Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Новый Мир 1996, 2

ПЕРИОДИКА

ПЕРИОДИКА

*

“Век”, “Волга”, “Дружба народов”, “Звезда”, “Знамя”, “Знание — сила”,
“Иностранная литература”, “Книжное обозрение”, “Москва”, “Московский
комсомолец”, “Независимая газета”, “Октябрь”, “Уральская новь”, “Юность”

 

А это осталось за переплетом... — “Книжное обозрение”, 1995, с № 38 по № 46.

Беседа Анатолия Стреляного, главного редактора многотомной книжной серии “Итоги века”, с Евгением Витковским, научным редактором поэтической антологии “Строфы века”. Обсуждение этой антологии см. также в настоящем номере “Нового мира”.

Академия Зауми. — “Волга”, 1995, № 7.

Интервью с Председателем международной Академии Зауми Сергеем Бирюковым (Тамбов), а также “заумные” стихи Дмитрия Авалиани, Бонифация, Александра Бубнова, Бориса Кудрякова, Владимира Малькова, Сергея Рыженкова, Ры Никоновой, Сергея Сигея, Александра Федулова, Акамицу Танака, Яна Пробштейна, Александра Горнона, Виталия Скородумова и самого Сергея Бирюкова.

Петр Алешковский. Владимир Чигринцев. Роман. — “Дружба народов”, 1995, № 9, 10.

Современный роман с интригой (клад, нечистая сила и проч.). Будет отрецензирован в “Новом мире”.

Дмитрий Бавильский. Новый футбол. Краткое описание. — “Уральская новь” (Челябинск), 1995, № 3-4.

Посвящается “тридцатилетию творческой деятельности” (!) Вячеслава Курицына. “Курицын и есть апофеоз...”

Андрей Вознесенский. Парадуша. Стихи. — “Московский комсомолец”, 1995, № 189, 4 октября.

“Русские сиамочки”, “Смерть Клавдия”, “Российско-американский диспут” и другие стихотворения. Целая полоса в самой массовой московской (не литературной) газете.

Валерий Володин. Время, жить! Баллада о существовании. — “Волга”, 1995, № 7, 8, 9.

“Папушка у меня длинный сухощавый и, как я уже намекал, сильный шизофреник мрачноватого пошиба, я же получился короткий сухощавый и, как намекают, вялотекущий шизофреник, но веселого склада натуры”. Новое большое сочинение постоянного автора саратовской “Волги”.

Нина Гарина. Воспоминания о С. А. Есенине и Г. Ф. Устинове. Публикация и примечания Константина Азадовского. — “Звезда”, 1995, № 9.

Публикации предшествует статья К. Азадовского “Последняя ночь”, имеющая и самостоятельное значение. К 100-летию со дня рождения С. Есенина.

Георгий Гачев. Ура и увы — Синявскому! Юбилейная речь. — “Независимая газета”, 1995, № 100, 17 октября.

“Синявский — это уже человек-миф”. К его 70-летию.

Эмма Герштейн. Анна Ахматова и Лев Гумилев: размышления свидетеля. — “Знамя”, 1995, № 9.

За мемуарной статьей Э. Герштейн следует большой блок лагерных писем Л. Гумилева к Э. Герштейн 1954 — 1956 годов.

Олег Давыдов. Нутро. О военном эпосе Виктора Астафьева. — “Независимая газета”, 1995, № 91, 4 октября.

Газетный вариант статьи, полностью публикуемой в журнале “Юность”. “Конечно, Астафьев не вчера стал певцом чревных типов, он был им всегда, но раньше писатель хотя бы не допускал прямой пропаганды скотства”. Тоже критика.

“Есть и у меня поэтическое, прелестное дело...” Воспоминания Л. Л. Маркова о Л. Толстом. Вступление, публикация и комментарии Ю. Д. Ядовкер. — “Октябрь”, 1995, № 9.

Воспоминания педагога Льва Львовича Маркова, датированные 1902 — 1904 годами, о встречах со Львом Толстым и о его яснополянской школе. Автор — не толстовец.

Юрий Коваль. Суер-Выер. Пергамент. — “Знамя”, 1995, № 9.

Последняя книга безвременно ушедшего писателя. Будто бы о моряках и островах.

Борис Кончеев. Чистая радость. — “Уральская новь” (Челябинск), 1995, № 3-4.

К 40-летию Владимира Сорокина. “Его нельзя начитаться впрок”. Ну уж?

Иза Кресикова. Попытка проникновения: мать и сын. — “Юность”, 1995, № 9.

Семейная драма. Марина Цветаева и Мур — ее сын Георгий.

Анна Левина. Брак по-эмигрантски. — “Звезда”, 1995, № 8, 9.

Роман живущей в Нью-Йорке писательницы. См. краткую рецензию в следующем номере “Нового мира”. См. также ее повесть “Приходите свататься” (“Звезда”, 1994, № 12).

Юрий Лотман. Двойной портрет: Б. В. Томашевский и Г. А. Гуковский. Публикация Т. Кузовкиной. — “Знание — сила”, 1995, № 9.

Фрагмент незавершенной статьи, продиктованной тяжелобольным Ю. М. Лотманом в декабре 1992 года.

Лев Лунц. Путешествие на больничной койке. Публикация и вступительная заметка Владимира Бахтина. — “Звезда”, 1995, № 8.

Грустные германские впечатления 1923 года знаменитого “серапиона”. Публиковались в “Новом журнале”, № 90 (1968).

А. А. Любищев. Понятие великого государя и Иван Грозный. Публикация и вступительная заметка Р. Г. Баранцева. — “Звезда”, 1995, № 8.

Первая, внутренне законченная часть задуманного и до конца не осуществленного исследования. Написано известным ученым-биологом в конце 1953 года. По мнению редакции, некоторые страницы, “несмотря на мощную индивидуальность автора, носят на себе явный отпечаток искаженных представлений эпохи”. Не сочтя возможным исключить их из текста, редакция снабдила сомнительные места своими примечаниями.

Томас Манн. “Я сделал из своей судьбы роман”. Из дневников 1918 года. Предисловие, примечания и перевод с немецкого Игоря Эбаноидзе. — “Дружба народов”, 1995, № 9.

Томас Манн вел дневники всю жизнь и большую их часть впоследствии уничтожил. См. аналогичную публикацию его дневников 1950 года в “Новом мире” (1996, № 1).

Генри Миллер. Дьявол в раю. Роман. Предисловие и перевод с английского Игоря Куберского. — “Звезда”, 1995, № 9.

Поздняя (1957 года) проза Г. Миллера. Без эротики.

Александр Михайлов. Поэтические тексты в сочинениях Антона Веберна. — “Независимая газета”, 1995, № 96, 11 октября.

Фрагменты доклада на конференции в Московской консерватории в августе 1995 года. Тут же печатаются отклики на смерть автора — филолога, искусствоведа, философа А. В. Михайлова (умер 18 сентября 1995 года). О нем вспоминают С. Аверинцев, С. Бочаров, Е. Иванова, А. Панов.

Борис Парамонов. К вопросу о Смердякове. — “Звезда”, 1995, № 8.

“В общем, если абстрагироваться от того, что Смердяков — это не реальный человек, а образ художественной фантазии, и постараться все-таки обнаружить его конкретный социальный коррелят... то в нем можно увидеть нарождавшийся тип низового русского западника, если не европейца. Западничество в России на верхах было интеллигентской идеологией, а на низах, то есть как жизненная практика, делалось европеизмом. Тип самостоятельного антрепренера-специалиста (а не крепостного умельца) — это европейский, западный тип. Но Смердяков как раз и хочет быть такого типа человеком — хочет открыть кафе-ресторан в Москве на Петровке, со специальной подачей.

Он и сегодня этого хочет, и открывает, но его обкладывают налогом бандиты-рэкетиры — широкие русские натуры, потомки Мити Карамазова”.

Письма Жоржа Дантеса барону Геккерену 1835 — 1836 годов. Публикация Серены Витале (Италия). Подготовка писем к печати в России и вступительная статья В. П. Старка. Перевод писем с французского М. И. Писаревой. Перевод фрагментов книги С. Витале “Пуговица Пушкина” С. К. Бушуевой. — “Звезда”, 1995, № 9.

Публикуемые письма существенно дополняют картину трагедии, которая не перестает волновать российских читателей.

Михаил Пришвин. Дневник 1937 года. Часть вторая. Июль — декабрь. Вступление, подготовка текста, комментарии и публикация Л. А. Рязановой. — “Октябрь”, 1995, № 9.

“Розанов — послесловие русской литературы, я — бесплатное приложение. И все...” (запись от 30 июля 1937 года). Первую часть пришвинского дневника 1937 года см.: “Октябрь”, 1994, № 11.

Станислав Рассадин. Роковая печать. — Газ. “Век”, 1995, № 38.

К 100-летию Сергея Есенина. “Есенин — это не только дивные стихи; он — да, да, повторю, и такой, и сякой — еще и образец нравственной неуступчивости. Того, что отнюдь не помогает физически выжить”.

Райнер Мария Рильке. Завещание. Перевод и послесловие Николая Болдырева. — “Волга”, 1995, № 7.

Лирико-исповедальное эссе, написанное весной 1921 года. На языке оригинала опубликовано в 1974 году. На русском языке публикуется впервые.

Борис Слуцкий. Из архивов. Стихи. Публикация П. З. Горелика. — “Знамя”, 1995, № 9.

Еще одна большая подборка стихов из необъятного наследия умершего поэта вызывает скорее уважение, чем восхищение.

Владимир Сорокин. Выход за рамки (интервью брал Сергей Шаповал). — “Независимая газета”, 1995, № 130, 29 ноября.

Из интервью современного писателя: “Культурные люди знают, что книга — неодушевленный предмет. Если кто-то думает по-другому, значит, он просто архаический человек. Там нет ни убийц, ни крови — к человеческому телу, как и к этическим проблемам, это не имеет никакого отношения”. Еще одна цитата: “Что касается “толстых” литературных журналов, то я их не переваривал уже лет двадцать тому назад. Тогда жизнь в них кипела, они были этакими отстойниками квазилитературного гноя. Гной этот просто фонтанировал. Теперь фонтаны напрочь пересохли. И современный процесс в этих братских могилах напоминает мне расковыривание засохших гнойных корок”.

Виктория Шохина. Вошли трое... О беллетристике в “Новом мире”. — “Независимая газета”, 1995, № 106, 25 октября.

Виктория Шохина. Эффект реальности. Non-fiction в “Новом мире”. — “Независимая газета”, 1995, № 122, 17 ноября.

Виктория Шохина. Фуга, фугетта и Алла Марченко. Перепевы классики на страницах “Нового мира”. — “Независимая газета”, 1995, № 129, 28 ноября.

Сразу три статьи о прозаических публикациях 1995 года в “Новом мире”. В первой разбираются рассказы А. Солженицына, повести О. Богуславской “Окнами на юг” и С. Залыгина “Однофамильцы”. Во второй — рассказы В. Березина, “Роман воспитания” Н. Горлановой и В. Букура, роман “Письмо из Солигалича в Оксфорд” С. Яковлева. В третьей — повести Ю. Кувалдина “Ворона” и В. Чайковской “Новое под солнцем”.

Сергей Эрлих. Россия колдунов. — “Знание — сила”, 1995, № 10.

Автор из Санкт-Петербурга отождествляет триаду “интеллигенция, власть, народ” с индоевропейской архаической триадой “колдуны, воины, работники”. Первым поколением русских “колдунов” были волхвы, вторым — православное духовенство, третьим поколением — интеллигенция (родившаяся, по мысли С. Эрлиха, 14 декабря 1825 года). Автор остроумно трактует декабристское наследие как “сакральный текст ” , охраняемый интеллигенцией подобно тому, как волхвы охраняли языческие святыни. Сегодня интеллигенция умерла, считает автор. Какое четвертое поколение “колдунов” идет ей на смену?

 

Составитель А. Василевский.

 





Версия для печати