Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Новая Юность 2003, 5(62)

СОЛОВЕЦКИЙ ПРОМЗООЗОНАПАРК И ЕГО ГЕРОИ

Осенью 2003 года издательством “LiniaGrafic” выпущена в свет прелюбопытная книга с довольно загадочным названием: “Зоопарк. Собрание скульптур животных-эндемиков”. Это, собственно, не совсем книга. Во-первых, это книга-объект: обложка из гофрированного картона является одновременно футляром, в уютную нишу которого вложен альбом цветных фото. Во-вторых, этот альбом на самом деле — каталог и одновременно документация художественной акции, в красках и исчерпывающе информативно представляющие результат эксперимента, имевшего место полтора года назад, в июле 2002 года, на свалке отработанных машин и механизмов острова Большой Соловецкий Соловецкого архипелага в Архангельской области. Наконец, в-третьих — и само издание, и вся акция — прежде всего, игра: на обрезе альбома, если листать его то в одном, то в другом направлении, читаются надписи: “Промзона” и “Зоопарк”. Но дело не только в этом — издание вполне соответствует духу акции, которую придумали серьезные, но очень остроумные московские архитекторы и дизайнеры, а смогли осуществить — прежде всего, благодаря своей фантазии, творческой свободе и энтузиазму, — соловецкие и приглашенные на Соловки московские дети.

Несколько слов о Зоопарке экзотических существ на Соловках, близ Тамарина причала (Культурный проект “ПромЗона-2002: Зоопарк”).

Вопрос звучит риторически: можно ли полностью обновить территорию, занятую свалкой отработавших свое и сломанных механизмов, агрегатов и стройматериалов, однако не путем уничтожения, а посредством утилизации этих самых заржавленных и безжизненных машин, да еще привлекая для этого местных детей, и не одних, а при участии и под руководством профессиональных художников и архитекторов из Москвы, причем так обновить, чтобы полностью пересоздать ауру места, сделав его излюбленной ареной творческого остроумия, где осуществляются самые удивительные фантазии? Думаю, не ошибусь, если предположу, что поставленный вопрос мог бы действительно оказаться риторическим, если бы только речь не шла о затее, в которой принимают участие команда небезызвестной Детской студии ДЭЗ №5 из Москвы под предводительством Михаила Лабазова и не менее известная московская архитектурная студия “А-Б” (в недалеком прошлом — “Арт-Бля”), к которой имеют отношение и уже упомянутый М.Э. Лабазов, и его коллега Андрей Савин. Это содружество уже неоднократно весьма успешно проявляло себя, особенно в сфере придумывания и воплощения фантастических существ, механизмов и устройств, которые невозможно представить без непосредственного соучастия детского воображения — непосредственного или как живейшего источника вдохновения для взрослых художников, дизайнеров, архитекторов. Достаточно вспомнить блестящий проект, задуманный сначала как виртуальный, а позже ставший музейно-выставочным и издательским, — “Визуальная ихтиология”, осуществленный в 1999 году совместно с Сургутским художественным музеем, а позже показанный в московском клубе “Дом” и опубликованный в нескольких журналах. Или регулярно проходящие в “Доме” экспозиции необыкновенных стульев, вешалок, санок, фонтанов, “звенящих и гремящих” механизмов, впрочем, вполне функциональных, как и плавсредства, музей которых открыт в Бухте Радости близ Москвы.

Придумав вместе с детьми, живущими на Соловках, превратить заброшенную промышленную свалку в местную достопримечательность, авторы проекта — и москвичи, и сотрудники местного центра современного искусства “АртАнгар” — пошли по абсолютно небанальному, но крайне результативному в случае успеха пути. Зоопарк экзотических и фантастических животных, в который должна была согласно замыслу превратиться — и превратилась — огромная бесформенная груда арматуры, заржавленных труб, кабин без грузовиков и тому подобных отходов индустриальной цивилизации, оказался самым лучшим решением, так как далее всех прочих отстоял от мрачного настоящего этого места и, таким образом, никак не сковывал фантазию детей, только слегка корректировавшуюся взрослыми. Работа над проектом шла “по-взрослому” — от свободных набросков будущих существ — через изготовление мини-моделей — к работе “на натуре”. При помощи проволоки, скотча, полиэтилена, веревок, краски, лака и прочих нехитрых вспомогательных средств на свет появился целый сонм удивительных существ. Пожалуй, самыми органичными для этого странного места стали всякого рода веселые мутанты, наподобие “КолоЗайчика” (Колобок+Заяц), “Такозебры”, “Ящербелки”, “Собакоскорпа” и примкнувших к ним просто одноногого “Мутанта” и “Бегущего гриба”. Этим я вовсе не хочу сказать, что остальные существа — как завершенные, так и оставшиеся незаконченными — чем-то хуже или менее экзотичны упомянутых (всего создано 14 объектов). Замечательно, что столь сильно выраженная в одном конкретном месте позитивная креативная энергия породила поток аналогичного “встречного творчества” местных жителей, а стало быть, помимо всех имевшихся в виду целей данного проекта, он получил и некоторые — также весьма позитивные, но непредвиденные последствия (возникло еще 12 объектов). И эти последствия, конечно, окажутся более долговечными, чем созданные за одну неделю на пустыре “на лицо ужасные, но добрые внутри” (поскольку придуманы остроумными людьми — детьми и взрослыми) экзотические металлические гиганты, соединяющие в себе начала поставангардных инсталляций и обычной дворовой игры.

Проект “Зоопарк”, вероятно, будет иметь какое-то продолжение в будущем, но уже сейчас очевидно, что он стал культурным хитом Соловков 2002 года и даже “лицом” этой богатой историческими и культурными реалиями территории. (Этому, кстати, немало способствовали отлично поставленная PR компания и “сопровождение СМИ”, финальным аккордом коих и является нынешнее издание). С чем нельзя не поздравить всю команду, принимавшую участие в осуществлении проекта. А сооруженные из промотходов прикольные существа-объекты, благодаря этой команде, превратились, между прочим, в несомненные артефакты и весомые элементы региональной культурной политики. На зависть другим регионам с непростой постиндустриальной судьбой, коих в нашей стране немало.

Многие из нас помнят замечательное сочинение братьев Аркадия и Бориса Стругацких “Пикник на обочине” и блестящий фильм Андрея Тарковского “Сталкер”, созданный по его мотивам. Загадочная, пугающая Зона высадки инопланетян на Земле, придуманная Стругацкими, у Тарковского превратилась в Зону человеческой Веры и Надежды на что-то лучшее, не открывающей, однако, своих тайн людям злым, циничным и чрезмерно рационалистичным. Несмотря ни на что и герои литературного произведения, и герои фильма неуклонно стремились попасть в Зону и не столько понять, сколько подчинить Зону своим целям, за редкими исключениями - довольно корыстным. Нынешняя ПромЗооЗона, превращенная в Парк скульптур-объектов-инсталляций (то есть ставшая ПромЗооЗонаПарком) из места абсолютно гиблого и покинутого стала не только притягательной частью местного ландшафта, но и ареной со-творчества. Тут уже, надо думать, не остается места ни циничному расчету, ни злому умыслу. И значит, на видевшей многое соловецкой земле, да и на всей нашей необъятной территории хоть на чуть-чуть сократилась площадь, пропитанная недоброжелательством, нетерпимостью и безысходностью. Дай Бог, чтобы таких Зон было побольше!

Андрей ТОЛСТОЙ,

доктор искусствоведения.

 

Представляем вам взрослых руководителей проекта —

“ДОМ МДСТ АРТ-БЛЯ” и Центр “Арт-Ангар”:

Михаил Лабазов, Андрей Савин, Любовь Кузовникова, Настя Репина, Евгений Шкаруба, Нина Русских, Ольга Постникова,

Василий Сошников, Филипп Пищик.

Версия для печати