Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Новый Мир 1997, 4

Периодика

(составитель Андрей Василевский)

"Арион", "Вопросы литературы", "Дружба народов", "Звезда", "Знамя",

"Крымский контекст", "Литературная газета", "Литературное обозрение",

"Москва", "Наш современник", "Нева", "Независимая газета",

"Несвоевременные записки", "Новая Юность", "Новое литературное обозрение", "Ной", "Октябрь"

Аркадий Белинков. Иллюзии и разочарования Екклесиаста. Предисловие Ирины Уваровой. "Новое литературное обозрение". Теория и история литературы, критика и библиография. No 18 (1996).

Одна из лагерных тетрадок А. В. Белинкова (1921 1970). Тетрадки были вывезены самим автором при освобождении, текст написан предположительно в 1954 году, в больнице Песчлага МВД СССР, в Караганде. Ирина Уварова ("расшифровщик его... невозможного почерка") считает, что публикуемый текст вряд ли можно принять за закончен ный опыт, это скорее оттачивание когтей для будущей прозы. Цитата: "Я всю жизнь в стихах и прозе (и даже в исторических трагедиях. Sic!) ненавидел шовинистические и националистические любовные экстазы. Одновременно с этим я с большим недоброжелательством отношусь к половым извращениям. И поэтому мне далеко не безразлично, как отправляют люди свои любовные инстинкты и что именно они любят. Человек должен любить и совокупляться нормально. Никакой разницы между скотоложес твом, гомосексуализмом, трибадизмом, некрофилией и национализмом я не вижу. Избранность евреев мне так же противна, как избранность немцев. [Cтерто.] Даже если не вызывает никаких сомнений". По нынешним временам совсем "неполиткорректно".

Бродский в Англии. "Знамя", 1996, No 11.

Профессор русской литературы (Keele University, Англия) Валентина Полухина печатает в сокращении свои интервью о Бродском с философом сэром Исайей Берлином, писателем Джоном Ле Карре, тележурналистом Майклом Игнатьевым, профессором русской литературы Джеральдом Смитом, поэтом, критиком, переводчиком Альфредом Алварецом, поэтом и переводчиком Даниэлем Уэйсбортом. Все беседы датированы маем июнем 1996 года.

Николай Бурляев. Сын вольности. Страницы жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. Киноповесть. "Наш современник", 1996, No 12.

Литературная основа поставленного Н. Бурляевым фильма "Лермонтов" (он же исполнитель главной роли). Рассказ идет от первого лица. Лермонтова жаль.

М. Гаспаров. Записи и выписки. "Новое литературное обозрение", No 16, 17, 19, 20 (1996).

Цитаты и маргиналии в алфавитном порядке. На букву П: "ПРОЗА Сенеки выигрывает, если печатать ее короткими абзацами: видимо, так его и воспринимали, как римского Шкловского или Дорошевича. Но добиться такой разбивки русского перевода не удалось: непривычно".

В. Н. Голубев. Воздушные пути. (Акварели-"крохотки"). "Крымский контекст". Крымска академия гуманитарных наук. История. Политология. Философия. Культура. Учредитель и главный редактор Н. В. Николаенко. Тираж 1000 экземпляров. 1996, No 4.

Датированные началом 80-х годов литературно-философские миниатюры, принадлежа щие перу известного крымского биолога и коллекционера русского авангарда Витали Николаевича Голубева. В том же номере журнала напечатаны заметки В. Г. Зарубина "Об аресте О. Э. Мандельштама в Крыму (1920 г.)", С. Л. Беловой "Дворянское гнездо" А. М. Бороздина-Давыдовых в Саблах" и другие материалы, как правило тематически связанные с Крымом.

Николай Гронский. Миноносец. Поэма. Спиноза. Пьеса. Предисловие и публикация Виктора Леонидова. "Новая Юность", 1996, No 18.

Два произведения эмигрантского поэта Николая Павловича Гронского (1909 1934) печатаются по его единственной книге "Стихи и поэмы" (Париж, "Парабола", 1935).

Ф. М. Достоевский. Новоатрибутированные статьи 1872 1874 гг. Атрибуция и научный комментарий В. Викторовича. "Знамя", 1996, No 11.

Анонимные статьи Достоевского в редактировавшемся им журнале "Гражданин": "Желание", "Соборяне...", "Свежей памяти Ф. И. Тютчева" и др. Тут же печатаются некоторые письма из архива А. Г. Достоевской (публикация и комментарии В. Н. Абросимо вой).

Венедикт Ерофеев. Последний дневник (октябрь 1989 март 1990 г.). Предисловие И. Авдиева. "Новое литературное обозрение", No 18 (1996).

Тут же печатаются составленные И. Авдиевым "биография в цитатах" и библиография Венедикта Ерофеева.

Валерий Золотухин . Из "Книги Весны". Страницы дневника. "Литературное обозрение", 1996, No 4.

Записи 1968 года. Таганка. Любимов. Можаев. Репетиции "Живого". Райкомы, парткомы.

Дмитрий Зубарев . Из жизни литературоведов. "Новое литературное обозрение", No 20 (1996).

60-е годы. ИМЛИ. Протоколы заседаний партбюро. Дело Ю. Г. Оксмана (его публикации в зарубежной прессе). Дело А. Д. Синявского.

Андрей Ильичев. История высоты 6725. "Несвоевременные записки". Процесс-журнал Уральского региона. Фонд "Галерея". Фонд "Юрятин". Челябинск Пермь, 1996, том 2.

Антимилитаристская фантасмагория в прозе. "Если всех нас не убьют, мы никогда не выиграем эту войну..."

Евгений Лапутин. Мои встречи с Огастесом Кьюницем. "Новая Юность", 1996, No 16.

Главы из романа-мистификации (чем-то напоминающего "Ермо" Юрия Буйды). Другие главы из того же романа печатались в "Новой Юности" в 1994 году (No 2-3). Роман того же автора "Приручение арлекинов" печатался некогда в "Новом мире" (1993, No 7).

Александр Лацис. Из-за чего погибали пушкинисты? "Ной". Армяно-еврей ский вестник. Издатель и главный редактор Вардван Варжапетян. 1996, No 19.

О том, что Л. Б. Троцкий был незаконным правнуком (?) А. С. Пушкина. Статья перепечатана из литературного альманаха "Кольцо А" с новыми прибавлениями.

Юрий Лощиц. Полумир. Роман. "Наш современник", 1996, No 10, 11, 12.

Русские в Югославии. Продолжение романа "Унион" ("Наш современник", 1992, No 10, 11).

Андрей Матвеев. Луиза, или Отчего Марк Дэвид Чэпмэн решил убить Джона Леннона, хотя, впрочем, какое нам всем до этого дело? Пьеса в двух действиях. "Несвоевременные записки". Процесс-журнал Уральского региона. Фонд "Галерея". Фонд "Юрятин". Челябинск Пермь, 1996, том 2.

Время действия поздняя осень 1995 года. Место действия частная психиатричес кая клиника. Действующие лица: Луиза, она же медсестра, она же Йоко Оно; Врач, он же Марк Дэвид Чэпмэн, он же Джон Леннон. Обязательное авторское условие: не использовать как песни Джона Леннона, так и песни группы Beatles.

Ксения Мяло. Между Востоком и Западом. Опыт геополитического и историо софского анализа. "Москва", 1996, No 11, 12.

"Работа эта, идущая по стыку политики, истории, литературы, текущей публицисти ки, отчасти затрагивающая даже явления из области поп-культуры, но одновременно по необходимости выходящая в область архетипов, устойчивых мифов коллективного сознания, есть мой опыт осмысления тех событий, которые в течение последних десяти лет перевернули нашу жизнь, изменили политическую карту мира, сжали и продолжают сжимать место, занимаемое на ней Россией..." (К. Мяло).

Владимир Набоков. Неизданное в России. "Звезда", 1996, No 11.

Очередной тематический выпуск журнала "Звезда". Среди материалов: выступление Дмитрия Набокова, сына писателя, в Национальной Российской библиотеке (Санкт-Петер бург, 12 июня 1995 года), русские рассказы В. Набокова "Удар крыла", "Месть", "Венецианка", в переводе с английского и французского эссе и стихи из берлинского журнала "Карусель", эссе "Писатели и эпоха", "Первое стихотворение", беседа Набокова с Пьером Домергом, лекция "Искусство литературы и здравый смысл", набоковский комментарий к XXXIII строфе Первой главы "Евгения Онегина". Печатаются письма Набокова к разным корреспондентам, а также тексты о Набокове, принадлежащие перу Андрея Битова, Вячеслава Вс. Иванова, Бориса Парамонова, Ив. Толстого и других авторов. "Новый мир" намерен отрецензировать этот "набоковский" номер.

Владимир Набоков. Прозрачные вещи. Перевод с английского Сергея Ильина. Предисловие Евгени Лапутина. "Новая Юность", 1996, No 18.

Предпоследний роман Набокова. Написан в Швейцарии в 1969 1972 годах. Впервые опубликован по-английски в Нью-Йорке в 1972 году.

Анатолий Найман. Славный конец бесславных поколений. Главы из книги. "Октябрь", 1996, No 11.

Продолжение мемуарно-автобиографической книги. Первые семь рассказов см. "Октябрь", 1995, No 11.

Эрик Найман. За красной дверью: введение в готику нэпа. "Новое литературное обозрение", No 18.

О взаимоотношениях между сексом, политикой и литературой в период между военным коммунизмом и первой пятилеткой.

Людмила Петрушевская. Дом девушек. "Знамя", 1996, No 11.

"Йоко Оно", "Жизнь это театр", "Выбор Зины", "Упавшая", "Шопен и Мендельсон", "Майя из племени майя", "Дом девушек", "Бацилла", "Мужественность и женственность" рассказы из книги "Реквием".

Людмила Петрушевская. Белые дома. Рассказы. "Дружба народов", 1996, No  12.

"Младший брат", "Лайла и Мара", "Белые дома" новые короткие рассказы того же автора.

Под созвездием Близнецов. Анна Присманова и Александр Гингер. Вступительная стать и публикация Вадима Перельмутера. "Октябрь", 1996, No 11.

Русские эмигранты в Париже. Не замеченные критикой и читателями поэты А. Присманова и А. Гингер (муж и жена). Их стихи.

Станислав Рассадин. Урок датского. "Дружба народов", 1996, No 12.

Рассадин в Дании. Любопытные рассуждения о "тыканье" и "выканье" в России.

Евгений Рейн, Иосиф Бродский. Человек в пейзаже. Подготовка текста и примечания Нади Рейн. "Арион". Журнал поэзии. 1996, No 3.

Беседа. Сентябрь 1988 года. Нью-Йорк. Первое свидание после отъезда Бродского в эмиграцию в 1972 году.

Владимир Рецептер. Прощай, БДТ. Из жизни театрального отщепенца. "Знамя", 1996, No 11.

Короткие автобиографические рассказы известного актера.

Елена Ржевская. Послесловие. "Дружба народов", 1996, No 12.

О маршале Жукове. "Это послесловие к тому, что прожито и не изжито, не разгадано. К тому, о чем писала и что осталось недосказанным..." (Е. Ржевская).

Михаил Рощин. Радиация. Рассказ. "Дружба народов", 1996, No 12.

Купе. Перрон. Родня. Кладбище.

Михаил Синельников. Незримое благословенье. "Арион". Журнал поэзии. 1996, No 3, 4.

Исламские мотивы в русской поэзии. Статья печатается в сокращении.

Б. М. Соколов. "Кандинский. Звуки. 1911. Издание Салона Издебского". История и замысел неосуществленного поэтического альбома. "Литературное обозрение", 1996, No 4.

Поэтические эксперименты художника В. В. Кандинского. См. также аналогичную публикацию Б. М. Соколова в "Новом мире" (1997, No 1).

Карен Степанян. Реализм как спасение от снов. "Знамя", 1996, No 11.

О романе В. Пелевина "Чапаев и Пустота", романе Юрия Буйды "Ермо" и книге рассказов Дм. Бакина "Страна происхождения". (О Пелевине см. в "Новом мире" рецензию И. Роднянской 1996, No 9; о Бакине см. в "Новом мире" рецензию Т. Касаткиной 1996, No 8; отклик Н. Елисеева на роман Ю. Буйды см. в настоящем номере "Нового мира").

Тимур Кибиров без фиговых листочков и вне тусовок. Беседу вела Оксана Натолока. "Литературная газета", 1996, No 48, 27 ноября.

"Я далек от мысли считать себя христианином, верующим, но я, что называется, человек христианской культуры. Христианские ценности, христианская философия, насколько владею вершками христианской философии, это единственное из известных мне мировоззрений, которое я безоговорочно могу принять. Но это, естественно, не равно вере, потому что вера более живое и более глубинное, требующее от человека большего. В свое время, в 20 30-е годы, были советские писатели и были так называемые писатели-попутчики", сочувствующие. Я не могу полностью отождествить себя, сказав, что я христианский писатель, но, может быть, несколько неуместно перенося это в сферу религиозную, могу назваться попутчиком"" (Т. Кибиров).

Виктор Троицкий. О безымянном мастере и его шапочке. "Москва", 1996, No  11.

К 30-летию публикации "Мастера и Маргариты" в журнале "Москва". О том, что Булгаков надел на своего мастера черную шапочку с головы А. Ф. Лосева.

Павел Улитин: знаки припоминания. Вступительная статья, составление и комментарии Михаила Айзенберга. "Знамя", 1996, No 11.

Павел Павлович Улитин (1918 1986) имя, практически неизвестное за пределами, по уверению Айзенберга, узкого круга почитателей, к коему не принадлежу. Печатается его весьма занимательный (вне жанров) текст "Поплавок", написанный летом 1960 года в Литве, на отдыхе. Литературные нравы нашего времени заставляют всюду видеть мистификацию, даже там, где ее нет. Или есть? Или нет?

Николай Шадрунов . Медведь. Повесть. "Нева", 1996, No 11.

Русский Север в начале войны. Леспромхоз. "...А в большой выгороде, сделанной дл выгула скота, гулял медведь с коровьим колоколом-боталой на шее. По договору медведь ОРСу не принадлежал и мясным скотом не числился".

Сергей Шаповал. Каждому времени свой... "Я деятель культуры", утверждает Дмитрий Пригов. "Независимая газета", 1996, No 234, 15 декабря.

Беседа с поэтом. "Надо жить без будущего, не рассчитывая на него... Нужно, чтобы как можно быстрее Россия регионализировалась, распалась на мелкие кусочки, которые жили бы своими частными интересами без всякого представления, что происходит за пределами города... Я человек языкового поведения, хотя многие считают меня агностиком... Я принял на себя служение: я деятель культуры... Не могу сказать, что я бедствую, но денег, естественно, хотелось бы больше" (Д. А. Пригов).

.

Дмитрий Бавильский. Вавилонская библиотека. "Несвоевременные записки". Процесс-журнал Уральского региона. Фонд "Галерея". Фонд "Юрятин". Челябинск  Пермь, 1996, No 11.

Обзор журналов "Вестник новой литературы", "Стрелец", "Золотой векъ", "Место печати", "Художественная воля", "Новое литературное обозрение", "Диапазон", "Постскриптум", а также "хит-парад" публикаций в традиционных литературных журналах. С удовольствием позволю себе обширную цитату (тем более, что тираж "НЗ" всего 450 экземпляров).

О "Вестнике новой литературы" (Санкт-Петербург): "Редакци ставит на проверенные имена и фамилии новых номенклатурных литераторов, к славе которых ничего принципи ально нового добавить уже нельзя (имеются в виду Д. Пригов, Е. Попов, В. Кривулин, Е. Шварц, Вс. Некрасов, Вик. Ерофеев, Н. Климонтович, Ю. Мамлеев, В. Сорокин, С. Юрьенен, Э. Лимонов, Т. Кибиров, И. Яркевич. А. В.). Премии, гранты, поездки и все журналы, за исключением непонятно как еще держащегося "Нового мира". ВНЛ и есть перевернутый "Новый мир", лишь от другой, "альтернативной" литературы. Этакий райком, который должен стать обкомом: плох тот солдат, который не желает знать, где сидит фазан. Это четко почувствовал литературный истеблишмент  не случайны поэтому постоянные (!) номинации прозы из ВНЛ на Букера, не случаен и сам Букер, правда, пока малый (1992), но, как известно, в России нужно жить долго. Не случаен поэтому и традиционный принцип построения номеров, "все, как у людей": проза + поэзия + публицис тика + критика. Для особо щепетильных "справки об авторах", каждому овощу свое место. Только вот десятикратное, впрочем, вполне понятное, снижение тиража помешало дойти до "широкого советского читателя": безадресный получился журнал новые мэтры, как министры дачами, обросли книгами и многочисленными изданиями аналогичного содержания. Иде устарела на глазах, а авторы остались те же. Что в очередной раз доказывает: тяжело без ниши, и какой-нибудь ежегодник любителей носить бабочку куда более ожидаем немногочисленными, но верными читателями... С другой стороны почему не делать такой новономенклатурный журнал, чем "Пригов" хуже "Гранина"?.."

Составитель Андрей Василевский.





Версия для печати