Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Новый Мир 1995, 1

“Ной”. Армяно-еврейский вестник. № 1-8


НОЙ. Армяно-еврейский вестник. 1992 — 1994, № 1 — 8.

Журнал “Ной” печатает материалы геополитической и историософской тематики — чем и интересен, а также неплохого уровня поэзию и прозу, что необходимо хотя бы для передышки от напора разнообразнейших, порой противоречивых идей, которыми буквально переполнен журнал.

Сначала — об этих идеях, главная из которых состоит в том, что существует сходство и в судьбах армянского и еврейского народов, и в значимости их культур для человечества. Замысел журнала — служить мостом между культурами армянской, еврейской и русской. Издателя журнала зовут Вардван Варжапетян, живет он в Москве, и реально журнал за три года существования публиковался только по-русски, хотя планировалось издавать его еще на иврите, армянском и английском. Впрочем, как известно, и в Армении и в Израиле нет недостатка в людях, владеющих русским языком...

Первый номер журнала “Ной” открывает стихотворение С. Аверинцева, которое, повествуя о библейской, византийской, армянской страстности, словно бы задает тон всему журналу. В этом же номере напечатано интервью с президентом Армении Тер-Петросяном (“Армения, довольствовавшаяся в бывшем СССР участью “тупика”, в условиях независимости имеет шанс... стать оживленным международным перекрестком — политическим, культурным и даже экономическим — между Востоком и Западом, плацдармом для всякого рода контактов. До недавнего времени эту роль играл Ливан, христианско-мусульманская страна, обладавшая мощной финансово-банковской системой. Будучи сильно разрушенным, сейчас он ее утратил... Заменить Ливан в этой роли хотел бы Израиль, но ему вряд ли это удастся, если учитывать его непростые отношения с арабскими странами Ближнего Востока...”). В том же номере можно было прочесть интересную “Беседу еврея и армянина” (М. Тартаковского и В. Варжапетяна), содержащую, например, такие идеи, высказанные М. Тартаковским: “...исчезли прежде всего имперские народы, великие уже хотя бы самой своей численностью... Есть горькое преимущество побежденных: они вынуждены приобщаться к поглощающей их культуре. Их духовный запас, бесспорно, умножается...”

В том же номере было напечатано и интервью с Гарри Каспаровым, и нашумевшее обращение патриарха Алексия к раввинам в Нью-Йорке (“Ваш закон — это наш закон, ваши пророки — это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев...”).

Давно вышедший первый номер описывается так подробно потому, что он хорошо показывает круг тем, обсуждаемых журналом. А что до обилия громких имен, то номер первый не исключение. В каждом последующем тоже блистают звезды. Так, в номере втором опубликована “Ночь” — первое произведение еврейского прозаика и философа Эли Визеля, сделавшее его знаменитым, а в номере пятом — еще один роман Эли Визеля, “Рассвет”. В номере третьем публикуется большое произведение Сола Беллоу “В Иерусалим и обратно: личные впечатления”. Творчество знаменитого американского прозаика, лауреата Нобелевской премии по литературе и признанного мастера “романа идей”, пока знакомо русскому читателю лишь по немногим образцам, а между тем пристальное внимание Беллоу сосредоточено как раз на основном нерве современности (и не только современности): на взаимоотношениях Запада и Востока, понимаемых в самом широком смысле. Россия (откуда родом его семья), Америка и еврейство — вот, пожалуй, три главные темы, интересующие Сола Беллоу. И в объемном эссе “В Иерусалим и обратно...” содержится буквально россыпь блистательных мыслей по указанным темам. Тут и полемика Беллоу с Сартром, и целый спектр воззрений и высказываний геополитического характера... По-моему, в этом эссе, в самых глубинных, важных поворотах мыслей еврей Беллоу остается американцем — да и вообще его творчество (для меня это несомненно) принадлежит именно американской, а не какой-либо другой культуре. А вот что это такое — американец в вопросах, касающихся Земли обетованной, этого в короткой рецензии не выскажешь, интересующихся я отсылаю к самому эссе.

Номер четвертый журнала “Ной” отмечен большой статьей Г. Померанца “Из снов о справедливом возмездии” (полемика со статьей А. Солженицына “Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни”). В номере шестом — статья московского критика и философа Веры Чайковской “О еврейской ветви русской культуры”. В номере седьмом — статья Милтона Фридмена (известнейшего американского экономиста) “Капитализм и евреи: анализ парадокса”. В ней подробно рассматривается поистине странное явление: протестантский истэблишмент Англии и Америки традиционно, с самого зарождения капитализма, идентифицировал себя с Израилем Ветхого Завета и уважал, просто-таки любил евреев; евреи же, столь же традиционно, от Маркса до Маркузе и далее, выступали на Западе идеологами антикапиталистических, леволиберальных, революционных движений... Милтон Фридмен дает следующее объяснение этого парадокса: “...антисемиты... выработали стереотип еврея как торговца или ростовщика, ставящего коммерческий интерес выше человеческих ценностей... Евреи могли реагировать на распространение этого стереотипа двумя способами: либо признать справедливость такой характеристики, но отвергнуть ту систему ценностей, в рамках которой эти черты достойны осуждения; либо же принять эту систему ценностей, отвергнув данную в стереотипе характеристику как ложную и несправедливую. Если бы евреи выбрали первый путь, они могли бы подчеркивать пользу, приносимую торговцами и ростовщиками”. Но чаще всего, по М. Фридмену, евреи на Западе выбирают второй путь и становятся пылкими противниками капиталистической системы...

В номере восьмом “Ноя” (1994) публикуется интересный роман норвежского писателя Тора Оге Брингсверда “Минотавр”. Это древнегреческий миф, как бы прожитый, увиденный современным сознанием. Элегически-печальный, в меру эротический, он рассказан очень “читабельно” и этим привлекателен тоже. Кстати, в этой связи можно поздравить журнал с неким прорывом, выходом за рамки узкой армяно-еврейской тематики в более широкий круг тем, органически все же связанных с магистральной линией журнала.

...Журнал издается три года и не собирается умирать. Богатство и многокрасочность его материалов убеждают: наряду с усилением западнических тенденций в России (что очевидно) происходит и расцвет того направления, которое можно было бы достаточно условно назвать неовизантийским и в котором успешно сочетаются интерес к почтенной древности и актуальность.

А. Андрюшкин.

 

Редакция журнала “НОВЫЙ МИР” еще раз уведомляет зарубежных книгораспространителей, что законным образом отправляются зарубежным читателям только номера “НОВОГО МИРА” в специальном экспортном исполнении — в белой (а не голубой) обложке с эмблемой “NOVY MIR”.

 

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

 

Если вы не являетесь подписчиками “НОВОГО МИРА” и хотите купить отдельные номера журнала за 1994 — 1995, а также и за другие годы, вы можете это сделать в нашей редакции по адресу Малый Путинковский переулок, 1/2 (м. “Чеховская”, “Пушкинская”, “Тверская”, за кинотеатром “Россия”) ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 11.30 до 16.30.

Наложенным платежом журнал не высылается.

“НМ”.



Версия для печати