Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Новый Мир 2008, 9

Книги

(составитель С. Костырко)

Александр Афанасьев. Народные русские сказки. М., “Альфа-книга”, 2008,
1088 стр., 5000 экз.

В новое издание вошли все сказки из сборника “Народные русские сказки”, а также — в “Приложении” — сказки из сборника “Русские заветные сказки” и рукописи “Народные русские сказки не для печати”.

Книга вышла в издательской серии “Полное издание в одном томе”. В этой же серии изданы: Николай Карамзин. История государства Российского. М., “Альфа-книга”, 2008, 1280 стр., 7000 экз.; Михаил Булгаков. Полное собрание романов, повестей и рассказов в одном томе. М., “Альфа-книга”, 2008, 1248 стр., 6000 экз.; Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Перевод с итальянского А. Габричевского, А. Венедиктова. М., “Альфа-книга”, 2008, 1280 стр., 6000 экз. (книга Джорджо Вазари (1511 — 1474), архитектора (ансамбль Уффици во Флоренции, Палаццо деи Кавальери в Пизе и другие сооружения) и художника (фрески в Зале Реджа в Ватикане, портрет Лоренцо Великолепного, полотно “Кузница Вулкана” и другие работы), посмертную мировую славу заслужившего своим многотомным трудом “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”, содержащим богатейший фактический материал о жизни и творчестве итальянских художников эпохи Возрождения.)

Андрей Баранов. Поиск по имени. М., Издательство Н. Филимонова, 2008,
114 стр., 750 экз.

Пятая книга стихов поэта, живущего в Ижевске и публикующего свои стихи — главным образом в Сети — под именем Глеба Бардодыма <http://bardodym-gleb.livejournal.
com/>
— “В дороге”: “Дружок движок скулит и воет, / и дворники скребутся — двое, / и печь гудит… В ногах тепло. / Снег мокрогубый лобовое / целует на лету стекло. //
Не видно стоп-сигналов башен / и полых черно-белых пашен, / и плачет приглушенно Кашин / о нас с тобой и о пути, / который пройден и вчерашен / и неизведан — впереди, // не пробиваем светом дальним, / где вдоль обочин черный тальник, / и от столба и до столба — / почти судьба, / где сдох Тотошка / и вмерзли дворники в окошко, / где не смахнет ничья ладошка / снежок с фарфорового лба”.

Дмитрий Быков. Списанные. М., “ПрозаиК”, 2008, 352 стр., 15 000 экз.

От издателя: “└Списанные” — первый роман гротескно-фантастической трилогии └Нулевые”. Его главный герой, молодой телевизионный сценарист Свиридов, вдруг обнаруживает себя в таинственном списке, где состоят, кроме него, еще 180 москвичей в возрасте от 16 до 60 лет. Кто и зачем внес их в этот перечень, члены которого то лишаются работы, то получают повышения по службе, то вызываются на всеобщую диспансеризацию?..”

Светлана Василенко. Стихи. М., “Гуманитарий”, 2007, 32 стр., 500 экз.

Сборник стихов известного прозаика, названный ею просто “Стихи”, “чтоб читатели не подумали, что Василенко начала записывать свою прозу в столбик”: “Не умею / В рифму. // Это как бы еще не стихи, / Но как бы уже и не проза. / Между. // Это как бы еще не слово, / Но уже не междометие. / Междуречие. // Это как бы очнувшийся сон, / Но еще с закрытыми глазами. / Между. // Это как бы уже не любовь, / Но еще и не смерть.-/ Между. // <...> / Между волком, собакой, / Молотом, наковальней, / Между плотью, тенью, / Зеркалом, отражением… // Между // Гнездом и землей, / Когда летишь, / Едва оперившись, вниз, / Мохнатым комком, / Надеясь на / Вросшие в спину / Крылья”.

Василий Голованов. Пространства и лабиринты. М., “Новое литературное обозрение”, 2008, 296 стр., 1500 экз.

Собрание эссеистской путевой (“геопоэтической”) прозы, в которой “сбылась давняя мечта автора — с головой уйти за горизонт экзотических пространств, чтобы всласть поблуждать в лабиринтах времени и культуры с весьма необычной писательской задачей”, в данном случае это — “поиск новых смысловых и образных месторождений.
А также собратьев по духу, └изобретателей”, людей одинокого и своеобычного опыта”-— Азия (Тува), Волга, Пошехонье и множество других мест, а также — личности притягивающих автора людей, таких как Велимир Хлебников или Михаил Бакунин.

Практически одновременно в молодогвардейской серии “Жизнь замечательных людей” вышла одна из самых неожиданных в этой серии книг, продолжившая головановский список неординарных людей русской истории: Василий Голованов. Нестор Махно. М., “Молодая гвардия”, 2008, 528 стр., 5000 экз. (Повествование об историческом персонаже, прошедшем в нашем сознании путь от зловещего — и одновременно полукарикатурного (в советском кино) — образа бандитского атамана до образа одного из лидеров революционного анархизма, сочетавшего талант полководца и организатора. Подступами к этой теме в творчестве Голованова следует считать книгу: Василий Голованов. Тачанки с Юга. Художественное исследование махновского движения. М., “МарТ”, 1997, 454 стр., 5000 экз.)

Также вышли книги: Василий Голованов. Время чаепития. М., “Вагриус”, 2004,
288 стр., 3000 экз.; Василий Голованов. Остров, или Оправдание бессмысленных путешествий. М., “Вагриус”, 2002, 464 стр., 1500 экз. (Лирико-поэтическая проза, написанная на материале жизни автора на одном из островов в Баренцевом море.)

Даниил Гранин. Собрание сочинений в 5-ти томах (комплект). М., “Терра — Книжный клуб”, 2008, 2848 стр., 3000 экз.

В первом томе — роман “Иду на грозу”, повести “Место для памятника” и “Прекрасная Ута”; во втором томе — роман “Картина” и повести “По ту сторону” и “Клавдия Вилор”; третий том составили документальный биографический роман о генетике Н. В. Тимофееве-Ресовском “Зубр” (первая публикация в журнале “Новый мир”, 1987, № 1, 2), повести о русских ученых “Эта странная жизнь” и “Размышления
перед портретом, которого нет”, а также эссе “Два лика”; в четвертом томе — романы “Бегство в Россию”, “Еще заметен след” и эссе “Милосердие”; в пятый том вошли “Вечера с Петром Великим”, а также повести и эссе “Чужой дневник”, “Отец и дочь”, “Тринадцать ступенек”, “Дом на Фонтанке”, “Ты взвешен на весах”, “Церковь в Овере”.

Владимир Захаров. Весь мир — провинция. Книга избранного. Новосибирск, “Свиньин и сыновья”, 2008, 508 стр., 500 экз.

Избранные — за сорок лет — стихотворения поэта, а также физика, академика РАН, автора “Нового мира”: “Открылась дверца, и морозный звон / Минуту или две, протяжный, длился. / В тот миг открылся черный небосклон / С узлами звезд холодных. Весь открылся. // Как некий дар, о чем я не просил, / Как некий лаз. Я из кино иду обратно, / Иду, и просто в мире, все понятно, / Ну, скользко, но еще хватает сил.-/ Обычный снег, обычная стена, / Но вот открылась бездна, звезд полна”.

Трумен Капоте. Летний круиз. Перевод с английского Ксении Тверьянович. СПб., “Азбука-классика”, 2008, 192 стр., 7000 экз.

Дебютный роман Капоте, в течение шестидесяти лет считавшийся утраченным и впервые опубликованный в 2006 году; от издателя: “В этом романе Капоте описывает драматичные события из жизни великосветской дебютантки Грейди Макнил, остающейся на лето в Нью-Йорке, пока ее родители отплывают в Европу. Она влюбляется в служащего автомобильной парковки и флиртует со своим другом детства, вспоминает былые увлечения и танцует в модных дансингах”…

Мария Карамзина. Ковчег. Стихотворения. Судьба. Памятные встречи. Письма И. А. Бунина к М. В. Карамзиной. Составление Людмилы Глушковской. Таллинн, “VE”, 2008, 216 стр. Без указания тиража.

Книга, изданная эстонским культурным центром “Русская энциклопедия” в серии “Архипелаг ГУЛАГ: эстонский остров”, представляет творчество и личность Марии Владимировны Карамзиной (1900 — 1942), автора книги “Ковчег” (1939), ставшей заметным явлением в литературе русской эмиграции. В издании воспроизводятся корпус
стихотворений книги “Ковчег” и небольшая подборка стихотворений, написанных в
последние годы. Вслед за стихами помещены мемуарные очерки друзей и близких Карамзиной, рассказывающие о различных этапах ее жизни (эмиграция из России в годы революции, первое и второе замужества, жизнь в Эстонии, арест мужа в 1941 году,
высылка Карамзиной с сыновьями в Сибирь и смерть от голода и лишений); в книгу вошли также отрывки из переписки Карамзиной с Ходасевичем и Буниным.

Неизвестные Стругацкие. От “Града обреченного” до “Бессильных мира сего”. Составление Светланы Бондаренко. М., АСТ; “Сталкер”, 2008, 528 стр., 5000 экз.

Не публиковавшиеся ранее варианты известных произведений братьев Стругацких.

Роза в снегу. Составление и статьи Станислава Рассадина. М., “Текст”, 2008, 637 стр., 3000 экз.

Книга составлена в жанре “авторской антологии” под грифом “Серебряная серия”. Станислав Рассадин представляет не “золотое собрание” русской поэзии, в которое, надо полагать, вошли бы и Пушкин, и Лермонтов, и Некрасов, а именно “серебряное”, к которому он относит творчество Батюшкова, Дельвига, Дениса Давыдова, Баратынского, Вяземского, Жуковского, Полежаева, Бенедиктова, Языкова, Каролины Павловой, Аполлона Григорьева, А. К. Толстого, Случевского, Анненского.

Александр Страхов. Лицо в толпе. Вторая книга стихов. М., Издательство
Н. Филимонова, 2008, 68 стр., 1000 экз.

Сборник новых стихотворений поэта, начинавшего в 1970-е годы. Первую книгу поэта, вышедшую в 2006 году (“Пробуждение”. М., Издательство Н. Филимонова), составили стихи, которые были написаны в 1979 — 1983 годах. Затем в творчестве последовала более чем двадцатилетняя пауза (в конце 80-х автор переехал в США), и вторая книга состоит уже из стихотворений 2006 — 2008 годов — “Не видеть, не слышать, не думать, не знать?.. / Да полно, — глаза разуй! / На нашей улице снова весна / И сна — ни в одном глазу. / Попробуй рукой: со всех сторон / Стеною стоит трезвон. / Неужто нам неметь и не сметь / Добавить невнятицы в птичью речь? / Неметь — значит вживе себя обречь / Могильным червям на снедь. / А мне уже слушать невмоготу / Твою и свою немоту”.

.

Марк Амусин. Зеркала и зазеркалья. Статьи. СПб., “Лимбус-Пресс”; ООО “Издательство К. Тублина”, 2008, 368 стр., 1000 экз.

Книга критика и литературоведа, ориентированная отчасти на стилистику “филологической прозы”, о мировой литературе (в основном XIX — XX веков — Пушкин,
Достоевский, Конрад, Музиль, Чапек, Томас Манн), в контексте которой — как органичная часть культуры — рассматривается творчество наших современников — Акунина, Гольдштейна, Довлатова, Пелевина.

Борис Виппер. Архитектура русского барокко. Вступительная статья и комментарии М. Андреева. М., “Б. С. Г.-ПРЕСС”, 2008, 298 стр., 3000 экз.

Из классики отечественного искусствоведения — собрание работ Бориса Робертовича Виппера (1888 — 1967).

Клод Давид. Франц Кафка. Перевод с французского Евгении Сергеевой.
М., “Молодая гвардия”, 2008, 304 стр., 3000 экз.

Одно из самых известных жизнеописаний Кафки, принадлежащее перу французского литературоведа и переводчика Клода Давида, вышло в серии “Жизнь замечательных людей”.

А. А. Зализняк. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение.
Издание 5-е, исправленное. М., “АСТ-ПРЕСС КНИГА”, 2008, 800 стр., 3000 экз.

Издание вышло в серии “Фундаментальные словари” при участии Института русского языка им. В. В. Виноградова. Словарь отражает (с помощью специальной системы условных обозначений) современное словоизменение, то есть склонение существительных, прилагательных, местоимений, числительных и спряжение глаголов; содержит около 100-000 слов. В той же серии вышла книга: Ю. А. Бельчиков. Практическая стилистика современного русского языка. Нормы употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм и синтаксических конструкций. М., “АСТ-ПРЕСС КНИГА”, 2008, 424 стр., 5100 экз.

Александр Кобринский. Даниил Хармс. М., “Молодая гвардия”, 2008, 544 стр., 5000 экз.

Жизнеописание Даниила Хармса вышло в серии “Жизнь замечательных людей”.

Андрей Немзер. Дневник читателя. Русская литература в 2007 году. М., “Время”, 2008, 544 стр., 1500 экз.

Пятая — вышедшая под аналогичным названием — книга одного из ведущих современных критиков. Составлена на основе публикаций на страницах газеты “Время новостей”, а также некоторых других изданий. Внешняя канва, как и в предыдущих выпусках “Дневника читателя”, выстроена хроникой прошедшего литературного года
(наиболее яркие публикации, премиальные сюжеты, юбилеи, литературные полемики и так далее). Жанры — от полемической заметки до проработанной литературоведческой статьи, такой, скажем, как “вальтер-скоттовский историзм, его русские изводы и └Князь Серебряный””. Но содержание новой книги “осложнено” еще одним, “дополнительным”, сюжетом, предложенным в коротком вступительном слове “От автора”:
“А был ли мальчик?”. Автор задается вопросом: могут ли статьи, собранные в этой книге, считаться критикой, а автор ее, соответственно, — критиком? Сомнения автора вызваны, в частности, дефицитом “информативности” и “объективности”, сделавшими его книгу сплошной “репрезентацией субъективности” (как будто у литературного критика есть какой-то другой инструмент, кроме собственного эстетического чутья; литературная критика — это, слава богу, не компьютерная диагностика). Смущает автора и неполнота представленной картины, то есть Немзер, составивший свое повествование из почти семидесяти (!) литературных сюжетов, зачем-то вступает в спор с Козьмой Прутковым по вопросу о возможности “объять необъятное”. (По отношению к текстам Немзера дело, разумеется, не в количестве информации — определенность и выразительность того образа литературы, которую создает автор уже самой стилистикой своего анализа, емкостью своих литературно-критических метафор, интонационным строем и, разумеется, четко выстроенной эстетической иерархией литературных фактов, на мой взгляд, с избытком покрывают “не охваченное им литературное пространство”.) Иными словами, от неожиданного в устах Немзера вопроса “А критик ли я?” читатель имеет право просто отмахнуться: “А кто же, извини, еще? Если сомневаешься, открой книгу и почитай сам”. Но в данном случае плодотворнее было бы отнестись к заданному
вопросу всерьез — своим вступлением автор выводит нас уже в область “литературной феноменологии”, к размышлению над самой природой литературной критики, ну а тексты, составившие книгу, дают необходимый простор для подобных размышлений.

Революционная Россия. 1917 год в письмах А. Луначарского и Ю. Мартова. Составители Н. Антонова, Л. Роговая. М., АИРО — XXI, 2007, 352 стр., 500 экз.

Октябрьская революция изнутри — “драматические перипетии возвращения будущих ключевых деятелей Революции 1917 года через Германию, причины противостояния большевиков и меньшевиков, неожиданные подробности октябрьских событий и борьбы за власть”.

Сергей Соловьев. Асса и другие произведения этого автора. Книга I. Начало. То да се… СПб., “Сеанс”; “Амфора”, 2008, 384 стр., 6000 экз.

Мемуарная проза известного кинорежиссера — “детство, отрочество, юность, первые пробы пера и кинокамеры; стоп-кадры — лица друзей, учителей и коллег, ныне здравствующих и ушедших; битвы с начальством, с самим собой; и поражения, и победы, и кино”.

Юлия Сысоева. Записки попадьи. Особенности жизни русского духовенства. М., “Время”, 2008, 208 стр., 2000 экз.

Жанр этой книги точно определен подзаголовком: “Записки попадьи”, в данном случае попадьи (матушки) современной, рассказывающей о том поколении русских священников, которое выросло за последние пятнадцать лет. Задачей книги было “описать жизнь самых обычных, среднестатистических священников, их традиции, ценности, жизненные принципы”. Разделы книги: “Чему учат в семинарии, или Очерки современной бурсы”, “Брак, семья и семейные ценности”, “Дела меркантильные”, “Уклад и традиции”, “Со стороны”. Начинает автор со сравнения: “Все знают, что в Израиле существуют религиозные и нерелигиозные евреи. Религиозные евреи четко отделяют себя от светского общества, не желая иметь с ним ничего общего, поэтому израильское общество расколото на две половины. В России подобные понятия тоже существуют, только негласно”. Из дальнейшего повествования выясняется, что жесткость соблюдения внутренних установлений в жизни религиозного русского мало чем отличается от израильской.

А. В. Успенская. Античность и русская литература. Мотивы, образы, идеи. СПб., Издательство СПбГУП, 2008, 292 стр., 1000 экз.

Монография, посвященная творческому усвоению русскими писателями XIX века (ХХ век представлен только очерком об И. Бродском) античной культуры, написанная на материале творчества Тютчева, Фета, Майкова, Полонского, А. К. Толстого и других.

Составитель Сергей Костырко

Версия для печати