Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Новый Мир 1995, 3

КНИЖНАЯ ПОЛКА

(составитель Сергей Костырко)


КНИЖНАЯ ПОЛКА

*

А. Аверченко. В “Новом Сатириконе”. 1917 — 1918 гг. Рассказы и фельетоны. Составитель Н. К. Голейзовский. М. “Кругъ”. 1994. 68 стр. 10 000 экз.

А. Аверченко. Роковой выигрыш. Рассказы. Составитель С. С. Никоненко. М. “Дом”. 1994. 390 стр. 50 000 экз.

Нина Берберова. Рассказы в изгнании. М. Издательство имени Сабашниковых. 1994. 334 стр. 20 000 экз.

Сборник, готовившийся еще при жизни и при участии автора. Включил в себя наиболее известные ее рассказы, среди которых “Аккомпаниаторша”, “Роканвиль”, “Воскрешение Моцарта”, “Мыслящий тростник” и др.

Илья Габай. Выбранные места. Стихи. Проза. Публицистика. Письма. Составитель Г. С. Эдельман. М. “Весть” — “ВИМО” ТОО “АРТ+Nо”. 1994. 206 стр. 1000 экз.

Самое полное из существующих в России издание текстов Ильи Янкелевича Габая (1935 — 1973), известного правозащитника. Кроме стихов, частью уже опубликованных в сборнике “Посох” (М. “Прометей”. 1990), в сборник вошла художественная и документальная проза (“Повесть временных лет. Фрагменты романа”, “У закрытых дверей открытого суда”), “Последнее слово”, произнесенное им на процессе 19 — 20 января 1970 года в Ташкентском городском суде и ставшее одним из ярчайших документов уходящей эпохи 60-х годов, письма из лагеря друзьям и близким. В качестве предисловия помещены воспоминания Марка Харитонова “О Илье Габае”.

Валентин Ежов. Белое солнце пустыни. Киноповести. Екатеринбург. Издательство “Ладъ”. 1994. 400 стр. 100 000 экз.

Сборник работ одного из самых известных отечественных кинодраматургов, куда вошли сценарии популярных фильмов (“Баллада о солдате”, “Белое солнце пустыни”) и сценарии, ждущие экранного воплощения (“Вольная жизнь” и др.).

Фазиль Искандер. Детство Чика. Рассказы. М. “Книжный сад”. 1994. 462 стр. 25 000 экз.

Юрий Казарин. После потопа. Стихотворения. Предисловие Майи Никулиной. Екатеринбург. Бизнес-центр “Директория”. 1994. 64 стр. 1000 экз.

Вторая книга поэта, уже обратившего на себя внимание книгой “Погода” (Свердловск. Среднеуральское книжное издательство. 1991).

Сергей Каледин. Поп и работник. Повести. М. ВАГРИУС. 1994. 286 стр. 15 000 экз.

Сергей Надеев. В библиотеке снов. Стихотворения. М. “Academia”. 1994. 30 стр. 200 экз.

Нина Садур. Ведьмины слезки. Книга прозы. М. Журнал “Глагол”. 1994. 288 стр. 5000 экз.

Первая, как ни странно, книга прозы одного из самых известных писателей “новой волны”. В нее вошли романы “Алмазная долина”, “Чудесные знаки спасения”, повести “Юг” и “Ветер окраин”, около 20 рассказов.

Давид Самойлов. Черта. Книга стихотворений. М. “Весть”. 1994. 35 стр. 1000 экз.

Подавляющее большинство стихотворений публикуется впервые (из архива Самойлова).

Владимир Сорокин. Норма. OBSCNRI VIRI. Издательство “Три Кита”. М. 1994. 256 стр. 5000 экз.

Новая книга Сорокина, в которую вошли тексты 1979 — 1984 годов, частично опубликованные (“Падеж” и др.), частично незнакомые читателю. Кроме прозы здесь — стихи, а также графические композиции из слов и букв и другие изобретения. Черная респектабельная обложка должна, видимо, подчеркнуть образцово авангардное на сегодняшний — или вчерашний? — день содержание.

Борис Чичибабин. 82 сонета и 28 стихотворений о любви. М. Агентство “ПАН”. 1994. 200 стр. 5000 экз.

Уильям Шекспир. “Гамлет” в русских переводах XIX — XX веков. М. “Интербук”. 1994. 670 стр. 50 000 экз.

Издание содержит четыре русских переводческих версии “Гамлета”: перевод А. Кронеберга, выполненный в середине прошлого века; перевод К. Р., названный им “Трагедия о Гамлете, принце Датском” (начало нашего века); и, наконец, — почти одновременно выполненные перевод Б. Пастернака и малоизвестный, имевший только одно издание перевод Анны Радловой. Знаменитый перевод М. Лозинского обойден здесь как раз по причине его широкой известности (?). В отдельном разделе помещен монолог Гамлета “Быть или не быть” в переводах М. Лозинского, П. Гнедича, А. Месковского, Н. Маклакова и других. Подобного рода издания предназначены специалистам, и потому изданная “Интербуком” (и несомненно полезная) книга обескураживает полным (!) отсутствием научного аппарата — историко-литературных статей. Отсутствуют даже справки о переводчиках. Наличие коротенького предисловия, а также “канонических” примечаний М. Морозова, обычно воспроизводящихся во всех изданиях пастернаковского “Гамлета”, положения не меняют.

 

 

С. Абрамович. Пушкин в 1833 году. Хроника. М. “Слово”. 1994. 618 стр. 10 000 экз.

Д. Волкогонов. Ленин. Политический портрет. В 2-х книгах. М. “Новости”. 1994. 30 000 экз. Книга 1 — 478 стр.; книга 2 — 510 стр.

Голоса. Воспоминания узниц гитлеровских лагерей. Составление, редактура Л. Гуревич. Перевод с французского. М. “Возвращение”. 1994. 208 стр. 1000 экз.

Н. Пунин. О Татлине. Составители И. Н. Пунина и В. И. Ракитин. Комментарии В. И. Ракитина и А. Г. Каминской. М. Литературно-художественное издательство “RA”. 1994. 128 стр. 2000 экз.

В сборник вошли работы известного искусствоведа Николая Николаевича Пунина (1888 — 1953), посвященные творчеству и личности Татлина на фоне художественной жизни России начала века. Статьи дополнены извлечениями из писем и дневниковых записей Пунина. Издание снабжено иллюстративным материалом.

Уолтер Лакер. Черная сотня. Происхождение русского фашизма. Перевод с английского В. Меникера. М. “Текст”. 1994. 432 стр. 10 000 экз.

Уолтер Лакер. Черная сотня. Истоки русского фашизма. Вашингтон. Problems of Eastern Europe. 1994. 478 стр.

Книга о крайне правых политических партиях и движениях в России. Историю их исследователь прослеживает от начала века (первая часть — “До революции”) до наших дней. Дан анализ элементов правоэкстремистских концепций в официальной советской идеологии (часть вторая — “Коммунизм и национализм. 1917 — 1987”). Современной ситуации посвящены части третья и четвертая: “Шабаш ведьм. Посткоммунистическая эпоха” и “Борьба за власть после 1987 года”. Автор рассматривает идеологию российских “новых правых” (Антонова, Кургиняна, Дугина, Шафаревича и других), характеризует отдельные партии и движения (“Память”, “Союз”), дает портреты политических деятелей (Нина Андреева, В. Жириновский). В конце — аннотированная библиография.

Е. М. Мелетинский. О литературных архетипах. М. Российский государственный гуманитарный университет. 1994. 136 стр. 3500 экз.

Книга написана на основе курса лекций, который известный ученый читает на филологических факультетах Москвы. Состоит из двух частей: часть первая — “Происхождение литературно-мифологических сюжетных архетипов”, часть вторая — “Трансформация архетипов в русской классической литературе. Космос и хаос. Герой и антигерой”.

Составитель С. Костырко.

 



Версия для печати