Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Новый Мир 1995, 5

ПЕРИОДИКА


ПЕРИОДИКА*

*

“Звезда”, “Знамя”, “Континент”, “Литературная учеба”, “Наш современник”,
“Октябрь”, “Юность”

Сергей Аверинцев. По поводу статьи А. Зубова “Пути России”. — “Континент”, № 81.

“Выражая живейшее согласие с выраженным в статье (А. Зубова в “Континенте” № 75. — Сост.) принципиальным предпочтением страха Божия — национальному “триумфализму”, я позволю себе сосредоточиться на том, что для меня неприемлемо или не вполне приемлемо...” (С. Аверинцев). Тут же напечатана статья Льва Игошина, продолжающая тот же спор о судьбах России, и ответ Андрея Зубова своим оппонентам.

Владимир Библер. Три беседы в канун XXI века. — “Октябрь”, 1995, № 1.

Концепция Новой школы XXI века — Школы диалога культур.

Дмитрий Быков. Вот придет Букер. — “Октябрь”, 1995, № 1.

“Букеровская” статья — это уже особый жанр. Ср. с аналогичным выступлением Льва Аннинского в “Новом мире” (1995, № 2).

Дмитрий Владимиров. Один на льдине. — “Звезда”, 1994, № 12.

Записки о питерских “Крестах”. Печатаются под псевдонимом.

Сергей Гандлевский. Трепанация черепа. — “Знамя”, 1995, № 1.

Первая повесть поэта. См. статью Сергея Костырко в следующем (июньском) номере “Нового мира”.

М. Л. Гаспаров. Маршак и время. — “Литературная учеба”, 1994, № 6 (ноябрь — декабрь).

“Он (Маршак. — Сост.) усвоил традицию так глубоко, как немногие; но оригинальность не пришла к нему сама собой. Недоверие к оригинальности осталось у него на всю жизнь”. В заключение статьи автор приводит неизданное стихотворение Тамары Габбе, предположительно посвященное Маршаку, а также выражает надежду, что ее “замечательные письма” к тому же Маршаку будут когда-нибудь опубликованы.

Герман Гессе. Из поздней прозы. Перевел с немецкого С. Апт. — “Литературная учеба”, 1994, № 6.

“Заклинания”, “Всяческая почта” и другие автобиографические заметки, написанные в последние десять — пятнадцать лет жизни, войдут в Полное собрание сочинений Г. Гессе, выпускаемое совместно рядом российских и украинских издательств.

Анна Гуськова. В. В. Виноградов и дело “русских фашистов” (1933 — 1934 гг.). — “Наш современник”, 1995, № 1.

К 100-летию со дня рождения академика печатаются следственные документы НКВД по делу “Российской национальной партии (РНП)”, по которому кроме В. В. Виноградова проходили академики В. И. Вернадский, М. С. Грушевский, Н. С. Державин, Н. С. Курнаков, М. Н. Сперанский и другие деятели науки и культуры. Печатается также объяснительная записка В. В. Виноградова, написанная в 60-е годы для КГБ, когда шла проверка дела “РНП”, показавшая, что такой организации не существовало.

См. также обширную подборку писем В. В. Виноградова к жене — “Новый мир”, 1995, № 1. Рецензия А. Немзера на обе публикации: газета “Сегодня”, 10.II.95, № 26.

Ева Датнова. Диссидеточки. Повесть. — “Литературная учеба”, 1994, № 6.

Дети и подростки в правозащитном движении. Дебют девятнадцатилетней писательницы.

Виктор Дос. Китайские страсти. — “Юность”, 1995, № 1.

Путевые очерки о Китае. Заинтересованный читатель может их сравнить с аналогичной новомирской публикацией — Алексей Алехин, “Письма из Поднебесной” (1995, № 2).

Б. С. Каганович. Начало трагедии. — “Звезда”, 1994, № 12.

Об Академии наук в 20-е годы. По материалам архива С. Ф. Ольденбурга.

Юрий Каграманов. Божье и вражье. Вчитываясь в Мережковского. — “Континент”, № 81.

Постоянный автор “Нового мира” Ю. Каграманов анализирует наследие мыслителя, остающегося “в высокой степени актуальным — и не только в позитивном, но и, так сказать, в негативном смысле, ибо самые его ошибки (то есть то, что сегодня представляется его ошибками) поучительны”.

В. Кардин. Необъявленная война. Из записок рядового участника. — “Октябрь”, 1995, № 1.

Автор переосмысливает свое участие в борьбе с бандеровцами на Украине в 1944 году. Печатается к 50-летию Победы.

Бахыт Кенжеев. Портрет художника в юности. Повесть. — “Октябрь”, 1995, № 1.

Повесть представляет собой вторую часть романа “Мытари и блудницы”, первая часть которого печаталась в журнале “Знамя” (1993, № 1 — 2) под названием “Иван Безуглов”. Как признается сам автор, “логической связи между двумя частями “Мытарей и блудниц”, пожалуй, не имеется”.

Иван Коновалов. Поэзия ломаных скобок. — “Звезда”, 1994, № 12. 

Критический разбор московского журнала “Новое литературное обозрение”. Печатается под псевдонимом.

Владимир Крупин. Слава Богу за все. Путевые раздумья. — “Наш современник”, 1995, № 1.

“Конечно, живу в плену. Слышу чужие речи, насильно обучаюсь чужим обычаям и нравам, ем и пью все чужое...” Картина сегодняшней российской жизни весьма утрирована, но очерки интересны тем, что адекватно передают состояние многих наших сограждан, травмированных, как и В. Крупин, наступившими переменами.

Ирма Кудрова. Болшевская Голгофа. — “Звезда”, 1994, № 11.

Болшевский период жизни М. Цветаевой после возвращения в СССР. В сокращенном варианте статья печаталась в парижской газете “Русская мысль”.

См. также новомирскую публикацию И. Кудровой “Третья версия. Еще раз о последних днях Марины Цветаевой” (1994, № 2).

Петр Муравьев. Ход коня. Тень. Сумерки кумира. Рассказы. — “Юность”, 1995, № 1.

Петр Александрович Муравьев родился в Белграде, учился в Мюнхене, докторскую степень получил в Нью-Йорке. Живет в США. Прозаик, художник, инженер-экономист. Автор романов “Время и день” (1974), “Полюс Лорда” (1990), рассказов. Редакционная аннотация особо акцентирует его дружбу с эмигрантским писателем Николаем Ульяновым, чьи романы “Атосса” и “Сириус” тоже печатались в журнале “Юность”.

Владимир Набоков. “Дама с собачкой”. Перевод с английского Ирины Клягиной. — “Литературная учеба”, 1994, № 6.

Из книги лекций по русской литературе.

Виктор Некрасов. “Кое-что из жизни...”. Неопубликованное. Публикация Виктора Кондырева и Григория Анисимова. — “Континент”, № 81.

Фрагменты незаконченной книги воспоминаний и эссе “Лежа на диване”. Выступления на “Радио Свобода” в 1981 — 1986 годах.

Олег Павлов. Свято место. — “Литературная учеба”, 1994, № 6.

Молодой прозаик — автор романа “Казенная сказка” (“Новый мир”, 1994, № 7) размышляет о художественном самосознании современной литературы.

Олег Смирнов. Месяц колосьев. Роман. — “Наш современник”, 1995, № 1 — 2.

Военная проза. К 50-летию Победы.

Вилли Чурклюнд. Четыре новеллы. Перевела со шведского А. Афиногенова. — “Юность”, 1995, № 1.

Из книги “Восемь вариаций” (1982). Автора — математика по профессии — сравнивают с Карелом Чапеком и Итало Кальвино.

Составитель А. Василевский.

 

* Новая рубрика, дополняющая “Книжную полку”, не носит, разумеется, исчерпывающего характера. Поскольку редакция не имеет возможности выписывать многие провинциальные издания, они реже, чем хотелось бы, будут попадать в данные обзоры. — Сост.



Версия для печати