Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Новый Мир 2004, 3

Антикультистское сочинение

Уважаемый г-н главный редактор!

Обращаемся к Вам в связи с публикацией в Вашем журнале, № 9 за 2003 год, статьи Юлии Ушаковой “Атипичная религиозность в постсоветской России”.

Мы ценим “Новый мир” за объективность, глубину проникновения в проблемы, гуманистическую направленность и, наконец, просто за порядочность, которая всегда отличала журнал от желтой прессы. Вот почему нас удивляет появление в нем типично антикультистского сочинения, явно направленного — в это сложное для нашей страны время — на разжигание религиозной вражды, стравливание между собой представителей различных религий.

Публикация не может не вызвать удивления у любого мало-мальски образованного читателя, особенно потому, что автор представляется православным богословом. Русское православие всегда отличалось доброжелательностью по отношению к Индии, ее культуре и духовности. Да будет известно ученому автору, что первый кришнаитский храм появился на территории нашей страны не в постсоветское время, как следует из статьи, а в середине XVII века в Астрахани, то есть раньше, чем в других странах Европы. Россия может гордиться тем, что именно с индуизмом связан фактически первый в мире официальный закон о веротерпимости (имелись в виду именно индуисты), — соответствующий указ был принят Петром I на 70 лет раньше знаменитой Поправки к Конституции США о свободе совести.

Так что, по терминологии Ушаковой, именно она-то и является “атипичным” православным публицистом. Не имея религиоведческой подготовки и специального образования, она судит о том, чего не знает, причисляя кришнаитов к “сектам”. Вместе с тем существует масса авторитетных справочников, заглянув в которые можно получить объективные сведения об этой древнейшей монотеистической религии (“Религиозные объединения Российской Федерации”. М., аппарат Совета Федерации Федерального собрания РФ, 1996; “Индуизм. Джайнизм. Сикхизм”. М., Институт востоковедения РАН, 1996; “Новые религиозные культы, движения и организации в России”. М., РАГС при Президенте Российской Федерации, 1999; “Религии народов современной России”. Словарь. М., “Республика”, 1999; “Индуистские религиозные и духовно-просветительские организации в России”. Справочник. М., “Философская книга”, 2003). Как можно называть Общество Сознания Кришны “тоталитарной сектой”, если храм Общества в Дели в 1998 году открывал лично премьер-министр Индии А. Б. Ваджпаи?

“Упражнения” Юлии Ушаковой не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. В России отмечены погромы индуистских храмов, вдохновленные подобного рода “сектоведами”.

Надеемся, что, как это и принято в демократической печати, журнал признает свою ошибку и принесет свои извинения верующим. Просим опубликовать наше письмо.

Сергей ЗУЕВ,

председатель руководящего совета

Центра обществ Сознания Кришны в России

Версия для печати