Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Новый Мир 2001, 1

Книги

(составитель Сергей Костырко)


КНИГИ

 

*

Михаил Айзенберг. За Красными воротами. Стихи 1997 — 1999 гг. М., ОГИ, 2000, 56 стр.

Книга вышла в поэтической серии нового московского издательства “Проект ОГИ”, аббревиатура ОГИ расшифровывается как Объединенное гуманитарное издательство. Тип издания напоминает поэтические сборники петербургского издательства “Пушкинский фонд”, но в отличие от питерского коллеги, ориентированного преимущественно на издание “микроизбранного”, так сказать, “визитных карточек” современных поэтов, ОГИ намерено представлять современных поэтов в их сегодняшнем состоянии.

Юлий Гуголев. Полное собрание сочинений. М., ОГИ, 2000, 80 стр.

Самый толстый из сборников, вышедших в поэтической серии “Клуба ОГИ”: “Юлий Гуголев, иуда, / подпоив себя слегка, / ты на жизнь глядишь не строго, / и на женщин не глядишь, / ты идешь вдоль Голливуда, / ты идешь издалека, / наступая на Армстронга, / так, поглядываешь лишь / — вон на эту негритянку, / и на эту, и на ту...”

Бахыт Кенжеев. Снящаяся под утро. М., ОГИ, 2000, 64 стр.

Новая книга стихов известного поэта.

Тимур Кибиров. Юбилей лирического героя. М., ОГИ, 2000, 48 стр.

Три новых стихотворных цикла известного поэта: “По прочтении альманаха └Россия-Russia””, “SFIGA”, “Юбилей лирического героя”.

Хуго Лёчер. Ной. Роман об экономическом чуде. Перевод с немецкого В. Сидельникова. М., “Текст”, 2000, 219 стр., 5000 экз.

Первое знакомство русского читателя с одним из ведущих современных писателей Швейцарии. Жанр романа “Ной” можно было бы определить как ироническую философскую притчу — библейский сюжет строительства ковчега использован здесь для сатирического комментария современной европейской действительности.

Марина Палей. Long Distance, или Славянский акцент. Повести. Трилогия. Сценарные имитации. М., “Вагриус”, 2000, 412 стр., 5000 экз.

Третья книга прозы писательницы, представляющая ее известную трилогию (повести “Поминовение”, “Евгеша и Аннушка”, “Кабирия с Обводного канала”) и новую — и по стилистике, и по задействованному жизненному материалу — прозу сегодняшней Палей “Long Distance, или Славянский акцент” (первая публикация — в “Новом мире”, 1999, № 1 — 5).

Петер Хандке. Медленное возвращение домой. Роман, перевод с немецкого М. Кореневой. СПб., “Азбука”, 2000, 208 стр., 8000 экз.

Вторая книга знаменитого австрийца на русском языке, первая — “Повести” (М., “Прогресс”, 1980) — была составлена из произведений, принесших Хандке мировую славу: “Страх вратаря перед одиннадцатиметровым”, “Короткое письмо к долгому прощанию” и “Нет желаний — нет счастья”. Изданный “Азбукой” роман — своего рода эксперимент Хандке: “образец той идеальной └универсальной” поэзии”, в которой “должны сниматься границы между отдельными художественными формами, между поэзией и живописью, прозой и философией... реальностью и вымыслом...”

Лариса Шульман. Чего уж там... Повести и рассказы. М., “Новое литературное обозрение”, 2000, 364 стр.

Проза современного писателя, чья стилистика органично сочетает экспрессивность современной городской прозы с архаикой народного сказа, жесткое бытописание с ироничной имитацией формы научной монографии. Книгу составили четыре прозаических цикла: “Блаженные картинки ХХ века — бредовые картинки ХХ века”, “Северные рассказы”, “Прозрачные миры”, “Из жизни дворников”.

.

Альманах дада. Переводы с немецкого и французского М. Изюмской и М. Голованивской. Статья, комментарий, биографический указатель М. Изюмской. Общая редакция С. Кудрявцева. М., “Гилея”, 2000, 206 стр., 1500 экз.

Впервые на русском языке знаменитый альманах, художественный манифест европейского движения дада. Содержит важнейшие программные, критические, литературные тексты участников движения. Вышедший в 1920 году “Альманах” должен был подвести итог четырехлетней истории существования дада в искусстве. “Эта книга — собрание документов из жизни дадаистов, она не представляет собой теории. Она повествует о дадаистском человеке, но не воспроизводит какой-то тип, она описывает, она не исследует” (из предисловия редактора, составителя альманаха 1920 года Рихарда Хюльзенбека).

Г. Г. Амелин, В. Я. Мордерер. Миры и столкновения Осипа Мандельштама. М., “Языки русской культуры”, 2000, 320 стр.

Книга о поэтике Мандельштама и шире — об эстетике серебряного века, которые здесь можно рассматривать еще и как повод для обращения авторов к эстетике русской литературы и культуры через “языковые игры”, или, если так можно выразиться, через “бродячие сюжеты”, через под- или вполне сознательно выхлестнувшиеся в слове или образе блуждающие в творчестве многих русских писателей мотивы (скажем, “мотив обезьяны” — от Пушкина до Мандельштама, Ходасевича, Пастернака). Пользуясь классификацией тенденций современной филологии, предложенной в предисловии к этой книге философом А. Пятигорским, ее авторов следует отнести к “филологическим интуитивистам” (этот ряд включает в себя еще и “историософов от себя” и “классиков”), — использованное здесь слово “интуитивисты” не должно вводить читателя в заблуждение, так как свои интуиции авторы прорабатывают на реальном материале с предельной тщательностью.

Кирилл Кобрин. Описания и рассуждения. Книга эссе. М., Модест Колеров и “Дом интеллектуальной книги”, 2000, 160 стр., 1000 экз.

“Собранные под этой обложкой эссе были написаны (за небольшим исключением) с 1995-го по 2000 год: время, когда многое стало ясно. Книга начинается текстом о “словах и вещах” в истории (с маленькой буквы, в моей личной истории), а заканчивается текстом о “душе” и об Истории (с большой буквы)... В книге множество персонажей; несмотря на то, что я о них написал, я их всех люблю” (из авторского предуведомления). Среди персонажей книги: сороковой автобус в Нижнем Новгороде, Астольф де Кюстин, Владимир Печерин, Джеймс Джойс, “Манифест Коммунистической партии”, Александр Пятигорский и “боящиеся вольных каменщиков”, Лев Выготский, футбол, порнография, Фома Аквинский и другие.

Мераб Мамардашвили. Эстетика мышления. М., “Московская школа политических исследований”, 2000, 416 стр., 5000 экз.

Курс лекций, прочитанный философом в 1986 — 1987 годах в Тбилисском университете, — итоговый, последний лекционный курс (известны: лекционные курсы о Декарте, Канте, Прусте, античной философии, современной философии). Издание подготовлено под руководством Ю. П. Сенокосова на основе магнитофонных записей (кассеты с записью Мамардашвили пометил двумя буквами “БМ”, то есть — Беседы о мышлении). При окончательном редактировании рукописи была сохранена устная интонация бесед, воспроизведены вопросы и реплики слушателей.

Мир прозы Юрия Трифонова. Сборник статей. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2000, 197 стр., 300 экз.

Сборник составлен на основе работ участников I Международной конференции, посвященной творчеству Ю. В. Трифонова. Среди авторов статей Наталья Иванова, Норман Шнейдман, Валентин Оскоцкий, Татьяна Бек, Владимир Новиков, Андрей Немзер, Владимир Кардин, Леонид Бахнов.

Соцреалистический канон. Сборник статей под общей редакцией Х. Гюнтера и Е. Добренко. СПб., “Академический проект”, 2000, 1040 стр., 2000 экз.

Великолепно изданный монументальнейший том, представляющий собой коллективную монографию — “проект описания соцреалистического канона”; плоды многолетнего труда международного научного коллектива, собравшего известных отечественных и зарубежных историков, литературоведов, культурологов. Среди авторов книги — Евгений Добренко, Кирилл Постоутенко, Галина Белая, Иван Есаулов, Борис Гройс, Владимир Паперный, Игорь Голомшток, Михаил Рыклин, Ханс Гюнтер, Катерина Кларк, Томас Лахусен, Биргит Менцель. Изданию монографии предшествовала работа пяти научных конференций в Университете и Центре междисциплинарных исследований Билефельда (Германия) в 1994 — 1998 годах.

Из предисловия кураторов проекта: “В предлагаемом издании впервые предпринята попытка системного описания соцреалистического канона (прежде всего на материале литературы). Мы исходили из установки на сочетание историко-описательных и интерпретационных методов... соцреализм рассматривается как через категории самоописания, так и через понятия современного теоретического дискурса”. Исследуются проблемы поэтики соцреализма, его истоки, взаимосвязь с авангардным и религиозным мировоззрениями, с идейными и художественными течениями начала ХХ века, история групп и борьба различных течений внутри соцреализма. Материал книги расположен в шести разделах: “Соцреализм как историко-культурный феномен”, “У истоков соцреализма”, “└Эстетический арсенал” метода: категории соцреалистической критики”, “└Дискурсионный арсенал”: соцреалистический текст и дискурс”, “└Художественный арсенал”: мотивы и образы”, “└Художественный арсенал” метода: жанры”.

А. Р. Усманова. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Минск, Издательство ЕГУ “Пропилеи”, 2000, 200 стр., 2000 экз.

Первая в отечественной литературе монография, посвященная самой интересной, пожалуй, стороне деятельности знаменитого семиотика, философа, медиевиста и писателя — его научным разработкам, связанным с “проблемами отношений между текстом и его читателем, интерпретаций и гиперинтерпретаций, иконическими кодами и визуальной коммуникацией”.

Составитель Сергей Костырко.



Версия для печати