Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Новый Мир 2000, 1

Периодика

(составитель Андрей Василевский)

ПЕРИОДИКА

 

*

“Альфа и Омега”, “Витрина читающей России”, “Вышгород”, “День и ночь”,
“День литературы”, “Дружба народов”, “Ex libris НГ”, “Завтра”, “Звезда”, “Знамя”,
“Известия”, “Индекс/Досье на цензуру”, “Книжное обозрение”,
“Литературная газета”, “Литературная Россия”, “Москва”, “Московские новости”, “НГ-Наука”, “НГ-Религии”, “Нева”, “Независимая газета”, “Новая газета”,
“Новая Польша”, “Новая Юность”, “Новое время”, “Общая газета”, “Огонек”, “Октябрь”

Валерий Абрамкин. Гуманистический проект национальной тюрьмы. Беседу вела Елена Ознобкина. — “Индекс/Досье на цензуру”, 1999, № 7-8. Электронная версия: http://www.polit.ru/index-dossier.html

За реформу, в частности, за децентрализацию (по регионам) тюремной системы. Валерий Абрамкин — известный правозащитник, директор Общественного центра содействия реформе уголовного правосудия (неправительственная организация, основанная в 1988 году).

См. в этом же номере “Индекса” — Вивьен Стерн, “Западная традиция тюремного заключения” (перевод К. Старосельской) — это глава из книги Vivien Stern. A sin against the future. Imprisonment in the world. Penguin Book, 1998.

Александр Агеев. Город на “третьем пути”. Анти“народная” статья. — “Знамя”, 1999, № 9. Сетевой журнал “Знамя”: http://www.infoart.ru/magazine/znamia

О своей, как раньше говорили, “малой родине” (г. Иваново). Без иллюзий, без ностальгии, без “народолюбства”. Полемика с Т. Чередниченко о “третьем пути” и “шести сотках”.

Василий Аксенов. В защиту “Ё”. О букве русского ёрничества. — “Независимая газета”, 1999, № 182, 30 сентября. Электронная версия: http://www.ng.ru

Ё — это культурная ценность, достояние нашей орфографии и фонетики”. Тут же Игорь Сид напоминает, что русской литере Ё, введённой в употребление Карамзиным в 1797 году, недавно исполнилось 200 лет.

Б. Акунин. Пиковый валет. Предисловие И. Захарова. — “Новая Юность”, № 36 (1999, № 3).

Из популярной серии романов о сыщике Эрасте Фандорине. Журнальный вариант.

Светлана Алексиевич. Человек слишком обнажился. Беседу вел Роман Мамчиц. — “Новая газета”, 1999, № 35, 20 — 26 сентября.

“Это хорошо, что народ не выходит на улицы. Нет ничего страшнее, чем народ на улице. Нечего искать на улице в конце ХХ века”.

Юз Алешковский. Шляпа. Рассказ. — “Огонек”, 1999, № 25, 6 сентября. Электронная версия: http://www.ropnet.ru/ogonyok

Как нужно просить милостыню в Нью-Йорке. Полный текст рассказа — в Сети, в бумажной версии “Огонька” — сокращенный.

Николай Амосов. Будущего бояться не нужно. — “Литературная газета”, 1999, № 15, 15 — 21 сентября.

Очерки материалистического оптимизма.

Митрополит Антоний Сурожский. Три проповеди. Подготовка к печати Е. Майданович. — “Альфа и Омега”. Ученые записки Общества для распространения Священного писания в России. 1999, № 1 (19). Электронная версия: http://www.сlcp.co.ru/A&O

См. также его Пасхальные проповеди (“Альфа и Омега”, 1999, № 20). В “Новом мире” (1991, № 1) печатались воспоминания митрополита Антония Сурожского “Без записок”.

Белла Ахмадулина. Нечаяние. Дневник. — “Знамя”, 1999, № 9.

Проза со стихами. Очень много новых стихов Беллы Ахмадулиной см. в журнале “Знамя” (1999, № 7).

Ирина Безладнова. Дитя века. Повесть. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1999, № 8.

Наша стерва в США.

Светлана Беляева. Дороги в никуда. — “Нева”, Санкт-Петербург, 1999, № 8.

Воспоминания дочери известного советского фантаста А. Р. Беляева: война, немецкий лагерь для перемещенных лиц, алтайская ссылка.

Уэнделл Берри. Плоды местной культуры. Перевод с английского Ирины Гришиной и Татьяны Пешковой. — “Москва”, 1999, № 9. Электронная версия: http://www.moskva.cdru.com

Эссе 1988 года американского фермера и писателя Уэнделла Берри (род. в 1934) об исчезновении местной — в первую очередь сельской — экономики, местной культуры, местной жизни вообще. Враги: города, корпорации, бюрократия.

Владимир Бондаренко. Черемховский подкидыш. (Нетрадиционное прочтение Вампилова). — “Завтра”, 1999, № 34, 24 августа. Электронная версия: http://www.zavtra.ru

“Вампилов сегодня есть в русской литературе, но он из нее никуда и не исчезал. А в театре — Вампилова как не было при жизни, так нет и сегодня”. См. эту же статью в октябрьском номере журнала “Москва” за 1999 год.

Владимир Бондаренко. Средиземноморский почвенник Аверинцев. — “День литературы”, 1999, № 9 (27), сентябрь.

Аверинцев — хороший. Само написание “Моей ностальгии” (“Новый мир”, 1996, № 1) — историческое деяние.

Сергей Бочаров. Возможные сюжеты Пушкина. — “Москва”, 1999, № 9.

“Возможность как тоже реальность особого рода и ее сильнейшее присутствие в мире Пушкина — вот тема”. Отправным пунктом автор берет известную пушкинскую заметку о “Графе Нулине”, а заканчивает солженицынской статьей о “русском вопросе” к концу ХХ века.

Иосиф Бродский. Нескромное предложение. Перевод с английского Дмитрия Чекалова. — “Знамя”, 1999, № 9.

Знаменитая лекция 1991 года о том, что поэтические антологии должны лежать в каждом гостиничном номере рядом с Библией.

Георгий Владимов. “Из меня хотели сделать волчонка Берии”. Беседу вел Леонид Бахнов. — “Известия”, 1999, № 173, 16 сентября. Электронная версия: http://www.izvestia.ru

“Хотите спросить: не желал бы я изменить свое (диссидентское. — А. В.) прошлое, видя нынешнюю Россию? Нас, конечно, есть в чем упрекнуть. Но — нет, не желал бы”.

Эдуард Володарский. “А я все помню, я был не пьяный”. Расспрашивала Татьяна Романова. — “Огонек”, 1999, № 25, 6 сентября.

Воспоминания о московской богеме. “В ночь Володиной смерти его жутко ломало, а уколоться было нечем. И Высоцкий все рвался на улицу — └друзья” его чуть ли не связали, вроде даже драка началась: соседи слышали шум и крики. А дело в том, что КГБ тогда открыл пункты скорой наркологической помощи, которые работали в ночное время. Наркоман являлся туда в полном отчаянии и страшных муках, а ему говорили: сейчас уколем, только скажи, где брал раньше. То есть Володькино гнилое окружение боялось, что он пойдет и за инъекцию их всех продаст...” А также — об Олеге Ефремове, Виктории Федоровой и других.

Екатерина Гениева. Эти большие надежды. — “Вышгород”. Литературно-художественный общественно-публицистический журнал. Таллинн, 1999, № 4-5.

Запись беседы — специально для “Вышгорода” — о так называемом “диккенсовском” стихотворном цикле С. М. Соловьева (1885 — 1942). Тут же — этот цикл 1928 — 1930 годов (публикация Е. Гениевой).

Владимир Гурболиков, Владимир Легойда. Путь к пониманию Бога. Беседа в редакции. — “Альфа и Омега”. Ученые записки Общества для распространения Священного писания в России. 1999, № 1 (19).

Беседа с редакторами журнала “Фома”, православного журнала для сомневающихся (издается в Москве с 1996 года) — для людей, скептически настроенных по отношению к Православию. “Одно из самых печальных явлений (и мы в этом все время пытаемся переубедить людей) — то, что Православие воспринимается как религия русских... Мы пытаемся доказать и рассказать, что Православие — вселенская, мировая религия” (В. Легойда). Электронная версия журнала “Фома”: http://www.trimo.com/foma

Юрий Давыдов. Бестселлер. Роман. Книга вторая. — “Знамя”, 1999, № 8.

Первую книгу исторического романа, уже удостоенную премии имени Аполлона Григорьева, см. в № 11, 12 журнала “Знамя” за 1998 год.

А. Дворкин. “Общество сознания Кришны” как секта “Нью Эйдж”. К использованию христианских образов и концепций. — “Альфа и Омега”. Ученые записки Общества для распространения Священного писания в России. 1999, № 2 (20).

О том, что псевдоиндуистское “Общество сознания Кришны” есть “типичный для постмодернистской эпохи эклектизм оккультно-теософского толка, вписывающийся в парадигму New Age”.

Михаил Делягин. Кто сеет ветер — пожнет бурю. — “Москва”, 1999, № 9.

“В сегодняшних условиях России антиамериканизм объективно обусловлен (даже без учета агрессии против Югославии), но деструктивен по сути и губителен для исповедующего его, так как отвлекает ресурсы от созидания на разрушение и тем ведет к их расточению. Как и любое стремление к конфронтации со стороны слабых, он не исправляет, но лишь усугубляет негативные причины своего появления”. А посему “нельзя уступать никаким призывам бороться против США любым видимым образом”, условие выживания страны — смирение и скромность.

Чарлз Джонсон (Даниель Дефо). Всеобщая история пиратов. Перевод с английского, предисловие, примечания, приложения И. С. Мальского. — “День и ночь”. Литературный журнал для семейного чтения. Красноярск, 1999, № 3, май — июль.

“Пиастр-ры! Пиастр-ры!..”

Александр Дугин. Дом. — “Завтра”, 1999, № 37, 14 сентября.

“Русские должны отныне └думать, отправляясь от ДОМА в Печатниках”, так же, как послевоенная либеральная интеллигенция принялась └думать от Аушвица”...”

Елена Егерева. Павич, нарисованный за чаем. — “Новое время”, 1999, № 36, 12 сентября.

Шестидесятидевятилетний серб Милорад Павич, называющий себя самым знаменитым писателем самого ненавидимого в мире народа, опубликовал новый роман “Письменный прибор”. На вопрос, любит ли он работать в Интернете, прозаик отвечает: “Это неправильный вопрос. Правильный вопрос: любит ли Интернет и компьютер то, что я пишу? Любит”.

Олег Ермаков. Река. Роман. — “Знамя”, 1999, № 9.

Третья книга романа “Свирель вселенной”. Первую книгу — “Транссибирская пастораль” — см. в № 8 “Знамени” за 1997 год; вторую книгу — “Единорог” — см. в № 2 “Знамени” за 1998 год. О первой части романа см. рецензию Дмитрия Бавильского “Более странно, чем рай” (“Новый мир”, 1998, № 5).

Григорий Заславский. “Бумажная” драматургия: авангард, арьергард или андеграунд современного театра? — “Знамя”, 1999, № 9.

“Бумажная” драматургия (по аналогии с “бумажной” архитектурой): пьесы, которые пишутся, но не ставятся.

Сергей Земляной. Религия, теология и философия как отрасли фантастики. — “НГ-Религии”, 1999, № 17 (40), 8 сентября.

100-летие Хорхе Луиса Борхеса.

Александр Зиновьев. “Положение безнадежно, поэтому буду сражаться до конца!”. Беседу вела Людмила Лаврова. — “Книжное обозрение”, 1999, № 35, 30 августа.

“Нет, я не завышаю собственную самооценку. Я есть точка роста. Вот что надо поддерживать, а не рыться в пыльном хламе веков”. См. об Александре Зиновьеве полемическую статью Дмитрия Юрьева “Сияющая бездна” (“Новый мир”, 1999, № 11).

Андрей Иванен. Ткань их подвигов. “Дубровский”: опыт нового прочтения. — “Вышгород”, Таллинн, 1999, № 4-5.

Кирила Петрович Троекуров не так дурен, а Дубровские (отец и сын) не так хороши, как этому традиционно учат в школе. Роман, оставленный автором без названия (“Дубровским” его поименовали издатели), мог бы с полным правом называться “Мария”. Под влиянием христианского смирения Маши Троекуровой, обвенчанной с Верейским, молодой Дубровский преодолевает в себе ветхозаветное “око за око”.

Владислав Иванов. От судьбы не убежишь. — “Литературная Россия”, 1999, № 38, 1 октября.

История неоконченного романа Олега Куваева (1934 — 1975) “Правила бегства” — о магаданских бичах.

Иван Иванов. Неотосланное письмо. — “Вышгород”, Таллинн, 1999, № 4-5.

Давид Самойлов в Пярну.

Юрий Клейнер. “Здесь говорят по-русски”. (Комментарий к комментарию). — “Нева”, Санкт-Петербург, 1999, № 8.

Полемический отклик филолога на публикацию А. С. Либермана “Жаргонавты” (“Нева”, 1998, № 12) — о специфическом языке обитателей Брайтон-Бич.

Михаил Ковров. Мистик русской победы. — “Завтра”, 1999, № 35, 1 сентября.

Приношение от патриотов к юбилею великого писателя: “Коммунизм Платонова был полной противоположностью семитическому коммунизму, как сочувствие противоположно борьбе”.

Михаил Козаков. Без литературы — просто... конец света. — “Литературная газета”, 1999, № 36, 8 — 14 сентября.

“Перечитываю часто Толстого, читаю мемуары, литературоведческие работы, которые мне по силам. В этом году на меня огромное впечатление произвела книга Соломона Волкова └Беседы с Бродским”. Еще — совершенно в другом жанре... это книга Марии Рива, дочери Марлен Дитрих, └Моя мать Марлен”. Это увлекательнейшее чтение, и это роман, сделанный на фактической основе и очень талантливо. И третье произведение, о котором хотелось бы сказать подробнее, потому что это для меня уникальная вещь: проза Инны Лиснянской в седьмом номере └Знамени”, называется └Величина и функция”. Это чрезвычайный случай за последнее время, когда современная русская проза произвела на меня такое сильное впечатление...”

Лешек Колаковский. Право на правду. — “Новая Польша”. Общественно-политический и литературный ежемесячник. Варшава, 1999, № 1, сентябрь.

“Свобода слова — это благо настолько ценное и его так легко утратить, что следует избегать формулировок, говорящих о злоупотреблении свободой... Я даже против преследования законом лжи столь отвратительной, как отрицание факта существования газовых камер и геноцида евреев, проводимого гитлеровцами (кроме, пожалуй, особого случая, когда это происходит в Германии)...” Речь известного польского философа на открытии 56 Всемирного конгресса ПЕН-клуба (Варшава, 1999).

Наталья Корниенко. Невозвращение Платонова. — “Литературная газета”, 1999, № 35, 1 — 7 сентября.

К 100-летию великого писателя. В частности — о необходимости единого источниковедческого центра наследия Андрея Платонова. См. также интервью члена-корреспондента РАН Н. Корниенко “Для него именины были важнее дня рождения...” (“Ex libris НГ”, 1999, № 34, сентябрь). В частности — о том, что Пушкинский дом намерен выпустить динамическую транскрипцию повести “Котлован”: “Это что-то невероятное!..”

См. статьи Сергея Федякина “Слово Андрея Платонова” (“Ex libris НГ”, 1999, № 34, сентябрь) и Александра Вяльцева “Живущие без помощи” (“Независимая газета”, 1999, № 161, 1 сентября).

А также — статьи Михаила Золотоносова “Уязвленная душа” (“Московские новости”, 1999, № 33, 30 августа — 6 сентября), Андрея Немзера “Путешествие из Петербурга в Чевенгур и обратно” (“Время MN”, 1999, № 159, 1 сентября) и Александра Архангельского “Существо веществования” (“Известия”, 1999, № 162, 1 сентября), все три автора убедительно сопрягают 100-летие Платонова с 250-летием Александра Радищева.

Борис Крячко. Корни. — “Вышгород”, Таллинн, 1999, № 4-5.

Казацкая родня. Хорошая проза недавно умершего писателя.

Александр Левинтов. Чуть позже светопреставления. — “НГ-Наука”, 1999, № 8, (23), 15 сентября.

Большая беседа с математиком и психологом Владимиром Лефевром о его недавней книге — “Космический субъект” (М., “Ин-кварто”, 1996). Ученый, живущий в Калифорнии, положил в основу своей работы сильный антропный принцип, согласно которому законы Вселенной устроены так, что человек является не только возможным, но и совершенно необходимым ее элементом. Вселенная — по В. Лефевру — стремится просуществовать как можно дольше, и человек оказывается орудием достижения ее физического бессмертия.

Лев Лосев. Тот самый Юз. — “Литературная газета”, 1999, № 38, 22 — 28 сентября.

К 70-летию Юза Алешковского. Жанр: дружеская апология. Среди прочего Лосев указывает на некоторое сходство сюжетов пелевинского “Generation ’П’” и ранней повести Юза Алешковского “Маскировка”.

Алла Марченко. “И тени их качались на пороге...”. — “Литературная газета”, 1999, № 39, 29 сентября — 5 октября.

О повести екатеринбуржца Игоря Сахновского “Насущные нужды умерших” (“Новый мир”, 1999, № 9): “Самый придирчивый и привередливый читатель... не найдет на страницах уральской хроники ни одной оплошки супротив правды чувств и правдоподобия обстоятельств”.

Чеслав Милош. Поэтический трактат. Перевод с польского, примечания и послесловие Натальи Горбаневской. — “Новая Польша”. Общественно-политический и литературный ежемесячник. Варшава, 1999, № 1, сентябрь.

Фрагменты большой поэмы, датированной 1956 годом. Русский перевод, впервые вышедший крохотным тиражом в издательстве “Ардис” (Анн-Арбор, США, 1982), а также примечания уточнены и исправлены переводчиком.

См. также тематический выпуск “Литературного обозрения” (1999, № 3), посвященный творчеству двух поэтов — поляка Чеслава Милоша и литовца Томаса Венцловы (их стихи, их эссе друг о друге, статьи о творчестве, библиография).

Дмитрий Минин. Тайное послание великого писателя. Джордж Оруэлл и расширение НАТО на Восток. — “Москва”, 1999, № 9.

О том, что Джордж Оруэлл (Эрик Блэр) в своей знаменитой антиутопии “1984” будто бы имел в виду новый тоталитаризм в лице... только что созданной тогда (4 апреля 1949 года) организации НАТО.

Анатолий Найман. Неприятный человек. Роман Фрагмент Романа. — “Октябрь”, 1999, № 9. Электронная версия: /magazine/October

“Мне жить — нравится, а жизнь — нет”.

Валерия Новодворская. Налог на наследство. — “Новое время”, 1999, № 33, 22 августа.

“Гайдар — это наша Корделия”.

Борис Парамонов. Триптих о ЛЕФе. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1999, № 8.

Три части: “Левый, или Траурный марш”, “Барды и барты: Михаил Левидов”, “Веселые вдовы ЛЕФа”. Философские комментарии Бориса Парамонова, регулярно зачитываемые им по радио “Свобода”, можно найти в Сети по адресу: http://www.svoboda.org

Константин Паскаль. Эффект проникновения. — “Литературная Россия”, 1999, № 38, 1 октября.

О поэзии в “Новом мире”: “Нет и у них Моцарта в колоде!” А в роли литературно-критического Моцарта выступает у К. Паскаля... Н. Славянский с его антикушнеровской статьей “Театр теней” (“Москва”, 1999, № 5).

Ответ И. Роднянской на статью Н. Славянского см. в октябрьском номере “Нового мира” за 1999 год.

Андрей Платонов. Неопубликованное. Публикация и вступительная статья Елены Колесниковой. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1999, № 8.

Не публиковавшиеся ранее короткие тексты — “Земля”, “Инженер”, “Теченье времени”, “Черноногая девчонка”, “Московская скрипка” — будут приведены во втором томе готовящегося ИРЛИ (Пушкинский дом) сборника “Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы”.

Андрей Платонов. Мученье вещества. Из записных книжек. Вступительное слово Георгия Елина. — “Огонек”, 1999, № 26, 20 сентября.

“О животных, о животных <надо писать> — целый мир свободы и счастья втуне лежит” (30 — 40-е годы). Тексты публикуются по машинописной копии записных книжек, подготовленной при участии вдовы писателя М. А. Платоновой в 1980 — 1981 годах (ЦГАЛИ).

Михаил Подгородников. Слабый позвоночник. Глазами литературного клерка. — “Знамя”, 1999, № 9.

Метаморфозы “Литературной газеты”: взгляд изнутри.

Валерий Подорога. ГУЛаг в уме. Наброски и размышления. — “Индекс/Досье на цензуру”, 1999, № 7-8.

О том, что тюрьма должна быть открытым институтом гражданского правового общества, а также о том, что лагерь — не тюрьма, а ГУЛаг — не просто лагерь.

Владимир Порудоминский. Педагогическое путешествие. — “Октябрь”, 1999, № 9.

79 дней Льва Толстого в Германии (в июле 1857, летом 1860 и весной 1861 года).

Александр Привалов. Кто и как в России ворует. Положительный опыт уголовно-производственного романа. — “Известия”, 1999, № 176, 21 сентября.

О новой книге Юлии Латыниной “Охота на изюбря” (М., 1999) — удачном опыте экономического детектива и одновременно историко-приключенческого романа в духе Дюма-отца. “Я бы рискнул предсказать этому жанру большое будущее, — пишет рецензент, — если бы знал, кто, кроме Юлии Латыниной, способен в нем работать”. См. также отзыв Ирины Роднянской “Свято место правее Чубайса?” (“Новый мир”, 1999, № 12).

См. также статью Юлии Латыниной “Скандал в благородной прачечной” (“Известия”, 1999, № 168, 9 сентября) — о глубинной несовместимости рыночной экономики Запада, живущей по законам, и квазифеодальной экономики России, живущей “по понятиям”. Скандала об отмывании денег никто не заказывал, это типичный пример конфликта культур — “вроде как у эллинов с древними персами. Смотрит эллин на перса и говорит: └Какие варвары! Они даже голыми не ходят!” Смотрит перс на эллина и говорит: └Какие варвары! Даже не стесняются прилюдно раздеваться!”...”

Александр Проханов. Пророк русской победы. — “День литературы”, 1999, № 9 (27), сентябрь.

“Если Платонов осваивал ангелов, то Набоков осваивал демонов”.

Ксения Рагозина. Полое внутри и бесполое снаружи. — “Ex libris НГ”, 1999, № 35 (107), 9 сентября.

Женские романы — пища одинокой души. Как их переводят. Как их издают. Как их читают.

Мария Ремизова. Покой, гнев и радость. — “Независимая газета”, 1999, № 173, 17 сентября.

О том, что Виктор Астафьев, “оставаясь личностью совершенно самобытной, в творчестве ни от кого не зависимой, является тем не менее выразителем очень массового, собственно народного мировоззрения, которое проявляется у него совершенно спонтанно, поскольку сам он это мировоззрение носит в себе”. Критик обращает внимание на некоторые противоречия этого народного мировоззрения, как оно проявляется в книге Астафьева “Затеси. Новая тетрадь” (“Новый мир”, 1999, № 8).

См. также рецензию М. Ремизовой (“Новая жизнь Карима Бухоро” — “Независимая газета”, 1999, № 183, 1 октября) на повесть Андрея Волоса “Сирийские розы” (“Новый мир”, 1999, № 9) из его “хуррамабадского” цикла: “В прозе Волоса реализм выступает в своих традиционных формах — и доказывает свою неиссякаемую жизнеспособность”.

Рерих и НКВД: битва за Гималаи. Беседовал Александр Сирота. — “Витрина читающей России”. Официальный печатный орган Союза распространителей печатной продукции. 1999, № 9.

Беседа с журналистом Олегом Шишкиным, автором книги “Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж” (М., “ОЛМА-ПРЕСС”, 1999): “Для меня он (Николай Рерих. — А. В.) — российский Индиана Джонс и одновременно Джеймс Бонд, потому что все ему доступно”. Автор предполагает написать еще две книги: о Распутине и о Гурджиеве.

Инна Ростовцева. Андрей Платонов и Алексей Прасолов. К проблеме сокровенного человека. — “Литературная Россия”, 1999, № 36, 17 сентября.

Поэт Алексей Прасолов как сокровенный герой Платонова.

Русские в Интернете. — “Дружба народов”, 1999, № 9. Электронная версия: /magazine/druzhba

Две статьи: C-HOOK, “Я люблю мир, которого вообще нет”; Elena NOW, “Что оно с нами делает”.

Давид Самойлов. Дневник счастливого мальчика. Вступление, подготовка к печати и публикация Г. Медведевой. — “Знамя”, 1999, № 8.

Отроческий дневник Давида Кауфмана 1935 — 1936 годов. Семья и школа. Есть ли Бог? “О, как хорошо быть хорошим!”

Карен Степанян. Кризис слова на пороге свободы. — “Знамя”, 1999, № 8.

Два недавно опубликованных романа являются — по мысли критика — классическими образцами русского постмодернизма и одновременно знаменуют новый этап в отечественной прозе: Владимир Маканин, “Андеграунд, или Герой нашего времени” (“Знамя”, 1998, № 1, 2, 3, 4); Михаил Бутов, “Свобода” (“Новый мир”, 1999, № 1, 2).

Игорь Сухих. Русские странники в поисках Китежа. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1999, № 8.

Авторская рубрика “Книги ХХ века”. О романе Андрея Платонова “Чевенгур”.

Татьяна Толстая. Архангел. — “Общая газета”, 1999, № 36, 9 — 15 сентября. Электронная версия: http://www.og.ru

Фрагмент незаконченного романа.

Юрий Трифонов: долгое прощание или новая встреча? — “Знамя”, 1999, № 8.

Из материалов первой Международной конференции “Мир прозы Юрия Трифонова” (РГГУ, журнал “Знамя”, Академия Русской Современной Словесности). Участники “круглого стола”: Леонид Бахнов, Татьяна Бек, Наталья Иванова, Александр Кабаков, Анатолий Королев, Алевтина Кузичева, Андрей Немзер, Александр Нилин, Владимир Новиков и Ольга Трифонова.

Яан Ундуск. Камешек на зубах. Перевод с эстонского С. Семененко. — “Дружба народов”, 1999, № 9.

У эстонца отсутствует визитная карточка легенды. “Эстонец не представляет в мире какого-либо типа, стиля или клише. Если Джордж, Тереза или Иван предполагают какое-то коммуникативное включение, то Тыну вызывает лишь недоумение. В этом его товарная слабость и вместе с тем его метафизическая сила”.

Сергей Федякин. До жути одинокий... — “Независимая газета”, 1999, № 178, 24 сентября.

К 90-летию Константина Воробьева, прозу которого критик сопоставляет с военной эпопеей Константина Симонова (естественно, не в пользу последней) и с “лейтенантской прозой” Виктора Некрасова: “Честность Некрасова и честность Воробьева — одной природы. Но Некрасов ближе к правде документа. Воробьев — к той художественной правде, которая была завещана русской литературе ее ХIХ веком”. Сергей Федякин справедливо называет повесть “Убиты под Москвой” одной из самых страшных и самых замечательных страниц русской прозы этого столетия.

Составитель “Периодики” в качестве литературного критика тоже обращался к творчеству этого прозаика: о “деревенской” повести К. Воробьева “Друг мой Момич” см. рецензию “Разорение” (“Новый мир”, 1989, № 3).

Виктория Шохина. О фельдфебелях, карнавале и заговоре чувств. К 65-летию Первого съезда советских писателей. — “Независимая газета”, 1999, № 162, 2 сентября.

О том, как мыши сами спешили в мышеловку и норовили обогнать остальных.

Сергей Юрский. Западный экспресс. — “Октябрь”, 1999, № 9.

Варшава — Франкфурт-на-Одере — Берлин — Франкфурт-на-Майне — Базель — Берн — Женева — и швейцарско-французская граница. Начало пути см. в № 5 “Октября” за 1999 год.

.

ДАТЫ: 170 лет назад (1 января 1830 года) начала выходить “Литературная газета” А. А. Дельвига; 17 (29) января исполняется 140 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова (1860 — 1904); 7 (19) января исполняется 100 лет со дня рождения Михаила Васильевича Исаковского (1900 — 1973); 8 (21) января исполняется 100 лет со дня рождения Олега Васильевича Волкова (1900 — 1996); 100 лет назад С. А. Поляковым было основано московское издательство “Скорпион”; 70 лет назад начал выходить основанный М. Горьким журнал “Литературная учеба”.

Составитель Андрей Василевский.

 



Версия для печати