Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Новая Юность 1998, 1-2(28-29)

ЗАПЕЧАТЛЕННАЯ РОССИЯ

Авторский проект Владислава Отрошенко и Олега Павлова


"Новая Юность» представляет:

Литературно-художественный

Проект

“ЗАПЕЧАТЛЕННАЯ РОССИЯ

Семейный альбом:

история одной фотографии”

По авторской идее прозаиков

“Пантомима чужих Мнемозин...”

Жизнь, как известно, состоит из публичного и интимного.
Понятно, что следует понимать под первым — можно обойтись
и без перечислений, — но уже накопилась усталость от продолжения
и развития всех так называемых общественных тем.
И хотя “Новую Юность” навряд ли можно упрекнуть хоть в малейшей политизированности (это никоим образом не сочетается с общей концепцией журнала), нами все же постоянно ощущалась какая-то неудовлетворенность, некая пустота, какую следовало бы заполнить материалом, являющимся правдоподобным и свежим отпечатком того,
что все-таки происходит сейчас.
Было бы несправедливо ответственность за выполнение
этой задачи перекладывать на плечи наших авторов —
все же любой жанр прозы достаточно отведен в сторону
от сиюминутности силой авторского воображения и законами
художественных воплощений. Но идея витала в воздухе,
пока не была ухвачена двумя ловкими птицеловами —
В.Отрошенко и О.Павловым, которые и предложили нам
свой великолепный, являющийся совершенно беспрецедентным, проект.

Вот она, та самая интимность (в высоком и непошлом понимании
этого слова), по которой так истосковались все мы, вот они,
реальные отпечатки сегодняшних или минувших дней, пропущенные
через сознание человека, способного не остановить потоки
собственных ощущений, ассоциаций и воспоминаний,
которые и являют подлинную правду нашего Бытия.

Сила этого начинания, на наш взгляд, состоит в том,
что работы этого проекта просто обречены быть живыми
и настоящими, дышать теплым и свежим воздухом,
от которого по-особенному вдруг шевельнется былинка,
застрявшая в расщелине писательского пера...

Евгений ЛАПУТИН,
главный редактор “НЮ”

Цель проекта: создание масштабного по охвату и уникального по форме произведения о частной жизни в России XX века.

Произведение включает в себя отдельные авторские работы. Каждая авторская работа состоит из двух компонентов: фотографии и текста.

Фотография. Выбор фотографии для авторской работы абсолютно произвольный. Единственное ограничивающее условие состоит в том, что фотография должна являться частью семейной фотоколлекции (семейного альбома) автора. При этом не имеет значения, заключает или не заключает в себе фотография историческую, художественную, общественную ценность. Главная ценность — в тех чувствах, мыслях, воспоминаниях, ассоциациях, которые вызывает у автора фотография. Таким образом, фотография предстает, с одной стороны, как объективный документ, отображающий частную или общественную жизнь в России, с другой стороны — как источник глубоко личных переживаний. Фотография может принадлежать к любому периоду времени ХХ века, являться профессиональной или любительской.

Текст. История фотографии может быть представлена в любом жанре. Это может быть эссе, пересказ семейной легенды, развернутая подпись под снимком, вольный рассказ (подобный тому, который ведется изустно во время рассматривания семейного альбома в кругу друзей) или новелла, обладающая всеми признаками самостоятельного литературного произведения. Текст должен быть вызван, “порожден” фотографией, но не обязательно ограничен ею. Фотография служит лишь отправным пунктом повествования. Повествованию вольно выходить как угодно далеко за пределы изображенного на снимке фрагмента жизни. Но оно также вольно оставаться в пределах этого фрагмента.

Тексты не могут преследовать политических и пропагандистских целей, отражать любые групповые и партийные интересы, унижать чье-либо национальное достоинство.

Участники проекта — представители всех слоев современного российского общества.

Проект может быть осуществлен как исключительно литературный (только с участием людей, обладающих литературными навыками) и как документально-исторический (с привлечением архивных материалов и исторических свидетельств).

Окончательная реализация проекта предполагает выпуск отдельной книги альбомного типа под названием “Запечатленная Россия. Семейный альбом: история одной фотографии.”

 

 

Материалы с пометкой на конверте — “Запечатленная Россия” — присылайте по адресу редакции: 109072, Москва, Берсеневская наб., д. 20/2, Дом Российской прессы, журнал “Новая Юность”.

Фотографии для первоначального отбора могут быть представлены в виде копий любого рода, пригодных для просмотра. Рукописи не рецензируются и не возвращаются.





Версия для печати