Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: НЛО 2005, 75

Уточнение про (из) газеты

30 июня 1928 года в «Комсомольской правде» было напечатано стихотворение Владимира Маяковского «Дачный случай»1:

Я
     нынешний год
                           проживаю опять
в уже
                  классическом Пушкино.
Опять
                  облесочкана
                                    каждая пядь,
опушками
                       обопушкана.
Приехали гости.
                       По праздникам надо.
Одеты —
                          под стать гостью.
И даже
                  один
                                удержал из оклада
на серый
                          английский костюм.
Одёжным
                       жирком
                                              отложились года,
обуты —
                          прилично очень.
«Товарищи»
                       даже,
                                              будто «мадам»,
шелками обчулочены.
Пошли,
                       пообедав,
                                              живот разминать.
А ну,
                       не размякнете!
                                              Нуте-ка!
Цветов
                   детвора
                                              обступает меня,
так называемых —
                               лютиков.
Вверху
                       зеленеет
                                              березная рядь,
и ветки
                       радугой дуг...
Пошли
                       вола вертеть
                       и врать
и тут —
                       и вот —
                                              и вдруг...
Обфренчились
                            формы
                                      костюма ладного,
яркие,
                          прямо зря,
все
              достают
                                       из кармана
                                                                  из заднего
браунинги
                           и маузерá.
Ушедшие
                          подымались года,
и бровь
                          по-прежнему сжалась,
когда
               разлетался пень
                                                    и когда
за пулей
                          пуля сажалась.
Поляна —
                          и ливень пуль на нее,
огонь
                          отзвенел и замер,
лишь
              вздрагивало
                                        газеты рваньё,
как белое,
                          рваное знамя.
Компания
                          дальше в кáшках пошла,
ревóльвер
                          остыл давно,
пошла
                          беседа,
                                                    в меру пошла.
Но —
знаю:
              революция
                                       еще не седа,
в быту
                    не слепнет кротóво, —
революция
                   всегда,
всегда
                    молода и готова.

 

В качестве выразительного примера так называемой «плохописи» эти стихи удостоились специальной заметки А.К. Жолковского 1993 года (Жолковский 1993). В переработанном виде заметка вошла в его новейшую увлекательную книгу избранных статей (Жолковский).

Сюжет «Дачного случая» Жолковский перевел с поэтического языка на прозаический следующим образом: «К поэту на дачу приезжают гости, принимать которых по праздникам надо. Это люди из партийной элиты, “товарищи”, имеющие солидные оклады, английские костюмы и, главное, право — причем все, в том числе, по-видимому, и женщины, — на ношение оружия, т. е., скорее всего, именно чекисты. Выйдя погулять в березовую рощицу, они ни с того ни с сего открывают пальбу по поляне и валяющимся там старым газетам, чем, согласно лозунговому финалу, доказывается вечная молодость революции» (Жолковский: 102).

Далее Жолковский специально подчеркивает алогичность поведения «гостья» в сцене на поляне («ни с того ни с сего»): фраза о «буквальной и бессмысленной пальбе» «гостья» «по пням» (Жолковский: 105) соседствует у него с указанием на «очевидную бесцельность» этой пальбы (Жолковский: 105). «Против чего же здесь направлен взрыв насилия?» — задает закономерный вопрос автор статьи (Жолковский: 105). И сам на него отвечает: «Ответ, подсказываемый текстом… инвариантен для Маяковского. В концовке стихотворения главная опасность дана в упор — это “старость”, в противовес которой произвольным актом заявляется, что революция еще не седа, а, напротив, всегда… молода» (Жолковский: 105).

Не оспаривая справедливости этого вывода, хотим предложить лишь одно, но существенное, на наш взгляд, уточнение к рассуждениям Жолковского о «бесцельности» и «бессмысленности» стрельбы, которой развлекаются в стихотворении «Дачный случай» высокопоставленные друзья героя стихотворения. Стрельба чекистов перестает восприниматься как вовсе «бессмысленная», если предположить, что пни и лютики попались рыцарям революции, что называется, под горячую руку, а основной мишенью послужили оставленные кем-то на поляне газеты, после метких выстрелов превратившиеся в «газеты рванье», вздрагивающее как «белое, рваное знамя»2.

Сам Жолковский совершенно справедливо замечает, что речь здесь, возможно, идет «о той самой “Комсомольской правде”, где появятся эти стихи» (Жолковский: 103). Он же пишет о том, что праздник, упоминаемый в пятой строке «Дачного случая», «вероятно, первомайский, учитывая дату публикации (30 июня)» (Жолковский: 538)3.

«Комсомольская правда» для Маяковского была постоянным местом публикации: в 1928 году поэт напечатал в ней 46 стихотворений – больше, чем в какой-либо другой газете. «Некоторые стихи поэт писал по прямому заданию редакции, другие предлагал сам. Однако во всех случаях они были тесно связаны с содержанием газеты» (Арутчева: 538).

Взглянув на первую страницу «Комсомольской правды» от 1 мая 1928 года, мы с легкостью обнаружим на ней целый ряд потенциальных метонимических мишеней для разгневанных большевиков. «Метонимических», поскольку ответственные товарищи палят, разумеется, не по заголовкам и передовицам советских газет, а — в, так сказать, антигероев этих заголовков и передовиц.

Сначала в глаза бросается набранный очень крупным шрифтом заголовок: «Империалисты готовят поход против СССР. Социалисты помогают им закабалять рабочих». Затем взгляд упирается в набранную чуть мельче заметку «День борьбы и труда» — о первомайской демонстрации в Китае и, соответственно, — о китайской буржуазии, угнетающей трудящихся Востока 4.

А потом обращаешь внимание на стихотворение «Вёсны» Ивана Молчанова. Того самого, который был жестоко высмеян Маяковским в знаменитом стихотворении «Письмо к любимой Молчанова, брошенной им, как о том сообщается в № 219 “Комсомольской правды” в стихе по имени “Свидание”» (1927):

В гущу
                  ваших роздыхов,
под цветочки,
                          на реку
заграничным воздухом
                          не доносит гарьку?
Или
               за любовной блажью
не видать
                   угрозу вражью? 5

Обратим внимание на то обстоятельство, что эту свою сатиру на Молчанова Маяковский счел необходимым поместить именно в «Комсомольской правде» (в номере от 4 октября 1927 года) — то есть в той же газете, где Молчанов опубликовал свое «Свидание»6. Это, как кажется, может послужить дополнительным аргументом в пользу предположения Жолковского о «газеты рванье» как о «Комсомольской правде»: какую газету в стихотворении изображаем или упоминаем, в такую и несем стихотворение печатать.

В заключение отметим, что сусальные молчановские «Вёсны», текст которых, предположительно, омыт ливнем чекистских пуль (борьба с мещанством, замаскировавшимся под революционность), содержат целый ряд мотивов, пародийно и полупародийно обыгрываемых в стихотворении «Дачный случай» (выделим эти мотивы курсивом):

Я вижу:
На полянку
В березовый уют
Знамена спозаранку
Из города плывут.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 
Мы тратили патроны
И жар своих речей,
Чтоб майские знамена
Горели горячей.

ЛИТЕРАТУРА

Арутчева — [Арутчева В.А. Вступительная заметка к комментариям] // Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 8.

Жолковский — Жолковский А.К. Поэтика произвола и произвольность поэтики («Дачный случай» Маяковского) // Жолковский А.К. Избранные статьи о русской поэзии. Инварианты, структуры, стратегии, интертексты. М., 2005.

Жолковский 1993 — Жолковский А.К. Поэтика произвола и произвольность поэтики (Маяковский: «Дачный случай» — 1928) // Знамя. 1993. № 11.

Катанян — Катанян В.А. Маяковский. Хроника жизни и деятельности. М., 1985.


 

_____________________________________________________________________________

 


1) Цит. по изд.: Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 9. М.: ГИХЛ, 1958. С. 142—144.

2) Ср. у Жолковского: «газеты рванье» у Маяковского «сравнивается с неким белым знаменем, надо понимать, белогвардейским» (Жолковский: 103). К этому следует прибавить, что строка «белое рваное знамя» (газет) могла метонимически отсылать к тем газетным заметкам 1928 года, в которых сообщалось о смерти П.Н. Врангеля 25 апреля 1928 года.

3) Если это так (а мы считаем, что это так), то Маяковскому пришлось в своем стихотворении погрешить против истины. В Пушкино в 1928 году он жил, лишь начиная с июня (Катанян: 433).

4) Ср. о «лачугах Китая» в стихотворении Маяковского «Солнечный флаг», напечатанном 1 мая 1928 года в «Правде».

5) Маяковский В.В. Полн. собр. соч. Т. 8. С. 199.

6) Стихотворение «Свидание», о котором писал Маяковский, как известно, вызвало в советской печати бурную полемику, в которой участвовали А.М. Горький, Л. Авербах и И. Уткин. В дальнейшем Маяковский опубликовал в газете «Размышление о Молчанове Иване и о поэзии» (Маяковский В.В. Полн. собр. соч. Т. 8. С. 209— 210).

Версия для печати