Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Новый Мир 2000, 4

Периодика

(составитель Андрей Василевский)

ПЕРИОДИКА

*

“Библиография”, “Волга”, “Вопросы литературы”, “Время MN”,
“День литературы”, “Дружба народов”, “Ex libris НГ”, “Звезда”, “Знамя”,
“Знание — сила”, “Золотой век”, “Известия”, “Иностранная литература”,
“Книжное обозрение”, “Кольцо └А””, “Кулиса НГ”, “Литература”,
“Литературная газета”, “Литературная Россия”, “Литературное обозрение”, “Мемориал”, “Москва”, “Московские новости”, “Московский журнал”,
“Наш современник”, “НГ-Наука”, “Независимая газета”, “Неприкосновенный запас”, “Новая Польша”, “Новое литературное обозрение”, “Огонек”, “Октябрь”, “Посев”, “Русская мысль”

Борис Акунин. “Так веселее мне и интереснее взыскательному читателю...”. Беседовала Анна Вербиева. — “Ex libris НГ”, 1999, № 50, 23 декабря. Электронная версия: http://www.ng.ru

Беседа с переводчиком и эссеистом Григорием Чхартишвили, осуществившим (под псевдонимом Б. Акунин) увлекательный беллетристический проект — серию качественных детективных романов о сыщике Эрасте Фандорине. “Я сейчас начинаю вторую серию, параллельную фандоринской. Новым сыщиком станет женщина, монашка, сестра Пелагия, рыжеволосая и очкастая. Она будет пользоваться совсем иными методами, чем Фандорин, хотя живет примерно в то же время (вторая половина ХIХ века . — А. В.). Дело будет происходить в провинциальной глуши... И это еще не все. Я написал пьесу с хорошим названием └Чайка”. Все те же персонажи, только действие начинается с того момента, где Чехов ставит точку. Поскольку пьесу написал Акунин, выясняется, что Треплев не застрелился, его убили...”

См. детективную пьесу “Чайка” в этом номере “Нового мира”.

Валентин Александров. Труппу нанимает директор. Горбачев распорядился, Медведев озвучил... — “Кулиса НГ”, 1999, № 20, 11 декабря. Электронная версия: http://www.ng.ru

В частности — о том, как в перестроечном 1988 году сдирали обложку с многотысячного тиража “Нового мира” из-за упоминания в анонсе на следующий год произведений А. Солженицына. И что? Все равно в конце 1989 года были напечатаны главы из “Архипелага”.

Алексей Алехин — Илья Фаликов. Поэт в России не изгой... — “Вопросы литературы”, 1999, № 6, ноябрь — декабрь. Электронная версия: /magazine/voplit

Два поэта — главный редактор журнала поэзии “Арион” и член жюри поэтической премии “Незнакомка” (Антибукер) — содержательно беседуют о современном состоянии российской поэзии: что было, что есть и что будет. В частности: “Я люблю толстый журнал как изобретение самой литературной эволюции. Но сейчас это — чудо: феномен живого мамонта. Не того, которого надо доставать из-подо льдов вечной мерзлоты, а того, который почему-то не вымер” (Илья Фаликов).

Андрей Балдин. Закон Черепанова. — “Золотой век”, 1999, № 13. Электронная версия: /magazine/zv

Железная дорога и — русский алфавит, русская проза, русская история.

Леонид Бахнов. В обстоятельствах жизни. — “Вопросы литературы”, 1999, № 6, ноябрь — декабрь.

Очерк об отце — писателе Владлене Бахнове.

Андрей Битов. Пока не требует поэта. Пьеса. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1999, № 12. Электронная версия: /magazine/zvezda

Сценка: Патриот, Западник, Иностранец. Спор о водке “PUCHKIN”.

Владимир Бондаренко. Праздник глазами остриженного подростка. — “День литературы”, 1999, № 12, декабрь. Электронная версия: http://www.zavtra.ru

Романтик Геннадий Шпаликов, противопоставленный другим шестидесятникам. Из цикла “Дети 37-го года”.

О. В. Будницкий. “Дело” Нины Берберовой. — “Новое литературное обозрение”, № 39 (1999). Электронная версия: /magazine/nlo

Эмигрантские склоки вокруг “коллаборационизма” Н. Н. Берберовой. “Да, в 1940 г., вплоть до осени, т. е. месяца три, до разгрома библиотек и первых арестов, я, как и 9/10 французской интеллигенции, считала возможным, в не слишком близком будущем, кооперацию с Германией. Мы были слишком разочарованы парламентаризмом, капитализмом, третьей республикой, которая для нас отождествлялась со Стависским. Да и Россия была с Германией в союзе — это тоже обещало что-то новое. Мы увидели идущий в мир не экономический марксизм и даже не грубый материализм. Когда через год выяснилось, что все в нац<ионал>-соц<иализме> — садизм и грубый империализм, отношение стало другим, и только тогда во Франции появилось └сопротивление” (резистанс)...” (из письма Н. Берберовой к М. Алданову от 30 сентября 1945 года).

Андрей Ваганов. Краткая феноменология Сети. — “НГ-Наука”, 1999, № 11, 15 декабря. Электронная версия: http://www.ng.ru

Морфология аморфного. “Он живой и светится...” Дети под(e-mail)я.

Андрей Василевский, Владимир Прибыловский. Три типа отношения к чеченской проблеме и возможный путь ее политического решения. — “Русская мысль”, Париж, 1999, № 4293, 18 — 24 ноября. Электронная версия: http://www.rusmysl.ru

Безотносительно к содержанию статьи необходимо отметить, что этот Андрей Василевский — совсем не тот Андрей Василевский, который главный редактор “Нового мира” и составитель “Периодики”, а какой-то совсем другой Андрей Василевский.

Александр Волков. Самый удачливый обман. — “Знание — сила”, 1999, № 9-10.

О том, что вопреки распространенной версии, занесенной в энциклопедии и справочники, знаменитый американский летчик Р.-Э. Бэрд не перелетел в 1926 году на самолете от Шпицбергена до Северного полюса и обратно.

Г. И. Газданов. Масонские доклады. Публикация А. И. Серкова. — “Новое литературное обозрение”, № 39 (1999).

Автор “Ночных дорог” был посвящен в масоны в 1932 году, в 60-е годы стал преемником М. А. Осоргина на посту руководителя ложи “Северная звезда”. Тексты докладов Газданова второй половины 60-х годов (один — о роли писателя в связи с осуждением советской общественностью Пастернака, второй — о личности и творчестве М. Алданова) печатаются по автографу из личного архива публикатора.

Материалы о творчестве Гайто Газданова можно найти в Сети по адресу: http://www.pereplet.ru/ohay/gazdanov.html

Александр Генис. Закон и порядок. Мой Шерлок Холмс. — “Знамя”, 1999, № 12. Сетевой журнал “Знамя”: /magazine/znamia

Апология великого сыщика.

Софья Губайдулина. Жизнь по вертикали. Беседу вел Ефим Барбан. — “Московские новости”, 1999, № 48, 14 — 20 декабря. Электронная версия: http://www.mn.ru

“Меня чрезвычайно привлекает поэзия Рильке, Элиота, живопись Пауля Клее — вещи, которые тоже устремлены внутрь”, — говорит композитор Софья Губайдулина корреспонденту “Московских новостей” во время лондонской премьеры ее новых сочинений.

Эдуард Днепров. Три источника и три составные части нынешнего школьного кризиса. — “Знамя”, 1999, № 12.

У сегодняшнего школьного кризиса, по мнению автора статьи, три источника и три составные части: коллапс школьной экономики, паралич образовательной политики и катастрофическое, нарастающее отставание школьного образования от потребностей современной жизни.

Сергей Доренко. Лена Батурина разогналась и прыгнула на Лужкова. Разговор на облаке двух благородных донов: дона Серхио и дона Алехандро. Интересовался Александр Никонов. — “Огонек”, 1999, № 37, декабрь. Электронная версия: http://www.ropnet.ru/ogonyok

“Мне, например, очень давно уже не очень нравятся Сэлинджер и Ремарк и уже довольно давно, лет около десяти, как не привлекает Воннегут. Это верный признак того, что я достиг зрелого возраста” (С. Доренко).

Священник Дмитрий Дудко. Он был верующим. — “Наш современник”, 1999, № 12.

“В созидании богоносной страны, Святой Руси, он (коммунизм. — А. В.) будет играть не последнюю роль”. К 120-летию И. В. Сталина.

“Дух человеческий свободен”. Неизвестные выступления Александры Толстой. Публикация Ивана Толстого. — “Русская мысль”, 1999, № 4294, 25 ноября — 1 декабря; № 4295, 2 — 8 декабря.

“Обращение к соотечественникам”, “О философии моего отца”, “С премьеры └Войны и мира”” — выступления А. Л. Толстой на радио “Свобода” 1956 — 1958 годов.

Владимир Ешкилев. “Чьи вы, хлопцы, будете?..”. Беседу вела Наталья Игрунова. — “Дружба народов”, 1999, № 12. Электронная версия: /magazine/druzhba

Владимир Ешкилев — руководитель проекта и автор большинства словарных статей энциклопедии актуальной литературы “Возвращение демиургов”, вызвавшей большой литературный скандал на/в Украине. “Если в русской литературе благодаря тому, что всегда поколения └заходили” одно в одно, была преемственность, были школы, было из чего выбирать по большому счету, то в Украине произошла катастрофа: старшее поколение ушло полностью из актуальной литературы, одноактно, одномоментно”. Старшее поколение, конечно, так не считает.

Гавриил Заполянский. Рисунок Пушкина: Дмитрий Веневитинов? — “Кольцо └А””. Литературный журнал. № 9 (1999).

Интересное предположение, что в пушкинской композиции “Бес с молодым человеком в борделе” в качестве “молодого человека” изображен Веневитинов.

Михаил Золотоносов. Конец “эры Саррот”. Литературный некролог. — “Московские новости”, № 50, 28 декабря 1999 — 3 января 2000.

19 октября 1999 года, не дожив девять месяцев до своего столетнего юбилея, умерла знаменитая французская писательница Натали Саррот. Одновременно петербургское издательство “ИНАПРЕСС” выпустило сборник ее произведений, и, по мнению М. Золотоносова, оба вошедшие туда текста — “Здесь” (1995) и “Откройте” (1997) — “таковы, что про них можно сказать все, что угодно: старческая графомания, маразм, художественная провокация, литературный шедевр, продукция инфантильной памяти, виртуозное проникновение в предсловесную сферу мышления... Я спрашивал у многих — не знает никто. На самом деле это смерть литературы, если про нее нельзя что-либо сказать с определенностью, отличая графоманию от неграфомании”.

Андрей Зубов. Надо заново учиться жить. Коммунистический переворот как причина смерти государства и общества в России. — “Независимая газета”, 1999, № 231, 9 декабря. Электронная версия: http://www.ng.ru

“Государство выступает как в первую очередь правовая форма с определенной преемственностью законотворчества и властных отношений. Именно эта правовая форма и была уничтожена большевиками 22 ноября 1917 г., когда одним указом Совет Народных Комиссаров отменил все (я подчеркиваю — все) законы Российского государства. Внешний повод к этому декрету был значительный, хотя и малоизвестный. В этот же день на несколько часов раньше Правительствующий Сенат (высший властный орган суда и надзора России, переживший смуту 1917 г.) в общем своем собрании вынес решение не признавать Совет Народных Комиссаров как орган, навязанный обществу в результате насильственного захвата власти и к тому же не вписанный в систему государственных органов России, определенную Основными Государственными законами 1906 г. Сила права была за Сенатом, но право силы — за коммунистами. Это сенатское постановление даже не увидело свет, ибо рабочие сенатской типографии отказались его набирать как контрреволюционное. Декрет же СНК, отменявший все до того действовавшие в России законы, не только был распубликован, но и остается действующим правовым установлением на территории России до сего дня”.

Чарльз Кинбот. Серебристый свет. Подлинная жизнь Владимира Набокова. Начальные главы романа. Перевод с английского и послесловие С. Ильина. — “Иностранная литература”, 1999, № 12. Электронная версия: /magazine/inostran

Чарльз Кинбот, он же Карл-Ксаверий-Всеслав, сын короля Земблы, он же центральный персонаж романа “Бледный огонь”, написал книгу о своем создателе. Автор мистификации — Джефф Эдмундс — уже выставлял в Интернете страницы будто бы последнего набоковского романа “The Original of Laura” (см. об этом статью С. Ильина в журнале “Новая Юность”, 1999, № 2).

В очередной выпуск “Литературного гида” вошли также последняя глава из книги на этот раз подлинных воспоминаний Владимира Набокова “Убедительное доказательство” (перевод с английского С. Ильина), повесть Эрика Орсенны “Два лета” (перевод с французского Н. Бунтман и А. Дегтярь) и эссе Алексея Медведева “Перехитрить Набокова”.

И. Л. Клейман. Из воспоминаний в письмах. Публикация, вступительная заметка и примечания Всеволода Вихновича. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1999, № 12.

Рижские евреи в довоенной Латвии — при Советах — при немцах — при Советах. Много важных оттенков: “Для евреев советская власть не имела альтернативы”, “Мы опасались эксцессов со стороны латышей и надеялись, что немцы стихийных погромов не допустят”. После всего пережитого Исаак Клейман стал адвентистом седьмого дня.

Владимир Козаровецкий. Злобинная гиль, или О вреде кабаньей головизны. — “Литературное обозрение”, 1999, № 4.

Темпераментная защита новаторского сочинения Ильи Гилилова от нападок ретроградного “Нового мира”. Ужасная Алена Злобина (а речь идет именно о ее рецензии — “Новый мир”, 1998, № 6) почему-то считает, что шекспировские пьесы написал Шекспир. Юмористический штрих: “Разве у нее (Злобиной. — А. В.) есть сомнения, что └Тихий Дон” написан не Шолоховым, а Крюковым?” — восклицает в сердцах Козаровецкий. А что, если есть?

См. также театральный обзор Алены Злобиной “Зеркало. Шекспир на московской сцене и вокруг” (“Иностранная литература”, 1999, № 11) — опять-таки в защиту великого драматурга.

Вадим Маркович Козовой (1937 — 1999). — “Новое литературное обозрение”, № 39 (1999).

В мемориальную подборку вошли материалы Бориса Дубина, Ирины Емельяновой, Марата Чешкова, Мориса Бланшо и других авторов, а также библиография литературных трудов (стихи, статьи, переводы, комментарии) В. М. Козового.

Е. В. Кончин. Три возраста Пиковой дамы. — “Московский журнал”, 1999, № 11. Электронная версия: http://www.rusk.ru

Пушкин и Наталья Петровна Голицына (1741 — 1837) — прототип графини в “Пиковой даме”.

Юрий Корякин. Кто же был инициатором и вдохновителем электрификации России. Ленинский план ГОЭЛРО оказался лишь бледной калькой дореволюционных программ развития энерготехнической отрасли страны. — “НГ-Наука”, 1999, № 11, 15 декабря.

Начало работ на Волховской ГЭС — 1910 год, начало работ на Днепрогэсе — 1912 год, начало строительства Волго-Донского канала — 1912 год. Даже метрополитен... начало работ — 1910 год.

А. Костинский. Все вокруг колхозное — все вокруг мое. (Не рано ли хороните авторское право, товарищи!). — “Мемориал”. Информационный бюллетень Правления Международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества “Мемориал”. 1999, № 11, август — сентябрь.

Является ли Интернет могильщиком авторского права? Нет, уверенно отвечает А. Костинский. Среди его аргументов есть и такой: нынешний профессиональный и возрастной состав пользователей Интернета — тинейджеры, студенты и творческая интеллигенция — не останется неизменным, скоро Сеть будет населена всеми слоями общества, которые “привнесут в нее собственные твердые представления о праве и частной собственности”. Вопрос в том, каковы у этих прочих слоев российского общества представления о праве и частной собственности.

Критика: последний призыв. — “Знамя”, 1999, № 12.

Последний призыв — это Николай Александров, Дмитрий Бавильский, Никита Елисеев, Татьяна Касаткина, Алексей Колобродов, Илья Кукулин, Михаил Новиков, Сергей Рейнгольд, Мария Ремизова, Ольга Славникова, Александр Уланов, Дмитрий Шеваров в традиционной знаменской рубрике “Конференц-зал”.

Григорий Кружков. “В случае моей смерти все письма вернутся к Вам...”. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1999, № 12.

О стихах Ларисы Рейснер.

Александр Кушнер. Провалы и зияния. Заметки о русских поэтах. — “Литературная газета”, 1999, № 51-52, 22 — 28 декабря.

Пастернак. Маяковский. Мандельштам и тамбовский поэт Вячеслав Афанасьев. А также о том, почему писатели неточно цитируют друг друга.

Алла Марченко. Летают и пляшут стрекозы, стремясь в никуда. — “Книжное обозрение”, 2000, № 1, 3 января .

Читая Ольгу Славникову, критик Алла Марченко видит в “Стрекозе, увеличенной до размеров собаки” (М., “Вагриус”, 1999) почти классических кондиций правильный роман, “настолько высокоорганизованный, что лет эдак через десять, убеждена, именно └Стрекоза, увеличенная до размеров собаки” сделается хрестоматийным произведением, тем идеально-показательным образцом романного жанра, по тексту которого аспиранты двадцать первого столетия будут защищать диссертации по теории русскоязычного романа эпохи Постимперской Смуты...”

А Марии Ремизовой новый роман Ольги Славниковой “Один в зеркале” (“Новый мир”, 1999, № 12) кажется “настолько типическим для определенного направления в современной литературе, что его хочется внести в какую-нибудь гипотетическую хрестоматию для изучения изящной словесности конца ХХ века”. В рецензии “Деталь, увеличенная до размеров романа” (“Независимая газета”, 1999, № 244, 29 декабря) Мария Ремизова пишет, что, “исследуя этот единственный образец, будущие студенты смогли бы совершенно безошибочно составить в своих несуществующих головах представление о мучительных потугах писателя времен Великой Потери Смысла выработать способ создавать текст, как бы равновеликий себе самому”.

Марченко — о “Стрекозе...”: “Подробностей и правда многовато, побольше, чем требует самодвижение сюжетообразующей ситуации (любовь-ненависть двух обездоленных, лишенных └личной жизни” женщин), однако же ровно столько, сколько надобно автору, чтобы продемонстрировать во всем диапазоне уникальный словесный дар... От словесного изобилия └Стрекозы...”, непривычного на фоне чуть ли не принципиальной усредненности нынешней литературной речи, поначалу даже слегка устаешь...”

Ремизова — о новомирском романе: “Оставаясь мастером точного и емкого слова в пределах одного абзаца, Славникова теряет дыхание на более серьезной дистанции. На всем протяжении └Одного в зеркале” нет ни одного диалога, речевой строй абсолютно однообразен, это нечто, напоминающее перемешивание загустевшего меда в высокой банке, — усилия по преодолению инерции материала требуются немалые, а результат на выходе — почти что ноль. Оставив себе одну только авторскую интонацию, не перемежаемую никаким посторонним вторжением, Славникова рискует усыпить читателя, чье сознание, подчиняясь общим физиологическим законам, реагирует на плавную монотонность повышенной тягой к подушке. Эта непроизвольная реакция может лишить его удовольствия насладиться хорошо сформулированными наблюдениями автора, которые располагаются позже той страницы, на которой его сморит сон...”

Дарья Московская. В поисках слова: “странная” проза 20 — 30-х годов. — “Вопросы литературы”, 1999, № 6, ноябрь — декабрь.

Вагинов. Добычин. Кржижановский. Хармс.

Уильям Сомерсет Моэм. Записные книжки 1917 года. Предисловие Виталия Бенкина. Перевод с английского Е. М. Нарышкиной. — “Литературное обозрение”, 1999, № 4.

“В этом году я был послан в Россию с секретной миссией. Так появились эти заметки”. Заметки постороннего. “Что должно удивить каждого, кто приступает к изучению русской литературы, так это ее крайняя бедность...”

Неизвестные воспоминания о Есенине. — “Знамя”, 1999, № 12.

“— ...Почему танцы так прославляют? Допустим, я признаю, что это искусство. Возможно, как и все другие искусства, но я нахожу это смешным. Мне не нравятся танцы. Я их не понимаю. Мне неприятно слышать, что ей (Айседоре Дункан. — А. В.) аплодируют в театре. Нерусское это искусство, потому я его и не люблю. Я — русский. Я люблю камаринскую! Ну, будет! Пора спать.

Он лег на холодную старую кушетку. Из бобрового воротника поблескивали завитки соломенных волос...” (Елизавета Стырская, “Поэт и танцовщица”). Тут же — фрагмент очерка Алексея Угрюмова “Сергей Есенин”.

Валентин Непомнящий. Пушкин через двести лет. — “Москва”, 1999, № 12. Электронная версия: http://www.moskva.cdru.com

“Пушкин — самая фундаментальная область нашей гуманитарной культуры”.

Андрей Никитин. Подвиг Александра Пересвета. — “Знание — сила”, 1999, № 9-10.

Пересвет и Ослябя — легендарные и исторические.

Владимир Новиков. Попов и Смирнов. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1999, № 12.

Попов — питерский прозаик Валерий Попов, Смирнов — филолог Игорь Смирнов. “Два героя моих заметок, может быть, и не вполне положительные, но... Гиганты!”

Олег Павлов. <Ответ на новогоднюю анкету газеты “ЛР”> — “Литературная Россия”, 1999, № 51-52, 31 декабря.

Литературным событием последних лет уходящего столетия Олег Павлов без колебаний называет повесть Бориса Екимова “Пиночет” (“Новый мир”, 1999, № 4). Откровением современной русской литературы считает эту повесть Владимир Бондаренко (“Екимов ставит на Пиночета” — “День литературы”, 1999, № 11). В глазах Марии Ремизовой (“Человек с палкой” — “Независимая газета”, 1999, № 106, 16 июня) повесть о суровом председателе колхоза, твердой рукой наводящем в хозяйстве порядок и ненавидимом односельчанами, приобретает характер самого мрачного исторического прогноза. Повесть выдвигалась на литературную премию Антибукер 1999 года.

Петр Палиевский. Русский Лесной царь. — “Наш современник”, 1999, № 12.

“Erlk цnig” Гёте. “Лесной царь” Жуковского. “Песнь о вещем Олеге” Пушкина.

Памяти Е. Ф. Куниной (1898 — 1997). — “Литературное обозрение”, 1999, № 4.

В подборку материалов вошли статья Светланы Соложенкиной, а также неопубликованные стихи Евгении Филипповны Куниной и ее короткие мемуарные очерки “Каким запомнился мне Валерий Яковлевич Брюсов” и “Мария Степановна Волошина”. См. в “Новом мире” лирическую трагедию Е. Куниной “Франческа да Римини” (1993, № 3), а также большую подборку ее стихов (1995, № 10).

Борис Парамонов. По поводу Фаулза. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1999, № 12.

Роман Джона Фаулза “Коллекционер” как еще одна реакция английского искусства на британский социализм.

Виктор Пелевин: Библиография. Составитель С. В. Некрасов. — “Библиография”. Профессиональный журнал. 1999, № 3, май — июнь.

Ценной библиографии предшествует необязательная статья С. В. Некрасова о Пелевине “└Мечты, мечты, где ваша сладость?” (Проблема авторства в отсутствие автора)”.

Людмила Петрушевская. Из цикла “Карамзин”. (Деревенский дневник). — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1999, № 12.

Основной текст деревенских верлибров Петрушевской см. в “Новом мире” (1994, № 9).

Гжегож Пшебина. Русский гений жертвоприношения. — “Новая Польша”. Общественно-политический и литературный ежемесячник. 1999, № 2, октябрь.

Тут же — статья Ежи Пильха “Все устроено, все кончено”. Обе — о польском издании мизантропических дневников Андрея Тарковского, еще не опубликованных на русском языке. Судя по приведенным цитатам, нас со временем ждет увлекательное чтение (что-то вроде дневников Юрия Нагибина).

Олег Рогов. О поэзии Сергея Стратановского. — “Волга”, Саратов, 1999, № 9. Электронная версия: /magazine/volga

“Поэт, считающийся одним из классиков самиздатской литературы, печатавшийся в └глухие годы” лишь на Западе, выпустил высокой печатью всего одну книгу, итоговую (СПб., 1993. — А. В.)...” Статья вторая из цикла “Очерки русской неподцензурной поэзии второй половины XX века”. Статью первую — о поэзии Юрия Кублановского — см. в журнале “Волга” (1999, № 7).

Борис Родоман. Фобия потери территориальной целостности. — “Неприкосновенный запас”. Очерки нравов культурного сообщества. 1999, № 6 (8). Электронная версия: /magazine/nz

Но и сама — местами не лишенная остроумия — статья может рассматриваться как проявление навязчивой идеи Всемирного государства.

Генрих Сапгир. Автобиография. Вступительная заметка Е. Путиловой. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1999, № 12.

Автобиография для третьего тома антологии “Русская поэзия детям” (“Новая библиотека поэта”) была написана Сапгиром незадолго до смерти.

Бенедикт Сарнов. Последний обэриут. — “Литература”. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. 1999, № 48, декабрь. Электронная версия: http://www.1september.ru

Поэт Николай Глазков — а также Хармс, Олейников, ранний Заболоцкий — как примитивисты (по аналогии с художниками-примитивистами).

Светлана Семенова. Метаморфозы эроса в пушкинской поэзии. — “Знамя”, 1999, № 12.

“Любопытно, что Пушкина — эротического поэта приковывает к себе, завораживает не столько мужская, сколько женская сексуальность — в последовательности ее загорания, ее страстных проявлений и ощущений...”

Владимир Соколов. “Когда-нибудь, когда меня не будет...”. Беседу вела Елена Константинова. — “Вопросы литературы”, 1999, № 6, ноябрь — декабрь.

“Даже тогда, когда был совсем неизвестен, почему-то считал себя крупным поэтом”, — рассказывал Владимир Соколов в феврале 1996-го, за год до смерти.

Роберт Станилов. Скучно ли русскому интеллигенту в Америке? — “Неприкосновенный запас”. Очерки нравов культурного сообщества. 1999, № 6 (8).

Кому скучно, а кому — нет.

Игорь Сухих. О звездах, крови, людях и лошадях. (1923 — 1925. “Конармия” И. Бабеля). — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1999, № 12.

Рубрика “Книги ХХ века”.

Лариса Сысоева. Берлинские эпохалки. Предисловие Евгения Попова. — “Октябрь”, № 12. Электронная версия: /magazine/October

“Слава (муж рассказчицы, художник Вячеслав Сысоев. — А. В.) много лет назад поехал в путешествие по Вологодской области. Пришел к Ферапонтову монастырю и любуется видом, открывающимся оттуда: вся Вологодчина как на ладони. Какой-то местный житель подошел к нему и спрашивает:

— Красиво?

— Очень, — ответил Слава.

Мужик посмотрел на Сысоева, протянул руку вдаль и произнес:

— А там дальше — лагеря, лагеря, лагеря...”

Сергей Федякин. Столетние. Русские прозаики, родившиеся в 1899-м. — “День литературы”, 1999, № 12, декабрь.

Олеша, Вагинов, Набоков, Леонов и — противопоставленный им Платонов.

Г. Хазагеров. Скифский словарь. — “Знамя”, 1999, № 12.

“Есть такое общее место: тоталитарные режимы — разновидность традиционалистских обществ... Попробую показать антитрадиционалистскую природу отечественного тоталитаризма в наиболее востребованной сегодняшним дискурсом форме — в форме словаря...”

Василий Цветков. Уроки упущенных побед. К восьмидесятилетию похода на Москву 1919 года. — “Посев”. Общественно-политический журнал. 1999, № 11. Электронная версия: http://www.glasnet.ru/~posev

“Октябрь 1999 года — годовщина похода на Москву Вооруженных сил Юга России. Никогда еще Белые армии не оказывались так близки к победе, как в те далекие дни осени 1919 года. Никогда, ни до, ни после осени 1919 года, Белое движение не имело ббольших шансов для того, чтобы раз и навсегда покончить с большевизмом, спасти Россию от 70-летнего тоталитарного ига...”

Что запомнилось. Взгляд на русскую литературу 90-х годов. — “Время MN”, 1999, № 239, 24 декабря.

Полезный путеводитель по современной словесности, составленный критиками разных поколений, обработанный и прокомментированный Андреем Немзером. Впечатление — оптимистическое.

Михаил Швыдкой. “Смежили очи гении...”. — “Известия”, 1999, № 240, 22 декабря. Электронная версия: http://www.izvestia.ru

О том, что отечественная культура последних пятнадцати лет бурно развивалась вширь, но количество не перешло в качество. “Нам нужно сделать усилие, может быть, сверхусилие, чтобы идея святости русской культуры не превратилась в историческую пародию, не превратилась в юродство”.

Олег Шишкин. Распутин в тоге миротворца. Найдены новые свидетельства того, что царский фаворит участвовал в секретных сепаратных переговорах с германскими агентами и готовил дворцовый переворот. — “Ex libris НГ”, 1999, № 48, 9 декабря.

Автор нашумевшей книги “Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж” (М., 1999), журналист Олег Шишкин написал историческую повесть “Убить Распутина: британская разведка и розенкрейцеры устраняют фаворита”. Публикуемый фрагмент повести посвящен тому, как в июне 1916 года из Берлина именно к Григорию Распутину отправилась делегация “неофициально, для связи с элементами русского двора, которые имели стремление добиться заключения сепаратного мира с Германией...”

Виктория Шохина. Образ Сталина в русской литературе. О последнем юбилее уходящего года. — “Кулиса НГ”, 1999, № 21, 25 декабря.

С середины 60-х до начала 90-х: А. Солженицын, “В круге первом”; А. Рыбаков, “Дети Арбата”; А. Бек, “Новое назначение”; А. Синявский, “Спокойной ночи”; Ф. Искандер, “Пиры Валтасара”; В. Аксенов, “Московская сага”. На следующем витке — “Голубое сало” В. Сорокина (1999).

Лев Этинген. От чего умер Иисус Христос. — “НГ-Наука”, 1999, № 11, 15 декабря.

Распятые на кресте медленно умирали от удушья.

.

АДРЕСА: “Русская поэзия шестидесятых”: http://www.poets60.euro.ru

.

ДАТА: 14 апреля исполняется 70 лет со дня смерти Владимира Владимировича Маяковского (1893 — 1930).

Составитель Андрей Василевский.

 

 

“НОВЫЙ МИР” РЕКОМЕНДУЕТ:

“Мемориал”. Информационный бюллетень Правления Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества “Мемориал”. Адрес редакции: 103051, Москва, Малый Каретный переулок, 12. Телефон/факс: (095) 200-65-06. E-mail: shvedov@memo.ru

 

 



Версия для печати