Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Новый Журнал 2005, 241

П. Флоренский, А. Ельчанинов. На пути создания православной педагогики

(Вступительная статья к юношеской переписке о. П. Флоренского. По архивам П. Флоренского.)

В по-след-ние два де-ся-ти-ле-тия в свя-зи с пуб-ли-ка-ци-ей тру-дов Пав-ла Фло-рен-ско-го, а так-же ма-те-ри-а-лов по рус-ско-му ре-ли-ги-оз-но-му воз-рож-де-нию на-ча-ла про-шло-го ве-ка воз-ра-с-та-ет ин-те-рес к лич-но-с-ти это-го уди-ви-тель-но-го че-ло-ве-ка, уче-но-го, фи-ло-со-фа, свя-щен-ни-ка. Уни-вер-саль-ность его да-ро-ва-ния и раз-но-сто-рон-ний вклад в на-уку, бо-го-сло-вие и куль-ту-ру, ос-вя-щен-ные его му-че-ни-че-с-кой кон-чи-ной, поз-во-ля-ют на-звать Пав-ла Фло-рен-ско-го сим-во-лом ХХ ве-ка Рос-сии с его ве-ли-чай-ши-ми по-сти-же-ни-я-ми и бе-зы-с-ход-но-с-тью ут-рат.

Боль-шую роль в ис-сле-до-ва-нии твор-че-с-ко-го на-сле-дия Фло-рен-ско-го иг-ра-ет изу-че-ние его эпи-сто-ляр-но-го на-сле-дия. По-дви-гом се-мьи ста-ло со-хра-не-ние его ар-хи-ва, в том чис-ле и пи-сем. Уси-ли-я-ми по-том-ков П. А. Фло-рен-ско-го зна-чи-тель-ная часть его пе-ре-пи-с-ки те-перь опуб-ли-ко-ва-на, про-ком-мен-ти-ро-ва-на, мно-гое го-то-вит-ся к пуб-ли-ка-ции.

На-и-ме-нее ис-сле-до-ван-ным ока-зал-ся пе-ри-од, свя-зан-ный с его сту-ден-че-с-ки-ми го-да-ми в Мос-ков-ском Им-пе-ра-тор-ском уни-вер-си-те-те, где П. А. Фло-рен-ский учил-ся на фи-зи-ко-ма-те-ма-ти-че-с-ком фа-куль-те-те с 1900 по 1904 гг. Сам П. А. Фло-рен-ский скру-пу-лез-но ис-сле-до-вал свою ге-не-а-ло-гию, ос-та-вил вос-по-ми-на-ния, опуб-ли-ко-ван-ные в кни-ге «Де-тям мо-им. Вос-по-ми-на-нья про-шлых дней».1 Од-на-ко в его на-бро-с-ках и пла-нах не со-дер-жит-ся упо-ми-на-ний об уче-бе в Мос-ков-ском уни-вер-си-те-те, а в его пись-мах род-ным из за-клю-че-ния ред-ки ука-за-ния на этот пе-ри-од жиз-ни. Сам Фло-рен-ский пи-сал, что уни-вер-си-тет не-мно-гое дал ему в об-ра-зо-ва-тель-ном от-но-ше-нии, но мно-го-му на-учил в от-но-ше-нии нрав-ст-вен-ном. Та-кая мак-си-ма-лист-ская оцен-ка, ка-кой бы пре-уве-ли-чен-ной она ни бы-ла, объ-яс-ня-ет-ся по-ми-мо ря-да при-чин еще и тем, что, по-сту-пая в уни-вер-си-тет, Фло-рен-ский уже об-ла-дал сфор-ми-ро-вав-шим-ся ми-ро-воз-зре-ни-ем и имел чет-кие пла-ны даль-ней-шей де-я-тель-но-с-ти. Уни-вер-си-тет пред-став-лял для не-го од-ну из сту-пе-ней «ле-ст-ви-цы» вос-хож-де-ния к все-об-ще-му зна-нию. Его по-ступ-ле-ние в Мос-ков-скую Ду-хов-ную ака-де-мию по окон-ча-нии уни-вер-си-те-та бы-ло зве-ном пла-на, со-зрев-ше-го ес-ли не в де-та-лях, то по су-ти, еще в го-ды гим-на-зи-че-с-ко-го уче-ния.

Пред-ла-гая ва-ше-му вни-ма-нию пе-ре-пи-с-ку П. А. Фло-рен-ско-го с род-ны-ми в 1904 г., мы со-чли не-об-хо-ди-мым вклю-чить в нее пись-ма дру-га Фло-рен-ско-го А. В. Ель-ча-ни-но-ва. Ель-ча-ни-нов в это вре-мя учит-ся в Пе-тер-бург-ском уни-вер-си-те-те. О не-ко-то-рых ас-пек-тах их сов-ме-ст-ной де-я-тель-но-с-ти и вза-и-мо-от-но-ше-ний, в ча-ст-но-с-ти, в свя-зи с со-зда-ни-ем П. А. Фло-рен-ским его пер-вой круп-ной ми-ро-воз-зрен-че-с-кой ра-бо-ты «Эм-пи-рея и Эм-пи-рия» и пла-на-ми по за-клад-ке ос-нов пра-во-слав-ной пе-да-го-ги-ки, хо-те-лось бы ска-зать осо-бо.

Дет-ст-во П. А. Фло-рен-ско-го про-шло на Кав-ка-зе, в Ти-ф-ли-се, где жи-ла се-мья, тру-дил-ся его отец А. И. Фло-рен-ский, ин-же-нер, та-лант-ли-вый уче-ный, вы-со-ко-по-с-тав-лен-ный чи-нов-ник Ми-ни-с-тер-ст-ва пу-тей со-об-ще-ния. Его мать О. П. Фло-рен-ская, урож-ден-ная Са-па-ро-ва, бы-ла вы-со-ко об-ра-зо-ва-на, в юно-с-ти учи-лась в Пе-тер-бур-ге на Жен-ских кур-сах. Де-ти Фло-рен-ских по-лу-чи-ли пре-крас-ное до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние, зна-ли ино-ст-ран-ные язы-ки, иг-ра-ли на му-зы-каль-ных ин-ст-ру-мен-тах. В се-мье бы-ла об-шир-ная дет-ская биб-ли-о-те-ка, ро-ди-те-ли вы-пи-сы-ва-ли мно-го ли-те-ра-тур-ных и на-уч-но-по-пу-ляр-ных жур-на-лов, как рос-сий-ских, так и за-ру-беж-ных, по-ощ-ря-ли ув-ле-че-ние де-тей на-укой. О сво-ей уче-бе в гим-на-зии П. А. Фло-рен-ский так со-об-ща-ет в 1927 г. в сво-ей «Ав-то-био-гра-фии»: «Учил-ся во 2-й Ти-ф-лис-ской клас-си-че-с-кой гим-на-зии. Класс наш счи-тал-ся вы-да-ю-щим-ся, и из не-го вы-шло до-воль-но мно-го де-я-те-лей (упо-мя-ну Д. Бур-лю-ка, И. Це-ре-те-ли, Л. Ро-зен-фель-да (Ка-ме-нев/а/) и др.). Ес-ли не оши-ба-юсь, в клас-се бы-ло по-лу-че-но при окон-ча-нии кур-са 6-7 зо-ло-тых ме-да-лей и вдвое се-ре-б-ря-ных. Окон-чил я курс пер-вым, но, ду-маю, по не-до-ра-зу-ме-нию, так как, за-ни-ма-ясь каж-дый день до 12 ча-сов но-чи сво-и-ми де-ла-ми, я до-воль-но пре-не-бре-жи-тель-но от-ма-хи-вал-ся от уро-ков гим-на-зи-че-с-ких и учил их боль-шей ча-с-тью на пе-ре-ме-нах, в класс-ное же вре-мя над пар-тою об-ду-мы-вал на бу-ма-ге по-ста-нов-ку фи-зи-че-с-ких опы-тов».2

Боль-шая друж-ба свя-за-ла Пав-ла Фло-рен-ско-го с его од-но-класс-ни-ка-ми Вла-ди-ми-ром Эр-ном, в бу-ду-щем – ре-ли-ги-оз-ным мыс-ли-те-лем, и Алек-сан-д-ром Ель-ча-ни-но-вым. Ин-те-ре-сы дру-зей оп-ре-де-ли-лись в седь-мом клас-се, ког-да в гим-на-зию при-шел но-вый учи-тель древ-них язы-ков Ге-ор-гий Ни-ко-ла-е-вич Гехт-ман. Он ор-га-ни-зо-вал ли-те-ра-тур-но-фи-ло-соф-ский кру-жок, уча-ст-ни-ки ко-то-ро-го об-суж-да-ли важ-ные ре-ли-ги-оз-ные, фи-ло-соф-ские и эти-че-с-кие во-про-сы. Ку-ми-ром юно-шей стал фи-ло-соф Вла-ди-мир Со-ло-вь-ев, при-вер-жен-но-с-ти ко-то-ро-му они не из-ме-ня-ли и в даль-ней-шем.

Сту-ден-че-с-кие го-ды раз-ве-ли дру-зей по раз-ным го-ро-дам: в Мос-ков-ск-ий уни-вер-си-тет Па-вел Фло-рен-ский по-сту-пил на фи-зи-ко-ма-те-ма-ти-че-с-кий, а Вла-ди-мир Эрн на ис-то-ри-ко-фи-ло-ло-ги-че-с-кий фа-куль-те-ты, а Алек-сандр Ель-ча-ни-нов по-сту-пил в Пе-тер-бург-ский уни-вер-си-тет на ис-то-ри-ко-фи-ло-ло-ги-че-с-кий фа-куль-тет. Тес-ные свя-зи дру-зья со-хра-ни-ли и в го-ды уни-вер-си-тет-ской уче-бы. Фло-рен-ский и Эрн жи-вут в од-ной ком-на-те об-ще-жи-тия сту-ден-тов име-ни Им-пе-ра-то-ра Ни-ко-лая II, по-се-ща-ют се-ми-на-рий на ис-то-ри-ко-фи-ло-ло-ги-че-с-ком фа-куль-те-те, уча-ст-ву-ют в ра-бо-те Ис-то-ри-ко-фи-ло-ло-ги-че-с-ко-го об-ще-ст-ва, со-здан-но-го кня-зем С. Н. Тру-бец-ким. Ель-ча-ни-нов стре-мит-ся пе-ре-ве-с-тись на уче-бу в Моск-ву, бли-же к дру-зь-ям, но он свя-зан со сти-пен-ди-ей, ко-то-рую пла-тят ему из Ти-ф-ли-са, и толь-ко по окон-ча-нии Пе-тер-бург-ско-го уни-вер-си-те-та со-еди-нит-ся с ни-ми в Моск-ве, а поз-же при-со-е-ди-нит-ся к Фло-рен-ско-му в Сер-ги-е-вом По-са-де.

Пе-ре-пи-с-ка П. А. Фло-рен-ско-го и А. В. Ель-ча-ни-но-ва, на-чав-ша-я-ся в дет-ст-ве, про-дол-жа-ет-ся вплоть до на-ча-ла граж-дан-ской вой-ны и по-сле-до-вав-шей за ней эми-г-ра-ции А. В. Ель-ча-ни-но-ва во Фран-цию. Осо-бен-но ин-тен-сив-ной бы-ла она в сту-ден-че-с-кие го-ды. Мо-ло-дые лю-ди об-ме-ни-ва-ют-ся впе-чат-ле-ни-я-ми о пре-по-да-ва-те-лях, про-чи-тан-ных кни-гах, сту-ден-че-с-ких вол-не-ни-ях, о но-вых зна-ко-мых. Впро-чем, пе-ре-пи-с-ки как та-ко-вой нет, есть лишь пись-ма А. В. Ель-ча-ни-но-ва, со-хра-нен-ные се-мь-ей П. А. Фло-рен-ско-го. Пись-ма са-мо-го Фло-рен-ско-го Ель-ча-ни-но-ву, су-дя по все-му, не со-хра-ни-лись. Од-на-ко пись-ма Ель-ча-ни-но-ва – это от-ра-жен-ный свет по-сла-ний Фло-рен-ско-го, по аб-ри-сам ко-то-рых мы мо-жем раз-ли-чить мер-ца-ние мыс-лей, вы-ра-жен-ных Фло-рен-ским, ощу-ще-ние ат-мо-сфе-ры то-го вре-ме-ни, ког-да мо-ло-дые лю-ди ищут путь, ко-то-рый их друг С. Н. Бул-га-ков на-звал поз-же пу-тем «из Афин к Ие-ру-са-ли-му Не-бес-но-му».

В 1902–1903 гг. А. В. Ель-ча-ни-нов сбли-жа-ет-ся с Д. С. Ме-реж-ков-ским и З. Н. Гип-пи-ус, с фи-ло-соф-ско-ли-те-ра-тур-ны-ми кру-га-ми Пе-тер-бур-га и ста-но-вит-ся зве-ном, свя-зу-ю-щим Фло-рен-ско-го с ни-ми и жур-на-лом «Но-вый путь». О сво-их впе-чат-ле-ни-ях, о за-се-да-ни-ях Ре-ли-ги-оз-но-фи-ло-соф-ско-го об-ще-ст-ва А. Ель-ча-ни-нов с ре-пор-таж-ной скру-пу-лез-но-с-тью со-об-ща-ет в пись-мах дру-гу в Моск-ву, на что, ве-ро-ят-но, по-лу-ча-ет не ме-нее об-сто-я-тель-ные от-ве-ты. В то вре-мя пе-ре-пи-с-ка дру-зей пред-став-ля-ла об-ще-ст-вен-ный ин-те-рес, о чем сви-де-тель-ст-ву-ет пись-мо Ель-ча-ни-но-ва от 18 фе-в-ра-ля 1904 го-да, в ко-то-ром он пе-ре-да-ет Фло-рен-ско-му прось-бу Д. С. Ме-реж-ков-ско-го под-го-то-вить пись-ма для пе-ча-ти в фор-ме ди-а-ло-га. Су-дя по все-му, Фло-рен-ский не воз-ра-жа-ет про-тив это-го, ого-ва-ри-вая пуб-ли-ка-цию не-ки-ми ус-ло-ви-я-ми, о чем мы ко-с-вен-но уз-на-ем из пись-ма Ель-ча-ни-но-ва от 4 мар-та 1904 го-да, при-ве-ден-но-го в пуб-ли-ку-е-мой пе-ре-пи-с-ке.

Идею оформ-ле-ния пе-ре-пи-с-ки в пуб-ли-ка-цию Фло-рен-ский осу-ще-ств-ля-ет ле-том 1904 г. на Кав-ка-зе в ви-де ди-а-ло-га «Эм-пи-рея и Эм-пи-рия», ко-то-рый он по-свя-ща-ет сво-е-му дру-гу Алек-сан-д-ру Ель-ча-ни-но-ву. Ве-ро-ят-но, ру-ко-пись бы-ла от-прав-ле-на в ре-дак-цию «Но-во-го пу-ти», но в свя-зи с тем, что Ме-реж-ков-ский и Гип-пи-ус пре-кра-ти-ли ре-дак-ти-ро-ва-ние жур-на-ла, из-да-на так и не бы-ла. К ра-бо-те «Эм-пи-рея и Эм-пи-рия» П. А. Фло-рен-ский вер-нул-ся че-рез два го-да, от-ре-дак-ти-ро-вав обе ее ча-с-ти, но со-хра-нив фор-му ди-а-ло-га. Од-на-ко ру-ко-пись про-па-ла при об-сто-я-тель-ст-вах, ко-то-рые он объ-яс-ня-ет в 1916 го-ду: «По-след-няя ре-дак-ция это-го ди-а-ло-га бы-ла пе-ре-пи-са-на на ре-минг-то-не, на це-лых ли-с-тах и тща-тель-но ис-прав-ле-на. Но кто-то взял у ме-ня ру-ко-пись... и взду-мал воз-вра-щать че-рез швей-ца-ра, – она и про-па-ла. Очень об этом жа-лею, не по-то-му что-бы был до-во-лен ди-а-ло-гом, но по-то-му, что он вы-ра-жал мои мыс-ли и убеж-де-ния на-ка-ну-не по-ступ-ле-ния в Ака-де-мию»3.

Вес-ной 1916 г. П. Фло-рен-ский вновь воз-вра-ща-ет-ся к мыс-ли о пуб-ли-ка-ции и про-сит А. Ель-ча-ни-но-ва вы-слать его пись-ма, на что тот в пись-ме от 10 ап-ре-ля от-ве-ча-ет: «...Твои пись-ма я при-шлю, ес-ли най-ду – я дав-но их не пе-ре-сма-т-ри-вал, а часть мо-их пи-сем, не знаю ка-к и я, – про-па-ла во вре-мя мно-го-чис-лен-ных обы-с-ков и по-ли-цей-ских по-се-ще-ний. Твои пись-ма я обыч-но пря-тал на квар-ти-рах дру-зей, и они не про-па-ли, но у ме-ня ли они – я сей-час не знаю...» Поз-же, в сен-тя-б-ре то-го же го-да Ель-ча-ни-нов пи-шет о том, что в Моск-ву от-прав-ля-ет-ся вы-пу-ск-ни-ца гим-на-зии Та-ма-ра Ле-ван-дов-ская (бу-ду-щая же-на А. В. Ель-ча-ни-но-ва). «С нею я по-сы-лаю на-шу класс-ную с то-бой пе-ре-пи-с-ку, – там есть важ-ные ме-с-та. Пись-ма твои (а рав-но и все ос-таль-ные) ма-ма ку-да-то спря-та-ла в кла-до-вую, но обе-ща-ла ра-зы-с-кать. Тог-да при-шлю...» И сно-ва пуб-ли-ка-ция ра-бо-ты не со-сто-я-лась. Тот факт, что Фло-рен-ский не-од-но-крат-но воз-вра-ща-ет-ся к ди-а-ло-гу, не-смо-т-ря на то, что к это-му вре-ме-ни он уже со-здал свое фун-да-мен-таль-ное про-из-ве-де-ние «Столп и ут-верж-де-ние Ис-ти-ны», сви-де-тель-ст-ву-ет о том, что он счи-та-ет важ-ным и не-об-хо-ди-мым пе-ре-дать ат-мо-сфе-ру жи-вой жиз-ни, ди-а-лек-ти-ку сво-е-го вну-т-рен-не-го со-сто-я-ния в тот во-до-раз-дель-ный год, ког-да ре-ша-лась его даль-ней-шая судь-ба.

Как и пред-чув-ст-во-вал П. А. Фло-рен-ский, го-во-ря о вос-тре-бо-ван-но-с-ти сво-е-го твор-че-ст-ва по-том-ка-ми, про-из-ве-де-ние «Эм-пи-рея и Эм-пи-рия» бы-ло опуб-ли-ко-ва-но лишь пол-ве-ка спу-с-тя по-сле его му-че-ни-че-с-кой кон-чи-ны.4 В нем под-во-дит-ся итог од-но-го пе-ри-о-да жиз-ни ав-то-ра и за-яв-ля-ет-ся о по-сле-ду-ю-щем, в кон-спек-тив-ной фор-ме со-дер-жат-ся мыс-ли его бу-ду-щих про-из-ве-де-ний. По-ст-ро-ен-ное в фор-ме клас-си-че-с-ко-го пла-то-нов-ско-со-ло-вь-ев-ско-го ди-а-ло-га, оно пе-ре-да-ет ди-а-лек-ти-ку по-ис-ков его уча-ст-ни-ков, пер-вый из ко-то-рых уже при-шел в цер-ковь и пол-но-стью при-нял си-с-те-му ее об-ря-дов, а дру-гой, бу-ду-чи ве-ру-ю-щим, еще со-мне-ва-ет-ся в пол-но-те и ис-тин-но-с-ти цер-ков-ной жиз-ни в по-ни-ма-нии дру-га. «Эм-пи-рея и Эм-пи-рия» пред-во-с-хи-ща-ет ве-хи пу-ти, по ко-то-ро-му вслед за Фло-рен-ским пой-дет и тот, ко-му по-свя-щен ди-а-лог. В 1926 го-ду по бла-го-сло-ве-нию от-ца Сер-гия Бул-га-ко-ва А. В. Ель-ча-ни-нов при-нял свя-щен-ст-во, о чем ду-мал и к че-му под-хо-дил еще в Рос-сии, бу-ду-чи ря-дом с Фло-рен-ским.

В пред-став-ле-нии П. А. Фло-рен-ско-го и его дру-зей, уче-ный и мыс-ли-тель – это не пу-с-тын-ник в «баш-не из сло-но-вой ко-с-ти», взи-ра-ю-щий на мир и лю-дей с вы-со-ты сво-е-го зна-ния, не толь-ко homo sapiens –«че-ло-век мыс-ля-щий», но и homo faber –«че-ло-век де-ла-ю-щий». Ни сам Фло-рен-ский, ни его бли-жай-шие дру-зья юно-с-ти это-му прин-ци-пу не из-ме-ня-ли. Фло-рен-ский ре-а-ли-зо-вал прин-цип един-ст-ва «ду-ма-ния и де-ла-ния», став ис-сле-до-ва-те-лем, изо-б-ре-та-те-лем, уче-ным, свя-щен-ни-ком, фи-ло-со-фом. Да-же в тя-го-ст-ные го-ды за-клю-че-ния он ра-бо-тал, став од-ним из ро-до-на-чаль-ни-ков мерз-ло-то-ве-де-ния в ла-ге-ре на Даль-нем Вос-то-ке, со-зда-те-лем про-из-вод-ст-ва йо-да и агар-ага-ра в Со-ло-вец-ком конц-ла-ге-ре. Фи-ло-лог и ис-то-рик Вла-ди-мир Эрн был од-ним из ор-га-ни-за-то-ров «Об-ще-ст-ва хри-с-ти-ан-ской борь-бы», де-я-те-лем так на-зы-ва-е-мо-го хри-с-ти-ан-ско-го со-ци-а-лиз-ма. Алек-сандр Ель-ча-ни-нов, пе-да-гог ми-ло-с-тью Бо-жи-ей, по-свя-тил жизнь сво-им уче-ни-кам. Сре-ди ти-ф-лис-ских гим-на-зи-с-тов он со-здал кру-жок уче-ни-ков млад-ших клас-сов, ко-то-рых на-зы-ва-ли «ель-ча-ни-нов-цы». Они со-хра-нят ему вер-ность на всю жизнь, а не-ко-то-рые ста-нут при-хо-жа-на-ми от-ца Алек-сан-д-ра в эми-г-ра-ции, во Фран-ции, где он ру-ко-во-дил Рус-ским Сту-ден-че-с-ким Хри-с-ти-ан-ским Дви-же-ни-ем, был ду-хов-ни-ком и на-став-ни-ком рус-ских из-гнан-ни-ков.

Окан-чи-вая уни-вер-си-тет, Фло-рен-ский и Ель-ча-ни-нов раз-мы-ш-ля-ют о даль-ней-шем пу-ти, в пись-мах де-лят-ся сво-и-ми пла-на-ми. Фло-рен-ский ду-ма-ет о мо-на-ше-ст-ве, и Ель-ча-ни-нов – один из пер-вых, ко-му он со-об-ща-ет об этом, су-дя по ре-ак-ции на это ре-ше-ние в пись-ме Ель-ча-ни-но-ва от 1 мар-та 1904 г. Что ка-са-ет-ся са-мо-го Ель-ча-ни-но-ва, он ме-чет-ся, то со-би-ра-ясь от-пра-вить-ся к кав-каз-ским пу-с-тын-ни-кам для раз-мы-ш-ле-ний, о чем со-об-ща-ет Фло-рен-ско-му в пись-ме от 29 сен-тя-б-ря 1904 г. и что при-чуд-ли-вым об-ра-зом най-дет свое от-ра-же-ние в не-за-кон-чен-ной по-эме Фло-рен-ско-го «Свя-той Вла-ди-мир»,5 то ищет пу-ти и фор-мы, что-бы по-свя-тить се-бя пе-да-го-ги-ке и со-ве-ту-ет-ся по это-му во-про-су с дру-гом. Ве-ро-ят-но, дру-зья о мно-гом го-во-ри-ли, мно-гое об-суж-да-ли ле-том 1904 г. на Кав-ка-зе. Имен-но там и тог-да П. А. Фло-рен-ский со-зда-ет свой ди-а-лог «Эм-пи-рея и Эм-пи-рия», по-свя-тив его А. В. Ель-ча-ни-но-ву, а поз-же, в 1916 го-ду, ра-бо-тая над ди-а-ло-гом, Фло-рен-ский ука-зы-ва-ет точ-ное ме-с-то его со-зда-ния: «Вер-ши-на Цхра-Цха-ро. (Над Ба-ку-ри-а-на-ми. Там жил я пе-ред по-ступ-ле-ни-ем в Ака-де-мию)». Это ме-с-то об-ла-да-ет для дру-зей не-ким сим-во-ли-че-с-ким смыс-лом. Имен-но ту-да, на Цхра-Цха-ро, со-вер-ши-ли они вос-хож-де-ние ле-том 1900 г. пе-ред тем, как от-пра-ви-лись на уче-бу в сто-ли-цы.

А. В. Ель-ча-ни-нов и в сту-ден-че-с-кие го-ды, и поз-же стре-мил-ся к бли-зо-с-ти с Фло-рен-ским, меч-тал по-се-лить-ся ря-дом с ним в Моск-ве или в Сер-ги-е-вом По-са-де, со-еди-нить уси-лия в со-зда-нии пра-во-слав-ной пе-да-го-ги-ки, хри-с-ти-ан-ской шко-лы но-во-го ти-па, ко-то-рая со-че-та-ла бы в се-бе то, чем они вме-с-те за-ни-ма-лись в гим-на-зии и к че-му стре-ми-лись в сво-ем жиз-нен-ном при-зва-нии. Раз-ра-зив-ша-я-ся Пер-вая ми-ро-вая вой-на, ре-во-лю-ция и по-сле-до-вав-шая за-тем граж-дан-ская вой-на по-ме-ша-ли осу-ще-ст-вить эти пла-ны. Тем не ме-нее, нам ин-те-рес-ны их по-ис-ки, об-ре-те-ния, об-сто-я-тель-ст-ва, в ко-то-рых об-суж-да-ли они эти во-про-сы.

Кон-крет-ный план сов-ме-ст-ной де-я-тель-но-с-ти воз-ни-ка-ет у дру-зей вес-ной 1911 г., ког-да Па-вел Фло-рен-ский ста-но-вит-ся свя-щен-ни-ком Бла-го-ве-щен-ской церк-ви се-ла Бла-го-ве-ще-ние не-да-ле-ко от Сер-ги-е-ва По-са-да. В от-вет на пред-ло-же-ние дру-га при-ехать сю-да и пре-по-да-вать в сель-ской шко-ле, Ель-ча-ни-нов пи-шет ему из Ти-ф-ли-са 8 мая 1911 г.:

«До-ро-гой Пав-лу-ша, преж-де все-го по-з-д-рав-ляю те-бя с на-ча-лом тво-ей де-я-тель-но-с-ти: как хо-ро-шо все у те-бя вы-хо-дит: од-но к од-но-му; у те-бя дей-ст-ви-тель-но уди-ви-тель-ное чу-тье к сво-ей судь-бе; кро-ме го-тов-но-с-ти ид-ти к ней на-вст-ре-чу.

Твое пись-мо для ме-ня бы-ло так не-об-хо-ди-мо, хо-тя ни-че-го но-во-го по со-дер-жа-нию там для ме-ня не бы-ло: я дав-но уже, ве-ро-ят-но под тво-им вли-я-ни-ем, осу-дил се-бя за свои ски-та-ния и ре-шил во что бы то ни ста-ло оп-ре-де-лить-ся жи-тей-ски в этом же го-ду. Но в тво-ем пись-ме на ме-ня пах-ну-ли ка-кие-то ми-с-ти-че-с-кие ду-но-ве-ния, ко-то-рые под-дер-жат ме-ня в мо-ем ре-ше-нии. Для это-го ре-ше-ния у ме-ня не хва-та-ет од-ной дан-ной, без нея очень труд-но ре-шать, но я не ста-ну ея до-жи-дать-ся, так как ее мо-жет и во-все не быть. Кро-ме тво-е-го пред-ло-же-ния (оно для ме-ня са-мое за-ман-чи-вое из всех), у ме-ня есть еще три пу-ти: 1) не-дав-но я по-лу-чил пись-мо от не-зна-ко-мой мне да-мы Гри-не-вич, ко-то-рая, по ре-ко-мен-да-ции Эр-на, Но-во-се-ло-ва,6 Бер-дя-е-ва7и Аг-ге-е-ва,8 пред-ла-га-ет мне стать во гла-ве ос-но-вы-ва-е-мой ею шко-лы (в Кры-му, или под Моск-вой); шко-ла долж-на быть хри-с-ти-ан-ской по ду-ху. Я со-гла-сил-ся бы на это, ес-ли бы не по-след-нее ус-ло-вие: у ме-ня, ко-неч-но, не хва-тит на-гло-с-ти быть ос-но-ва-те-лем хри-с-ти-ан-ской пе-да-го-ги-ки (ибо та-ко-вой еще нет, ес-ли не счи-тать мо-на-с-ты-ри). Вто-рое – ка-зен-ные гим-на-зии, ко-то-рые уси-лен-но та-щат ме-ня к се-бе и 3) шко-ла Ле-ван-дов-ско-го. Вы-бор я дол-жен про-из-ве-с-ти в те-че-ние двух-трех не-дель.

Ес-ли со-бе-решь-ся пи-сать на этих днях, то на-пи-ши не-сколь-ко слов о тво-ей шко-ле – есть ли там учи-тель, это во-пер-вых, не при-дет-ся ли его гнать, ес-ли я за-хо-чу пре-по-да-вать в этой шко-ле, от ко-го шко-ла за-ви-сит? Воз-мож-но ли бу-дет вы-хо-дить из про-грам-мы или ме-нять ее, вво-дить учеб-ни-ки, не- ука-зан-ные в про-грам-ме, и т. д. Жить око-ло Пре-по-доб-но-го и ра-бо-тать вме-с-те с то-бою для ме-ня пред-став-ля-ет-ся вер-хом бла-го-по-лу-чия ду-шев-но-го, но, во-пер-вых, я очень бо-юсь имен-но этих пре-пят-ст-вий, а, во-вто-рых, мои род-ные очень не хо-тят ме-ня пу-с-кать от-сю-да (брат, Ма-ру-ся, ма-ма, Же-ня). Они уве-ря-ют, что я им ну-жен здесь, и я сам ви-жу, что ну-жен...

...По-ка кон-чаю. Все-го свет-ло-го всем вам, а те-бе кро-ме то-го здо-ро-вья. По-мо-лись обо мне.

                       Твой Са-ша Е.»

В пись-ме идет речь о Гри-не-вич Ве-ре Сте-па-нов-не, по-этес-се, пе-ре-вод-чи-це, дом ко-то-рой на Ос-то-жен-ке был од-ним из куль-тур-ных цен-т-ров Моск-вы. В ее до-ме жи-ли Бер-дя-е-вы, тут бы-ва-ли Во-ло-шин, Эрн, Бул-га-ков, Ива-но-вы. Там же она бе-зу-с-пеш-но пы-та-лась ор-га-ни-зо-вать шко-лу но-во-го ти-па, о чем пи-шет П. А. Фло-рен-ский в не-за-кон-чен-ном, а, воз-мож-но, и неот-прав-лен-ном пись-ме к Ель-ча-ни-но-ву:

«1911.VI.6. Сер. Пос.

До-ро-гой Са-ша! Пи-шу те-бе на-ско-ро, т. к. весь-ма за-нят. Преж-де все-го от-но-си-тель-но M-me Гриневич. Ее не-сколь-ко зна-ет М. А. Но-во-се-лов и он ре-ко-мен-до-вал те-бя ей, но не осо-бен-но ре-ко-мен-ду-ет ее те-бе. Il pense, que cette dame est une seconde Madame la comtesse Bobrinsky, ou simplement une femme avec vexations et caprices. Elle ne veut pas construire une йcole religieuse ortodoxe, elle ne veut pas avoir affaire avec Eglise, mais ses vues – c’est une йcole9«во-об-ще-хри-с-ти-ан-ская». Она пред-по-ла-га-ет иметь де-ло с ари-с-то-кра-ти-че-с-ки-ми или, по мень-шей ме-ре, бо-га-ты-ми де-ть-ми и все про-чее. Глав-ное же – она во-все не на-ме-ре-на ви-деть в те-бе ру-ко-во-ди-те-ля, а лишь ис-пол-ни-те-ля сво-их пред-на-чер-та-ний. Нет со-мне-ния, что ты с ней не спо-ешь-ся и она «про-го-нит», как про-гна-ла Ба-зин-ская Ра-чин-ско-го,10 Эр-на и др. Но-во-се-лов ука-зы-ва-ет те-бе еще од-но пред-ло-же-ние, но удоб-но ли оно те-бе – су-ди сам. В Пе-ку-ле име-ет-ся учи-тель-ская Се-ми-на-рия, и ди-рек-тор ее, зна-ко-мый Но-во-се-ло-ва, по-клон-ник Ра-чин-ско-го (пе-да-го-га). Те-перь он у нее чув-ст-ву-ет се-бя ста-рым и же-лал бы иметь се-бе по-мощ-ни-ка и за-ме-с-ти-те-ля, имен-но в ли-це ин-спек-то-ра. М. А. Но-во-се-лов и пред-ла-га-ет те-бе это ин-спек-тор-ст-во, т. е. не столь-ко пред-ла-га-ет, сколь-ко до-во-дит до тво-е-го све-де-ния.

Ты спра-ши-ва-ешь о про-грам-мах и проч. шко-лы в Бла-го-ве-щен-ском. Но ведь сей-час она – цер-ков-но-при-ход-ская и, след., про-грам-ма из-ве-ст-на, хо-тя они очень [нрзб.] Что же ка-са-ет-ся до все-го про-че-го, то это бу-дет за-ви-сеть от те-бя: до-пол-ни-тель-ные за-ня-тия, ор-га-ни-за-ция дру-гой шко-лы и т. д. Де-ти-шек в ней [нрзб.] сей-час – 10, а бы-ло 20, но их ра-зо-гнал ме-ст-ный свя-щен-ник-учи-тель...»

А. В. Ель-ча-ни-но-ва не по-ки-да-ет мысль со-здать шко-лу, ос-но-ван-ную на но-вых пе-да-го-ги-че-с-ких прин-ци-пах. Че-рез три го-да из Ти-ф-ли-са он про-сит В. Ф. Эр-на по-со-дей-ст-во-вать ему в этом. О не-ус-пе-хе та-ких по-пы-ток Эрн со-об-ща-ет Ель-ча-ни-но-ву 24 мая 1914 г.

«...Ког-да при-шло твое пись-мо, в Моск-ве был разъ-езд во всем раз-га-ре. Гер-цык с Бер-дя-е-вы-ми и с Гри-не-вич «рас-сы-па-лись» в на-ча-ле ап-ре-ля. По-это-му, не-смо-т-ря на все мое же-ла-ние быть те-бе по-лез-ным по по-во-ду тво-их пе-да-го-ги-че-с-ких desideri, мне уда-лось за-явить толь-ко в од-ном ме-с-те, тем бо-лее, что твое пись-мо при-шло в тот мо-мент, ког-да я уже на-чал ук-ла-ды-вать че-мо-да-ны. На-ка-ну-не отъ-ез-да Гер-шен-зон, же-лая поч-тить мое уда-ле-ние из Моск-вы, а так-же близ-кое ис-чез-но-ве-ние Бул-га-ко-ва, со-брал ма-лень-кий soirйe, на ко-то-ром со-бра-лись: Вяч. Ива-нов с се-мь-ей, Бул-га-ков, Ше-с-тов, влюб-лен-ный в Вя-че-сла-ва, ху-дож-ни-ца Круг-ли-ко-ва, ко-то-рая в этот ве-чер очень ис-кус-но ре-за-ла со всех при-сут-ст-ву-ю-щих си-лу-э-ты, поз-же при-шла г-жа Ор-ло-ва, род-ст-вен-ни-ца С. А. Кот-ля-рев-ско-го. Вот в этой ком-па-нии я рас-ска-зал к сло-ву о тво-их «пред-по-ло-же-ни-ях», но, увы, эта ком-па-ния бы-ла чрез-вы-чай-но не пе-да-го-ги-че-с-кая! Бул-га-ков с жи-вым ин-те-ре-сом рас-спра-ши-вал о те-бе, но не о де-ле. Жаль, что Ор-ло-ва при-шла по-сле то-го как я уже на эту те-му пе-ре-го-во-рил: она за-ни-ма-ет-ся, сколь-ко я знаю, пе-да-го-ги-ею и, ка-жет-ся, бо-га-та... Во вся-ком слу-чае тво-е-го же-ла-ния не за-бу-ду и на бу-ду-щий год при встре-чах со вся-ко-го ро-да людь-ми бу-ду твер-до о нем по-мнить...»11

В 1915 го-ду А. В. Ель-ча-ни-нов те-ря-ет под-держ-ку у пре-по-да-ва-те-лей гим-на-зии Ле-ван-дов-ско-го, ру-ко-во-ди-те-лем ко-то-рой он был в то вре-мя, и со-би-ра-ет-ся пе-ре-ехать в Моск-ву. Вот что пи-шет он Фло-рен-ско-му 14 ию-ня 1915 го-да:

«...Ред-кий день, что я не вспо-ми-наю те-бя, но пи-сать не чув-ст-вую ни-ка-ко-го смыс-ла кро-ме как по де-лу. Хо-те-лось бы быть с то-бой. Я бо-юсь го-во-рить что-нб. окон-ча-тель-но, но [нрзб.], мне ка-жет-ся, я пе-ре-се-люсь в Моск-ву или По-сад. Де-нег у ме-ня мно-го (не на-до ли?) и до при-ис-ка-ния по-сто-ян-ной ра-бо-ты я про-жи-ву. Я бы не хо-тел бро-сать пе-да-го-ги-че-с-ко-го де-ла, т. что ты имей ме-ня в ви-ду. Но толь-ко на роль учи-те-ля я ес-ли и по-дой-ду, то толь-ко вре-мен-но – мне хо-те-лось бы де-ла са-мо-сто-я-тель-но-го. Ес-ли ты не ос-та-вил мыс-ли о ка-ком-нб. сво-ем пе-да-го-гич. де-ле, то по-мни и ме-ня. За 4 го-да ра-бо-ты у ме-ня на-ко-пил-ся по-ря-доч-ный опыт, а этот год (уп-рав-ле-ние гим-на-зи-ей) – в осо-бен-но-с-ти. Но это все не важ-но, важ-но то что ка-кую-нб. воз-мож-ность пра-виль-ной жиз-ни я пред-став-ляю се-бе толь-ко око-ло те-бя...»

За-тем, су-дя по все-му, по-лу-чив обо-д-ря-ю-щее по-сла-ние дру-га, Ель-ча-ни-нов пи-шет:

«Ми-лый и до-ро-гой Пав-лу-ша, Хри-с-тос Вос-кре-се!

Твое пись-мо я при-нял как чу-до и Бо-жье ука-за-ние – су-ди сам. В стра-ст-ную суб-бо-ту я, как все-гда с тру-дом, про-бе-гал мыс-лен-но обыч-ный для ме-ня уже лет пят-над-цать путь: раз-мы-ш-ляя о се-бе, сво-их де-тях и шко-ле, я не-из-беж-но при-хо-дил к мыс-ли об об-щи-не и церк-ви, и раз-ду-мы-вая, где это мож-но осу-ще-ст-вить, как со-брать вме-с-те всех ми-лых и лю-би-мых лю-дей (идея, пред-во-с-хи-щен-ная еще Ма-ни-ло-вым) с не-со-мнен-но-с-тью при-шел к мыс-ли, что по-ми-мо и без те-бя мне не про-жить. По-след-нее вре-мя я страш-но ув-ле-чен ого-ро-дом и в гос-пи-та-ле об-ра-бо-тал са-жен 20 ква-д-рат-ных и по-это-му и пред-став-ляю се-бе де-ло так: цер-ковь, [нрзб.], ого-ро-ды, а кро-ме то-го – ма-с-тер-ския, ко-ро-вы и т. д. Се-го-дня, в Свет-лое Вос-кре-се-ние, я ду-мал об этом все ут-ро, а око-ло 3 ча-сов по-лу-чил твое пись-мо. Я не со-мне-ва-юсь, что это ука-за-ние, на ко-то-рое не мо-жет быть апе-лля-ции, та-ких ука-за-ний я по-лу-чал в жиз-ни не-сколь-ко, од-но из них – твои прось-бы о мо-ем по-ступ-ле-нии в Моск. уни-вер-си-тет, но я – ты то-же это зна-ешь, обыч-но смо-т-рел в сто-ро-ну пря-мо про-ти-во-по-лож-ную ука-за-ни-ям Судь-бы. Те-перь ты дол-жен по-мочь мне не ук-ло-нить-ся.

Но я про-шу по-дроб-но по-свя-тить ме-ня во все. Пред-став-ля-ешь ли ты мое уча-с-тие в де-ле? В ка-ком ви-де? До окон-ча-ния вой-ны я не мо-гу, но по-сле я мо-гу быть впол-не сво-бод-ным. Как я бла-го-да-рен те-бе за те сло-ва, что ты хо-чешь ме-ня ви-деть – а как я хо-чу ви-деть те-бя! Но ведь я не мо-гу к те-бе при-ехать, раз-ве еще ка-кое-ни-будь чу-до; а ты? Я ду-маю, ты бы мог. Ты бы и от-дох-нул до-ро-гой. Хо-тя я не знаю точ-но тво-их мно-го-слож-ных обя-зан-но-с-тей, но кро-ме жур-на-ла вся-кую сроч-ность мож-но рас-тя-нуть на лю-бой срок, осо-бен-но по об-сто-я-тель-ст-вам во-ен-но-го вре-ме-ни...

1916.IV.10. Свет-лое Хри-с-то-во Вос-кре-се-ние».

Сви-де-тель-ст-вом то-го, что Фло-рен-ско-го так-же не по-ки-да-ют мыс-ли о шко-ле, яв-ля-ет-ся пись-мо 11 сен-тя-б-ря 1916 го-да, где Ель-ча-ни-нов на-по-ми-на-ет ему: «...Я очень ин-те-ре-су-юсь тво-и-ми пла-на-ми (шко-ла) и до-мом...», а поз-же он при-сы-ла-ет Фло-рен-ско-му свой план ор-га-ни-за-ции та-кой шко-лы:

«1918. IV.21.

       Про-экт об-ще-об-ра-зо-ва-тель-ной шко-лы ти-па гим-на-зии.

       В ос-но-ву шко-лы кла-дут-ся че-ты-ре на-ча-ла: зем-ля, ан-тич-ность, на-ци-о-наль-ность и пра-во-сла-вие, из ко-то-рых вы-те-ка-ют все по-дроб-но-с-ти ор-га-ни-за-ции.

I. В ос-но-ве боль-шин-ст-ва изу-ча-е-мых на-ук и бы-та шко-лы ле-жит прак-ти-че-с-кая ра-бо-та над зем-лей и об-ра-бот-кой ея про-дук-тов. По-это-му шко-ла долж-на быть не-пре-мен-но не в го-ро-де, в ме-ст-но-с-ти при-год-ной для раз-но-об-раз-ных куль-тур и с кли-ма-том, до-пу-с-ка-ю-щим ра-бо-ты в са-ду и ого-ро-де боль-шую часть го-да, сл., по воз-мож-но-с-ти, на юге. Это же пред-по-ла-га-ет, что вос-пи-тан-ни-ки жи-вут в шко-ле, что не-из-беж-но кро-ме то-го во вся-кой шко-ле, ста-вя-щей се-бе и вос-пи-та-тель-ные за-да-чи.

II. Вто-рой цикл на-ук рас-по-ла-га-ет-ся во-круг по-ня-тия ан-тич-но-с-ти (Еги-пет и Гре-ция и Биб-лия), ле-жа-щей в ос-но-ве ев-ро-пей-ской и рус-ской куль-ту-ры. Сю-да от-но-сит-ся один древ-ний язык, ис-то-рия ан-тич-но-го ми-ра, гл. обр. со сто-ро-ны ре-ли-гии, куль-ту-ры и бы-та, ис-кус-ст-во.

III. Тре-ть-ей ос-но-вой шко-лы бу-дет по-ня-тие рус-ской на-ци-о-наль-но-с-ти, ко-то-рая объ-е-ди-нит пре-по-да-ва-ние рус-ско-го язы-ка, ли-те-ра-ту-ры, ис-то-рии, с об-ра-ще-ни-ем глав-но-го вни-ма-ния на изу-че-ние (в ист. ли-те-ра-ту-ры) сла-вя-но-фи-лов и при-мы-ка-ю-щих к ним ли-те-ра-тур-ных и фи-ло-соф-ских на-прав-ле-ний, изу-че-ние на-род-но-го язы-ка, ми-ро-воз-зре-ния и фоль-к-ло-ра, с прак-ти-че-с-ки-ми ра-бо-та-ми по со-би-ра-нию и из-да-нию ма-те-ри-а-лов.

IV. За-вер-ше-ни-ем этих трех от-де-лов жиз-ни и изу-че-ния явит-ся пра-во-сла-вие, с од-ной сто-ро-ны как вос-пи-ты-ва-ю-щая си-ла (Цер-ковь при шко-ле, пра-во-слав-ный ук-лад школь-ной жиз-ни, уча-с-тие в бо-го-слу-же-нии), а с дру-гой как итог и вер-ши-на изу-че-ния ан-тич-но-с-ти и на-ро-да. Все ос-таль-ные по-дроб-но-с-ти вы-те-ка-ют от-сю-да впол-не ес-те-ст-вен-но и на-столь-ко са-ми со-бой ра-зу-ме-ют-ся, что я о них не пи-шу сей-час (Уп-рав-ле-ние шко-лой, ме-то-ды пре-по-да-ва-ния, со-став пре-по-да-ва-те-лей и т. д.).

Ес-ли явит-ся ма-те-ри-аль-ная воз-мож-ность та-кой шко-лы, то я со-гла-сен в ней ра-бо-тать на лю-бых ро-лях, в том чис-ле и на долж-но-с-ти пре-по-да-ва-те-ля.

Мне ка-жет-ся, что ко все-му это-му очень близ-ки вы все мос-ков-ские. Будь день-ги и ме-с-то, де-ло мож-но бы-ло бы на-чать с осе-ни, ве-дя под-го-то-ви-тель-ные ра-бо-ты ле-том. Пре-по-да-ва-те-ля-ми от-сю-да мог-ли бы быть Цвет-ков, Ге-ор-гий Ни-ко-ла-е-вич и я, ос-таль-ных мож-но най-ти в Моск-ве. По-ли-ти-че-с-кие об-сто-я-тель-ст-ва вряд ли смо-гут это-му по-ме-шать, ес-ли де-лу при-дать вид ко-о-пе-ра-ти-ва и т. п.»

 

Увы, в си-лу из-ве-ст-ных об-сто-я-тельств, пла-нам этим не до-ве-лось осу-ще-ст-вить-ся. Уди-ви-тель-ным об-ра-зом на-ме-ре-ния А. В. Ель-ча-ни-но-ва ре-а-ли-зо-ва-лись во Фран-ции, ку-да при-ве-ли его эми-г-ран-тские пу-ти. В пер-вые го-ды эми-г-ра-ции, по-се-лив-шись на юге Фран-ции, он за-ни-мал-ся сель-ским хо-зяй-ст-вом, был ок-ру-жен уче-ни-ка-ми и дру-зь-я-ми, а за-тем при-нял свя-щен-ст-во. Отец Алек-сандр яв-ля-ет-ся од-ним из со-зда-те-лей Рус-ско-го Сту-ден-че-с-ко-го Хри-с-ти-ан-ско-го Дви-же-ния, стро-ив-ше-го-ся по то-му са-мо-му круж-ков-ско-му прин-ци-пу, столь свой-ст-вен-но-му рус-ской пе-да-го-ги-ке, ко-то-рую они «про-хо-ди-ли» вме-с-те с Эр-ном и Фло-рен-ским еще в Ти-ф-ли-се. Де-ло это про-дол-жил не-дав-но по-чив-ший сын от-ца Алек-сан-д-ра Ель-ча-ни-но-ва Ки-рилл Ель-ча-ни-нов. Впро-чем, это от-дель-ная, ув-ле-ка-тель-ная и по-учи-тель-ная те-ма.

 

При-ме-Ча-ниЯ

 

1.Фло-рен-ский Па-вел, свя-щен-ник. Де-тям мо-им. Вос-по-ми-на-нья про-шлых дней. М., Моск. ра-бо-чий. 1992.

2. П. А. Фло-рен-ский. Ав-то-био-гра-фия. На-ше на-сле-дие. 1988. №1. С. 75.

3. П. А. Фло-рен-ский. Эм-пи-рея и Эм-пи-рия. // Бо-го-слов-ские тру-ды. Сбор-ник двад-цать седь-мой. Из-да-ние Мос-ков-ской Па-т-ри-ар-хии. М., 1986. С. 294.

4. П. А. Фло-рен-ский. Эм-пи-рея и Эм-пи-рия. // Бо-го-слов-ские тру-ды. Сбор-ник двад-цать седь-мой. Из-да-ние Мос-ков-ской Па-т-ри-ар-хии. М., 1986.

5. Па-вел Фло-рен-ский и сим-во-ли-с-ты: Опы-ты ли-те-ра-тур-ные. Ста-тьи. Пе-ре-пи-с-ка // Сост., под-гот. тек-с-та и ком-мент. Е. В. Ива-но-вой. – М., Язы-ки сла-вян-ской куль-ту-ры. 2004.

6. М. А. Но-во-се-лов (1869–1939?) – про-фес-сор Мос-ков-ско-го уни-вер-си-те-та, один из ор-га-ни-за-то-ров «Брат-ст-ва взы-с-ку-ю-щих хри-с-ти-ан-ско-го про-све-ще-ния», из-да-тель «Ре-ли-ги-оз-но-фи-ло-соф-ской биб-ли-о-те-ки», по-сле Ок-тя-брь-ской ре-во-лю-ции при-нял мо-на-ше-ст-во, в 1928 г. аре-с-то-ван и со-слан в Си-бирь, где скон-чал-ся или был рас-ст-ре-лян.

7. Н. А. Бер-дя-ев (1874–1947) – фи-ло-соф, ли-те-ра-тор, пуб-ли-цист, ре-ли-ги-оз-но-об-ще-ст-вен-ный де-я-тель.

8. К. М. Аг-ге-ев (1868–1919) – пра-во-слав-ный свя-щен-ник, бо-го-слов, уча-ст-ник ре-ли-ги-оз-но-фи-ло-соф-ских со-бра-ний в Пе-тер-бур-ге, Мос-ков-ско-го и Пе-тер-бург-ско-го ре-ли-ги-оз-но-фи-ло-соф-ских об-ществ.

9. «Он ду-ма-ет, что эта да-ма яв-ля-ет-ся вто-рой ма-дам гра-фи-ней Бо-б-рин-ской, или про-сто-на-про-с-то жен-щи-ной де-с-по-тич-ной и ка-п-риз-ной. Она не же-ла-ет со-зда-вать ре-ли-ги-оз-ную пра-во-слав-ную шко-лу, иметь де-ло с Цер-ко-вью, по ее за-мыс-лу это шко-ла...» (франц.)

10 Г. А. Ра-чин-ский (1859–1939) – ре-ли-ги-оз-ный пуб-ли-цист, ре-дак-тор и пе-ре-вод-чик.

11. Взы-с-ку-ю-щие гра-да. Хро-ни-ка ча-ст-ной жиз-ни рус-ских ре-ли-ги-оз-ных фи-ло-со-фов в пись-мах и днев-ни-ках С. А. Ас-коль-до-ва, Н. А. Бер-дя-е-ва, С. Н. Бул-га-ко-ва, Е. Н. Тру-бец-ко-го, В. Ф. Эр-на и др. – М., Шко-ла «Язы-ки рус-ской ли-те-ра-ту-ры». 1997. С. 578-579.

 

Мы пред-ла-га-ем вни-ма-нию чи-та-те-лей пе-ре-пи-с-ку П. А. Фло-рен-ско-го с се-мь-ей и близ-ки-ми в 1904 г. Пись-ма при-во-дят-ся с не-ко-то-ры-ми со-кра-ще-ни-я-ми, по воз-мож-но-с-ти со-хра-не-на ор-фо-гра-фия под-лин-ни-ков. Что-бы не вы-но-сить в при-ме-ча-ния на-и-бо-лее ча-с-то упо-ми-на-е-мых пер-со-на-жей пе-ре-пи-с-ки, при-во-дим крат-кие све-де-ния о них:

 

Па-па – Фло-рен-ский Алек-сандр Ива-но-вич (1850–1908) – отец П. А. Фло-рен-ско-го.

Ма-ма – Фло-рен-ская Оль-га (Са-ло-мэ) Пав-лов-на (1859–1951) – мать П. А. Фло-рен-ско-го.

Лю-ся – Юлия Алек-сан-д-ров-на Фло-рен-ская (1884–1947) – се-с-т-ра П. А. Фло-рен-ско-го. В 1904 г. на-хо-ди-лась с те-тей Р. П. Са-па-ро-вой на уче-бе в Швей-ца-рии.

Ли-ля – Ели-за-ве-та Алек-сан-д-ров-на Фло-рен-ская (1886–1967) – се-с-т-ра П. А. Фло-рен-ско-го.

Са-ша, Шу-ра – Алек-сандр Алек-сан-д-ро-вич Фло-рен-ский (1888–1938) – брат П. А. Фло-рен-ско-го.

Ва-ля – Оль-га Алек-сан-д-ров-на Фло-рен-ская (1890–1914), се-с-т-ра П. А. Фло-рен-ско-го.

Го-ся, Агу-ся, Гу-сень-ка – Ра-и-са Алек-сан-д-ров-на Фло-рен-ская (1894–1932) – се-с-т-ра П. А. Фло-рен-ско-го.

Ан-д-рей, Ан-д-рю-ша, Ан-д-рей-ка, Ан-д-рик – Фло-рен-ский Ан-д-рей Алек-сан-д-ро-вич (1899–1961) – млад-ший брат П. А. Фло-рен-ско-го.

Ли-за, те-тя – Ели-за-ве-та Пав-лов-на Са-па-ро-ва, в за-му-же-ст-ве Ме-лик-Бег-ля-ро-ва (1854–1919), се-с-т-ра ма-те-ри П. А. Фло-рен-ско-го. Дя-дя Сер-гей – ее муж Сер-гей Тей-му-ра-зо-вич Ме-лик-Бег-ля-ров, их де-ти Мар-га-ри-та и Да-вид, Хри-с-то-фор Алек-сан-д-ро-вич Ога-нь-ян – муж Мар-га-ри-ты Сер-ге-ев-ны Ме-лик-Бег-ля-ро-вой.

Со-ня, те-тя – Со-фья Пав-лов-на Са-па-ро-ва, в за-му-же-ст-ве Ка-ра-мян (1966–1939), се-с-т-ра ма-те-ри П. А. Фло-рен-ско-го. Ни-ко-лай Рос-то-мо-вич Ка-ра-мян – ее муж, их де-ти Ха-ма-як, Мар-га-ри-та, Ели-за-ве-та.

Рем-со, те-тя – Реп-си-мия Пав-лов-на Са-па-ро-ва (1865 – ра-нее 30-х го-дов), в за-му-же-ст-ве Та-в-ри-зо-ва, Ко-но-ва-ло-ва, се-с-т-ра ма-те-ри П. А. Фло-рен-ско-го.

Са-па-ро-вы: Та-ма-ра Ар-ка-дь-ев-на, в за-му-же-ст-ве Ар-манд, Ни-на Ар-ка-дь-ев-на и Еле-на Ар-ка-дь-ев-на (Еля) – дво-ю-род-ные се-с-т-ры П. А. Фло-рен-ско-го.

Се-мен-ни-ко-вы: Ни-ко-лай – со-уче-ник Фло-рен-ско-го по гим-на-зии и по Мос-ков-ско-му уни-вер-си-те-ту, Вар-ва-ра Ни-ко-ла-ев-на – его мать, Аль-би-на Кон-стан-ти-нов-на – ба-буш-ка.

Ху-да-до-вы: Ни-ко-лай Алек-се-е-вич, «док-тор Ху-да-дов»– друг А. И. Фло-рен-ско-го по 1-й ти-ф-лис-ской гим-на-зии, врач, об-ще-ст-вен-ный де-я-тель ра-ди-каль-ных убеж-де-ний, ос-но-ва-тель в Ти-ф-ли-се об-ще-ст-ва трез-во-с-ти, вос-крес-ных школ гра-мот-но-с-ти для ра-бо-чих, его же-на Ан-на Вла-ди-ми-ров-на, урож-ден-ная Ти-зен-га-у-зен, их де-ти Ма-рия (Ма-ня), Вла-ди-мир (Во-ло-дя Ху-да-дов), Алек-сандр (Шу-ра Ху-да-дов).

Ан-д-ро-со-вы: ин-же-нер Ва-си-лий Ива-но-вич, его же-на Ма-рия Ни-ко-ла-ев-на, их де-ти Со-ня и Ва-ня.

Версия для печати