Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2018
1 2
2017
1 2 3 4
5 6
2016
1 2 3 4
5 6
2015
1 2 3 4
5 6
2014
1 2 3 4
5 6
2013
119 120 121 122
123 124
2012
113 114 115 116
117 118
2011
107 108 109 110
111 112
2010
101 102 103 104
105 106
2009
95 96 97 98
99 100
2008
89 90 91 92
93 94
2007
83 84 85 86
87 88
2006
77 78 79 80
81 82
2005
71 72 73 74
75 76
2004
65 66 67 68
69 70
2003
59 60 61 62
63 64
2002
53 54 55 56
57 58
2001
47 48 49 50
51 52
2000
41 42 43 44
45 46
1999
35 36 37 38
39 40
1998
29 30 31 32
33 34
1997
22 23 24 25
1996
14
НЛО представляет 150 номер

150-й номер открывает раздел «Новая социальная поэзия» со стихами Елены Зейферт «Греческий дух латинской буквы» и Ильи Данишевского «kadavergehorsam».

 

В поисках новой «большой парадигмы»: Франко Моретти

В статье Павла Арсеньева «Видеть за деревьями лес: О дальнем чтении и спекулятивном повороте в литературоведении» идет речь о генеалогии метода дальнего чтения, предложенного Ф. Моретти. Контекстуализация его в истории идей между полюсами эмпиричности данных и «умозрительности» метода сочетается с локализацией в истории точных методов, в частности в гуманитарных науках. Исследуя связи количественного формализма с «качественным» формализмом Шкловского и Тынянова и его отличия от них, автор предлагает ревизию «биологического уклона в литературоведении» (к которому за пределами наук о литературе относит «новую науку о языке» Н. Марра, а также отдельные исследовательские ходы Ж. Симондона и Б. Латура). Наконец, в заключение выдвигается гипотеза, что подобное сочетание опоры на эмпирические и, кроме того, «большие» данные, с одной стороны, и тех объектов эпистемологически нового типа, которые дает их визуализация, с другой, позволяет встроить метод Моретти в парадигму спекулятивного реализма и говорить о спекулятивном повороте в литературоведении.

 

Книга как событие

Блок «Книга как событие» посвящен книге Франко Моретти «Дальнее чтение». Дискуссия развернулась вокруг нескольких не очень тесно связанных между собой тем:

— русские предшественники Моретти (о них написали Игорь ПильщиковДжессика МерриллКирилл Корчагин);

— количественные методы в литературоведении (ПильщиковКорчагинА.И. Рейтблат);

— социологические аспекты дальнего чтения (Георгий ДерлугьянКонстантин Кокарев);

— дальнее чтение и digital humanities (Галина Орлова);

— стилистические / интерпретационные аспекты книги (Татьяна Венедиктова);

— литературная эволюция (Олег Собчук и Артем Шеля).

Позиции авторов порой кардинально разнятся. Одни видят в книге Моретти заявку на новую теорию литературы, другие, наоборот, утверждают, что это было бы ошибкой. Столь же полярны взгляды на количественные методы: одни авторы их всецело поддерживают, другие не считают важными, третьи же считают важными, но не в том виде, в котором их преподносит Моретти.

 

Рецензия в академической культуре xix — xx веков

Блок открывает статья Натальи Долгоруковой «Бахтин во Франции (на материале первых французских рецензий 1970-х годов)». С выходом двух работ М.М. Бахтина на французском языке в 1970 году («Проблемы поэтики Достоевского» и «Творчество Франсуа Рабле») во французской периодике («Le Monde», «Le Figaro littéraire», «La Quanzaine littéraire») появляются первые рецензии. Многие авторы этих рецензий причисляют труды Бахтина к русской формалистической традиции, а самого мыслителя называют русским критиком-формалистом. В контексте сегодняшнего развития историографии гуманитарного знания очевидно, что методы и генеалогия идей, положенные в основу работ русского мыслителя, не только не ограничиваются формальным методом, но и вступают с ним в спор. Анализ первых французских рецензий и попытка ответить на вопрос, почему Бахтин представлен в ней формалистом, составят предмет статьи.

В статье Андрея Лихацкого «Редакционная политика и процесс рецензирования в журнале «Голос минувшего» (начало XX века)» исследуется влияние журнальной редакции на процесс рецензирования в российском историко-литературном журнале начала XX века. В качестве объекта исследования выбран «Голос минувшего». В центре авторского внимания — личность С.П. Мельгунова, главного редактора издания, который активно участвовал в отборе рецензий, публиковавшихся в журнале. Одной из главных целей политики главного редактора стало вытеснение «scholar review» со страниц «Голоса минувшего». Он рассматривал рецензию как важный инструмент в конкурентной борьбе между историко-литературными журналами, поощряя публикацию определенного типа рецензий, целевой аудиторией которых являлся массовый читатель.

В статье Киры Ильиной «Оценивание магистерских и докторских диссертаций в российских университетах первой половины XIХ века» реконструирована история появления в университетах Российской империи рецензий на диссертации. Исследование основано на делопроизводственной документации, извлеченной из архивов Министерства народного просвещения, Московского, Санкт-Петербургского и Казанского университетов. Собранный комплекс источников позволил проанализировать практики рецензирования квалификационных сочинений и изменение критериев оценки научной продукции, выявить участие чиновников Министерства народного просвещения в экспертизе научных сочинений, а также рассмотреть обстоятельства закрепления процесса правового требования диссертационной рецензии.

В статье Олега Морозова«Критерии оценивания научных текстов в рецензиях второй половины XIX века: “Журнал Министерства народного просвещения”» изучается роль журнальной рецензии в профессионализации российских гуманитарных наук имперского периода. В качестве источников выбраны рецензии из «Журнала Министерства народного просвещения» — ведущего научно-периодического издания в России второй половины XIX в., где публиковались сочинения по филологии, истории, философии, востоковедению и педагогике. Автор выявляет основные критерии, по которым ученые оценивали качество работы своих коллег, — беспристрастность в суждениях, убедительность критических доводов, подтверждение оригинальных гипотез выдержками из источников, полнота списка литературы и др. Автор приходит к выводу, что российское академическое сообщество XIX в. видело в журнальных рецензиях не формальный и вспомогательный жанр, как в наши дни, а результативный механизм повышения качества научных исследований.

В статье Сергея Матвеева «“Ученый-большевик призван оценивать объективно”: рецензии в советской исторической периодике 1930—1950-х годов» рассматриваются рецензии, опубликованные в советской исторической периодике 1930—1950-х годов. Выясняются нормы и функции научного рецензирования, определяется степень влияния государственной идеологии на этот жанр, анализируются особенности рецензий в общедисциплинарных и узкоспециальных журналах. Автор дает ответы на вопросы: в какой степени советские ученые использовали рецензии как идеологический инструмент? Какие журналы строго придерживались норм академической этики и почему им это удавалось? Какие отрасли исторической науки не попали под абсолютное влияние официальной идеологии? Была ли возможность честно писать про книги, изданные на Западе?

В работе Алексея Плешкова «Классикализация и рецензирование в современной аналитической теологии: случай неоэтернализма» анализируется концепция неоэтернализма, предложенная Элеонор Стамп и Норманом Кретцманом в начале 1980-х годов. Неоэтернализм сыграл важную роль в развернувшейся во второй половине XX века дискуссии о природе божественной вечности, выступив с критикой доминировавшей на тот момент концепции темпорализма и во многом определив векторы дальнейшего обсуждения понятия. После краткого рассмотрения ключевых положений этой концепции автор стремится, во-первых, определить, можно ли говорить о статье Стамп и Кретцмана «Вечность» как о классической, и, во-вторых, проследить, какую роль сыграли рецензии на этот текст в процессе классикализации концепции.

 

Бунин revised

Статья Александра Жолковского «Место “Визитных карточек” в эротической картотеке Бунина» состоит из двух частей. В первой дается систематический обзор инвариантных мотивов позднего цикла рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи», которые реализуют центральную тему — каталогизации разных вариантов взаимоотношений между сексуальными партнерами и их последствий; намечаются основные параметры варьирования — фабульные и нарративные. Вторая часть статьи посвящена целостному анализу одного из сигнатурных рассказов цикла, «Визитные карточки»; его сюжет, частая у Бунина история мимолетной любовной связи, предстает как постановка эротического эксперимента, осуществляемого авторским персонажем-импровизатором во взаимодействии с охотно аккомпанирующей ему по-боваристски настроенной героиней.

Статья Евгения Пономарева «Интертекст “Темных аллей”: Растворение новеллы в позднем творчестве И.А. Бунина» посвящена принципиально новому осмыслению последнего художественного произведения И.А. Бунина — книги «Темные аллеи». Автор рассматривает книгу в динамике, доказывая, что жанровая форма новеллы существенно меняется от первой к третьей части и почти растворяется в финале (рассказ «Часовня»). Важнейшей причиной структурных изменений стал мощный и разнообразный интертекст, переосмысляющий практически всю русскую классическую традицию, включая более ранние произведения Бунина (даже «Жизнь Арсеньева»). Специфика этого интертекста, ранее не описанного, позволяет говорить о «Темных аллеях» как о начале поворота Бунина от модернизма к постмодернизму.

 

In memoriam

Анри Волохонский (19.3.1936, Ленинград — 08.04.2017, Рексинген)

Раздел посвящен памяти выдающегося представителя неофициальной ленинградской поэзии Анри Волохонского. В раздел включены эссе Ильи Кукуя, Павла Рыжакова и Владимира Эрля. В конце блока впервые опубликованы несколько поэм Анри Волохонского.

 

Политическое / поэтическое

В статье Виталия Лехциера «Экспонирование и исследование, или Что происходит с субъектом в новейшей документальной поэзии: Марк Новак и другие» исследуется статус субъекта в документальной поэзии — на примере творчества одного из ведущих актуальных документальных поэтов США Марка Новака. Вводятся базовые методологические различения и понятия, необходимые для анализа текстов docupoetry, субъектной принадлежности их дискурсивного состава, дается краткий обзор дискуссий вокруг генезиса и природы такой поэзии. Поэзия Новака показывает, каким гибридным может быть субъект docupoetry, одновременно осуществляющий эстетическую оценку и гуманитарное исследование документа, этическое транслирование свидетельства, заключенного в нем, и политическое действие. Стихи Новака помещаются в контекст новейшей русской документальной поэзии.

Ярослава Ананко, Генрих Киршбаум. «Билингвальное расстройство. Имплицитный (не)читатель и (бело)русский субъект в «Лоскутной оде» Д. Строцева»

«Лоскутная ода» Дм. Строцева, поэтически переосмысляющая политические события в Беларуси в 2000-е годы, адресована, с одной стороны, русскому имплицитному читателю, поверхностно знакомому с белорусскими реалиями, и, с другой, читателю белорусскому, фокусирующему внимание, прежде всего, на болезненной актуальности «оды». Статья ставит вопрос о том, что привносит в прочтение текста такая ориентация на двойной читательский горизонт. Авторы показывают, как белорусская антитоталитарная и антиимперская направленность стихотворения дестабилизируется самим русским языком стихотворения. Билингвальное расстройство лирического субъекта обнажает диссонансы между сообщением и каналом, демонстрирующие (не)возможность русскоязычной поэзии Беларуси.

 

Close reading

В статье Романа Кацмана «“Причудливые жертвоприношения”: проблема виктимности в романе Александра Гольдштейна “Спокойные поля”» рассматривается роман А. Гольдштейна «Спокойные поля» в свете философско-антропологической теории Э. Ганса о насилии и жертве, а также в контексте новейшей израильской русской литературы. Как показывает анализ, письмо Гольдштейна отражает тенденцию к преодолению виктимной парадигмы, свойственной современному культурному мышлению.

Завершают номер традиционные разделы «Хроника современной литературы», «Библиография» и «Хроника научной жизни», содержащие рецензии новые художественные книги и на новейшие исследования российских и зарубежных ученых, а также обзоры значимых научных событий.