Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Новый Мир 1999, 9

Периодика

(составитель Андрей Василевский)

ПЕРИОДИКА

“Время MN”, “Вышгород”, “Демократический выбор”, “День литературы”,
“Deutschland”, “Дружба народов”, “Ex libris НГ”, “Звезда”, “Знамя”,
“Знание — сила”, “Известия”, “Книжное обозрение”, “Коммерсант-Daily”,
“Кулиса НГ”, “Литературная газета”, “Литературное обозрение”, “Митин журнал”,
“Москва”, “Московские новости”, “Московский журнал”, “Наш современник”,
“Нева”, “Независимая газета”, “Неприкосновенный запас”, “Новый Журнал”,
“Огонек”, “Октябрь”, “Русская литература/Lettres russes”, “Русская мысль”,
“Сутолока”, “Татьянин день”, “Труд”

Александр Агеев. Самородок, или Один день Олега Олеговича. — “Знамя”, 1999, № 5. Сетевой журнал “Знамя”: http://www.infoart.ru/magazine

Олег Павлов: жизнь и творчество мастера.

См. рассказ Олега Павлова “Запой, или Сказка о последнем казаке” (“Октябрь”, 1999, № 5).

Василий Аксенов. “В рифме есть что-то психоделическое”. Беседу вел Борис Вышеславцев. — “Литературное обозрение”, 1999, № 2.

О дружбе, рифме и Большом взрыве. О своем новом “многоуровневом” романе, герой которого, рожденный при помощи кесарева сечения, не знает физического страха.

Николай Александров. Житие языком романа. — “Дружба народов”, 1999, № 5. Электронная версия: /magazine/druzhba

По мнению критика, в финале романа Светланы Василенко “Дурочка” (“Новый мир”, 1998, № 11) “Айтматов” победил “Платонова”.

Лев Аннинский. Русский человек на rendez-vous. Критические этюды. — “Москва”, 1999, № 4. Электронная версия: http://www.moskva.cdru.com

Заметки о современной любовной лирике с принципиальным игнорированием “качества стиха”. “Важно одно: характер, — объясняет критик. — Как он создан нашим временем и выявлен на любовном свидании”. Персонажи: Борис Чичибабин, Новелла Матвеева, Николай Панченко, Владимир Корнилов, Игорь Шкляревский и другие.

Александр Архангельский. Кушать люблю, а так — нет. Обонятельное и осязательное отношение Василия Розанова к евреям. — “Известия”, 1999, № 76, 28 апреля. Электронная версия: http://www.izvestia.ru

О девятом томе собрания сочинений В. В. Розанова (издательство “Республика”), куда включено его наиболее одиозное сочинение “Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови”, написанное, как теперь выясняется, при анонимном участии о.Павла Флоренского. “Мыслимо ли выпускать, — спрашивает критик, — столь путаную, заведомо противоречивую, наполовину состоящую из надерганных цитат книгу без подробных комментариев?”

Публикацию из наследия Василия Розанова “Апокалиптика русской литературы” см. в № 7 “Нового мира” за этот год.

Александр Архангельский. Прощальный вздох Рушди. — “Известия”, 1999, №80, 6 мая.

Роман Салмана Рушди “Прощальный вздох Мавра” (1995) напечатан по-русски питерским издательством “Лимбус Пресс” в нынешнем году. “Рушди — с точки зрения собственно литературной — фигура дутая”; он “умело играет на своем индийском происхождении, профессионально эксплуатирует постимперскую моду на все окраинное, маргинальное, барочное, пересахаренное”.

Юрий Архипов. “Покой и воля...”. Пушкин и Гёте. — “Москва”, 1999, № 5.

См. статью Сергея Аверинцева “Гёте и Пушкин” (“Новый мир”, 1999, № 6).

Дмитрий Бавильский. Новые стихи. Попытка концепции. — “Дружба народов”, 1999, № 5.

Не стихи, а о стихах. Поэзия как музей современного искусства.

Владимир Бибихин. Писатель и литература. О романе Владимира Маканина “Герой нашего времени”. — “Ex libris НГ”, 1999, № 18 (90), май.

Большая однообразно-умная статья. “Роман поднимает неподъемное и кончается открытым вопросом”. См. также статью Андрея Немзера “Когда? Где? Кто? О романе Владимира Маканина: опыт краткого путеводителя” (“Новый мир”, 1998, № 10).

Лев Блюменфельд. В защиту “первого секретаря”. — “Русская мысль”. Еженедельник. Париж, 1999, № 4267, 29 апреля — 5 мая. Электронная версия: http://www.rusmysl.ru

В защиту президента Ельцина, который, по мнению автора, при всех своих недостатках и достоинствах, остается единственным гарантом сохранения страны от тоталитаризма (по крайней мере до 2000 года). Автору статьи возражает Владимир Прибыловский: “В отличие от Л. Блюменфельда, я сожалею, что наш путь в демократию возглавил такой неудачный предводитель” (“Антиапология └первого секретаря””. — “Русская мысль”, 1999, № 4269).

Леонид Бородин. “Одни шли в лагеря, другие писали раскаяния...”. Беседу вел Борис Евсеев. — “Книжное обозрение”, 1999, № 18-19, 4 мая.

Беседа с главным редактором “Москвы” о его исторической повести “Царица Смуты”, о журнале, о современном положении России. “Кстати, смута — это еще и такое состояние общества, когда в нем одновременно присутствует дискретный набор социальных альтернатив. В том же 1607 году было несколько вариантов. Захват Польшей России. Полный ее развал. Восстановление Рюриковичей (они претендовали на трон) и др. И каждый из вариантов прослеживался и доказывался равноценно. То же и у нас. Возможны: а) диктатура; б) возврат коммунистов; в) просто развал; г) оккупация, вплоть до американского десанта”.

Сергей Бочаров. Пражско-русско-советский сюжет двадцатого века в трех разговорах. 1920 — 1945 — 1957 — 1968 — 1998. — “Неприкосновенный запас”. Очерки нравов культурного сообщества. Критико-эссеистическое приложение к журналу “Новое литературное обозрение”. 1999, № 2 (4). Электронная версия: http://www.infoart.ru/magazine

Конференция славистов в Праге. Встречи, знакомства, беседы. “Все это человеческие истории, ставшие звеньями исторического сюжета, в центре которого май 45-го, предыстория восходит к 1920 году, а эпилогом стал 1968-й (те же годы, что роковым образом замешались и в тютчевский сюжет моего доклада)”.

Ф. И. Буслаев. Из <“Дополнений к └Моим воспоминаниям”, не допущенных мною в печать”>. Вступительная статья, подготовка текста и примечания О.В.Никитина. — “Московский журнал”. Литературно-художественный, историко-краеведческий ежемесячный журнал. 1999, № 4. Электронная версия: http://www.rusk.ru Каждый номер журнала выходит также в CD-ROM версии.

Глава VIII, окончание — о митрополите Филарете — печатается впервые по рукописи, хранящейся в Отделе рукописей Государственного Литературного музея (ф. 343).

Михаил Бутов. Реликт. Рассказ. — “Русская литература/Lettres russes”. Revue bilingue. Paris, 1999, № 25.

Короткий рассказ из книги М. Бутова “Изваяние Пана” (М., “Книжный сад”, 1994) на русском и французском языках (перевод М. Астрахана). В этом же номере парижского двуязычного журнала, не выплачивающего гонорары авторам и переводчикам, напечатаны произведения Беллы Ахмадулиной, Юнны Мориц, Анатолия Курчаткина и других. Контактный телефон в Париже для заинтересованных лиц 01-42-36-64-98, факс 01-40-26-62-07, электронная почта belous@europost.org

Петр Вайль. “Я писал для собственного удовольствия”. — “Ex libris НГ”, 1999, № 19 (91), май.

Печатавшаяся частями в журнале “Иностранная литература” (1995 — 1998) книга Петра Вайля “Гений места” (М., “Независимая газета”, 1999) — смесь путешествия, художественного эссе, мемуара. “Идея была такая: не только Джойс помогает понять Дублин, а Дублин — Джойса, но и поставленные рядом Конан Дойль и Лондон кое-что прояснят. Всего в книге 36 таких пар, и все они — авторское своеволие... Уверен, что многие выбрали бы для Праги Кафку, а не Гашека, но я всю жизнь перечитываю └Швейка”...” Книга Петра Вайля получила почетный диплом критики “зоИЛ”, учрежденный журналом “Иностранная литература” (составитель “Периодики” участвовал в работе независимого жюри).

Две забытые статьи Глеба Струве. Предисловие и публикация Льва Мнухина.— “Русская мысль”. Еженедельник. Париж, 1999, № 4270, 20 — 26 мая.

Короткие статьи Глеба Струве “Владимир Сирин-Набоков. (К его вечеру в Лондоне 20 февраля)” и “Заметки о Пушкине” были напечатаны в газете “Русский в Англии” 16 февраля 1937 года (этот номер лондонской двухнедельной газеты отсутствует в библиотеках России и в крупнейших западноевропейских библиотеках).

Евгений Жирнов. Как воровали при Сталине. — “Труд”, 1999, № 92, 25 мая.

И как еще воровали!..

За Христа пострадавшие. Публикацию подготовил Николай Емельянов. — “Татьянин день”. Студенческая православная газета МГУ. 1999, № 30, март. Электронная версия: http://www.fortunecity.com/victorian/dada/1/tday.htm

Продолжение публикации кратких биографий студентов, выпускников и преподавателей Московского университета, в годы гонений пострадавших за Христа (начало см. № 18, 19, 20, 23, 29). Вообще на сегодняшний день известны имена 12 650 пострадавших священников и мирян и более 400 иерархов Русской Православной Церкви. Имена 3500 из них можно найти в Интернете: http://www.pstbi.ccas.ru

Евгений Замятин. Бич Божий. Послесловие И. Ерыкаловой. — “Новый Журнал”, Нью-Йорк, № 214 (март 1999).

Черновой вариант романа об Аттиле.

В. К. Зноев. Где деньги, Николай Иванович? — “Демократический выбор”. Газета объединенных демократов. 1999, № 16, 26 апреля — 5 мая. Электронная версия: http://www.dvr.ru

Из истории реформ в России: “как правительство Н. И. Рыжкова, обобрав советских граждан, свалило вину на тех, кто спас Россию от голода и распада”.

Михаил Золотоносов. “Зинка”-классик. — “Московские новости”, 1999, № 17, 11 — 17 мая. Электронная версия: http://www.mn.ru

О “Стихотворениях” Зинаиды Гиппиус в “Новой библиотеке поэта”. “Наступила эпоха трезвости, особенно по отношению к └Серебряному веку”... — считает М. Золотоносов. — Фундаментальный том именно благодаря своей полноте └разоблачает” Зинаиду Гиппиус, лишает ее ореола └гениальности”, который казался естественным для явления запретного и малоизвестного”. Лучшим в ее поэзии критик считает стихотворения 1917 — 1919 годов: “...только злоба к большевикам уничтожила метафизику и создала подлинное напряжение”.

Рустам Ильясов. Письма перед сожжением. — “Сутолока”. Литературный журнальчик. Уфа, 1999, № 2-3 (13-14).

Хороший короткий рассказ о Гражданской войне — крепкий “второй сорт”, говорю без иронии. А откуда взяться первому? Первого — о Гражданской войне — уже не будет.

Тридцатишестистраничный журнал “Сутолока” выходит в рамках совместного проекта Централизованной системы массовых библиотек Уфы и редакции газеты “Вечерняя Уфа”, но, как указано в выходных данных, является тем не менее формой самиздата. Тираж — ограниченный (так и написано). Редактор-составитель Александр Касымов, контактный телефон в Уфе (3472) 22-04-01.

Айзек Ингер. Пианистка Мария Гринберг. К портрету музыканта в советском интерьере. — “Знамя”, 1999, № 5.

Музыка. Общество. Характеры. Масса занимательных и неожиданных подробностей. К 90-летию со дня рождения и 20-летию со дня смерти знаменитой пианистки.

Вадим Кожинов. В родню свою — неукротим. — “Труд”, 1999, № 80, 6 мая.

Родословная: Ганнибалы и Пушкины. Можно ли вывести существенные свойства Поэта из его “африканского происхождения”? Автор опровергает “эту одностороннюю концепцию, начисто игнорирующую факты”.

Вадим Кожинов. “Я начал песню в трудный год...”. Поэзия 1941 — 1945 годов.— “Москва”, 1999, № 5.

Фрагмент статьи, подготовленной для “Истории русской новейшей литературы” (ИМЛИ РАН).

Капитолина Кокшенова. Перемена умов. Три современных романа. — “Москва”, 1999, № 5.

О романах Михаила Бутова “Свобода” (“Новый мир”, 1999, № 1, 2), Светланы Василенко “Дурочка” (“Новый мир”, 1998, № 11) и Владимира Шарова “Старая девочка” (“Знамя”, 1998, № 8, 9).

Мария Корякина-Астафьева. Свет в далеком окне. — “День литературы”, 1999, № 5.

“Эти страницы простых сердечных воспоминаний Марии Семеновны Корякиной-Астафьевой будут особенно интересны читателям последней повести В. П. Астафьева └Веселый солдат” (└Новый мир”, 1998, № 5, 6. — А. В.): читателям отрадно будет увидеть отражение знакомых героев в другом зеркале и вернуться на мгновение в горький и странно счастливый послевоенный мир, в котором люди помнили добро и умели беречь лучшее в человеке” (Валентин Курбатов).

См. также воспоминания Марии Корякиной-Астафьевой “Земная память и печаль” (“День и ночь”, Красноярск, 1997, № 1-2, январь — март), “Душа хранит” (“День и ночь”, 1997, № 4, июнь — август).

Леонид Костомаров. Земля и Небо. Роман. — “Москва”, 1999, № 4, 5.

Зона строгого режима. Автор, потомок русского историка Н. Костомарова, отсидел десять лет по ложному обвинению. Полностью книга вышла в московском издательстве “Арина” в этом году. В книге (479 стр.) жанр определен как эпос. “Текст составлен из бесчисленного множества небольших главок, написанных от лица героев — зеков, охранников, Земли, Неба, вещей птицы ворона и даже таракана”, — доброжелательно рассказывает Анна Вербиева в рецензии “Жил Кудеяр-атаман” (“Ex libris НГ”, 1999, №18, май).

Яан Кросс. Труба. Новелла. Перевела с эстонского Татьяна Верхоустинская. — “Вышгород”. Литературно-художественный общественно-политический журнал. Таллинн, 1999, № 1-2.

Осенью 1943 года студентов Тартуского университета мобилизуют на фронт — либо в Эстонский легион СС, либо во “вспомогательные службы”. Рассказчик-уклонист. “Труба” — реальная, железная и метафорическая, засасывающая юные судьбы.

Валентин Курбатов. Пора возвращения. — “Наш современник”, 1999, № 5.

Драматические перипетии реставрации Михайловского и Тригорского.

Александр Кустарев. Вебер: “Все экономические тенденции ведут к возрастанию несвободы”. — “Знание — сила”, 1999, № 2-3. Страницы журнала “Знание — сила” в журнале “Курьер образования”: http://io.iph.ras.ru{win}www.ripn.net/infomag{koi8} Из коллекции избранных публикаций “Знание — сила” на страничке “Vivos voco”: http://www.techno.ru/vivovoco/vivovoco.htm

Рубрика “Археология идей”. Русские штудии Макса Вебера.

Л. Лазарев. Факты — вещь упрямая. — “Знамя”, 1999, № 5.

Полемическая статья. Автор считает два сборника — “1941” и “Молотов, Маленков, Каганович. 1957”, выпущенные Международным фондом “Демократия” в рамках книжной серии “Россия. ХХ век. Документы” (под общей редакцией А. Н. Яковлева) — настоящим событием нашей духовной жизни. Полемика со статьей историка В. Попова “1941: тайна поражения” (“Новый мир”, 1998, № 8). Полемизируя с Е. Плимаком и В. Антоновым (“Тайна └заговора Тухачевского”” — “Отечественная история”, 1998, №4), которые бездоказательно утверждали, что “заговор Тухачевского” действительно возник в 1936 году, Лазарев восклицает: неужели авторы не понимали, что оправдывают таким образом один из самых ужасных сталинских процессов? Но если бы в руки историков вдруг попали — представим себе — несомненные доказательства существования “заговора военных”, неужели они, по логике Лазарева, должны были бы скрыть эти доказательства, только чтобы не дать оснований проклятым реакционерам оправдать сталинские злодеяния?

См. также статью Тимура Мурзаева “Академическая травля. Критики Виктора Суворова пытаются подменить доказательства политической демагогией” (“Русская мысль”, 1999, № 4269, 13 — 19 мая) — это критический отклик на международный коллективный сборник “Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований” (М., “Весь мир”, 1997).

Борис Ланин. Все дело в редактуре и переводе. Путешествие Пушкина и Набокова с русского на английский и обратно. — “Ex libris НГ”, 1999, № 20 (92), май.

Сравниваются два издания набоковского комментария к “Евгению Онегину”: петербургское и московское. В пользу последнего (“Высшая школа”; под редакцией А.Н.Николюкина): оно, по мнению критика, более точное, но, к сожалению, менее полное.

Юрий Левинг. Литературный подтекст палестинского письма Вл. Набокова. — “Новый Журнал”, Нью-Йорк, № 214 (март 1999).

Впервые воспроизводится целиком длинное письмо Набокова от 4 сентября 1937года в Палестину к другу детства Самуилу Розову (1900 — 1975). Фактически — фрагмент мемуарной прозы о Тенишевском училище в Санкт-Петербурге. Подробные комментарии публикатора Юрия Левинга (Иерусалим).

Леонид Леонов. Унтиловск. Повесть. Публикация Наталии Леоновой. — “Москва”, 1999, № 5.

Повесть “Унтиловск” была написана в 1925 году. Позже автор переработал ее в пьесу (“Новый мир”, 1928, № 3), поставленную МХАТом в 1928 году, но вскоре запрещенную. Повесть печатается впервые.

К 100-летию со дня рождения писателя см. большую статью Ал. Михайлова “Мистический иероглиф” (“Кулиса НГ”, 1999, № 10, май) о леоновской “Пирамиде”, а также переписку Леонова 1978 — 1989 годов с вдумчивым читателем С. М. Тулкиным (1911 — 1998) (“Наш современник”, 1999, № 5).

Владимир Леонович. “Итоги гласности: собака лает — ветер носит”. Беседу вел Борис Евсеев. — “Книжное обозрение”, 1999, № 21, 25 мая.

“Думаю, ситуация в поэзии — всегда стабильна. Сколько было избранных, сколько было призванных, столько и осталось. Некоторые люди, вроде Пети Вегина, — исчезли. Вегин ведь числился в поэтах, издавал здесь книжки, а потом взял и оказался далеко-далеко, в Штатах. О стихах и думать забыл, катает там в библиотеке тележку... Что ж, это тоже полезный труд. Он ценнее серых и подражательных стихов”.

Литература вне литературных изданий. — “Знамя”, 1999, № 5.

Литература расширяет ареал своего обитания. Размышляют Александр Давыдов (журнал “Комментарии”), Лев Данилкин (русский “Playboy”), Андрей Немзер (газета “Время MN”), Татьяна Нестерова (русский “Cosmopolitаn”), Александр Нилин (журнал “СПОРТклуб”). Вячеслав Курицын считает, что 99 или по крайней мере 88 процентов современной литературы располагается “вне литературных изданий”.

Михаил Лотман. А та звезда над Пулковом... — “Вышгород”. Литературно-художественный общественно-политический журнал. Таллинн, 1999, № 3.

Заметки о “поэзии и стихосложении” Набокова. См. в журнале “Вышгород” (1999, № 1-2) запись беседы Михаила Лотмана “Новое о Пушкине”.

Борис Любимов. Сильный, державный... О чем напоминает нам Никита Михалков в “Сибирском цирюльнике”? — “Кулиса НГ”, 1999, № 9 (31).

Оппоненты “ждали от фильма Михалкова формулу └православие, самодержавие, народность” в кинематографическом варианте, а увидели, по выражению Достоевского, └неслышное православие”, сдержанно и целомудренно изображенное самодержавие и очень разнообразные проявления народности. Знаменитая формула — фундамент, основа образа фильма, а самый образ фильма — это до самозабвения жертвенная любовь и честь”.

И. Г. Менькова. Наше время истекло? — “Московский журнал”. Литературно-художественный, историко-краеведческий ежемесячный журнал. 1999, № 3, 4.

О том, что юлианский календарь во всех отношениях лучше григорианского. По мнению автора, мы в любом случае обречены на использование юлианского календаря в научной работе.

Mis666sile. Есть ли жизнь после сетки? — “Дружба народов”, 1999, № 5.

Исповедь молодого пользователя о жизни в Сети.

Сергей Митрофанов, Кароль Сигман (Франция). Как бы о Дон Хуане. — “Ex libris НГ”, 1999, № 16 (88), апрель.

Год назад, 27 апреля 1998 года, умер Карлос Кастанеда, антрополог и мистификатор.

Александр Морозов. Общая тетрадь. Солилоквиум. — “Знамя”, 1999, № 5.

“Общая тетрадь” (1975) — вторая часть тетралогии. Первая часть — “Чужие письма” (“Знамя”, 1997, № 11; Букеровская премия 1998 года). Солилоквиум (лат.) — разговор с самим собой.

Владимир Набоков в конце столетия (1899 — 1999). — “Литературное обозрение”, 1999, № 2.

В юбилейную подборку вошли следующие материалы: Владимир Набоков, “Два русских интервью”; Владимир Набоков, “Из сборника └Памяти Амалии Осиповны Фондаминской””; Владимир Набоков, “Памяти И. В. Гессена”; Dubia. Ridebis Semper, “Зуд”; Брайен Бойд, “Владимир Набоков: вступление в биографию. (Биограф Набокова об автобиографиях Набокова)”; Пекка Тамми, “Поэтика даты у Набокова”; Гавриэль Шапиро, “Поместив в своем тексте мириады собственных лиц. (К вопросу об авторском присутствии в произведениях Набокова)”; Александр Долинин, “Набоков, Достоевский и достоевщина”; Ольга Сконечная, “└Я” и └он”: о присутствии Марселя Пруста в русской прозе Набокова”; Юрий Левинг, “Владимир Набоков и Саша Черный”; Максим Д. Шраер, “О концовке набоковского └Подвига””; Савелий Сендерович, Елена Шварц, “└Лолита”: по ту сторону порнографии и морализма”; Борис Кац, “└Exegi monumentum” Владимира Набокова: к прочтению стихотворения └Какое сделал я дурное дело...””; Виктор Куллэ, “└Demon” Набокова и └Небожитель” Бродского”; А.А.Колосов, “Тот день в Батово остался для меня одним из самых ярких воспоминаний детства...”. Одна из самых интересных статей в номере: Дональд Бартон Джонсон, “Птичий вольер в └Аде” Набокова”.

Владимир Набоков. Письма к Глебу Струве. Публикация Е. Б. Белодубровского. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1999, № 4.

Более двадцати набоковских писем 1936 — 1975 годов к Глебу Петровичу Струве (1898 — 1985). “Я не могу понять, как Вы с Вашим вкусом и опытом могли быть увлечены мутным советофильским потоком, несущим трупного, бездарного, фальшивого и совершенно антилиберального Доктора Живаго” (из письма от 3 июня 1959 года). “Мне нет дела до идейности плохого провинциального романа — но как русских интеллигентов не коробит от сведения на нет Февральской революции и раздувания Октября (чему, собственно говоря, Живаго обрадовался, читая под бутафорским снегом о победе советов в газетном листке?), и как Вас-то, верующего, православного, не тошнит от докторского нарочито церковно-лубочно-блинного духа?” (из письма от 14 июня 1959года). В том же письме далее: “Грустно. Мне иногда кажется, что я ушел за какой-то далекий, сизый горизонт, а мои прежние соотечественники все еще пьют морс в приморском сквере”.

Апрельский тематический номер “Звезды” к 100-летию со дня рождения Владимира Набокова содержит его рассказы и эссе “Дракон”, “On Generalities”, “Гоголь”, “Человек и вещи”, “Пасхальный дождь”, “Сцены из жизни сиамских уродцев”; “Знаки и символы”, “Сестрицы Вейн”, “Памяти И. В. Гессена”; а также следующие материалы: Александр Долинин, “Доклады Владимира Набокова в Берлинском литературном кружке. (Из рукописных материалов двадцатых годов)”; Вадим Старк, “Неизвестный автограф Набокова, или История одной мистификации”; из интервью Владимира Набокова Бернару Пиво на французском телевидении, 1975 г.; Герберт Митганг, “Владимир Набоков”; Мария Маликова, Джоанна Трезьяк, “Сквозняк из прошлого”; Николай Набоков, “Багаж. (Часть первая. └Россия... Тогда”)”; Моррис Бишоп “Набоков в Корнельском университете”; Ричард Уортман, “Воспоминания о Владимире Набокове”; Борис Аверин, “Гений тотального воспоминания. О прозе Набокова”; Омри Ронен, “Пути Шкловского в └Путеводителе по Берлину””; И. П. Смирнов, “Философия в └Отчаянии””; С. М. Козлова, “Утопия истины и гносеология отрезанной головы в └Приглашении на казнь””; Вадим Старк, “└Странное сближение” — Набоков и Есенин”; Валерий Шубинский, “Имя короля Земблы”; А. В. Блюм, “└Поэтик белый, Сирин...”. (Набоков о цензуре и цензура о Набокове)”; Андрей Арьев, “И сны, и явь. (О смысле литературно-философской позиции В. В. Набокова)”; Борис Парамонов, “Египтянин Набоков”; Игорь Сухих, “Поэт в зеркалах. (1937 — 1938. └Дар” В. Набокова)”; Г. А. Левинтон, “Набоковская конференция в Таллинне”.

В упомянутом выше интересном интервью 1975 года стоит отметить суждение Набокова о том, что “только в воображении жалкого сатира появляется волшебное создание; а американская школьница так же нормальна и банальна, хоть и в своем роде, как ненормален и банален несостоявшийся поэт Гумберт. Нимфетки нет вне маниакальных взглядов Гумберта (курсив мой. — А. В.)... Вот вам самый важный аспект книги, который был погребен искусственно созданной популярностью”. Ср. с оригинальным мнением русского философа и богослова, эмигранта первой волны В. Н. Ильина (1891 — 1974), что превосходная в своем роде “Лолита” есть повесть о юной ведьме и ее несчастном любовнике (см.: Ильин Владимир. Эссе о русской культуре. СПб., 1997, стр.332).

Андрей Немзер. Не все то вздор, чего не знает Митрофанушка. — “Время MN”, 1999, № 81, 13 мая.

Вышло в свет еще одно сочинение Владимира Сорокина — роман “Голубое сало” (М., “Ad Marginem”, 1999; фрагменты романа — “Кулиса НГ”, 1999, № 7, 8, 9, 10). “Мертвые слова клонируются превосходно”, констатирует критик. См. о романе в статье Вл. Новикова в октябрьском номере “Нового мира”.

Борис Никольский — Виктор Конецкий. Уходящее поколение. — “Нева”, Санкт-Петербург, 1999, № 4.

Задушевная беседа о том, как же хорошо было писателям раньше и как плохо теперь.

Михаил Новиков. Подлинная история отсутствия всякого присутствия. — “Коммерсант-Daily”, 1999, № 85, 21 мая. Электронная версия: http://www. kommersant.ru

О романе Евгения Попова “Подлинная история └Зеленых музыкантов”” (М., “Вагриус”, 1999; “Знамя”, 1998, № 6). В начале книги помещен ранний рассказ Попова “Зеленые музыканты”, за ним идут сотни и сотни мемуарных комментариев к тексту рассказа, они, собственно, и образуют роман. Михаил Новиков отмечает, что рассказ “Зеленые музыканты” — “слабый, так себе”. И далее: “В комментариях, где много всяких баек и анекдотов из жизни бывалого семидесятника Евг. Попова, естественно, присутствует альманах └Метрополь” — из-за участия в котором и не состоялась советская карьера молодого писателя Попова. Так вот, каким бы ни было общественно-политическое значение означенного альманаха, литературно он вполне ничтожен — вровень с этими самыми “Музыкантами”. Это не значит, что не стоило бороться и противостоять. Но оттого, что “Метрополь” боролся и противостоял, он не стал лучше в литературном смысле. Героизация собственного круга, создание мифа о самих себе — занятие, в принципе, малопочтенное, но все новые и новые поколения русских мемуаристов цепляют эту болезнь”. Отчасти извинительным обстоятельством критик считает глубокую, искреннюю и неустанно заявляемую ненависть Попова к советской власти.

Дмитрий Павлов. Глинистая речь окопа. Памяти Юлии Друниной и Булата Окуджавы. — “Независимая газета”, 1999, № 82, 8 мая. Электронная версия: http://www.glasnet.ru/ng

9 мая Булату Шалвовичу Окуджаве и 10 мая Юлии Владимировне Друниной исполнилось бы 75 лет.

См. также публикацию в газете “Известия” (1999, № 82, 8 мая) “Булат Окуджава: встреча навсегда”. Говорят “товарищи поэта” — Владимир Войнович, Александр Кушнер и Егор Гайдар. Александр Кушнер: “Я не могу себя причислить к тем, кто страстно любит пение под гитару и вообще разбавленные мелодии и тексты. Но Окуджава и еще несколько бардов (Галич, например) составляют исключение. Их стихи могут существовать отдельно от мелодии, хотя и рождены вместе с нею. Я почти уверен, что если будут помнить о литературе 60 — 70-х годов, то будут помнить и об Окуджаве”. Егор Гайдар считает, что песни Окуджавы “предельно расширили зону влияния серьезной словесности”.

Лиля Панн (Нью-Йорк). Весна конца, или Смерть как поэзия. — “Ex libris НГ”, 1999, № 16 (88), апрель.

О книге Андрея Битова “Жизнь без нас” (фото Марианны Волковой; Нью-Йорк, “Слово/Word”, 1999, 150 стр.). Впервые опубликованная в “Новом мире” (1996, № 9) эта битовская стихопроза получила премию журнала за 1996 год. Фотограф Марианна Волкова, по мнению Лили Панн, — “максималист в своем жанре, количество у нее — прием”.

О фотоальбоме Марианны Волковой “Портрет поэта: Иосиф Бродский, 1978 — 1996” (предисловие Льва Лосева, текст Александра Гениса; Нью-Йорк, 1998) см. рецензию Глеба Шульпякова “После заката пирс закрыт” (“Ex libris НГ”, 1999, № 3, январь).

Николай Переяслов. Оправдание постмодернизма. — “Наш современник”, 1999, № 5.

Хорошие — по Переяслову — патриотические “постмодернисты”: прозаики Юрий Козлов, Владислав Артемов, Анатолий Афанасьев.

Об одном из сочинений самого Н. Переяслова см. полемические заметки Н. Елисеева в “Новом мире” (1998, № 9).

Людмила Петрушевская. Лабиринт. Рассказы. — “Октябрь”, 1999, № 5. Электронная версия: http://www.infoart.ru/magazine

“Незрелые ягоды крыжовника”, “К прекрасному городу”, “Донна Анна, печной горшок”, “Новые Гамлеты”, “Лабиринт”... Людмила Петрушевская обретает второе (третье...) дыхание.

Письма Георгия Адамовича к Роману Гулю. Предисловие и примечания Вадима Крейда. — “Новый Журнал”, Нью-Йорк, № 214 (март 1999).

Сорок два письма Г. Адамовича 1955 — 1965 годов — хроника его отношений с “Новым Журналом”.

Сергей Плетнев. Трагические вопросы без ответов. — “Содружество НГ”. Ежемесячное приложение к “Независимой газете”. 1999, № 5 (17), май.

Беседа со Светланой Алексиевич. Лукашенко как бедствие для белорусской нации. “Разговоры об объединении со стороны России — циничная болтовня, а со стороны Белоруссии — преступление”.

Павел Проценко. По дороге к свободе. — “Русская мысль”. Еженедельник. Париж, 1999, с № 4267 по № 4269.

Мемуарные заметки о правозащитнике и политзаключенном Валерии Марченко (1947 — 1984), умершем в тюремной больнице в Ленинграде.

Лев Пумпянский. Я родился в степном городке... Отрывок из автобиографии. Предисловие Николая Сарафанникова. — “Новый Журнал”, Нью-Йорк, № 214 (март 1999).

Автобиографическая поэма (1936) Льва Пумпянского (1889 — 1943) публикуется с небольшими сокращениями. Последнее десятилетие прошлого века, впечатления детства в уездном городке Новоузенске Самарской губернии (ныне — Саратовская область). См. стихотворения Л. Пумпянского в № 210 и 212 “Нового Журнала”.

Вячеслав Пьецух. Низкий жанр. — “Знамя”, 1999, № 5.

Эссе “Колобок” — о Пришвине; “О движении литературы” — о Тургеневе. См. также его “Русские анекдоты” (“Октябрь”, 1999, № 5).

А. Рейтблат. “Котел фельетонных объедков”. Случай М. О. Меньшикова. — “Неприкосновенный запас”, 1999, № 2 (4).

Жесткая критика современных интерпретаций публицистического наследия нововременского журналиста М. О. Меньшикова (1859 — 1918). “Да, Меньшиков был зверски, без суда и следствия, убит чекистами. Но из этого вовсе не следует, что он был высоконравственным человеком, и этого прискорбного факта недостаточно, чтобы весьма путаного и противоречивого публициста, эпигонски следовавшего модным западным учениям конца ХIХ века и националистически, на расистской подкладке, трактовавшего сложную социальную ситуацию в России начала ХХ века, превращать в оригинального социального мыслителя и даже пророка”. Уклончиво-“позитивную” точку зрения на этого автора см. в рецензии Юрия Кублановского на недавнее переиздание меньшиковских статей (“Новый мир”, 1999, № 5).

Мария Ремизова. Попытка диалектики. Нелитературные рассуждения на литературную тему. — “Независимая газета”, 1999, № 37, 3 марта.

О повести Владимира Торчилина “Университетская история” (“Континент”, № 98). Сюжет: университетский профессор, бывший наш соотечественник, но уже давно живущий в США, столкнулся с пресловутой “политической корректностью”, но уцелел. М. Ремизова замечает, что “политкорректность, как и всякая корректность вообще, нам в ближайшее время явно не грозит”. Но это расхожее выражение может быть переведено на русский и как “политическая правильность” (почувствуйте разницу!), а уж этого добра мы еще в советской жизни нахлебались.

См. также большую рецензию Марии Ремизовой “Формула свободного падения” (“Независимая газета”, 1999, № 47, 17 марта) на роман Михаила Бутова “Свобода” (“Новый мир”, 1999, № 1, 2), замысел которого, по мнению критика, не очень удачен, но написан роман хорошо, потому что — “Бутов талантливый человек”.

См. статью Марии Ремизовой “Хранитель ненужных вещей” (“Независимая газета”, 1999, № 83, 12 мая) к 90-летию со дня рождения Юрия Домбровского. Она считает, что Домбровского знают как автора одного романа (“Факультет ненужных вещей”), зато знают практически все. Далее — медленное чтение этого “одного романа”.

Генрих Сапгир. Черновики Пушкина. Предисловие Андрея Чернова. — “Дружба народов”, 1999, № 5.

Генрих Сапгир (вслед за Брюсовым, Ходасевичем, Набоковым) дописывает Пушкина. Стихи перепечатаны из книги Генриха Сапгира “Черновики Пушкина” (М., “Раритет”, 1992, 500 экз.). Из этой же книги в журнале “Дружба народов” (1999, № 3) были перепечатаны четыре французских стихотворения Пушкина в переводе Сапгира.

Валерий Сендеров. Миф ХХI века, или Коричневая поступь “истории”. — “Русская мысль”. Еженедельник. Париж, 1999, № 4268, 6 — 12 мая.

О Новой Хронологии академика А. Т. Фоменко: “Опять мы, по слову Достоевского, уходим из человечества. Из христианской культуры; из рациональной науки; из Европы...” См. также полемическую статью Дм. Харитоновича “Феномен Фоменко” (“Новый мир”, 1998, № 3).

Глеб Ситковский. Про любовь и про цикуту. — “Кулиса НГ”, 1999, № 10 (32), май.

Большая беседа с Эдвардом Радзинским, который работает над книгой о Григории Распутине. “Там огромное количество новых документов, благодаря которым доказывается множество вещей. Около 800 страниц составляют непубликовавшиеся показания людей, которые были близки Распутину, и теперь портрет этого человека будет составлен окончательный и обжалованию не подлежащий... Теперь я все о нем знаю. Впервые будет восстановлена картина его убийства, и она будет абсолютно другая, к полному изумлению всех”. О себе: “Я обычный религиозный человек, и поэтому об участии Господа Бога в нашей жизни я рассказываю практически во всех своих последних работах”.

Николай Славянский. Театр теней. Поэзия Александра Кушнера. — “Москва”, 1999, № 5.

Полемические заметки о Кушнере-“позитивисте” уже печатались с сокращениями в парижской газете “Русская мысль” (1999, № 4256, 4 — 10 февраля) под названием “Аполлон и Кушнер”. Вскоре они будут прокомментированы на страницах “Нового мира”.

Алексей Слаповский. Распутник. — “Огонек”. Общенациональный еженедельный иллюстрированный журнал. 1999, № 13, март. Электронная версия: http://www.ropnet.ru/ogonyok

Продолжение “Энциклопедии уходящих типов уходящей эпохи”. Название этого рассказа намеренно вводит в заблуждение.

См. в июньском номере “Нового мира” плутовской роман А. Слаповского “День денег”, а в июньской “Дружбе народов” — его повесть “Талий”.

Валентин Смирнов. Следственное дело Сергея Колбасьева. — “Нева”, Санкт-Петербург, 1999, № 4.

По страницам следственного дела морского офицера, писателя, коллекционера джаза Сергея Адамовича Колбасьева, расстрелянного в 1937 году по обвинению в шпионаже, реабилитированного в 1956-м.

Весь апрельский номер “Невы” — “Петербург морской” — так или иначе связан с морской тематикой.

А. Солженицын о балканской трагедии. — “Труд”, 1999, № 77, 29 апреля.

“Не надо придерживаться иллюзий, что Америка или НАТО главной целью своей имеют защиту косоваров. Если бы защита угнетенных сколько-нибудь волновала их серьёзно, то у них было сорок лет, чтобы защитить Тибет с разгромляемым народом, религией, тончайшей древней культурой. Они пальцем не пошевельнули из трусости — потому что с Китаем лучше не связываться. Если бы у них было такое доброе чувство, то они уже имели сорок или пятьдесят лет, чтобы защитить курдов, разорванных на разные страны, уничтожаемых — миллионы несчастных... Они этого не сделали, потому что Турция — выгодный союзник и у нее проливы. Вот их мотивы. А сейчас такой └счастливый” случай. Беззащитная мишень — никто Сербию не защитит: Россия в полном безволии и бессилии. И можно показать клюв и когти. Можно показать... Это и делается. Самое страшное из того, что происходит, — даже не бомбардировка Сербии, как это ни трудно выговорить. Самое страшное то, что НАТО привело нас в новую эпоху. Подобно тому, как Гитлер когда-то для своей авантюры вышел из Лиги Наций, и так началась Вторая мировая война, эти вышли... собственно говоря, отшвырнули Организацию Объединенных Наций, систему коллективной безопасности, признание суверенности государств. Они начали новую эпоху: кто сильнее — тот дави. Вот это страшно, что мы вступили в эпоху, когда не будет закона — не будет международного закона, а просто сильная группа диктует. И довольно страшно, что Восточная Европа, которой всегда я так сочувствовал в её угнетении, в её неволе, — они одним хором во главе со своими лидерами говорят: бомбите, бомбите Югославию, бомбите. Они — только что освободившиеся... А Прибалтика... Сколько в их защиту говорили... А они говорят: бомбите, бомбите. Вот это самое страшное — новая эпоха на Земле...”

См. также краткое заявление нобелевского лауреата от 8 апреля с. г. о событиях на Балканах в “Труде” (1999, № 64, 10 апреля) и “Независимой газете” (1999, № 65, 10 апреля).

Александр Солженицын. Она никогда не угождала эпохе. — “Литературная газета”, 1999, № 19, 19 мая.

Литературная премия Александра Солженицына вручена поэту Инне Лиснянской. Тут же — ответное слово лауреата. Инна Лиснянская считает, что никакой другой литературы, кроме русской литературы, у нас нет и быть не может, потому что каждый Божьей милостью творец всегда другой.

Вадим Старк. Ut pictura poesis. — “Вышгород”. Литературно-художественный общественно-политический журнал. Таллинн, 1999, № 3.

О Набокове-рисовальщике. С иллюстрациями: бабочки из письма к Добужинскому, Анна Каренина во время игры в теннис. В названии статьи использовано стихотворение Набокова 1926 года, посвященное Добужинскому, “Ut pictura poesis”, то есть “Да живописует поэзия” (лат.).

См. в этом же номере “Вышгорода” статью Вадима Старка “Истоки сновиденья. Пушкин и Набоков: генеалогические перекрестки”, а также разнообразные материалы других авторов к юбилею Набокова (например, Анна Бродская, “Банальность зла. Роман └Лолита” и послевоенное эмигрантское сознание”; Наталья Телетова, “Век-└наоборот” писателя-└наоборот”. └Картофельный эльф” и карлик Альберт европейского эпоса” и проч.).

В № 1-2 “Вышгорода” см. статьи Вадима Старка “Время расчислено по календарю. Хронология и топография └Повестей Белкина”” и “По следам реального времени. └Оленинский” цикл в набоковских отражениях”.

Александр Тиняков. Стихотворения. — “Митин журнал”. Издается с января 1985 года. Санкт-Петербург, 1999, № 57. Электронная версия: http://www.vavilon.ru/metatext/mitin.html

Пять стихотворений литературного изгоя — полузабытого литератора Александра Тинякова (1886 — 1934). Четыре — из сборника А. Тинякова “Стихотворения” (под редакцией Н. Богомолова, Томск, “Водолей”, 1998). Пятое — 1926 года — обнаружено Г.Моревым в архивах ФСБ. Привожу его полностью: “Чичерин растерян, и Сталин печален, / Осталась от партии кучка развалин. / Стеклова убрали, Зиновьев похерен, / ИТроцкий, мерзавец, молчит, лицемерен. / И Крупская смотрит, нахохлившись, чертом, / И заняты все комсомолки абортом. / И Ленин недвижно лежит в мавзолее, / И чувствует Рыков веревку на шее”.

О Тинякове см. в полемической статье Никиты Елисеева “Что не дозволено ученому. Просто напоминание” (“Новый мир”, 1998, № 7).

Три Пелевина. — “Огонек”, 1999, № 17, май. Электронная версия: http://www.ropnet.ru/ogonyok

И это все о нем: Дмитрий Быков, “Вместо интервью”; Алексей Беляков, “Двигатель инженера Пелевина”; Андрей Гамалов, “Полный └П””. А также короткий “Тест о старухе” самого Пелевина. А также мнения современников: “Про Виктора Пелевина, к сожалению, я ничего сказать не могу, потому что не читал... Но я очень много слышал о Пелевине от своих товарищей, и, судя по их словам, писатель этот никакого интереса не представляет” (Вячеслав Пьецух).

О Пелевине см. статью Ирины Роднянской “Этот мир придуман не нами” (“Новый мир”, 1999, № 8).

Алексей Улюкаев. Отрицание социализма. — “Русская мысль”. Еженедельник. Париж, 1999, № 4270, 20—26 мая; № 4271, 27 мая — 2 июня.

Столь необходимый сегодня либеральный экономический ликбез.

Умер автор “Вечного зова”. — “Литературная газета”, 1999, № 23, 9 июня.

На 72-м году жизни скончался Анатолий Иванов, многолетний редактор журнала “Молодая гвардия”, автор знаменитых романов-эпопей “Тени исчезают в полдень” и “Вечный зов”. “С Анатолием Ивановым и такими, как он, отходит в прошлое целая историческая эпоха. Проводим ее молча и по возможности спокойно и прилично”, — говорится в неподписанном некрологе.

Михаил Новиков (“Коммерсантъ”, 1999, № 93, 2 июня) отмечает, что проза Иванова отличается “необыкновенно мощной, по советским пуританским меркам, чувственностью: герои этого матерого реалиста часто наделены необузданной похотью, которая и определяет их постуки”.

Уроки великого простого. Виктор Астафьев в беседе с корреспондентом “МН” Юрием Васильевым. — “Московские новости”, 1999, № 16, 27 апреля — 3 мая.

К 75-летию прозаика. Невеселые беседы. “Виктор Петрович, в апрельской книжке └Нового мира” напечатано письмо фронтовика (Ю. Т. Николаева. — А. В.), прочитавшего вашу последнюю повесть └Веселый солдат”. Он задает риторический, но оттого не менее страшный вопрос: неужели ваше поколение должно полностью вымереть, чтобы молодым не пришлось тянуть за собой и груз Великой Отечественной (мысль читателя изложена неточно. — А. В.)?” — спрашивает корреспондент. “Мы вымрем, конечно, — отвечает писатель, — но легше, к сожалению, не станет”.

См. также беседу Виктора Астафьева с Марией Ремизовой (“Если хватит сил...” — “Независимая газета”, 1999, № 79, 30 апреля). “Вот Улицкая написала └Веселые похороны” (└Новый мир”, 1998, № 7. — А. В.) — это я не полюбливаю. Это все-таки грязная литература, грязная. Писать о покойнике, об умирающем, как тешатся после похорон... Я считаю, что это кощунство. Кроме └Смерти Ивана Ильича”, я не воспринимаю никакого другого произведения об умирании. Я много видел, как умирают люди, — ничего в этом хорошего нет. Писать все это — вокруг поминок, как идет это пьянство, как баба, спавшая с покойником, уходит с другим, — это все-таки срам, русской литературе не присущий. Писали ведь и Куприн, и Бунин... По существу, в └Чистом понедельнике” происходит то же самое, но насколько это прекрасно, насколько это возвышенно!” И еще: “Не может умереть русская литература, поскольку она состоит все-таки не из радостей, не из счастья, а из страданий, из горя. А жизнь всегда давала для этого богатый материал — и сейчас дает”.

Семен Файбисович. Десница Творца. — “Неприкосновенный запас”, 1999, № 2 (4).

Церетели, Лужков и СМИ.

Борис Хазанов. “Мы живем на разных планетах”. Беседовал Илья Мильштейн.— “Новое время”, 1999, № 19, 12 мая.

Прозаик, живущий в Мюнхене, о современной России: “Возмездие отличается от кары тем, что кара настигает негодяев, между тем как историческое возмездие обрушивается на всех — виновных и невиновных. Вот несчастное население и расплачивается за все десятилетия советского режима...”

См. рассказы Бориса Хазанова “Граница” и “Похож на человека” (“Октябрь”, 1999, № 5).

Йохен Хибер. Романы ХХ столетия: от Музиля до Грасса — пять звезд немецкоязычной литературы. — “Deutschland”. Политика, культура, экономика и наука. 1999, № 2, апрель — май. Электронная версия: http://www.deutschland.de

По просьбе издательства “Бертельсманн” и Мюнхенского литературного дома тридцать три эксперта составили список лучших немецкоязычных романов ХХ столетия. Всего в списке — 76 романов, но только 26 из них получили более одного голоса. На первом месте — “Человек без свойств” Роберта Музиля, за ним идут “Процесс” Франца Кафки, “Волшебная гора” Томаса Манна, “Берлин, Александерплац” Альфреда Дёблина и “Жестяной барабан” Гюнтера Грасса.

Марина Шторх, при участии Анны Марголис. Неизвестный Шпет. — “Русская мысль”. Еженедельник. Париж, 1999, № 4269, 13 — 19 мая.

7 апреля 1999 года исполнилось 120 лет со дня рождения русского философа Густава Густавовича Шпета. Публикуются два его письма 1920 года к ученице и другу Н.И. Игнатовой, а также письмо 1936 года к Ю. Балтрушайтису. “Пушкин такая же случайность, как и Петр” (из письма к Н. И. Игнатовой — февраль 1920 года).

Дмитрий Шушарин. -ing, или Апология ящика. — “Неприкосновенный запас”, 1999, № 2 (4).

“Мне представляется бесспорным, что за последние пять лет телевидение сыграло выдающуюся роль в осознании всей нацией фундаментальных ценностей открытого общества, в становлении нового русского самосознания”.

См. главы из эссеистической книги Дмитрия Шушарина “Пройдя до середины” (“Новый мир”, 1999, № 6).

Василий Яновский. Из дневника 1960 — 1964. Публикация и примечания Веры Крейд. — “Новый Журнал”, Нью-Йорк, № 214 (март 1999).

Русский писатель в Америке. “На каком языке писать? Для какого читателя? Для какого издателя? Нет, нам хуже, чем Герцену, хотя умирал он тоже неважно” (запись от 22 февраля 1964 года). Болезни, сны, работа, мысли о Боге.

.

ХРОНИКА: в Астане снят с постамента последний памятник Ленину в Казахстане (“Кулиса НГ”, 1999, № 9); Российская академия художеств объявила конкурс на лучший проект памятника Михаилу Булгакову на Патриарших прудах (“Кулиса НГ”, 1999, № 10).

.

ДАТЫ: 14 (26) сентября исполняется 120 лет со дня рождения театрального деятеля, драматурга Николая Николаевича Евреинова (1879 — 1953); 17 (29) сентября исполняется 100 лет со дня рождения прозаика Артема Веселого (Николая Ивановича Кочурова; 1899 — 1939); 24 сентября исполняется 90 лет со дня рождения прозаика Константина Дмитриевича Воробьева (1919 — 1975).

Составитель Андрей Василевский.

.

Составители “Книжной полки” и “Периодики” будут благодарны провинциальным/зарубежным издательствам и редакциям провинциальных/зарубежных литературных журналов, если те найдут возможность присылать образцы своей продукции. Это послужит более полному освещению литературной жизни России и Русского Зарубежья на страницах “Нового мира”.

ИЗ ЛЕТОПИСИ “НОВОГО МИРА”

Сентябрь

5 лет назад — в № 9 за 1994 год напечатан “деревенский дневник” Людмилы Петрушевской “Карамзин”.

10 лет назад — в № 9 за 1989 год напечатан рассказ Виктора Астафьева “Людочка”.

30 лет назад — в № 9 за 1969 год напечатаны эссе Виктора Некрасова “В жизни и в письмах”.

45 лет назад — в № 9 за 1954 год напечатана резолюция Президиума правления Союза советских писателей “Об ошибках журнала └Новый мир”” (“...Президиум правления Союза советских писателей постановляет: 1. Осудить неправильную линию журнала └Новый мир” в вопросах литературы. 2. Освободить тов. Твардовского А. Т. от обязанностей главного редактора журнала. 3. Назначить главным редактором журнала └Новый мир” тов. Симонова К. М. 4. Поручить секретариату...”).



Версия для печати