Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Нева 2005, 9

Журнал "Нева" и Илья Голанд

В первом номере журнала “Нева” 1955 года, на фронтисписе, была помещена фотография Ильи Голанда “Ледоход на Неве” под символическим названием “Лед тронулся…”.

Тогда творческая интеллигенция Ленинграда была заинтересована в толстом журнале и возлагала на него большие надежды.

В “Неву” Илью Голанда привел Геннадий Андреевич Коротков, художественный редактор издания, человек интересный и по-своему замечательный. Геннадий Андреевич знал фотографа по журналу “Архитектура и строительство Ленинграда”, где часто публиковались его работы.

По заданию редакции Илья Голанд посещал мастерские многих талантливых художников Ленинграда — Мыльникова, Соколова, Лебедева, Моисеенко, Кабачека, Непринцева — и фотографировал их работы на цветную пленку. А потом репродукции с этих картин публиковались на цветных вклейках журнала под рубрикой “По мастерским ленинградских художников”.

Когда картины из собрания Дрезденской галереи покидали нашу страну, Голанд был командирован редакцией журнала в Москву, в музей им. А. С. Пушкина для фотосъемки. Необходимо было сделать цветные фотографии картин и комплекты цветоделенных диапозитивов для их воспроизведения на выставочном стенде (вклейке). В поездке мастера сопровождала жена, Анна Голанд.

С заданием фотограф справился, и весьма успешно, но, возвращаясь в Ленинград на своем “Москвиче”, попал в аварию. Машина сделала тройное сальто и опрокинулась на крышу. Коробки с негативами высыпались в снег, но их подобрали; ничего не засветилось, и таким образом была спасена двухнедельная напряженная работа. Какова же была радость троих детей, когда отец и мать вернулись домой!

Впоследствии Илья Голанд сам ходил на художественные выставки и выискивал “изюминки” для журнала. При этом он продолжал вести интенсивную съемку города и пригородов, ездил фотографировать в Москву. Редакция “Невы” первой увидела детище фотохудожника — цветной фотоальбом “Москва”. Фотограф показывал в редакции макеты и других, так и не осуществленных изданий. На празднование пятой годовщины со дня основания журнала Илья и Анна Голанды были официально приглашены на юбилейный вечер в редакцию на Невский пр., 3, где тогда собрались руководство, сотрудники, писатели, художники, артисты…

За оперативную съемку картин Дрезден-ской галереи и за плодотворное сотрудничество с редакцией Илья Голанд в 1961 году по рекомендации журнала “Нева” был принят в Союз журналистов СССР.

Фотограф проработал в “Неве” вплоть до безвременной кончины Геннадия Короткова.

В одном из номеров журнала были помещены этюды Ильи Голанда и короткая заметка о нем, в которой фотограф был назван “человеком на одной ноге”. Это было далеко от истины, так как он был не на “одной ноге”, а на одном протезе! Но это было признание, пусть не большое, того, что был такой замечательный фотограф — Илья Борисович Голанд.

Борис Голанд

Версия для печати