Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Новый Мир 1994, 7

НОВЫЙ ЖУРНАЛ. Книги 190 — 191. Нью-Йорк

НОВЫЙ ЖУРНАЛ. Книги 190 — 191. Нью-Йорк. Март — июнь. 1993. 632 стр.

Номер сдвоенный. Авторов много. Огорчает отсутствие собственно художественной прозы, того, что называется fiction. Тексты Константина Плешакова “Записки мыши”, Василия Агафонова “Туманы прародины” и Ирины Муравьевой “Над белыми облаками”, занимающие в этом номере место прозы, по природе своей скорее эссеистичны. Поэтический раздел представлен стихотворениями Евгения Витковского, Елены Клюевой, Максима Шраера, Марины Георгадзе, Алексея Шельваха и Марины Хлебниковой.

Представляют интерес маленькие тюремно-лагерные рассказы Анны Книпер “Спектакль └Забавный случай””, “Самозванка”, “Кармен” и другие (ранее в “Новом журнале” печатались ее воспоминания, см. № 159), а также сочинение Евгении Герцык “Мой Рим”, датированное 1915 — 1916 гг. (публикация Т. Жуковской).

Сергей Шумихин, последовательно распечатывающий в периодических изданиях — в том числе и в “Новом мире” — неизвестные тексты Бориса Садовского (1881 — 1952), предлагает на этот раз его “Рассказы в стихах и прозе” (“Конец Фауста”, “Дама Червей” и др.). Со страниц парижской газеты “Возрождение” перепечатываются с предисловием А. Богословского два небольших рассказа Ивана Лукаша конца 20-х — начала 30-х гг.

А. Николюкин публикует ранее не печатавшиеся (?) обширные фрагменты книги Василия Розанова “Мимолетное. 1915 год” (полный текст подготовлен для собрания сочинений Розанова в московском издательстве “Республика”) — это может оживить любой номер любого журнала.

Московский поэт и переводчик Григорий Кружков печатает “Одиссею Эдварда Лира”, то есть эссе и переводы. Валентина Синкевич — статью “└Пилатов грех” в творчестве Леонида Ржевского”, то есть свой доклад, прочитанный на съезде славистов в Нью-Йорке в декабре 1992 г.

Михаил Голубков в статье “Химеры из хаоса (Литература на обломках империи)” жалеет, что нет литературы, и называет Марка Харитонова молодым писателем. Графиня Антонина Комаровская пишет о молодых годах Юрия Самарина.

Продолжается публикация воспоминаний Александра Бахраха “По памяти, по записям...” (см. № 189) — о Петре Потемкине, Борисе Поплавском, Юрии Анненкове и других современниках. И. Вишневецкий публикует малоизвестный антропософский текст Андрея Белого “О Софии-Премудрости”.

Эссе Вячеслава Завалишина “Квантовый классицизм Эрнста Неизвестного” начинается словами о том, что скульптор кажется автору “сверхштурманом (!) машины времени, которая...”, а кончается: “...достигший творческой зрелости скульптор — в преддверии новых монументальных вершин”.

Некрологи. Ариель (Е. Витковский) пишет о поэте Валерии Перелешине, умершем в Рио-де-Жанейро в ноябре 1992 г., полгода не дожив до своего восьмидесятилетия. Тут же некрологи профессора Н. В. Первушина и Ю. А. Айхенвальда, многолетних сотрудников “Нового журнала”.

Как всегда, присутствует “Библиография”.

Особую ценность придает этому номеру наличие указателя содержания “Нового журнала” с 1 по 190/191 книгу (напомню, что журнал был основан М. Алдановым и М. Цетлиным в 1942 г.) — это можно просто читать. С пользой и удовольствием.

А. В.





Версия для печати