Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2017
1 2 3 4
5 6
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1995
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1994
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1993
6 7 8 9
10 11 12
Анонс апрельского (№ 4, 2015) номера журнала «Новый мир»

Анонс апрельского (№ 4, 2015) номера журнала «Новый мир»

 

 

ПРОЗА

Валерий Вотрин. Составитель бестиариев. Рассказ

Биостанция на Волге. Трое ученых, изучающих таинственного водного зверька, очень скрытного и очень – по слухам - опасного. Гость – испанский биолог-священник. Рассказ про то, с помощью какого органа возможен контакт человека с природой.

 

Мария Галина. Автохтоны. Роман (окончание)

Завершение фантасмагорического повествования Галиной, в котором Город, в секреты которого пытается проникнуть герой-«искусствовед», начинает активно реагировать на его присутствие, и наш расследователь оказывается во власти сил, настроенных к нему и доброжелательно, и настороженно (если не враждебно); сил, природу которых он постигает только к самому концу его – растянувшегося на целый роман – приключения. Повторю сказанное в анонсе на предыдущий номер: читателю предлагается детективно-искусствоведческая, она же – историко-философская фантасмагория, написанная по-галински - раскованность и парадоксальность ходов фантастического сюжета сочетаются здесь с абсолютной реалистичностью во всем, что касается психологии героя, топографии и истории города, в котором развивается действие романа, в обращении к пост-истории русского Серебряного века в советские времена и так далее.

 

Олег Хафизов. Третий сон. Рассказ

Рассказ про то, что на самом деле управляет нашей жизнью, – в частности, про наши сны, которые одновременно и своеобразная реакция на уже свершившееся и инструмент выстраивания нашего будущего.

 

Георгий Давыдов. Тот самый джаз. Рассказ

Джазовый – и по стилистике и, соответственно, по наполнению – рассказ, в котором, как в джазовой импровизации переплетаются разные темы; в данном случае, главенствуют две: горечь жизни и радость и полнота жизни, как темы неотделимые друг от друга.

 

 

СТИХИ

Подборки стихотворений Юрия Кублановского «Неисправные времена», Инги Кузнецовой «Человек междуречен», Виктора Куллэ «В изначальный пламень»,

 

Сергея Стратановского «Одиночество в раю»

Он сказал, что поэзия – это бегство

От реальности

в разные разности, в детство,

В рифмы, в ритмы…

Тогда как в реальности – мерзости

И локальные битвы.

 

Что ж… Согласен, что бегство,

Но и свидетельство тоже.

 

 

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Эзра Паунд. Плавание за знанием: Canto XLVII. Перевод с английского, предисловие и примечания Яна Пробштейна.

Новый перевод двадцать седьмой «Песни» из «Cantos» Паунда – «"Эпос – это стихотворение, вмещающее в себя историю", – писал Эзра Паунд…», «Его "Cantos" ("Песни") вмещают историю от античности и средневековья, до войны за независимость и провозглашения США. И – дальше – до современной истории, очевидцем и участником которой он был. Паунд выдвинул идею обновления языка и образа, позаимствовав представление о вечном обновлении у основателя китайской династии Шан – Чэн Тана»

 

ОПЫТЫ

Александр Секацкий. Не только о Швейцарии

Эссе, написанное философом – про «метод философского альпинизма» Ницше и пейзаж Швейцарии, про феномен «швейцарской демократии» и меру человека («человек есть то, чем он рискует»), про аристократизм духа и про потворство «маленькому человеку», про понятие «свобода» в современном мире и проблему дееспособности сегодняшнего европейца. Про то, что весомость «публичного слова не то чтобы уменьшилась, она стала прямо-таки исчезающе малой величиной. Atrium в своей экспансии захлестнул Publicum так, что над миром воцарился детский лепет. Эталонный греческий полемос, поприще высокой состязательности, стал грандиозным бла-бла-торием континуума социальных сетей, где идейные споры совершенно потонули в увлекательном противостоянии «бла-бла» и «бла-бла-бла». Про несостоятельность «гуманистического проекта», на котором строилась европейская цивилизация – «образцом для настройки всех социальных, да и пожалуй, всех слишком человеческих регуляторов, стал инвалид. Сначала инвалид в физическом смысле, а затем и в смысле более широком – тот, кого на Руси называли «убогим». Мир должен выстраиваться, выравниваться по этой планке, чтобы никто не чувствовал своей лишенности и брошенности».

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Александр Жолковский. «Летним днем». Эзоповский шедевр Фазиля Искандера

О художественной оснастке замечательного рассказа Фазиля Искандера «Летним днем», который в брежневские времена использовался многими как практическое руководство при общении с сотрудниками КГБ (и об этом в статье – тоже).

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Марианна Ионова. В стране большевиков и в стране, которой нет. О книгах Ивана Солоневича

Статья об одном из самых известных русских писателей в эмиграции Иване Лукьяновиче Солоневиче (1891 – 1953), авторе книг «Народная монархия», «Россия в концлагере» (написанной в 1936 году, то есть задолго до «Архипелага ГУЛАГа»), «Диктатура сволочи» и других.

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

 

Юлий Дубов. «Щегол». Записки реконструктора – о книге: Донна Тартт. Щегол. Роман. Перевод с английского А. Завозовой. «Corpus», 2015;

Андрей Расторгуев. Война и мир Арсена Титова - о книге: Арсен Титов. Тень Бехистунга. Исторические романы. Екатеринбург, «АсПУр», 2014;

Инна Булкина. Герой Полтавы – о книге: Иван Волков. Мазепа. Поэма. М., «ОГИ», 2014;

Александр Чанцев. Тотальная каспиана - о книге: Василий Голованов. Каспийская книга. Приглашение к путешествию. М., «Новое литературное обозрение», 2015.

 

Книжная полка Ольги Балла

Свою десятку книг представляет литературный критик и искусствовед, постоянный автор «Нового мира», редактор отдела философии и культурологии журнала «Знание – Сила».

Mixtura verborum’2013: время, история, память. Философский ежегодник. Под общей редакцией С. А. Лишаева. Самара, Самарская гуманитарная академия, 2014;

Александр Марков. 1980: год рождения повседневности. М., «Европа», 2014;

Дени Крузе. Нострадамус: исцеление душ эпохи Ренессанса. Перевод с французского А. Захаревич. СПб., «Издательство Ивана Лимбаха», 2014;

Джонатан Крэри. Техники наблюдателя. Видение и современность в XIX веке. Перевод с английского Дмитрия Потемкина. М., «V-A-C press», 2014;

Юлия Ватолина. Гостеприимство: логика и этос. СПб., «Издательство РХГА», 2014;

Антон Нестеров. Колесо фортуны. Репрезентация человека и мира в английской культуре начала Нового времени. М., «Прогресс-Традиция», 2015;

Анна Колчина. Радио «Свобода» как литературный проект. Социокультурный феномен зарубежного радиовещания. М., Издательский дом Высшей школы экономики, 2014;

Сьюзен Сонтаг. Сознание, прикованное к плоти: Дневники и записные книжки 1964 – 1980. Под редакцией Давида Риффа. Перевод с английского Марка Дадяна и Давида Можарова. М., «Ад Маргинем Пресс», 2014;

Книгоиздательство «Мусагет». История. Мифы. Результаты. Составление и вступительная статья А. И. Резниченко. М., «РГГУ»; «Мемориальный Дом-музей С. Н. Дурылина», 2014;

Елена Косилова. Психиатрия. Опыт философского анализа. М., «Проспект», 2014.

 

Мария Галина: Hyperfiction

Куда мчатся чуть-чуть красные звезды. «Стихи о неизвестном солдате» и не только

Автор продолжает (вслед за Олегом Лекмановым – «Новый мир» № 8, 2013) анализ одного из мотивов «Стихов о неизвестном солдате» Мандельштама – мотив «угрозы с неба».

 

 

Библиографические листки

Книги (составитель С. Костырко)

Периодика (составитель А. Василевский)