Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2017
1 2 3 4
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1995
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1994
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1993
6 7 8 9
10 11 12
Анонс февральского (№ 2, 2016) номера журнала «Новый мир»

Анонс февральского (№ 2, 2016) номера журнала «Новый мир»

 

 

ПРОЗА

 

Сергей Носов. Фигурные скобки. Роман. Окончание. Начало см. «Новый мир», 2015, № 1.

Художественное повествование, которое читается еще и как интеллектуальная игра, поскольку не таким простым для героя - а вслед за ним и для читателя - оказывается описываемый здесь «процесс самоидентификации», на который провоцирует героя чтение попавших к нему в руки записей самоубийцы (в данном случае самоубийцы предполагаемого). Вторая часть романа представляет собой отчасти хронику «конференции нонстейджеров», на которой собрались разного рода «микро-маги» и «волшебники» для учреждения своей организации; драматические события, происходящие на этой конференции неожиданным образом комментируют личный сюжет героя.

 

Михаил Тяжев. Был скошен луг, где я бродил. Рассказы

Как бы вполне традиционная психологическая проза, но с неожиданными, не всегда укладывающимися в «житейскую логику» поворотами сюжетов.

 

Владимир Платонов. Воспоминания моей матери

Писатель Владимир Платонов представляет воспоминания своей матери В. П. Быковой, юность которой пришлась на годы революции и гражданской войны  на Кубани, - за работу над воспоминаниями (по предложению сына) Быкова села в начале семидесятых годов и успела описать свою жизнь и события из жизни своей станицы с 1917 до начала 20-х годов. 

 

 

СТИХИ

Подборки стихотворений Сергея Золотарева «Гамлет  в  Крыму», Владимира Рецептера «Тайный знак», Александра Самарцева «В разрывах кожи»,

Максима Калинина «Истина на роговице» -

Засеребрился город вдалеке,

Построенный по щучьему веленью,

Где местные живут по вдохновенью,

Идя к небытию рука в руке.

И ты туда стремишься налегке,

Неподчиним забвенью или тленью,

Как начертанье на сыром песке.

 

НОВЫЕ  ПЕРЕВОДЫ

Даниэл Варужан , Рубен Севак, Сиаманто. Короткая песня. Перевод с армянского, вступление и примечания Георгия Кубатьяна

Стихи трех армянских поэтов, погибших в Турции во время Великой Резни, когда было умерщвлено полтора миллиона армян. Все трое входили в число лучших армянских поэтов начала ХХ века.  

 Рубен Севак:

Каждый вечер, как в небе уставшее плавать

погружается солнце в кровавую заводь,

а на горы ложится туманный покров,

я смотрю на тебя, о Звезда вечеров.

 

Я не знаю, Звезда, как тебя именуют,

и меня о тебе перетолки минуют;

знаю только: с младенчества, душу знобя,

о Звезда вечеров, я смотрю на тебя.

... ... ...

Жизнь – короткая песня. И в чём она, Боже?

Упования ложью становятся позже…

Старо сердце моё, но доныне, любя,

о Звезда вечеров, я смотрю на тебя.

 

 

 

ОПЫТЫ

Сергей Шаргунов. Лев Толстой – лес густой

Эссе о природе «писательского волнения» Льва Толстого

 

СЕМИНАРИУМ

Бернар Фрио. «Только потерявшись, можно себя найти». Беседовала Ася Петрова

Интервью одного из самых известных и востребованных писателей Европы, много пишущего и для детей, французского прозаика, поэта и переводчика.

Бернар Фрио. Нетерпеливые. Перевод с французского Аси Петровой

Подборка коротких рассказов для детей, часто, скажем так, c недетским - по нашим привычным представлениям - содержанием.

 

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

 

Денис Ларионов. Единство и одиночество

Статья о двух подходах к литературе в современной критике - на материале книг Александра Скидана «Сумма поэтики» и Олега Юрьева «Заполненные зияния».

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

 

Марина Кузичева. «Законы поэзии спят в гортани…». Владимир Яхонтов и Осип Мандельштам

«…спектакли Яхонтова, его размышления о принципах актерской работы над текстом, и прежде всего над текстом поэтическим как высшей сценической задачей, содержат отзвук и теорий ОПОЯЗА, и поэтических практик 1920 – 30-х годов, – и в какой-то мере сопровождают и дополняют их. Можно было бы назвать его актером-мыслителем, и в этом, как и в особом отношении к слову на сцене, он схож с Михаилом Чеховым, которого глубоко почитал. Но совсем отдельного, пристального внимания заслуживает история десятилетней дружбы В. Яхонтова и О. Мандельштама.»

 

Андрей Ранчин. «Ум с сердцем не в ладу». Образ Чацкого и авторская позиция в «Горе от ума»

Сегодняшнее возвращение к старинному русскому спору о Чацком: умен он или глуп? Чем движется действие в пьесе - авторской иронией по отношению к герою или состраданием? "В современной – постмодернистской – культуре разрыв между исконным содержанием произведения, между авторским замыслом, с одной стороны, и позицией толкователя, с другой, становится непреодолимым, а игнорирование авторской позиции – принципиальным... ...Историко-литературный подход, на котором основывается филология, воспринимается как безнадежно архаичный, отсталый. Но любая попытка диалога с прошлым, с произведениями других эпох возможна, только если признается, что у этих времен, у этих произведений и у их авторов есть своя особенная точка зрения, свое осознанное видение мира. Свое понимание ума и глупости, серьезного и смешного".

 

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

 

Дмитрий Бавильский «Чужие сны» - о книге: Евгений Шкловский «Точка Омега». Рассказы, повесть. М., «Новое литературное обозрение», 2014;

Денис Безносов «Усталость от истории» - о книге: Мо Янь «Устал рождаться и умирать». Роман. Перевод с китайского И. Егорова. СПб., «Амфора», 2014;

Кирилл Корчагин «Биография и мифология Виктора Сосноры» - о книге: Вячеслав Овсянников «Прогулки с Соснорой». СПб., «Скифия», 2013;

Елена Генерозова «Карго-культ Геннадия Каневского» - о книге: Геннадий Каневский «Подземный флот». Нью-Йорк, «Айлурос», 2014, 76 стр.

 

Книжная полка Анаит Григорян

Книги о театре представляет прозаик, литературный критик из Санкт-Петербурга.

Евгений Зноско-Боровский. Русский театр начала XX века. М., «Навона», 2014;

Вадим Гаевский. Книга встреч: заметки о критиках и режиссерах. М., «РГГУ», 2012;

Алексей Бартошевич. Театральные хроники: начало двадцать первого века. М., «Артист. Режиссер. Театр», 2013;

Олег Табаков. Прикосновение к чуду. М., «АСТ», «Зебра Е» 2008;

Елена Алексеева. Михаил Светин. Телефономания. СПб., «Балтийские сезоны», 2013;

Рудольф Фурманов. Мне снился сон: Андрюша был спасен... Театральная повесть. СПб., «Белое и Черное», 2013;

Ольга Кучкина. Зинаида Райх. Рок. М., «Искусство – XXI век», 2011;

Нина Аловерт. Борис Эйфман: вчера, сегодня... СПб., «Балтийские сезоны», 2012;

Ольга Егошина. Театральная утопия Льва Додина. М., «Новое Литературное Обозрение», 2014;

Лев Додин. Путешествие без конца. Диалоги с миром. СПб., «Балтийские сезоны», 2013;

 

Мария Галина: Hyperfiction

За горизонтом событий

Почему тираны хотят быть еще и поэтами? Чем и как связаны власть и искусство? На эти и другие темы размышляет Галина в своей статье о романе Евгения Чижова «Перевод с подстрочника», романе про московского поэта, согласившегося перевести стихи современного восточного владыки одной из наших бывших среднеазиатских республик. Ну и, естественно, автор статьи упирается в проблему: что есть "публичное слово" сегодня и в каких оно отношениях с реальностью - "События настоящего, даже вымышленные, тем более вымышленные, безусловно влияют на события прошлого, которое, в зависимости от текущей ситуации становится то славным, то позорным, то вообще стирается, как не бывавшее никогда. А уж на настоящее – тем более. Конструкты, порожденные воображением ушлого пиар-менеджера или романтичного литератора, так или иначе формируют реальность, так как никакого иного способа трансляции реальности, кроме как посредством слова и образа у нас нет."

 

ЮБИЛЕЙ

Конкурс эссе к 90-летию «Нового мира»: Даниил Каплан, Елена Шимонек, Валерий Хилтунен, Андрей Пермяков, Александр Титов, Евгений Никитин, Алексей Смирнов. Вступительное слово Владимира Губайловского.

Семь лучших эссе, написанных для конкурса, объявленного журналом к своему 90-летию. Темы для эссе были предложены такие: «За что я люблю "Новый мир"» и «За что я не люблю "Новый мир"».

 

Библиографические листки

Книги (составитель Сергей Костырко)

Периодика (составитель Андрей Василевский)