Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Новый Мир 1999, 7

Книжная полка

(составитель Сергей Костырко)

БИБЛИОГРАФИЯ

КНИЖНАЯ ПОЛКА

 

*

Акутагава Рюноскэ. Сочинения в 4-х томах. М., “Полярис”, 1998, 5000 экз.

Том 1. Начало пути. Новеллы 1914 — 1919 годов. Предисловие В. Гривнина. 687 стр.

Том 2. Зрелость. Новеллы 1920 — 1923 годов. 559 стр.

Том 3. Итоги. Новеллы 1924 — 1927 годов. 447 стр.

Том 4. Философия жизни. Эссе, миниатюры, статьи, письма. 575 стр.

Сэмюэль Беккет. Театр. Пьесы. Составление В. Лапицкой. Вступительная статья М. Кореневой. СПб., “Азбука”, “Амфора”, 1999, 347 стр., 10 000 экз.

В. Гандельсман. Цапля. Стихи. Москва — Париж — Нью-Йорк, “Третья волна”, 1999, 45 стр., 3000 экз.

См. рецензию Л. Панн на книгу лирики В. Гандельсмана “Долгота дня” в № 3 “Нового мира” за 1999 год.

М. П. Грабовский. Второй Иван. Совершенно секретно. М., “Научная книга”, 1998, 160 стр., 1000 экз.

Центральное произведение книги, повесть “Второй Иван”, сочетающая жанры автобиографического и производственного романа, посвящена судьбам создателей первых реакторов отечественных АЭС.

А. Морозов. Чужие письма. М., “Грантъ”, 1999, 128 стр.

Книжное издание произведения, получившего премию Букера 1998 года. Первоначальная публикация — в журнале “Знамя”, 1997, № 11.

Лев Рубинштейн. Случаи из языка. СПб., Издательство Ивана Лимбаха. 1998, 79 стр., 3000 экз.

Новая книга поэта, составленная из текстов, написанных им для журнала “Итоги” в течение последних двух лет; определяя их жанр, автор называет их прозой, “поскольку это явно не стихи”.

Салман Рушди. Прощальный вздох Мавра. Роман. Перевод с английского Л. Мотылева. СПб., “Лимбус Пресс”, 1999, 544 стр., 5000 экз.

Солнечное подполье. Антология литературного рок-кабаре Алексея Дидурова. М., “Academia”, 1999, 652 стр., 3000 экз.

“Солнечный вариант” культурного андерграунда 70 — 80-х годов — взгляд на московскую (современную русскую) литературу из “дидуровского” полуподпольного рок-кабаре, бывшего своеобразной “бродильней” для сегодняшней культуры. Произведения 172 авторов, в разное время побывавших участниками литературно-музыкальных, поэтических, театральных “тусовок” “у Дидурова”, — Филатов, Стреляный, Шендерович, Эппель, Бек, Быков, Вишневский, Иртеньев, Кибиров, Ряшенцев, Скородумова, Степанцов, Башлачев, Гребенщиков, Кабыш, Кортнев и т. д., и т. д.

Строфы века — 2. Антология мировой поэзии в русских переводах ХХ века. Составитель Е. В. Витковский. М., “Полифакт”, “Итоги века”, 1998, 1192 стр., 10 000 экз.

.

Диана Л. Бургин. София Парнок. Жизнь и творчество русской Сафо. Перевод с английского С. Сивак. СПб., “Инапресс”, 1999, 513 стр., 1600 экз.

Биографическая книга, написанная профессором Бостонского университета.

Евангельский текст в русской литературе ХVIII — ХХ веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Сборник научных трудов. Выпуск 2. Петрозаводск, Издательство Петрозаводского университета, 1998, 551 стр., 1500 экз.

Сборник представляет материалы II Международной конференции “Евангельский текст в русской литературе ХVIII — ХХ веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр”, проходившей в Петрозаводском университете в июне 1996 года.

С. Е. Ильин. Моя закавказская Россия. М., Координационно-методический центр “Народы и культуры”, 1998, 238 стр.

Мемуарная книга, посвященная быту и жизни русских молоканских сел Азербайджана с 30-х до конца 80-х годов нашего века, написанная старожилом тех мест. В качестве предисловия его автор С. А. Иникова дает развернутую справку о молоканах в России.

Евграф Кончин. Зачем твой дивный карандаш... М., “Мусагет”, 1998, 356 стр.

Книга представляет итог тридцатилетних исследований ее автором иконографии А. С. Пушкина, его друзей и близких.

Н. А. Кривошеина. Четыре трети нашей жизни. М., “Русский путь”, 1999, 288 стр., 2000 экз.

Воспоминания Нины Алексеевны Кривошеиной, дочери промышленника Мещерского, ставшей женой министра царского правительства Кривошеина, пережившей эмиграцию, аресты мужа (немцами в Париже за причастность к движению Сопротивления, а по возращении на родину — чекистами), арест сына, воссоединение семьи и окончательную эмиграцию во Францию. Мемуары писались по просьбе А. И. Солженицына.

И. М. Кузинец. Адмиралтейская академия. М., Издательский дом “Руда и металлы”, 1998, 640 стр., 500 экз.

Исторический очерк (по сути, монография) о Военно-морском инженерном училище им. Ф. Э. Дзержинского, основанном императором Павлом в 1798 году. Общий объем издания — 80 печатных листов. Состоит из двух частей; первой частью книги, озаглавленной “Введение в историю. 1798 — 1898”, стала перепечатка написанного А. И. Пароменским к столетнему юбилею “Исторического очерка Морского инженерного училища императора Николая I” (издание 1911 года). Вторая, оригинальная часть, занимающая основной объем книги, рассматривает историю училища за последние сто лет и содержит богатейший фактический материал, в том числе списки выпускников, обширный иллюстративный материал, массу “попутных” исторических справок (скажем, об истории здания Главного Адмиралтейства в Петербурге, где более ста лет помещалось и Морское инженерное училище). Нечастый случай, когда издание, приуроченное к юбилейной дате и изданное с такой же полиграфической роскошью, как это, является не просто “подарочным изданием”, но дельным историческим трудом.

Ю. М. Лотман. Собрание сочинений. Том 1. Русская литература и культура Просвещения. Предисловие Вяч. Вс. Иванова. М., ОГИ, 1998, 520 стр., 1000 экз.

С. Маковский. Силуэты русских художников. М., “Республика”, 1999, 383 стр., 7000 экз.

Очерки о русских и зарубежных художниках ХIХ века и о современниках автора (Серов, Левитан, Грабарь, Богаевский, Бенуа, Головин, Сомов, Врубель, Малевич, Синьяк, Сезанн, Писсаро, Пикассо и другие), о русском и псевдорусском стиле начала века, об основных течениях русской живописи 10 — 30-х годов (постимпрессионизм, примитивизм, супрематизм и т. д.: группы “Золотое руно”, “Мир искусства”, “Голубая роза”, “Треугольник”, “Бубновый валет” и др.), написанные Сергеем Константиновичем Маковским (1877 — 1962), одним из ведущих художественных критиков начала века, редактором журнала “Аполлон”, сыном известного художника. Издание составили его книги: “Страницы русской художественной критики” (впервые — СПб., 1909), “Силуэты русских художников” (Прага, 1922), “Последние итоги живописи” (Берлин, 1922) и другие работы.

Миры братьев Стругацких. Энциклопедия. В 2-х томах. Составитель В. Борисов. М., АСТ, “Terra Fantastika”, 1999, 5000 экз. Том 1. 544 стр. Том 2. 560 стр.

Владимир Набоков. Комментарий к роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. СПб., “Искусство-СПб.”, “Набоковский фонд”, 1998, 928 стр., 5000 экз.

Первое издание в России знаменитого труда Набокова-литературоведа и Набокова-писателя, впервые вышедшего на английском языке в 1964 году. Перевод для русского издания осуществлен группой переводчиков, общая редактура перевода — Н. М. Жутовской. В “Приложение” вошли статьи Набокова “Абрам Ганнибал”, “Заметки о просодии” и “Заметки переводчика”, а также представлено факсимильное воспроизведение прижизненного пушкинского издания “Евгения Онегина” (СПб., 1837).

Владимир Набоков. Лекции по зарубежной литературе. Перевод с английского под редакцией В. А. Харитонова. Предисловия А. Г. Битова и Джона Апдайка. М., Издательство “Независимая газета”, 1998, 512 стр., 10 000 экз.

Первое русское издание. Содержит лекции о Джейн Остен, Чарльзе Диккенсе, Гюставе Флобере, Роберте Стивенсоне, Марселе Прусте, Франце Кафке, Джеймсе Джойсе, Сервантесе, а также эссе “Искусство литературы и здравый смысл”.

Т. В. Розанова. “Будьте светлы духом”. Предисловие и составление А. Богословского. М., “Blue Aplle”, 1999, 183 стр., 2000 экз.

Книга о В. В. Розанове, написанная дочерью писателя Татьяной Васильевной Розановой.

А. Саакянц. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. М., “Эллис Лак”, 1999, 815 стр. 5000 экз.

Р. Г. Скрынников. Дуэль Пушкина. СПб., Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999, 365 стр., 5000 экз.

Новая книга одного из ведущих современных историков, обратившегося на этот раз к истории литературы. “История дуэли Пушкина окутана плотной пеленой мифов и легенд”; “...книга написана с одной целью: уточнить некоторые факты и подробности биографии Пушкина, имеющие существенное значение для воссоздания его гибели”. В своем исследовании Скрынников стремится охватить максимальное количество достоверно известных фактов, способных иметь отношение к истории дуэли.

Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы. В 5-ти томах. 1927 — 1939. Том 1. Май 1927 — ноябрь 1929. М., РОССПЭН, 1999, 879 стр., 1000 экз.

Григорий Чхартишвили. Писатель и самоубийство. М., “Новое литературное обозрение”, 1999, 576 стр.

Книга состоит из двух частей: “Человек и самоубийство” (разделы: “История вопроса”, “Религия”, “Философия”, “Теории”, “География”, “Как это делается”) и “Писатель и самоубийство” (разделы: “Как у людей”, “Не как у людей”). К тексту книги прилагается составленная автором “Энциклопедия литературицида” — краткие справки о писателях, покончивших самоубийством, охват — от писателей древности до Юрия Карабчиевского и Вячеслава Кондратьева. В предисловии автор оговаривается, что писал не литературоведческое исследование, что его “в первую очередь занимает именно самоубийство, “неизъяснимый феномен в нравственном мире” (Карамзин), и что внутренней причиной написания этой книги была потребность разобраться в вопросе: “Допустимо ли самоубийство, не нарушает ли оно правил └честной игры”, в которой участвует каждый из живущих?”

Умберто Эко. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. Перевод с итальянского А. Г. Погоняйло, В. Г. Резника. ТОО ТК “Петрополис”, 1998, 432 стр., 5000 экз.

“Общие проблемы семиотики, разграничение и определение взаимоотношений семиотики и феноменологии, семиотики и психоанализа и т. д. трактуются в предлагаемой книге на материале архитектуры, кино, современной живописи, музыки, рекламы и т. д.”.

Л. Юзефович. Самые знаменитые самозванцы. М., “Олимп”, “Современник”, 1999, 400 стр., 3000 экз.

Популярно написанная книга историка (автора книги о бароне Унгерне “Самодержец пустыни”. М., “Эллис Лак”, 1993) и прозаика о самозванцах начиная со времен Вавилона, Древней Персии, Македонии, Рима до отечественных Лже-Дмитрия, детях Лже-Дмитрия, “сына Василия Шуйского” (вологодского подьячего Тимофея Акундинова, обладавшего редкой для его времени культурой, владевшего множеством языков, дружившего с европейскими монархами, побывавшего и в католичестве и в исламе), кончая лжецесаревичем Алексеем, служившим впоследствии в Политотделе 5-й армии и разоблаченным во время партийной чистки.

Составитель Сергей Костырко.

 

“НОВЫЙ МИР” РЕКОМЕНДУЕТ:

Владимир Набоков. Комментарий к роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”.

 



Версия для печати