Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2017
1 2 3 4
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1995
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1994
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1993
6 7 8 9
10 11 12
Анонс декабрьского (№ 12, 2015) журнала «Новый мир»

Анонс декабрьского (№ 12, 2015) журнала «Новый мир»
 

ПРОЗА

Юрий Серебрянский. Островитянин. Рассказы.

Два остросюжетных рассказа – про космонавта, спускающегося с неба на землю (в прямом и переносном смысле слова), и про человека, с психологией «островитянина».

 

Илья Одегов.  Снег в паутине, повесть

Социально-психологическая (с лирико-философской подкладкой) проза – на материале жизни современной Алма-Аты.

Цитаты: «Подъезжая к Парку 28 панфиловцев, он еще издали увидел какую-то крупную технику. Назару в первый момент показалось, что это тракторы, глаза просто не поверили увиденному. Но это были не тракторы, а танки. Устрашающие, гигантские, густо покрытые зеленой краской танки, из люков которых высовывались по пояс ребята в военной форме.

Назар сбавил скорость, приспустил окно, высунулся и весело спросил.

- Ребята, а с кем война?

Один из парней лениво взглянул на Назара, сплюнул в сторону и сказал:

- С тобой»; 

«- Я не безработный, - сказал он, - я предприниматель. Частный.

- Ну, так и я тоже, - благодушно сказал мужик. – Почти. Кем я только не работал. И сторожем в банке, и барменом, и водителем автобуса, а сейчас до самого низа докатился – устроился в школу учителем. Биологию веду. Я ведь по образованию биолог».

Заир Асим. Ксения. Повесть.

Полузабытый в нашей литературе жанр - повесть о любви, в данном случае любви одновременно и счастливой и драматически (если не трагически) напряженной; написана «в лоб», как «хроника чувства», история взаимоотношений.

Азамат Байгалиев. Добежать до радуги. Рассказы

Фантасмагоричная проза, парадоксальные сюжетные ходы которой и мотивы – по большей части «апокалиптические» – отнюдь не фантастика, а способ отражения реального мироощущения современного человека.

 

Мария Рябинина.  Апатрид,  рассказ

Героиня рассказа, озабоченная получением гражданства (в данном случае казахское, но речь в рассказе о ситуации многих мест постсоветского пространства), пытается выяснить для себя само содержание понятия «родина»: родина это то, что определяется географией, то есть это – «где»? Или «родина» – это «что»?

Борис Поленов. Чистая голодная Москва.  Военное детство москвича.

Автор воспоминаний, которому в год начала войны было пять лет, ученый-физик, и текст его, не слишком объемный, написанный на редкость информативно, «предметно» (с упором на факты, на самые выразительные черты стиля жизни и повседневного быта военной Москвы), читается еще и как текст художественный.

СТИХИ

Подборки стихотворений Ербола Жумагула «Родимый огород», Айгерим Тажи «Кадры из темноты», Павла Банникова «Плохие стихи», Заира Асима «Выдох травы», Тиграна Туниянца «Мерцание алфавита», Дениса Ибрагимова «Письмо окраине», Алексея Швабауэра «Диван, диван, диван»,

 

Марии Вильковиской «Монологи повседневности»

«вот так соберешься писать о пустоте местного метро

о гулкости переходов чистоте прохладе и комфорте

верноподданном цвете обивки сидений

но уже открываются целых две станции в спальных районах

вот так соберешься сделать проект об отсутствующих тротуарах

о засилии частного транспорта

водителях-грубиянах прохожих ненависти  ямах и выбоинах

но все уже заасфальтировали снабдили зебрами светофорами инновативными кнопками безопасного перехода

(либо город совсем разрушен невиданным землетрясением)

вот так соберешься ничего не бояться

жить в полную силу дышать полной грудью питаться праной

либо исключительно солнцем

но нет тебя уже вовсе

кто-то иной идет навстречу прошлому и заморскому наследству

Спеши, пешеход!»    

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Абай Кунанбаев (1845 – 1904)  Магжан Жумабаев (1893 – 1938). Когда станет длиннее тень.Перевод с казахского Ильи Одегова

Из наследия двух классиков казахской поэзии: основоположника национальной письменной литературы XIX века Абая Кунанбаева  и

Магжана Жумабаева –

«Старый город – утренний мир,                                         

На него если бросишь взгляд,

Что увидишь?

Увидишь –

Могилы на площадях.

На могилах сотни святых

Бесконечно молитвы твердят.

Что увидишь?

Увидишь –

Мечетей спокойную стать,

И в каждой стремится мулла                       

Азан громче всех прокричать.

Что увидишь?

Увидишь –

Мурлыкающий базар,

И бурлит на любом углу

Раскаленный кипящий казан.

Что увидишь?

Увидишь…

Погоди, пока взгляд не устал!»

ОПЫТЫ

Анна Грувер. Точка разборки. Заметки о прозе. Илья Одегов

Литературно-критическое эссе о прозе Ильи Одегова, представленного в этом номере повестью «Снег в паутине» - «…Мир Одегова (не только в новой повести) – в вакууме. Здесь небо действительно – свод. И действительно – купол. В каждом рассказе в этом куполе появляется небольшая дыра. Купол продырявливается, но сквозь прорехи все еще невозможно ничего рассмотреть. Со временем эти дыры в озоновом (метафизическом) слое бесследно затягиваются. Замкнутость пространства и духота, и невозможность выбраться есть даже в степи. И в этом смысле – в сравнении с небом – именно земля скорее бесконечна. Потому что здесь особенно остро ощущаешь, что она круглая. Нет края света. Выхода нет. Куда бы в этом мире человек не пошел – он вернется в исходную точку».                   

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Евгений Абдуллаев. Алматинская аномалия. О новой русской  литературе Казахстана.

Обзорная статья, автор которой пытается разобраться в той «литературной аномалии», которую уже лет десять наблюдает в Алма-Ате, – «С одной стороны – как и в других бывших республиках после 1991 года – падение интереса к серьезной литературе, сужение сферы русского языка, отсутствие господдержки для развития русской литературы. С другой – литераторы из Казахстана последние десять лет присутствуют в каждом «длинном» и почти в каждом коротком списках «Русской премии», по количеству уступая только украинцам (среди авторов из постсоветских республик)».

Павел Банников. Литература Ad marginem

Продолжение разговора о современной казахской литературе, начатой в этом номере Абдуллаевым. Банников расширяет круг представляемых авторов, ориентируясь главным образом на сегодняшнюю литературу Алма-Аты.                    

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Евгений Никитин. Путь дона Виктора – о книгах: Виктор Пелевин. Смотритель. Книга 1. Орден Желтого флага; Книга 2. Железная бездна. М., Издательство «Э», 2015;

Елена Скульская. Заяц, раненный в плечо. Илья Одегов. Тимур и его лето. Рассказы и повесть. М., «Текст», 2014

 

Книжная полка Оксаны Трутневой

Книги представляет литературный критик и книжный обозреватель из Казахстана – «Книги современных казахстанских авторов выходят не слишком часто. И вместо того, чтобы пытаться наскрести нужное количество новинок для этой «книжной полки», я сделала обзор наиболее, на мой взгляд, знаковых для литературы Казахстана книг, изданных за последние пятнадцать лет»

Ольга Марк. Зима и Лето. Сборник рассказов. Алматы, «Мусагет», 2011;

Илья Одегов. Любая любовь. Повести и рассказы. М., «СЭИП», 2013;

Айгерим Тажи. БОГ-О-СЛОВ. Стихотворения. Алматы, «Мусагет», 2004;

Михаил Земсков. Перигей. Роман и повести. М., «Бослен», 2008;

Ербол Жумагулов. Ерболдинская осень. Стихотворения. М., Вагриус; «Воймега», 2007;

Юрий Серебрянский. Destination. Дорожная пастораль. Повесть. Алматы, «СаГа», 2011;

Тути. Край дождя. Стихотворения. Алматы, «Мусагет», 2003;

Виктор Бадиков. Эхо жизни. Рассказы. Алматы, «Идан», 2007;

Аделия Амраева. Футбольное поле. Повесть для детей. М., «Аквилегия-М», 2014;

О. Маркова, К. Жанабаев. Золотая колыбель (По мотивам древнетюркских мифов). Алматы, «Мусагет», 2011

                       

                                              

Мария Галина: HYPERFICTION

Трудности форсирования несуществующих укреплений

О некоторых стереотипах нашего восприятия литературы, в частности, об убежденности широкой читательской (и  писательской) публики в том, что «фантастика» это некий вариант не-до-литературы – «…авторы условного мейнстрима, которые на самом деле пишут фантастику, придумывают всякие мудреные слова, вроде «магического реализма», или там «метафизического реализма», лишь бы литературное сообщество не подумало чего»; «Вопрос о взаимоотношениях фантастики и мейнстрима уже десяток лет лениво пережевывается фантастическим сообществом, но если коротко, то можно сказать, что мейнстримом становится все, что выходит за пределы фэндома, – в том числе за пределы издательств и изданий, обслуживающих фэндом, и критики, обслуживающей фэндом. А в этом контексте необходимы институции, которые бы выталкивали фантастику из «гетто», как это обиженно именуют сами фантасты». Ситуацию эту Галина прописывает и анализирует на драматичном сюжете «читательской судьбы» книг «фантаста»Андрея Хуснутдинова.

 

Библиографические листки. Книги (составитель С. Костырко)                                                                                                                        

Содержание за 2015 год