Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Новый Мир 2008, 12

Книги

(составитель С. Костырко)

Александр Андориль. Режиссер. Роман об Ингмаре Бергмане. Перевод со шведского О. Коваленко. М., “Текст”, 2008, 189 стр., 3000 экз.

Роман — именно роман, стилистика которого отчасти имитирует стилистику киносценария, — о Бергмане 60-х годов, написанный знаменитым шведским писателем еще при жизни великого режиссера.

Андрей Битов. Преподаватель симметрии. Роман-Эхо. М., “Фортуна ЭЛ”, 2008, 408 стр., 4000 экз.

Битов завершил начатый много лет назад роман, написанный в соавторстве с “ино-
странным автором” Э. Тайрд-Боффином. Журнальный вариант публиковался в “Октябре” (№ 8, 9 <http://magazines.russ.ru/october>). “Новый мир” намерен отрецензировать эту книгу.

Ирина Богатырева. АвтоStop. Роман. М., “Эксмо”, 288 стр., 5000 экз.

Книга вышла в издательской серии “Роман поколения Next” — лирико-романтическое повествование в рассказах, как бы возрождающее стилистику исповедальной молодежной прозы шестидесятых (“Жизнь — это движение без остановок, — сказал Гран, — и лето мое взорвалось и понеслось так, что остановки мне только снились”; “Такого стопа у меня еще не было, такого легкого, спонтанного, стремительного и страстно-устремленного к одному ему, Грану, ведомой в бесконечности мерцающей цели” и т. д.). Ирина Богатырева в “Новом мире” № 4 <http://magazines.russ.ru/novyi_mi>.

Дмитрий Галковский. Бесконечный тупик. В 2-х книгах. Издательство Дмитрия Галковского, 2008, 5000 экз. Книга 1 — 632 стр. Книга 2 — 608 стр.

Издание 3-е, исправленное и дополненное, впервые объединяет все три части “Бесконечного тупика”.

И. Грекова. Свежо предание. Роман. М., “Текст”, 2008, 411 стр., 3000 экз.

Переиздание главной книги, написанной в жанре семейной саги, знаменитого новомирского автора И. Грековой (Елены Сергеевны Вентцель, 1907 — 2002); роман писался в начале шестидесятых и впервые опубликован этим же издательством в 1997 году.

Мишель Жуве. Похититель снов. Роман. Перевод с французского В. М. Ковальзон и В. В. Незговоровой. М., “Время”, 2008, 320 стр., 3000 экз.

Детективный роман, написанный всемирно известным нейрофизиологом, главным героем которого является сам автор, но, как объяснял он интервьюерам, “в измененном состоянии”. Детективный сюжет строится как раз на том, чем всю жизнь занимались автор и герой этого романа, — на проблеме снов (“сомнологии”) — “Я мог бы просто выдумать героя романа, но ведь история эта была продиктована моим бессознательным, то есть снами, явившимися из глубин моей личности. Вот почему я предпочел написать эту книгу от первого лица и стал мишенью для упреков и иронических замечаний ряда читателей. Я хотел рассказать о том, как можно было бы (или нельзя) изменить личность человека, воздействуя с помощью препаратов на определенные механизмы сновидений”.

И. Зданевич (Ильязд). Философия футуриста. Роман и заумные драмы. Предисловие Р. Гейро. Подготовка текста и комментарии Р. Гейро и С. Кудрявцева. Составление и общая редакция С. Кудрявцева. М., “Гилея”, 2008, 840 стр.,
1500 экз.

Основу нового сборника произведений знаменитого поэта-авангардиста начала
ХХ века составили его романы “Философия” (1930), “Восхищение” (1928) и заумная пенталогия “аслааблИчья” (1918 — 1923). Действие романа “Философия” разворачивается зимой 1920 — 1921 годов в оккупированном англичанами Константинополе, принимавшем в те месяцы поток эмигрантов из России; роман “написан словно бы совсем другим Зданевичем: не тем, который устраивал невероятные революции в поэтической речи и возвращал словам их “дочеловеческое” значение. Проза эта несет скорее черты позднего модернизма — “интеллектуальная рассудочная мистика, околополитический гротеск, фантасмагория большого города — подернутая вдобавок отчетливым восточным флером” (А. Мирошкин).

Александр Иличевский. Мистер Нефть. Роман. М., “Время”, 2008, 224 стр., 5000 экз.

Роман, законченный автором в 1998 году, — мир глазами молодого человека, выросшего в Баку, переселившегося в Москву и приехавшего в гости к родителям. От издателя: “В романе, сюжет которого развертывается на фоне азиатского барокко, Александр Иличевский реализует тему радикальной связности поверх метафизических границ — сна и яви, живого и неживого, жизни и смерти”; “Для Иличевского бытийное одиночество и подлинность каждой отдельной жизни в этом одиночестве — лишь частный случай на фоне всеобщей и в целом гармоничной связанности”.

Виктор Пелевин. “5П”. М., “Эксмо”, 2008, 288 стр., 150 100 экз.

Новую книгу Пелевина составили тексты “Зал поющих кариатид”, “Кормление крокодила Хуфу”, “Некромент”, “Пространство Фридмана”, “Ассасин”.

Людмила Петрушевская. Пограничные сказки про котят. СПб., “Амфора”, 2008, 296 стр., 7000 экз.

Новая книга Петрушевской — “пограничные сказки для взрослых”, стихи и поэмы, часть которых написана в стиле рэп. Все эти тексты публикуются впервые.

Валерий Попов. Горящий рукав. Проза жизни. М., “Вагриус”, 2008, 496 стр., 3000 экз.

Новая книга Попова написана в жанре писательских мемуаров, однако сохраняет все фирменные черты его стилистики — лирико-ироническую, дружески-интимную тональность общения с читателем (и со своими, на этот раз реальными, персонажами) в колючих, смешных, удивительно выразительных сценах, в заметках и суждениях; из россыпи как бы случайно зачерпнутого почти бытового (литературно-бытового) “мусора” автор выстраивает галерею цельных, художественно законченных образов. Раскованно, а на фоне канонов мемуарного жанра почти разухабисто написанные портреты не только не вредят литературно-критической концептуальности портретных очерков, но, как ни странно, помогают создать в тексте определенную дистанцию между персонажем и читателем, в которой всегда отчетлив литературный статус героя, — ну а на друзей-персонажей Попову повезло: Марамзин, Вольф, Горышин, Житинский, Абрамов, Кушнер, Бродский, Довлатов, Арро, Володин, Уфлянд и другие.

Сорок. Четыре. Составители Р. Айткалиев, П. Банников. Алматы, 2008, 62 стр., 100 экз.

Поэтический альманах неформального творческого объединения, уже издавшего альманахи “Карель Бланшар” (2006) и “Гран Фри” (2007) (см. “Библиографические листки” в “Новом мире”, № 1, 2008 <http://magazines.russ.ru/novyi_mi>), — со своими стихами выступают Павел Погода, Наталья Банникова, Владимир Воронцов, Равиль Айткалиев.

Дмитрий Сухарев. Много чего. М., “Время”, 2008, 432 стр., 2000 экз.

Избранное за пятьдесят лет поэта (а также барда) — “Бремя денег меня не томило, / Бремя славы меня обошло, / Вот и было мне просто и мило, / Вот и не было мне тяжело. // <…> И мои золотые потомки / Подрастут и простят старику, / Что спешил в человечьем потоке / Не за славой, а так — ко звонку. // Что нехитрые песни мурлыкал, / Что нечасто сорочку стирал, / Что порою со льстивой улыбкой / В проходной на вахтера взирал”.

Андрей Тургенев. Чтобы Бог тебя разорвал изнутри на куски! М., “Эксмо”, 2008, 352 стр., 7100 экз.

Новый роман знаменитого однофамильца русского классика, представляемый издательством такими словами: “Новый, сенсационный, эпатажный роман Андрея Тургенева — это причудливая литературная инсталляция, в которой явь и греза переплетены так плотно, что даже сам Феллини, вдохновивший автора на такой эксперимент с жанром, не смог бы придумать лучше”.

Александр Архангельский. Страшные фОшЫсты и жуткие жЫды. Мифология третьего срока. СПб., “Амфора”, 2008, 462 стр., 3000 экз.

Развернутый комментарий-размышление о происходящем в нашей стране (политика, экономика, общественная, культурная жизнь), писавшийся три последних года как бы с натуры, по “горячим следам” (для сайта “РИА Новости”), но — с некоторой внутренней дистанцией свободного от шаблонов политологии независимого мыслителя; дистанцию эту автор определяет как позицию летописца, который “не прямой участник, но и не сторонний наблюдатель; он видит сиюминутное как проявление вечного и при этом — как независимое от нашей воли, нашего этического самоопределения. Современность для него — история, данная в ощущениях, еще не остывшая, не завершившаяся; это внешняя дробность, изначально наделенная внутренней цельностью.
И повседневная, недельная, помесячная роспись происшествий лишь выявляет логику движения страны и мира сквозь ускользающее время”.

Михаил Бергер, Ольга Проскурнина. Крест Чубайса. М., “КоЛибри”, 2008,
448 стр., 25 000 экз.

“Книга про десять последних лет существования одной из крупнейших в мире энергетических компаний — РАО └ЕЭС”. Эта книга про людей, так или иначе связанных с энергокорпорацией. Про тех, кто хотел ее разрушить, и про тех, кто боролся за ее неприкосновенность. Они честно и отчаянно бились друг с другом на хозяйственном и политическом поле. Эта книга про Чубайса, который, как казалось многим десять лет назад, зашел ненадолго порулить крупнейшей госкорпорацией”, “…книга про экономическую историю России, существенной и неотъемлемой частью которой был холдинг РАО └ЕЭС”. Эта книга про первую в мировой истории компанию, которая добровольно наложила на себя руки и менеджеры которой утверждают, что сделали это ради экономического счастья других компаний и других людей”, — от издателя.

Лев Дуров. Смешная грустная жизнь. М., “Вагриус”, 2008, 328 стр., 5000 экз.

Мемуарная книга знаменитого актера, среди ее героев — Анатолий Эфрос, Юрий Никулин, Наталья Дурова, Виктор Астафьев, Юлиан Семенов, Алексей Баталов, Армен Джигарханян, Александр Ширвиндт, Михаил Державин.

Валерий Есипов. Варлам Шаламов и его современники. Вологда, “Книжное наследие”, 2008, 272 стр., 500 экз.

Монография исследователя творчества Шаламова, сюжетом которой стали история и содержание сложных взаимоотношений Шаламова со своими великими современниками, в первую очередь с А. Солженицыным и А. Твардовским (название одной из глав — “Нелюбовный треугольник: Варлам Шаламов — Александр Твардовский — Александр Солженицын”); в частности, автор подробно анализирует историю отказа Шаламова сотрудничать с Солженицыным в работе над “Архипелагом ГУЛАГ” (Шаламова смущала, прежде всего, ориентация этой книги, как он считал, на восприятие западным читателем). Вот эта сюжетная основа книги позволяет автору сформулировать мировоззренческое кредо Шаламова как мыслителя и эстетическое — как писателя: “Почти все рассказы Шаламова — это страшные └случайные картинки”, адресованные идеалистам, └розовым” гуманистам и народолюбцам. Писатель, поставивший перед собой вопрос: └Где граница между человеком и животным?” — изобразил такие бездны падения высшего существа природы, которые и не снились ни золотому XIX веку русской литературы, ни серебряному веку, представителем которого был Бунин. При этом доминирующая у Варлама Шаламова тема онтологического, природного зла, заложенного в человеке, всегда преломлялась через социально-историческую конкретику”.

Илья Кабаков. 60 — 70-е... Записки о неофициальной жизни в Москве.
М., “Новое литературное обозрение”, 2008, 368 стр., 3500 экз.

Эта книга писалась “по свежему следу” описываемой жизни — в восьмидесятые, и уже сама воспринимается сегодня составной частью описываемой в ней эпохи.

Питер Макиннис. Тихие убийцы. Всемирная история ядов и отравителей. Перевод с английского Владимира Болотникова. М., “КоЛибри”, 2008, 432 стр., 5000 экз.

“То, что поначалу задумывалось как └Жизнеописания великих отравителей”, в конечном счете видоизменилось, расширилось и превратилось в историю использования ядов вообще. А значит, речь идет не только о преступлениях и злом умысле”. “Но про то, как при помощи страниц книги отравили Карла IX, или при помощи перчаток первую жену Генриха Наваррского, знают все. А вот про яды в косметике (мышьяк в кремах для лица для придания бледного матового оттенка кожи, белладонна в глаза для расширения зрачков, ботокс под кожу для удаления мимических морщинок), окружающей среде (кислород и углекислый газ тоже ядовиты) и пище (200 кг картофеля способны отравить взрослого человека) как-то говорить не принято…” (“Time Out”).

Николай Маркелов. Лермонтов и Северный Кавказ. Пятигорск, “СНЕГ”, 2008, 384 стр., 3800 экз.

Литературоведческая монография, написанная главным хранителем музея-заповедника М. Ю. Лермонтова в Пятигорске (а также автором “Нового мира” — см. в № 8, 9 за 2007 г. его труд о “кавказских пленниках” в истории и литературе), на подробном фактичесом материале раскрывает кавказский период жизни поэта и, соответственно, читается как развернутый реальный комментарий к кавказским стихам Лермонтова и “Герою нашего времени”. Книга богато иллюстрирована репродукциями гравюр и картин XIX века.

Нина Молева. История новой Москвы, или Кому ставим памятник. М., “АСТ”; “Олимп”, 2008, 217 стр., 2500 экз.

Публицистическая книга историка и искусствоведа, члена Комиссии по монументальному искусству при Московской городской думе; описывается и анализируется ситуация с застройкой Москвы новыми памятниками (и просто новой застройкой) — от нелепого Петра I Церетели до конфетного Жукова на Манежной площади и грозного Димитрова, “грозящего Кремлю кулаком”; рассказывается о работе комиссии при Московской думе, сумевшей остановить возведение памятников, скажем, Гейдару Алиеву или “начальнику домостроительного комбината № 1” (в данном случае памятник предполагался прижизненный), а также о том, как стремительно деградирует исторический и культурный облик древней столицы, как будто нынешнее поколение архитекторов и застройщиков поставило пред собой задачу стереть ее историческое и культурное своеобразие.

Нина Молева. Гоголь в Москве, или Нераскрытые тайны старого дома.
М., “АСТ”; “Олимп”; “Астрель”, 2008, 284 стр., 5000 экз.

Литературное краеведение — история московских улиц и домов (а также Невского проспекта и петербургских площадей) как бытовой подстрочник русской литературы, прежде всего Гоголя, а также Пушкина, Аксакова, Загоскина, Лермонтова, Белинского, Погодина и других.

Нина Молева. От Великой княгини до Императрицы. Женщины царствующего дома. М., “АСТ”; “Олимп”, 2008, 317 стр., 3000 экз.

Историк и искусствовед в своей книге берется оспорить некоторые стереотипы нашего восприятия отечественной истории, в частности “хрестоматийное представление о затворническом характере жизни женщин в Древней Руси”, об их правовой неполноценности в XVIII — XIX веках и, соответственно, отсутствии в государственной и культурной жизни. Автор выстраивает в своем описании целую галерею “активных участниц русской истории” — от Рогнеды — дочери половецкого князя Рогволда, жены Владимира Святого, от Ольги, жены князя Игоря, канонизированной русской церковью под именем Елена (Х век), до царевны Софьи, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II.

Елена Обатнина. А. М. Ремизов. Личность и творческие практики писателя.
М., “Новое литературное обозрение”, 2008, 296 стр., 1500 экз.

“В своем новом исследовании Елена Обатнина рассматривает полувековой творческий путь Ремизова как прямое выражение его необыкновенно одаренной, новаторской и внутренне свободной личности. Писатель предстает демиургом неповторимых художественных миров, возникавших в процессе разнообразных творческих практик. Креативный опыт оказывается результатом не только упорного, ежедневного литературного труда, но и продуктом особого стиля жизни, основанного на постоянном поиске новых смыслов бытия посредством уникальных экспериментов в области литературного быта, мифотворчества и даже снотворчества”, — от издателя.

Ричард Ф. Фейнман. “Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!”. Перевод с английского Сергея Ильина. М., “КоЛибри”, 2008, 480 стр., 5000 экз.

Автобиография американского физика Ричарда Фейнмана, нобелевского лауреата, награжденного за работы по квантовой электродинамике, и одного из создателей атомной бомбы.

Федор Хитрук. Профессия — аниматор. В 2-х томах. М., “Гаятри”, 2007, 608 стр., 3000 экз.

О профессии режиссера-аниматора размышляет автор фильмов, ставших классикой русского кино, — “История одного преступления”, “Топтыжка”, “Каникулы Бонифация”, “Фильм, фильм, фильм”, “Икар и мудрецы” и трилогии о Винни-Пухе.

Алексей Щеглов. Фаина Раневская. Вся жизнь. М., “Захаров”, 2008, 376 стр., 10 000 экз.

Воспоминания о великой русской актрисе, написанные архитектором А. В. Щегловым, сыном ее ближайшей подруги, актрисы и режиссера И. С. Вульф, в семье которой Раневская прожила всю жизнь.

Составитель Сергей Костырко

 

 

Версия для печати