Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Новый Мир 2001, 12

Периодика

(составитель Андрей Василевский)

*

«Вести.Ru», «VIP-Premier», «Время MN», «Время новостей», «Демократический выбор», «Deutschland», «Дружба народов», «Ex libris НГ», «Завтра», «Запад России», «Заповедник», «Звезда», «Знамя», «Известия», «Интеллектуальный Форум», «Кантовский сборник», «Книжное обозрение», «Континент», «Лебедь», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Мой город Черняховск», «Московские новости», «Независимая газета», «Независимое военное обозрение», «Огонек», «Октябрь», «Орфей», «Посев», «Правое дело», «Русский Журнал», «Русский переплет», «Труд», «Утро.ru», «Центральный Еврейский Ресурс»

 

Максим Амелин. Памяти Восточной Пруссии. Стихи. — «Мой город Черняховск». Литературно-художественный и публицистический журнал. Главный редактор С. И. Бондаренко. Черняховск (Калининградская обл.), 1999, № 3.

Прусский цикл Максима Амелина с гордостью представляет брат поэта Андрей Виноградов, живущий в Черняховске/Инстербурге.

Александр Архангельский. Русский ответ на еврейский вопрос. Скандальная книга Солженицына [«Двести лет вместе»] напрочь лишена скандальности. — «Известия», 2001, № 142, 8 августа <http://www.izvestia.ru>

«Первый и главный из этих стереотипов, [сломанных Солженицыным]: нельзя взирать на проблемы русского еврейства имперской эпохи столь же спокойно и отстраненно, как на проблемы русских эстонцев, или немцев, или чеченцев. Почему нельзя, спрашивается?..» См. также полемическую беседу Владимира Бондаренко и Танкреда Голенпольского «Зачем Солженицын поднял еврейский вопрос?» («Труд», 2001, № 157, 28 августа; «Завтра», 2001, № 35, 28 августа).

Дмитрий Бавильский. Золотой песок. — «Независимая газета», 2001, № 149, 15 августа <http://www.ng.ru>

Лучший текст этого лета (выражение Бавильского) — «Бессмертный» Ольги Славниковой («Октябрь», 2001, № 6 <http://magazines.russ.ru>). «Недовольных она тащит на аркане мощных и удивительных метафор, которые блестками рассыпаны по ее тяжелому тексту. <...> на фоне мутного повествовательного потока (убогая жизнь спальных районов) именно эти — просто мандельштамовские — эпитеты и сравнения оказываются горними прорывами к правде жизни, мира и бессмертия». См. также рецензию Евгения Ермолина — «Новый мир», 2001, № 11.

Дмитрий Бавильский. Куст Пруста. — «Знамя», 2001, № 8 <http://magazines.russ.ru>

«Если искать в русской литературе ХХ века какой-нибудь аналог прустовской эпопеи, вспоминается, как это ни парадоксально, └Красное Колесо” Александра Солженицына — неподъемный, постепенно обрастающий вариантами и книгами-спутниками гигантский текстуальный организм. С помощью детальной реконструкции утраченного (как бы исторического) времени Солженицын точно пытается переиграть отпущенные судьбой сроки и получить прописку в окончательно захлопнувшейся еще до него эпохе...» См. также: Александр Кушнер, «Наш Пруст» — «Новый мир», 2001, № 8.

Алексей Бартникас. Имена городов и весей наших. — «Мой город Черняховск». Литературно-художественный и публицистический журнал. Черняховск (Калининградская обл.), 1999, № 3.

Как Волля превращается в Вольное. О происхождении новых — их более 1600 — названий населенных пунктов бывшей Восточной Пруссии.

Мишель-Андре Бернстайн (The New Republic). Его бытие и время. Перевод с английского Виктора Голышева. — «Интеллектуальный Форум». Международный журнал. Издатель Глеб Павловский. Главные редакторы Елена Пенская, Марк Печерский. 2001, № 4 <http://www.if.russ.ru>

Являются ли политические (подразумевается — национал-социалистические) взгляды Мартина Хайдеггера частью его философии? Любой ответ не очевиден. См. полемическое письмо Валерия Сендерова «О партпринадлежности философа» в настоящем номере «Нового мира».

Сергей Боровиков. В русском жанре — 20. — «Знамя», 2001, № 8.

«Пастернак очень хвалил └Первые радости” Федина, и нет оснований заподозрить Б. Л. в неискренности, которая, как известно, и вовсе ему была не присуща. Но — имеющий уши да услышит, не кидайте в меня дохлой кошкой! — достаточно прочитать вслух несколько страниц └Живаго” и └Радостей”, чтобы услышать несомненное родство интонаций».

«Я получаю письма от читателей, которые требуют от меня, чтобы я написал, условно говоря, современного └Доктора Живаго”...» — рассказывает Эдуард Тополь («Нельзя спорить с успехом». Беседовал Борис Пастернак (так! — А. В.). — «Время новостей», 2001, № 146, 15 августа).

Михаил Брусиловский. Победоносцев над Россией... — «Русский Журнал» <http://www.russ.ru/politics>

Фигура Победоносцева раздражала(ет) русскую интеллигенцию настолько, что впору задуматься о комплексе неполноценности, «испытываемом представителями этого весьма поверхностно образованного класса по отношению к подлинному интеллектуалу, профессионалу в своем деле (во многих делах), человеку, чьи таланты и широта кругозора десятилетиями являлись эталоном для всякого государственного деятеля».

Владимир Букарский. Глобализация против Израиля. — «Центральный Еврейский Ресурс» <http://www.sem40.ru/anti>

«Сценарий, который готовится для Израиля, опробован на Сербии. <...> Стратегам Нового Мирового порядка плевать на то, что мы хотим жить. Страна, гражданами которой мы с вами являемся, с ее древней традицией, Иерусалимом и сильной армией, не вписывается в концепцию └глобальной деревни”...»

Василь Быков. На болотной стежке. Рассказ. Перевод с белорусского автора. — «Звезда», Санкт-Петербург, 2001, № 8.

Учительница просит партизан не взрывать мост — за мост перед немцами отвечает деревня. Партизаны мост не взорвали, но учительницу расстреляли.

Восьмая нога осьминога. Беседа главных редакторов газеты «Завтра» Александра Проханова и газеты «Советская Россия» Валентина Чикина. — «Завтра», 2001, № 32, 7 августа <http://www.zavtra.ru>

«Я бы, например, был восхищен, — говорит Александр Проханов, — если бы в тот момент, когда в Генуе заседала └восьмерка” с Путиным, туда бы поехал Геннадий Андреевич Зюганов. Но он был бы не во дворце, а среди генуэзских повстанцев. Какой бы был мировой эффект, какая бы это была бомба грандиозная, каким бы новым человеком он вернулся к нам сюда...»

Михаэль Гизеке. О конце автора. Авторское право в Интернете — анахронизм перехода: сменят ли интерактивно-креативные команды отдельных авторов? — «Deutschland». Политика, культура, экономика и наука. 2001, № 3, июнь — июль <http://www.magazine-deutschland.de>

«Нам придется искать альтернативные формы присвоения информации и вознаграждения за создание ценностей [в Сети]. <...> Но культурно-исторический взгляд открывает для нас столь разные формы вознаграждения, например, взаимность (? — А. В.), почет, власть, любовь, доверие, что одностороннее заострение дискуссии на деньгах лишено как логики, так и фантазии». Автор — профессор, историк культуры и средств информации, преподает в университете Эрфурта.

Олег Глушкин. К. и Анна. Рассказ. — «Запад России». Художественно-публицистический журнал калининградских писателей. Главный редактор Вячеслав Карпенко. Калининград, 2001, № 2 (25). Е-mail: alex.exterier@baltnet.ru

«В этом доме все пишут — называется культурхауз, некоторые пишут, не вставая из-за стола, — день и ночь», а писатель К. утопился.

Олег Глушкин. Поэт и генерал. — «Запад России», Калининград, 1999, № 1 (21).

Пушкин. Милорадович.

Василий Голованов. К развалинам Чевенгура. — «Знамя», 2001, № 7.

«Надеялись ли мы, [участники экспедиции], и вправду обнаружить [на воронежском юге] Чевенгур — это страшное место, ставшее могилой последних отверженных, собранных увидеть зарю коммунизма?»

Горькие плоды «национального примирения». Письма читателей. Подготовил А. Штамм. — «Посев», 2001, № 7 <http://www.webcenter.ru/~posevru>

В ночь на 1 мая 2001 года в Тамбове неизвестными был уничтожен установленный в июне 2000 года памятник погибшим участникам народного крестьянского («антоновского») восстания в Тамбовской губернии в 1918 — 1921 годах.

Владимир Губайловский. Нежность к бытию. — «Дружба народов», 2001, № 8 <http://magazines.russ.ru>

«Сегодняшние стихи Ахмадулиной нужны и актуальны». См. также интервью Беллы Ахмадулиной — «Литературная Россия», 2001, № 32, 10 августа.

Олег Дарк. В забавном стиле, или Оправдание лжи. — «Русский Журнал» <http://www.russ.ru/ist_sovr>

О том, как незаконен в русской культуре сам жанр эссе. «Эссе на литературную тему [в России] всегда будут читать как критическую статью (я вас не слишком напугал?). Под русской └статьей” я понимаю аналитическое произведение ограниченного объема, объясняющее истину или смысл: события, личности, другого произведения и т. д.». Автор статьи знает, эссеист не уверен ни в чем.

А также: «Помню, как в 70-е мой старший знакомый говорил, что все эти отношения с маленькой девочкой [в └Лолите”], разве это тут главное (звучало почти снобистски), а вот описание путешествия по Америке, вот действительно интересно. Меня больше всего поразила неуязвимость позиции. Не скажешь же, что ты читаешь ради маленькой девочки. Но судьба ее была печальна, и предпочесть американский пейзаж или сатиру на учителей все равно, что торопиться └по делам” мимо кустов, откуда доносятся └не надо” и └пустите”. Я, может быть, и пройду мимо, но потом буду очень переживать».

Гейдар Джемаль. Исламский взгляд на глобализм, «большую восьмерку» и новую поляризацию мира. — «Завтра», 2001, № 33, 14 августа.

«...Китай до сих пор сохраняет коммунистическую партию и └тоталитарный” партийно-государственный строй вопреки либерализации своей экономики. Он делает это не для того, чтобы сохранить эффективную систему управления обществом, не из страха впасть в хаос (или, вернее, не только из этого страха). Главная задача — сохранить проектную самобытность перед лицом либерального глобализма. Именно эта самобытность и дает статус великой державы эффективнее, чем межконтинентальные ядерные ракеты».

Денис Драгунский. Гордость, тревога и долг. — «Правое дело». Учредитель — «Политическая партия └Союз правых сил”». Издается с августа 2001 года. Главный редактор Алексей Кара-Мурза. 2001, № 1, 17 — 30 августа <http://www.sps.ru>

«Сейчас в России гораздо больше сторонников социализма, чем в эпоху Брежнева».

Борис Дубин. В стране зрителей. — «Дружба народов», 2001, № 8.

«Транслируемые [по ТВ] сведения и вся └картинка мира” не только повторяются потому, что они — важные, но они становятся важными потому, что повторяются».

Владимир Емельянов. Русская история от Пушкина до Бродского. Хронология самосознания. — «Лебедь». Независимый бостонский альманах. Выходит с 1997 года. Бостон, 2001, № 233, 19 августа <http://www.lebed.com>

Занимательная историография/историософия. Запоминается высказывание о том, что переписанная и сокращенная Толстым Библия была актом цензуры со стороны правящей умами особы.

Евгений Ермолин. Слабое сердце. — «Знамя», 2001, № 8.

«У него (Кибирова. — А. В.) есть большие заслуги перед обществом».

Сергей Есин. «А время действительно └не то”». Беседу вел Владислав Иванов. — «Литературная Россия», 2001, № 31, 3 августа <http://www.litrossia.ru>

«Я согласен с мыслью Ленина, утверждавшего, что не бывает независимых ни журналистики, ни писательства. Настоящий профессиональный автор всегда обслуживает либо какую-то группу людей, либо идеологию. Это естественно — пуповина».

Александр Зиновьев. «Спустившись с зияющих высот». Беседовал Владимир Поляков. — «Литературная газета», 2001, № 33, 15 — 21 августа <http://www.lgz.ru>

«Русская литература — одно из орудий разрушения дореволюционной социальной системы. Не случайно после ее взяли на вооружение в советскую идеологию». См. также: Александр Зиновьев, «Третья мировая как она есть» — «VIP-Premier», 2001, № 7.

Ольга Зиновьева. Трудный путь к «Зияющим высотам». — «Завтра», 2001, № 32, 7 августа.

«Впрочем, все, связанное с жизнью и творчеством этого генератора мыслей, — <...> идет ли речь о Зиновьеве-мыслителе, о Зиновьеве-художнике, о Зиновьеве-социологе, о Зиновьеве-логике, о Зиновьеве-поэте, — поражает. <...> Набросанные куски, отрывки, порою — строчки [└Зияющих высот”] он читал мне [в 1974 году], если они были уже записаны, а часто диктовал мне, диктовал, принимая горяченную ванну. Уму непостижимо, как он выдерживал эту температуру воды — практически кипяток. Теперь, после трех с лишним десятилетий совместной жизни, я этому удивляюсь меньше, хотя он остается верен этой своей привычке и сейчас, когда ему необходимо сконцентрированно и напряженно поработать над какой-нибудь особенной идеей. А так как мозг этого удивительного человека — генератор мыслей — работает неутомимо, перелопачивая и выдавая на-гора результаты, которых хватило бы на творческую деятельность десятков людей, то можно понять, почему он по крайней мере через день проводит десять — пятнадцать минут в брутально-горячей воде: эта процедура помогает ему, по его выражению, └расширить мозговые пазухи”...» Отрывок из книги жены о своем муже под названием — без шуток! — «Александр Зиновьев. Творческий экстаз».

Борис Значков. Клиника тщеславия. — «Русский Журнал» <http://www.russ.ru/politics>

Методика клонирования будет применена к человеку в самом ближайшем будущем — не через год, так через три. Одна из причин: тщеславие.

Михаил Золотоносов. Таганка как воля и представление. — «Московские новости», 2001, № 32, 7 — 13 августа <http://www.mn.ru>

«Юрий Петрович Любимов, [выпустивший мемуарную книгу └Рассказы старого трепача”], — <...> властный барин, для которого └властность”, своя └воля” — самое ценное, а актеры — это глупые крестьяне, которые без барина могут только все напортить. Режиссура же оказывается уникальной возможностью волю и власть реализовать».

Тимур Зульфикаров. Обращение к русскому человеку. — «Завтра», 2001, № 35, 28 августа.

Сколько же русских должно остаться на земле, чтобы они полюбили друг друга?..

Всеволод Иванов. Московские тетради. Из дневников военного времени. Предисловие Вячеслава Вс. Иванова. Публикация Елены Папковой-Ивановой. Подготовка к печати Елены Папковой-Ивановой и Ирины Ковалевой. — «Дружба народов», 2001, № 8.

«7 ноября [1942]. Суббота. <...> Говорят, введут погоны и звание офицера. Как странно! И звание это, опошленное всей российской литературой, и эти ненужные кусочки сукна на плечах уже стали через 25 лет романтическими».

Вячеслав Иванов. «У меня нет сегодня особых страхов по поводу будущего России в ХХI веке...». [Беседа главного редактора «Континента» Игоря Виноградова с академиком Вяч. Вс. Ивановым, Москва, сентябрь 2000 года.] — «Континент», № 106 (2000, № 4).

«Иг. В.: Я всегда считал <...> что крупнейшая ошибка Солженицына по его возвращении в Россию состоит в том, что он даже и не попытался поднять знамя Сахарова (своего идейного оппонента? — А. В.), собрать и сплотить вокруг себя людей, действительно болеющих Россией, встать во главе широкого общенационального демократического движения, а предпочел по-прежнему оставаться этаким волком-одиночкой. <...>

Вяч. И.: Увы, не хватило жертвенности. Обычной, в прямом смысле (академик Вяч. Вс. Иванов живет и преподает в Лос-Анджелесе. — А. В.).

Иг. В.: Ну что ж делать — на нет и суда нет...»

Из переписки Е. Г. Эткинда с И. М. Дьяконовым (июнь — декабрь 1976). Публикация, вступительная заметка и комментарии П. Л. Вахтиной и И. Б. Комаровой. — «Звезда», Санкт-Петербург, 2001, № 7.

Пять писем: из Ленинграда — с оказией — за бугор к Эткинду и обратно. «Я рад, что Вы чувствуете себя марксистом в моем смысле. Это действительно единственная возможная для разумного человека позиция. Вот Л. И. Б[режнев] не марксист» (из письма И. М. Дьяконова от 7 июля 1976 года). Из ответного письма Е. Г. Эткинда от 26 июля 1976 года: «Я не думаю, что можно жить └не по лжи” — это сентиментально-христианские глупости».

Александр Изгоев. «Курск» убила Америка. — «Завтра», 2001, № 31, 31 июля.

Еще одна версия.

Роберт Каган (The New Republic). Задним числом. Перевел с английского Г. Марков. — «Интеллектуальный Форум», 2001, № 4.

В третьем томе своих мемуаров (1999) Киссинджер пытается сделать вид, что уже в 70-е годы он предвидел то, что случилось в 90-е, но против этого свидетельствует второй том (1982) его мемуаров.

Леонард Калинников. Пушкин и Кант. «Евгений Онегин» и «Критика практического разума», или Любовь и Категорический Императив. — «Запад России», Калининград, 1999, № 1 (21).

Автор — президент Кантовского общества России (Калининградский университет). См. также: Л. А. Калинников, «Теория гения в эстетике Канта и └Моцарт и Сальери” Пушкина» в «Кантовском сборнике». — Межвузовский тематический сборник научных трудов. Выпуск 22. Издательство КГУ, 2001. В Калининграде/Кенигсберге именно Кант — наше всё.

Сергей Карамаев. Котлеты — отдельно, мухи — отдельно. — «Русский Журнал» <http://www.russ.ru/politics>

«Казалось бы, кто проиграет от того, что у власти будет находиться высокоморальный, праведный человек? <...> Все проиграют».

Назифа Каримова. «Всеобщий переход на латиницу неизбежен». — «Независимая газета», 2001, № 143, 7 августа.

«Я полагаю, — говорит член-корреспондент РАН, заведующий отделом Кавказа в Институте этнологии и антропологии РАН Сергей Арутюнов, — что глобализация и компьютеризация нашей жизни в конечном счете приведут к тому, что в нынешнем столетии на латинский алфавит перейдет и русская письменность. Кириллица устарела уже и для славянских языков. Даже в Болгарии, на родине кириллического алфавита, и то сейчас звучат здравые голоса о необходимости перехода на латиницу. Препятствует тому идея русской великодержавности. <...> К сожалению, судя по настроению некоторых, русский язык перейдет на эту графику, видимо, одним из последних, что приведет лишь к тому, что другие, неславянские, народы России будут опережать русский народ в своем цивилизационном развитии. <...> По существу, кириллица — ведь это даже не алфавит, когда, скажем, такие буквы, как └я” и └ю”, представляют собой слоговые графемы и абсолютно не отражают фонемы, что приводит к массе (? — А. В.) затруднений...»

«Можно подумать, что Арутюнов — наивный сторонник гуманизма, зовущий в общий Европейский дом, так сказать, исправляться и отмывать сажу с черной рожы (да обязательно со справкой vshej et Treponema njet)», — иронизирует Дмитрий Крылов в полемической статье «Индейцы» в сетевом журнале «Русский переплет» (<http://www.pereplet.ru>). Однако Д. Крылов обнаружил у С. Арутюнова и такие высказывания, относящиеся к 1994 году: «Само внешнее различие графических основ армянского и арабского шрифтов даже для неграмотных людей служило постоянным индикатором этнической дифференциации, напоминанием о разности культурных традиций <...>. Надо думать, что именно наличие книжности уберегло большинство армянских популяций, живших в тюркском и ином языковом окружении, от полной языковой ассимиляции, равно как и от этнического раскола между григорианами и католиками» («Народные механизмы языковой традиции. Язык. Культура. Этнос». М., 1994). Отсюда Д. Крылов делает радикальный вывод: «Не может быть никаких сомнений: человек, который предлагает латинизацию, прекрасно понимает, какие последствия она может иметь для русских. Он профессионал, который идет на сознательный подлог, отговариваясь мнимыми преимуществами латиницы, а на деле прекрасно понимая культурные механизмы, которые ведут к смерти народа».

Интервью С. Арутюнова вызвало оживленную полемику в Дискуссионном клубе «Русского переплета» <http://www.pereplet.ru/Discoussion>. «Все гон у этого академика, и в том числе о └неудобности” кириллицы. └Удобство” латинского алфавита не избавляет английский или французский язык от разрыва между графикой и фонетикой, разрыва весьма и весьма существенного. Нехай этот Арутюнов сначала убедит американов писать └fak ju”, а потом уже лезет со своим повсеместным введением латиницы», — пишет некий Paul.

«Авторы прогноза [о желательности перехода русского языка на латиницу], будучи по происхождению отчасти армянами, отчасти евреями, воздерживаются от предложения сходным образом устроить судьбы армянского и еврейского народов, хотя и судьбы многотрудные, и письменность тоже отнюдь не латинская. <...> Можно нарваться на неадекватно грубый ответ, а от русских такой грубости не дождешься — так отчего же и не предложить», — иронизирует Максим Соколов («Известия», 2001, № 148, 16 августа).

Вячеслав Карпенко. «Я смотрю на все с далекой точки будущего...» Мирообраз и миросмысл. От юродивого до гения. [Эссе]. — «Запад России», Калининград, 2001, № 1.

К 110-летию художника Сергея Калмыкова.

Ян Анджей Клочовский (Znak). «Открытый» католицизм и его враги. Перевод с польского Андрея Базилевского. — «Интеллектуальный Форум», 2001, № 5.

Закрытый, размытый и открытый католицизм(ы) в Польше. Название статьи вызывает в памяти известную книгу Поппера.

Никита Кривошеин. Блаженный Августин. — «Звезда», Санкт-Петербург, 2001, № 7.

Лагерь конца 50-х.

Владимир Крупин. Освящение престола. Рассказ-быль. — «Мой город Черняховск». Литературно-художественный и публицистический журнал. Черняховск (Калининградская обл.), 2000, № 6.

Возрождение Троицкой церкви в Кильмезе (Вятская — пока Кировская — область) — «причаститься там, где долгое время плясали, выступали, пели └Интернационал”...».

Майя Куликова. Из сказки крови не выкинешь. — «Огонек», 2001, № 33, август <http://www.ropnet.ru/ogonyok>

В правильной народной сказке Медведь обязательно раздавит теремок и его обитателей. А иначе зачем он приходил? А чтобы дети вовремя узнали, что у всякого ресурса есть предел.

Валентин Курбатов. На завалинке. — «Литературная Россия», 2001, № 32, 10 августа.

«Вы читали └Человека без свойств”? — интересовался у Курбатова Юрий Нагибин. — <...> Музиля надо читать, несмотря на чудовищный временами перевод [Соломона] Апта. Апт так мощно перевел └Иосифа [и его братьев]”, а тут увяз. <...> Нет, это великая книга. Поглядите, как [Томас] Манн, такой блестящий и точный в оценках других писателей, сразу начинает мяться, когда речь заходит о Музиле, — так велик был дар этого нищего несчастливца (временами жившего по подписке)...»

Алла Латынина. «Этот жанр все-таки хорош своим несовершенством». — «Литературная газета», 2001, № 31-32, 8 — 14 августа.

Опытный критик хладнокровно пересказывает новый роман Василия Аксенова.

Александр Левин (levin@rinet.ru), Александр Касымов (alkas@ufanet.ru). Магнитная буря. Маленькая e-mailная повесть. — «Знамя», 2001, № 7.

«А. К.: Кстати, по секрету. 13 января 2000 года в Овальном зале библиотеки имени Рудомино (там был зимний праздник └Знамени”, и мне даже дали премию) я подошел к Ирине Бенционовне Роднянской и спросил, будет ли └Н<овый>м<ир>” печатать рецензию на подборку Левина. Она сказала, что да, но заметила: └Уж больно вы его расхвалили. Это, знаете, такой пласт поэзии: обэриуты, Хармс... Я сама их люблю. Там великолепно проводится игра со словом”. Я ответил: └Я их тоже люблю. Но два последних года редко волновался, читая стихи, а от Левина — взволновался... И по-моему, он метафизичнее”. — └Ну что вы!” — рассмеялась Ирина Бенционовна.

А. Л.: Я понимаю реакцию г-жи Роднянской. Традиционно считается, что я такой легкий автор, игровой и не очень серьезный. Дитя простое».

В этом же номере «Знамени» прозаик Анатолий Королев удивляется, что критик И. Роднянская пишет о текущей (в частности, о его) прозе не тем тоном, каким Хайдеггер писал о картине Ван Гога. См.: И. Роднянская, «Гамбургский ежик в тумане» — «Новый мир», 2001, № 3.

Лев Левицкий. Дневник. [1963 — 1968]. — «Знамя», 2001, № 7.

«Прибалты ненавидят русских, видя в них оккупантов и их прислужников, русские последними словами отзываются о кавказцах...» (запись от 24 декабря 1963 года). В 60-е годы Левицкий работал в «Новом мире». С 1997 года живет в Лос-Анджелесе.

Валерий Липневич. Путешествие для бедных. Из Москвы в Минск на электричке. — «Дружба народов», 2001, № 8, 9.

Физиологические очерки — одна из самых привлекательных особенностей нынешней «Дружбы народов».

Александр Мелихов. Книга мертвой скуки. — «Октябрь», 2001, № 7 <http://magazines.russ.ru>

...то есть лимоновская «Книга мертвых».

Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. — «Независимое военное обозрение», 2001, № 28, 3 — 9 августа <http://nvo.ng.ru>

Полный текст документа, утвержденного президентом 27 июля с. г.

Виктор Некрасов. От слова «любить»... Публикация В. Кондырева. Вступительная заметка Л. Дубшана. — «Звезда», Санкт-Петербург, 2001, № 8.

Мемуарный очерк 1986 года об И. С. Соколове-Микитове из предполагаемого цикла «Лежа на диване». «Я потоптался, потоптался и пошел домой [на Васильевский]... А наутро прохожу мимо Зимнего и чувствую носом, чем-то родным, спиртным пахнет. Откуда бы? Подошел поближе, вижу, все окна в подвалах дворца настежь, и оттуда солдатики лезут, покачиваются, веселые. Винные подвалы царские ликвидируют. А как они во дворец попали, шут его знает. Может, и штурмовали», — это Иван Сергеевич вспоминает об исторической октябрьской ночи 1917 года.

Андрей Немзер. Попробуй сделать лучше. — «Время новостей», 2001, № 138, 3 августа <http://www.vremya.ru>

Произошло событие: трехтомный вузовский учебник Наума Лейдермана и Марка Липовецкого «Современная русская литература» — это первый полноценный опыт описания отечественной словесности второй половины XX века. Три немзеровских но. «Вторую спорную тенденцию (подчеркну: речь идет не о соавторах, а об общем веянии) хочется назвать └экстазом историзма”. <...> Роман Леонида Леонова настойчиво соотносится с └Доктором Живаго”, но в расчет не берется └мелочь”: └Русский лес” — это циничная имитация того философского романа, что был └запланирован” логикой движения литературы. Он сочинялся словно бы для того, чтобы └заместить” писавшегося примерно об эту же пору └Доктора Живаго”. Точно так же └простой советский человек” Андрей Соколов призван был загодя перекрыть дорогу Ивану Денисовичу Шухову».

Григорий Нехорошев. Настоящий Пелевин. Отрывки из биографии культового писателя. — «Независимая газета», 2001, № 159, 29 августа; № 160, 30 августа.

В Литинституте Пелевин попал в семинар прозы, которым руководил критик Михаил Лобанов.

Юрий Нечипоренко. Праздничность Гоголя. — «Орфей». Литературно-эзотерический альманах. Главный редактор Владимир Цапин. 2001, № 1.

Гоголь. Шумеры.

Лешек Новак (Dzis). Что происходит в Польше? Перевод с польского Андрея Базилевского. — «Интеллектуальный Форум», 2001, № 5.

Возможен ли католический фашизм вообще и в Польше в частности? Автор, антиклерикал, на оба вопроса отвечает да. На первый — уверенно, на второй — с оговорками.

Всеволод Овчинников. «Ветка сакуры»: тридцать лет спустя. — «VIP-Premier». Международный журнал о лидерах и для лидеров. 2001, № 4, 5, 6, 7.

Сиквел популярной некогда книги журналиста-международника о том, что за люди японцы («Новый мир», 1970, № 2, 3; 1974, № 9).

Дмитрий Ольшанский. Лестница успехов. Рейтинг десяти удавшихся и неудавшихся сочинений сезона 2000/01 года. — «Независимая газета», 2001, № 146, 10 августа.

Десять (будто бы) хороших книг: Юрий Мамлеев, «Блуждающее время»; Татьяна Толстая, «Кысь»; Леонид Юзефович, «Дом свиданий»; Эдуард Лимонов, «Книга мертвых»; Дмитрий Пригов, «Живите в Москве»; Дмитрий Быков, «Оправдание»; Михаил Кононов, «Голая пионерка»; Дмитрий Воденников, «Как нужно жить, чтоб быть любимым»; Владимир Сорокин, «Пир»; Михаил Шишкин, «Взятие Измаила».

Десять (будто бы) плохих: Илья Стогов, «Мачо не плачут»; Баян Ширянов, «Низший пилотаж»; Вячеслав Курицын, «Акварель для матадора»; С. Сакин — П. Тетерский, «Больше Бэна»; Хольм Ван Зайчик, «Дело жадного варвара»; Борис Акунин, «Любовница смерти»; Анастасия Гостева, «Travel Агнец»; Вадим Назаров, «Круги на воде»; Федор Михайлов, «Идиот»; Владимир Тучков, «Танцор».

Дмитрий Ольшанский. Север без признаков Юга. Старая и новая проза Валентина Распутина. — «Независимая газета», 2001, № 159, 29 августа.

«Поздние, широкой публике неизвестные рассказы Распутина обладают неожиданными метафизическими достоинствами, о которых, возможно, не подозревает и сам автор, действующий, как и пристало писателю, скорее в качестве медиатора, нежели теоретика и пророка. Проблема, вокруг которой выстраивается распутинская проза, — человек как антропологическая единица, помещенная внутрь чуждого ей ландшафта...»

Остановить «реформы смерти»! Обращение сорока трех [М. Алексеев, Ж. Алферов, В. Белов, Ю. Бондарев, В. Бондаренко, С. Глазьев и др.]. — «Завтра», 2001, № 33, 14 августа.

Слово к народу.

Глеб Павловский. «В явочном порядке». Беседа о метаморфозах гражданского общества. Беседу вел Кирилл Якимец. — «Русский Журнал» <http://www.russ.ru/politics>

«СМИ сегодня могут выжить (и сохранить влияние) только одним способом: они должны реально доводить позиции одних групп до других групп — в значимых для этих других групп образах. <...> У нас этого нет. <...> В идеале же любые СМИ — не что иное, как система ссылок».

Евгений Пономарев. Прорезается душа... Диссидентское и общечеловеческое в текстах Юза Алешковского. — «Звезда», Санкт-Петербург, 2001, № 7.

«И даже странно, что умный и внимательный герой Алешковского не видит дальше советской власти». Отметим в подзаголовке противопоставление диссидентского и общечеловеческого, а также тексты вместо прозы, произведений и проч.

Ирина Прохорова. «Нельзя отказываться от интеллекта». Беседу вела Алена Солнцева. — «Время новостей», 2001, № 139, 6 августа.

«[В отечественной культуре] идет реанимация отживших структур и фигур...»

Михаил Ремизов. Ксенофобия. Приступ 6. Блаженны миротворцы. — «Русский Журнал» <http://www.russ.ru/politics>

Страшное подозрение: «Что, если в своих действиях НАТО и в самом деле руководствовалось схоластической метафизикой └прав человека” и гротескной мифологией └гуманитарной катастрофы”?! <...> Запад — морален. Но именно потому безответствен».

См. также: Алекс де Вааль, «Миротворчество с позиции силы». — «Интеллектуальный Форум», 2001, № 5 <http://www.if.russ.ru>

Владимир Рецептер. «Эта жизнь неисправима...» Записки театрального отщепенца. — «Звезда», Санкт-Петербург, 2001, № 7.

См. также: Владимир Рецептер, «Прощай, БДТ. Из жизни театрального отщепенца» — «Знамя», 1996, № 11; Владимир Рецептер, «Ностальгия по Японии. Гастрольный роман» — «Знамя», 2001, № 3, 4.

Омри Ронен. Берберова (1901 — 2001). — «Звезда», Санкт-Петербург, 2001, № 7.

«Я знал [Нину Николаевну] Берберову без малого тридцать лет. Если правда, что она симпатизировала гитлеризму за четверть века до нашего знакомства, то, значит, прав Гумилев: мы меняем души. <...> Никогда не встречал я человека, который бы одновременно так ненавидел Романовых, презирал русскую аристократию, какой она стала к концу ХIХ века, и боялся русских революционеров и масонов. Масоны были ее манией, она серьезно считала, что если бы не масонская клятва союзникам, то Россию можно было спасти, может быть, еще и летом 1917 года».

«Берберова верила: перед тем как └только умереть”, надо жить, — пишет Андрей Немзер (└Время новостей”, 2001, № 141, 8 августа). — Жить, а не ждать сомнительного беккетовского Годо или неизбежного Фортинбраса. Эта жажда жизни логично оборачивалась тягой к └современности” (от которой Ходасевича, как правило, сильно мутило). Поразительно, как трезвые суждения о Европе 1920 — 1930-х годов, бездарности политиков и левом дрейфе └культурных людей” уживаются у Берберовой со страстным желанием соответствовать └духу времени”. Потому ей казались └старомодными” не только Горький, Бунин, Зайцев или Мережковский, но и сам Ходасевич. Потому, храня верность его памяти, занимаясь посмертными изданиями, Берберова долго не могла поверить, что ее ушедший спутник — великий поэт. (Убедила лишь └вдруг” вспыхнувшая слава.) Потому так восхищалась Набоковым, лично ей несимпатичным, — тот был оправданием младоэмигрантского поколения, выстоял за всех, покорил мир».

«Сегодня ей бы наверняка нравился Акунин», — со сдержанным осуждением пишет Дмитрий Быков («Огонек», 2001, № 35; «Быков-quickly: взгляд-12» <http://www.russ.ru/ist_sovr>).

Алекс Росс (London Review of Books). Расставание с мифом. Перевод с английского Виктора Голышева. — «Интеллектуальный Форум», 2001, № 5.

«На грани [ХIХ — ХХ] веков атмосфера в музыкальном мире напоминала гонку вооружений или космическую гонку. [Густав] Малер строил самые большие ракеты».

Геннадий Русаков. Разговоры с богом. Стихи. — «Знамя», 2001, № 7.

Другие разговоры, ранее печатавшиеся в «Знамени», принесли автору Малую премию имени Аполлона Григорьева. См. рецензию В. Славецкого «Голошение» — «Новый мир», 1998, № 1.

Борис Рыжий. Стихи. — «Звезда», Санкт-Петербург, 2001, № 7.

Тут же — некролог «Памяти Бориса Рыжего», написанный А. Пуриным. См. также стихи Бориса Рыжего в журнале «Знамя» (2001, № 6). См. также рецензию Ольги Славниковой «Из Свердловска с любовью» — «Новый мир», 2000, № 11 и эссе Алексея Машевского «Последний советский поэт» — «Новый мир», 2001, № 12.

Михаил Синельников. Дафнис и Хлоя. — «Московские новости», 2001, № 31, 31 июля — 6 августа.

Биографическая проза, собранная в пятом томе сочинений Ахматовой (издательство «Эллис Лак»), — ее бегство от тьмы «низких истин», «но все-таки поэзия Ахматовой крупнее ее самозащиты, как подлинное лицо значительнее тех замечательных фотографий, на которых Ахматова явно позирует для будущего...».

Анатолий Смелянский. Так победим. Без восклицательного знака. — «Известия», 2001, № 147, 15 августа.

Полуживой Брежнев смотрит «Так победим!» (Шатров/Ефремов/Калягин) во МХАТе. Другие фрагменты книги А. Смелянского «Роман с театром» см.: «Известия», 2001, № 135, 28 июля; № 137, 1 августа; № 144, 10 августа; № 154, 24 августа.

Илья Смирнов. Правильный выбор Пола Донована. — «Русский Журнал» <http://www.russ.ru/culture>

Философ и культуролог неожиданно обнаружил, что в неполиткорректном немецко-канадском фантастическом сериале «Lexx» (ТВ-6) присутствует смысл. «Ума не приложу, как все это по дороге на киностудию не проглотила [западная] цензура. <...> [Впрочем], у нас в 60 — 70-е гг. кукольным театрам и ТЮЗам тоже позволялось много такого, за что └взрослый” режиссер имел бы неприятности в райкоме партии». См. также — http://www.lexx.newmail.ru

Илья Смирнов. Певучая органичность пластилиновых членов. — «Русский Журнал» <http://www.russ.ru/ist_sovr>

Информационный бизнес — единственный, который не отвечает за качество продукции.

Виктор Сонькин. О времени и о себе. — «Русский Журнал» <http://www.russ.ru/krug/razbor>

«Моя золотая теща» Нагибина — «пародийная, зеркальная, перевернутая └Лолита” <...> c изысками стиля, сквозь которые видно желание что-то доказать Владимиру Владимировичу».

Список Кузьминского. Беседовал Владимир Березин. — «Ex libris НГ», 2001, № 32, 30 августа.

Говорит Борис Кузьминский: «Любое процветающее издательство (Кузьминский работает в └ОЛМА-Пресс”. — А. В.), которое не намеревается зачахнуть в ближайшие пять — десять лет, попросту обречено нащупывать стратегию работы с └серьезной”, мейнстримной словесностью. Сегодня — навскидку — около 70 процентов литературы, выпускаемой в стране, — детективы, боевики, фэнтези, любовные романы. А в реально производимом на территории России массиве текстов соотношение традиционно обратное: 70 — 80 процентов — └нормальная” проза реалистической ориентации. <...> Ни на ком нельзя ставить крест, это было бы антигуманно. Даже Николай Кононов или Марк Харитонов в будущем, чем черт не шутит, могут произвести на свет что-нибудь жизнеспособное и по-настоящему интеллектуальное...»

Соня Стебловская. Веничка и Христос. Предисловие Владимира Христофорова. — «Литературная Россия», 2001, № 31, 3 августа.

«Веня — травестийный Христос, страдающий Христос советской эпохи. На протяжении всего произведения проходит образ Венички-Христа, причем противопоставление и сопоставление происходит одновременно и параллельно. <...> Сам образ советского Христа (это не есть кощунство)...» Нет, деточка, это poshlost. Статья студентки (журфака МГУ) про «Москву — Петушки» написана не столько на основе поэмы Венедикта Ерофеева, cколько на основе известного комментария Эдуарда Власова к поэме. См. об этом комментарии резко критическую статью А. Плуцера-Сарно — «Новый мир», 2000, № 10.

Странный Циолковский. Беседу вела Наталия Лескова. — «Труд-7», 2001, № 145, 9 — 15 августа <http://www.trud.ru>

Говорит член комиссии по изучению творческого наследия Циолковского Вадим Казютинский: «Циолковский <...> считал, что все низкоразвитые формы жизни должны быть уничтожены. К этому разряду он относил, кстати, и животных, и птиц, и рыб... Вместо них, согласно его учению, Землю и Вселенную заполнят гармоничные, во всех отношениях прекрасные существа. <...> Я считаю философию Циолковского антиэкологичной».

Ирина Стрелкова. Литературы не будет. — «Труд», 2001, № 144, 8 августа.

«Теперь в опасности само существование полноценного школьного курса литературы...» См. также: Ирина Стрелкова, «Учебник литературы как общенациональная катастрофа?» — «Литературная газета», 2001, № 24-25; Ясен Засурский, «Быть русским человеком, не прочитав └Муму”?» — «Литературная газета», 2001, № 31-32.

Виталий Танасийчук. «Что гонит вас через Анды?..». — «Звезда», Санкт-Петербург, 2001, № 7.

Русские студенты в Южной Америке, 1914 — 1915.

Татьяна Толстая. Любовь и море. — «Время MN», 2001, № 150, 24 августа <http://www.vremyamn.ru>

Как звали шпица Анны Сергеевны? Гуров знал, но — от волнения — забыл, а читатель так и не узнает.

Томас Транстремер. Музеи. Изгнание беса. Война. Из книги «Die Erinnerungen sehen mich». [Переводчик не указан]. — «Запад России», Калининград, 2000, № 2 (23).

«Я вступил в фазу, когда у меня был неслыханный страх перед скелетами...» Шведский номер калининградского/кенигсбергского журнала подготовлен к печати и выпущен при поддержке Шведского Института/SVENSKA INSTITUTET (Стокгольм <http://www.si.se>).

Отто Ульрих. Конец частной сферы? — «Deutschland». Политика, культура, экономика и наука. 2001, № 3, июнь — июль.

«Невозможно отрицать, что до сих пор не существует политического проекта, делающего выводы из массового контроля за данными из частной сферы, открыто хранящимися в Интернете. <...> Каждым щелчком мыши на любом веб-сайте он (пользователь Сети. — А. В.) разглашает сведения о себе и своем компьютере». Автор — член Европейской академии по исследованию последствий научно-технического развития.

Учить детей гомосексуализму — это по-канадски. — «Утро.ru». Ежедневная е-газета. 2001, № 213, 20 августа <http://www.utro.ru/articles>

«Федерация учителей начальных классов общеобразовательных школ канадской провинции Онтарио на ежегодной встрече подавляющим большинством голосов приняла решение добиваться выделения средств на приобретение литературы для учеников младших классов о гомосексуальных отношениях. Голоса распределились совершенно удивительным образом — только 20 членов Федерации из более 50-ти проголосовали против предложения коллег — геев и лесбиянок. Причем проголосовавшие против вызвали всеобщее осуждение. <...> Принятое решение о лоббировании литературы, которая должна будет знакомить детей с реальностью жизни геев, лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов, было встречено возгласами одобрения. <...> Преподавательница 6 класса Лиона Лэярд, лесбиянка, сказала, что поддержала предложение других └голубых” и └розовых” коллег, так как, по ее мнению, без знаний в этой области образование детей будет неполным...»

А родителей спросили?

Игорь Чубайс. Чего недостает нашей системе образования? — «Посев», 2001, № 7.

...курса россиеведения.

Мариэтта Чудакова. Прощайте, годы безвременщины! — «Известия», 2001, № 150, 18 августа.

Почти весь номер газеты так или иначе посвящен десятилетию ГКЧП. См. также традиционный знаменский конференц-зал — «Россия 1991 — 2001. Победы и поражения» — «Знамя», 2001, № 8.

Виктор Шендерович. Трын-трава. Рассказ. — «Знамя», 2001, № 7.

Октябрь 1697 года, Петр Алексеевич забил косяк в амстердамском кабаке и Петербурга не построил, но Русь оною травою маригуаной навеки осчастливил.

Хольгер Штельцнер. Евро: отсчет времени начался. — «Deutschland». Политика, культура, экономика и наука. 2001, № 3, июнь — июль.

«Дизайнеры евробанкнот, [на которых изображены не портреты великих европейцев, а безымянные фрагменты мостов и зданий], вряд ли смогли бы нагляднее продемонстрировать то, что евро не принадлежит ни одной стране, не имеет прошлого и корней. Новая валюта определяется только сама собой, своей денежной стоимостью».

Валерий Шубинский. Ритм и традиция. — «Звезда», Санкт-Петербург, 2001, № 7.

«Значит, свобода — это выбор между традициями, а не отсутствие традиций...»

Шариф Шукуров. Александр Македонский и начала современного мира. — «Интеллектуальный Форум», 2001, № 5.

«Понятие Евразии представляется бледной тенью той виртуальной и бесконечной модели мироустройства, которую создал Александр Великий. В эту саморазвивающуюся модель органично вписываются даже возникшие сравнительно недавно США. С этой точки зрения Америка оказывается всего лишь одной из стран Средиземноморского бассейна, продолжающей историю культуры именно этого макропространства».

Михаил Эпштейн. Амероссия. Двукультурие и свобода. Речь при получении премии «Liberty». Вступительная заметка Александра Гениса. — «Звезда», Санкт-Петербург, 2001, № 7.

«Мы не в изгнании и не в послании — мы в искании. <...> мы — цитаты из одной культуры в тексте другой, мы носим на себе невидимые кавычки. <...> мы — в соитии и в зачатии, мы — клетки, которые одна страна выбрасывает из себя, чтобы зачать новую жизнь в лоне другой страны».

Сергей Юшенков. Постзападная цивилизация — путь для России и всего человечества. [Фрагмент книги «Постзападная цивилизация»]. — «Демократический выбор». Еженедельная либеральная газета. 2001, № 31, 2 — 8 августа <http://www.dvr.ru>

Юшенков — поэт.

Александр Яковлев. Деятельность коммунистов в интересах власти. «Архитектор перестройки» в эксклюзивном интервью «Вести.Ru», подготовленном Владимиром Нузовым. — «Вести.Ru». Ежедневная интернет-газета. 2001, 6 августа <http://www.vesti.ru>

«На первых порах перестройки нам пришлось частично лгать, лицемерить, лукавить — другого пути не было...» См. это же интервью — «Демократический выбор», 2001, № 32, 9 — 15 августа.

Ср. с заявлением Михаила Горбачева на семинаре в Американском университете в Турции: «Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми» (впервые напечатано в словацкой газете «Usvit», 1999, № 24; перепечатано в еженедельнике «Патриот», 2000, № 30; цит. по: «Наш современник», 2001, № 8 <http://read.at/nashsovr>).

* * *

ДАТЫ: 11 (24) декабря исполняется 100 лет со дня рождения Александра Александровича Фадеева (1901 — 1956); 18 декабря исполняется 30 лет со дня смерти Александра Трифоновича Твардовского (1910 — 1971).

Версия для печати