Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: НЛО 2007, 85

Три стихотворения

(пер. с удмуртск. С. Завьялова)

* * *

ты моешь пол в общежитии желтой тряпкой

  1. — давай выбью половики сменю воду
  2. — нет

твой взгляд ничего не выражает босые ноги

я встал ботинками в таз ты едва улыбнулась и села на мокрый пол опустила руки

— чего тебе?

БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА

С. Завьялову

Первое прочтение

враг напал как с неба как пожаром выжигало роды мужчины сопротивлялись и умирали молча бог не пришел на помощь женщины и дети громко кричали от страха враги сказали ни одного дня больше не будет жить удмуртский народ поклоняющийся Кылдысину ни его потомки

Окончательная реконструкция

мор напал как с неба как пожаром выжигало роды мужчины болели и выживали молча бог пришел на помощь женщины и дети громко кричали от радости жрецы сказали с этого дня будет жить удмуртский народ поклоняющийся Кылдысину и его потомки

СКВОЗЬ МОХ [1]

памяти Михаила Федотова [2]

после того как ты ушел писать не получается как будто что-то сломалось конец октября

густой мох солнце село и уже не понятно то ли он желтый то ли серый то ли фиолетовый

пролезают через него куст брусники размером с сосну на его ягодах отражается заходящее солнце

я все еще здесь один все они уже ушли муравьиными ходами

поднимаюсь на брошенный лосиный рог спускаюсь в медвежий след ползу вверх по тонкой осоке надо успеть

я чувствую там наш город он как Иднакар[3] возносится над ручьем

сквозь мох к воде через надломленную малину на тот берег

далеко внизу в журчащей воде проносится лист поблескивает звезда

__________________________________________________

1) Впервые опубликовано: Дружба народов. 2005. № 11.

2) Михаил Федотов (1958—1995) — первый бесермянский поэт (бесермяне — субэтнос удмуртов, говорят на особом диалекте удмуртского с заметными тюркскими влияниями; верующие — православные, но народная религия содержит элементы мусульманских и политеистических обрядов). В стихотворении содержится аллюзия на финал удмуртского эпоса: люди вырождаются в муравьев.

3) Иднакар — легендарный город героев, связывается в народном сознании с городищем на севере страны, близ города Глазова, где ныне действует историко-культурный музей-заповедник. “Исследования последних лет позволяют утверждать, что Иднакар — культурный, административный и политический центр средневековых удмуртов” (http://idnakar.glazov.net/history_g.htm).

Версия для печати