставшей, послевоенной, 40-50-х годов, Москве; мемуарная, но и – художественная проза, воспроизводящая типы и повседневную жизнь москвичей.

 

Кирилл Азёрный. Настоящая Венеция. Повесть

Журнал знакомит читателей с творчеством нового, вступающего в литературу поколения – попытка орнаментальной метафорической прозы в повести молодого уральского писателя; повествование выстраивается двумя сквозными мотивами: смерть отца и любовь к женщине.

 

Илья Огнев. Маланьина свадьба. Рассказы

Два коротких, но емких («прозрачных») рассказа, написанных в «классической манере».

 

Роман Шмараков. Книга скворцов. Диалог

Самый неожиданный текст номера, в котором: раннее Средневековье, два монаха и церковный художник, укрывшиеся в храме от странного ненастья – неимоверного количества скворцов, стаи которых закрыли небо, – и ведущие неспешную беседу о знамениях, о нравах и обычаях античной старины, о странностях и привычках римских императоров, о Боге, о морали и т. д.; автор предлагает свой вариант погружения в старинную культуру, в которой, как ни странно, не чувствуется архаики.

 

СТИХИ

Подборки стихотворений Елены Сунцовой «Лесная травка», Олега Хлебникова «Тебе достаточно», Григория Петухова «Направив на звезды взгляд»,

Владимира Козлова «Пленник еврозоны»

(Бог мирового искусства

ведет себя, как провинциальный губернатор –

раздувает госаппарат,

раздает должности:

ты займешь нишу борцов за права

обгоревших в горящих избах женщин,

ты будешь голосом нищей периферии,

чьих детских рисунков не ценят в империи,

ты назначаешься рефлексирующим грязнокровкой,

а ты – последним аристократом,

конечно, тронутым вырожденьем и просто пороком,

свободна вакансия дикаря–

плохо одетых кандидатов просьба не беспокоиться,

остальным подготовить рекомендации,

ибо вашей мазни все равно отсюда не видно

… … …)

 

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Блез Сандрар. Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской. Перевод с французского, вступление и примечания Михаила Яснова

Публикация одной из самых знаменитых поэм Блеза Сандрара (написана в 1913 году) о  его - реальном или выдуманном, сказать трудно - путешествии в 1905 году  по Сибири

(Я был тогда в Москве с ее семью вокзалами и тысячью тремя церквями

Но мне их было мало и вокзалов этих и церквей

Поскольку сердце юное мое тогда безумствовало и пылало

Оно сгорало то как храм в Эфесе то подобно Красной Площади в Москве

Когда закат краснел

Когда мои глаза пылали светом древних связей.

Я был тогда дурным поэтом

И до конца идти не смел.

… … …)

 

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

Валерий Виноградский. Лицом к лицу: феноменология дискурсивного опознания           

Статья о способах нашего общения друг с другом и вообще – с миром, в частности, о дискурсе, об особым манером сформировавшимся, выросшим из жизни и погруженным в нее же «речевом мире»: «Дискурс – это язык в языке, т. е. определенная лексика, семантика, прагматика и синтаксис, являющие себя в актуальных коммуникативных актах».                                                                          

 

ИЗ НАСЛЕДИЯ

Александр Гладков. Дневник 1967. Окончание

/Про похороны Эренбурга/ - «5 сент. Вчера похоронили Илью Григорьевича. ЦДЛ был переполнен и тысячи москвичей прошли мимо гроба и еще тысячи не попали. До конца траурного митинга в ЦДЛ на улице Герцена стояла огромная толпа, остановившая уличное движение, которую тщетно милицейские машины с рупорами старались уговорить разойтись. <...> Блестящее отсутствие Федина, Леонова, Шолохова, Соболева. Не говоря уже о прямых противниках И. Г. (Кочетове, Грибачеве, Сафронове, которые могли бы прийти из приличия, хотя бы.) . <...> Стоял в почетном карауле вместе с Аникстом и Копелевым. На митинг я уже не мог пройти в битком набитый зал и слушал его из верхнего фойэ, смотря на бушующую перед ЦДЛ толпу. <...> Кладбище уже набито шпиками с траурными повязками на рукавах. Я никогда не видел такой толпы шпиков (в ЦДЛ их было тоже очень много: сотни). Потом приходят автобусы из ЦДЛ. Говорят, что было какое-то побоище у выхода из ЦДЛИ Н. Я. и меня пригласила после к себе Любовь Михайловна, но Н. Я. попросила меня накормить ее обедом в ЦДЛ и отвезти домой: она страшно устала. Едем на автобусе ССП в ЦДЛ. Утро было дождливым, но днем распогодило и стало жарко».

 

 

МИР ИСКУССТВА

Алексей Коровашко. Почему  - редиска?                         

Статья о некоторых законах обновления нашей лексики на материале слова «редиска», с легкой руки кинематографистов («Джентльмены удачи») вошедшего в блатной жаргон, но и до этого уже имевшего свои традиции использования в качестве метафоры.

 

ОПЫТЫ

Карасев. Занимательная эстетика

Из вступления: Эстетическое автор книги понимает, как выразительное, что снимает многие теоретические и терминологические трудности и связывает заметки (несмотря на их разноплановость) в единое целое. В приводящемся ниже фрагменте в основном речь идет о том, что традиционно именуется «эстетическим в природе».

 

 

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

 

Татьяна Бонч-Осмоловская. Книжники, фарисеи, святые – о книге: Валерий Залотуха. Свечка. Роман. В двух томах. М., «Время», 2015;

Аркадий Штыпель. Фокусы оптики – о книге: Владимир Гандельсман. Грифцов. М., «Воймега», 2014;

Анаит Григорян. Две судьбы русской литературы – о книге: Борис Голлер. Лермонтов и Пушкин. Две дуэли. М., «АСТ», 2014.

 

Книжная полка Олега Дарка

Полка составлена по мотивам «Русской премии» 2015 года . Часть персонажей вошла в длинный список премии, другие разделили места победителей.

Валерий Айзенберг. Квартирант. Повесть. М., «ОГИ», 2014;

Ульяна Гамаюн. Осень в декадансе. Роман, повесть, рассказ. М., «ОГИ», 2014;

Ян Каплинский. Белые бабочки ночи: стихи. Таллинн, «Kite», 2014;

Вреж Киракосян. Душа моя в стиле ню. История художника-инвалида, который любит жизнь. Казань, издательство Казанского университета, 2014;

Александр Мильштейн. Параллельная акция. Роман. М., «ОГИ», 2014;

Феликс Чечик. Стихи для галочки. Стихотворения. М., «Русский Гулливер»; «Центр современной литературы», 2013;

Елена Минкина-Тайчер. Эффект Ребиндера. Роман. М., «Время», 2014;

Лев Либолев. Мысли вслух. Сборник стихотворений. Новокузнецк, «Союз писателей», 2013;

Михаил Эпштейн. Отцовство. Роман-дневник. М., «Никея», 2014;

Мария Рыбакова. Черновик человека. Роман. М., «Эксмо», 2014;

 

Мария Галина: Hyperfiction

Сто пятьдесят лет под водой или история с немографией

О самостоятельной, уже без участия Жюля Верна, истории таинственного, романтичного капитана Немо в литературе и в кино (в экранизациях, иногда очень вольных в обращении с изначальным сюжетом 1907 – 1999 годов) – «Именно тайна вкупе с романтичностью оказались залогом литературного бессмертия, - каждое очередное «новое время» приписывало капитану свои черты».

 

Библиографические листки

Книги (составитель С. Костырко)                                                                                      Периодика (составитель А. Василевский)