Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Нева 2005, 7

Памятники фельдмаршалу М. Б. Барклаю-де-Толли

Выдающийся российский полководец Михаил Богданович Барклай-де-Толли происходил из древней шотландской фамилии и родился 13 декабря 1761 года на границе Лифляндии и Курляндии на мызе Памушисе в доме дворянина, отставного поручика российской армии Вейнгольда Готтарда Барклая-де-Толли. Князь и генерал-фельдмаршал скончался 14 мая 1818 года в доме на мызе Штилитцен близ Инстербурга (ныне город Черняховск Калининградской области) на 57-м году жизни. А между этимидвумя датами уместились эстлядское младенчество 1, петербургское детство и отрочество, обучение письму, языкам, арифметике да географии, сдача экзамена на первый офицерский чин — младшего кавалерийского офицера-корнета, служба в полках и корпусах, командование армиями, участие в русско-турецкой и русско-шведской войнах, сражения с ордами Наполеона, высокие посты, должности, чины и награды, ранения и... болезни.

Барклаю-де-Толли установлено всего семь памятников, некоторые из которых сегодня находятся на территории других государств, его скульптурные изображения можно найти в ряде монументов. Давайте же вспомним о них.

 

Первый памятник Барклаю-де-Толли был сооружен в Германии в 1818 году над местом захоронения сердца полководца, в трехстах метрах от дома на мызе Штилитцен (недалеко от Инстербурга в Восточной Пруссии) по инициативе короля Фридриха Вильгельма III.

Автором четырехметрового обелиска герою Отечественной войны 1812 года, оказавшему столько услуг Пруссии, стал знаменитый берлинский архитектор и художник К. Ф. Шинкель, типичный представитель классицизма, использовавший иногда в своих строгих по форме произведениях мотивы псевдоготики.

Шинкель создал богато декорированный прямоугольный в плане обелиск, увенчанный орнаментальными акротериями и расширяющийся к своему подножию. Двенадцать лавровых венков, что соответствует цифре 12, то есть 1812 году, украшают верхнюю часть памятника. Под ними на лицевой и противоположной гранях монумента — на одной на русском, на другой на немецком языках — выбиты надписи, перечисляющие все награды и титулы Барклая-де-Толли 2: “Князь Михаил Богданович Барклай-де-Толли, Российской Империи фельдмаршал. Главнокомандующий 1-ю армией, член Государственного Совета и кавалер орденов Российской Империи: святого апостола Андрея Первозванного, святого Александра Невского, святого Георгия 1-го класса, святого равноапостольного князя Владимира 1-й степени, святой Анны 1-го класса и жалованный шпагою, алмазами изукрашенною, орденами королей прусских Черного и Красного Орла, императрицы Австрии Марии Терезии командор, короля Французского Святого Людовика и Почетного легиона 1-й степени, шведским орденом Меча первой степени, короля Великобритании орденом Бани 1-й степени, нидерландским Военным орденом 1-й степени и короля Саксонии орденом святого Генриха. Родился в 1761 году; скончался 14 мая 1818 года”.

На двух боковых гранях обелиска выбиты еще две надписи на тех же языках: “Достойному полководцу, проложившему себе стезю славы мужеством и храбростью во многих боях и ознаменовавшемуся победами, предводительствуя союзными войсками в войне, освободивщей народы в 1813, 1814 и 1815 годах, соорудил сей памятник Король Фридрих Вильгельм III”.

Ниже надписей по граням монумента автор расположил четырех бронзовых орлов с распростертыми крыльями и как бы готовых взлететь и лететь на все четыре стороны света с известием о Барклае-де-Толли, а под ними — изображения военных атрибутов: кирас, шлемов, барабанов, труб, сабель, шпаг, штыков, ружей, пушечных стволов, ядер. Низ обелиска украшен ниспадающими лавровыми гирляндами, перевитыми лентами.

Памятник Барклаю-де-Толли пользовался большим почетом среди немецкого населения, у него день и ночь стоял почетный караул.

В 1823 году недалеко от родового имения вдовы полководца Бекгоф (Феллинского уезда Лифляндской губернии) на небольшой овальной площадке, под тенью высоких деревьев архитектор из Петербурга А. Ф. Щедрин построил великолепный мавзолей — в строгом классическим стиле с двухколонным портиком, над которым поместил герб Барклая-де-Толли и его девиз “Верность и терпение”.

Мавзолей, названный впоследствии “Великой гробницей Эстонии”, стоит на правом берегу реки Эмбах, на высоком холме, где любил вечерами прогуливаться больной фельдмаршал и часто оставался в одиночестве, любуясь живописными далями. Здесь же, в кургане, по приказу Барклая-де-Толли был захоронен его боевой конь.

Деревушка, возле которой находится мавзолей, в настоящее время называется Йыгевесте, в Южной Эстонии, и когда-то входила в состав Лифляндии.

Мавзолей представляет собой памятник-часовню со склепом. Усыпальница военачальника сооружена из кирпича и дикого камня, с железными дверями и крышею, увенчанною прямым крестом. На стенах часовни, отделанных под мрамор, помещены бронзовые доски с описанием службы и подвигов фельдмаршала.

В 1823 году в мавзолее, рядом с Барклаем-де-Толли, была похоронена и его жена Елена Августа, а потом неподалеку — и их сын Магнус.

Внутри мавзолея известный петербург-ский ваятель В. И. Демут-Малиновский создал очень сложный скульптурно-архитектурный надгробный монумент, отличающийся четкостью и ясностью композиции, мужественностью и героичностью образов, документальным воспроизведением сюжетов.

В центре его на пьедестале из белого мрамора установлен решенный в классической форме гермы, окутанной античными драпировками, портретный бронзовый бюст Барклая-де-Толли в натуральную величину. По бокам его расположены две женские бронзовые аллегорические фигуры: с правой стороны — стоящая Минерва, венчающая полководца лавровым венком славы, в другой ее руке щит с гербом фельдмаршала с девизом “Верность и терпение”; с левой стороны — сидящая фигура, охватившая руками урну, олицетворяет собой Россию, оплакивающую прах своего героя.

Бронзовые бюст и женские фигуры композиционно связаны с пирамидой, примыкающей к стене. Цвет бронзы хорошо гармонирует с цветной окраской мраморной пирамиды.

Основание пирамиды составляют массивные гранитные блоки, в верхний из которых вмонтирован бронзовый барельеф, изображающий вступление русских войск в Париж под командованием Барклая-де-Толли, представленного на первом плане на коне со своей многочисленной свитой. По обе стороны барельефа — изображения мечей и лавровых венков.

На мраморном пьедестале бюста в большом овале высечена золоченая надпись по красному порфиру: “Князю Барклай-де-Толли”. Впереди постамента золоченая подушка, на которой уложены ордена, маршальский жезл, княжеская корона, каска фельдмаршала и т. д. Позднее, в годовщину Бородинского сражения, в 1912 году, на подушку была возложена золотая юбилейная медаль с портретом Александра I — в память об Отечественной войне 1812 года. На боковых гранях пьедестала — золоченые доски с надписями о годах жизни, времени вступления в брак и т. д.

Во втором памятнике, посвященном Барклаю-де-Толли, в основу своего замысла скульптор заложил не мужественное, героическое начало, а чувство грусти, скорби, раздумья, оплакивания. Это определялось характером монумента как надгробия.

25 декабря 1837 года после молебствия по первому пушечному выстрелу, прозвучавшему с бастиона Петропавловской крепости, на площади перед Казанским собором был торжественно открыт монумент прославленному полководцу (авторы: скульптор Б. И. Орлов-ский, архитектор В. П. Стасов). Завеса с белыми и розовыми полосами, закрывавшая подножие бронзового изваяния, пала, и взорам собравшихся открылась вырубленная в полированном граните и вызолоченная надпись: “Фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли 1812, 1813, 1814 и 1815” (высота фигуры — 4,1 метра, высота пьедестала — 3,45 метра) 3.

Северная столица России украсилась новым памятником “чести народа и благодарности отечества герою” в двадцать пятую годовщину изгнания французов за пределы отечества.

В среду, 29 декабря, в 11 часов дня все войска санкт-петербургского военного гарнизона выстроились на Адмиралтейской площади и прошли торжественным маршем мимо монумента “начальника народных наших сил”.

Газета “Северная пчела”, описывая парад “гвардейского корпуса в полном его составе”, отметила: “…сподвижники Отечественной войны воспламенились сладостным воспоминанием о своих трудах… Юные их товарищи кипели ревностью пойти во след великим образцам и сделаться достойными их преемниками…”

 

В то время, когда скульптор Орловский практически закончил уже работать над статуей Барклая-де-Толли, возник вопрос о возведении памятника “покойному генерал-фельдмаршалу” в Дерпте (Тарту), где полководец бывал довольно часто.

К составлению “рисунка сего монумента”, кроме Орловского, была привлечена многочисленная группа членов Императорской Академии художеств “по части скульптуры и архитектуры”: В. И. Демут-Малиновский, А. И. Мельников, В. И. Беретти, А. П. Брюллов, братья Тоны, С. И. Гальберг, Х. Ф. Мейер.

Орловский объявил, что “памятник для города Дерпта мог бы быть произведен по сделанной им модели статуи, которая имеет быть поставлена противу ворот (проезда) Казанского собора”. Предложение скульптора не было принято, и ваятель, имея “занятия по высочайшему повелению, которые требуют значительного времени для окончания”, отказался от дальнейшего участия в составлении “новых проектов” памятника Барклаю-де-Толли.

Конкурс выиграл Демут-Малиновский, решив монумент в виде колоссального бронзового бюста, поставленного на пьедестал из красного полированного гранита. Подножие памятника со всех сторон ваятель украсил исполненными из бронзы различными предметами военного снаряжения: знамен, обмундирования и вооружения того времени в натуральную величину.

Памятник полководцу установлен в центре Тарту на склоне холма Тоомемяги в маленьком сквере, разбитом на площади, носящей имя героя Отечественной войны 1812 года. Рядом возвышается церковь св. Дионисия.

В верхней части пьедестала золочеными литерами надпись: “Генералу-фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли”. Ниже на мраморной доске другая: “Незабвенному полководцу от войск под начальством его состоявших, в память военных подвигов 1812, 1813 и 1814 годов. Сооружен в 1848 г.”.

Фельдмаршал изображен в военном мундире, у него через плечо переброшен плащ, что придает бюсту несколько романтический характер. Глубокая посадка глаз, характер осанки, посадка и движение головы создают впечатление величавого образа полководца — несколько сурового, замкнутого, ушедшего в себя человека.

Памятник, сооруженный в натуре ввиду смерти Демут-Малиновского 16 июля 1846 года архитектором Щедриным (автор пьедестала), был воздвигнут на средства офицеров 1-го армейского корпуса, действовавшего под начальством Барклая-де-Толли против французов.

Торжественное открытие монумента состоялось 11 ноября 1849 года.

 

19 сентября 1911 года Рижская городская дума на своем заседании решила соорудить в Риге памятник одному из героев Отечественной войны 1812 года, уроженцу Лифляндии, князю и генерал-фельдмаршалу Барклаю-де-Толли — “в ознаменование столетней годовщины избавления России от нашествия Наполеона”.

Близкие родственные отношения связывали полководца со столицей Лифляндии. Его дед Вильгельм Барклай-де-Толли по отцов-ской линии — богатый, преуспевающий юрист и негоциант, был сначала муниципальным советником Большой гильдии Риги, а потом и бургомистром этого процветающего ганзей-ского города.

Место для сооружения памятника Барклаю-де-Толли было выбрано прекрасное — в сквере около Кафедрального собора, на углу Александровского бульвара и Елисаветинской улицы 4.

Дума ассигновала на эти цели 25 тысяч рублей. Кроме того, жители Прибалтийского края собрали по подписке столько же.

На объявленный конкурс было представлено всего 43 проекта памятника под различными девизами, большинство из которых было прислано из-за границы (из Германии).

11 июня 1912 года газета “Рижская мысль” писала по поводу представленных на конкурс проектов: “Невелика скульптура наших дней, и требовать от нее многого не приходится, но неудовлетворенность большинства выставленных в городском художественном музее проектов памятника Барклаю-де-Толли превосходит все ожидания... Главная масса поражает своим однообразием. 20, если не больше, фигур созданы по одному и тому же избитому образцу — пьедестал из камня или железа и статуя Барклая всюду одна и та же, с лишь немного видоизменяющеюся головой. Большинство фигур негармоничных, мало естественных, отличающихся грубостью членов и небрежностью линий; все они тяжелые, неудачно коренастые, с грубым лицом... Есть на выставке и около десятка групп, но все они, за исключением одной, неудачны... Группа № 25 единственная, которая позволяет глазу отдохнуть, от остальных же проектов веет непроходимой скукой…”

Жюри в составе тайного советника, профессора скульптуры Р. Дица из Дрездена, академика и скульптора Санкт-Петербургской Академии художеств Р. К. Залемана и рижского городского архитектора Р. Шмелинга единогласно отдало своисимпатии — трем проектам памятника Барклаю-де-Толли одного и того же автора — профессора скульптуры В. Вандшнейдера-Шарлоттенбурга из Берлина, присудив ему все три первые премии с общей суммой в три тысячи рублей.

“Все три проекта, — писала далее газета “Рижская мысль”, — задуманы... очень просто: на каменном пьедестале высится во весь рост и в военном генеральском костюме статуя Барклая-де-Толли; разница между отдельными проектами в позе и одеянии. № 40, получивший первую премию, изображает Барклая в шинели, опирающегося на саблю обеими руками и глядящего мужественно и просто вперед. Художник 5 сумел придать выражению этой статуи много благородства и величия, нисколько не нарушая правдивости и натуральности. Памятник прост, естествен и гармоничен, в нем много вкуса, образцовая выдержка линий и законченность деталей; компоновка прекрасная; стиль вполне выдержанный. № 36, получивший вторую премию, изображает Барклая в боевом одеянии, без шинели: левая рука его опирается на саблю, правая со свитком...; лицо вполоборота к туловищу и более чем следует надменное. Этот проект выполнен тоже образцово, но в нем правая рука в плече и левая в целом едва заметно дисгармонируют с осанкой. Но памятник производит вполне выгодное впечатление. № 39, получивший третью премию, дает того же, что и два первых, Барклая, но во французской позе со скрещенными на груди руками, задумчиво глядящего вдаль; на этой модели лицо Барклая наименее надменное, и весь он как будто иной. Все три памятника поставлены на очень простом пьедестале без украшений со скромною надписью: “Фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли”.

9 сентября 1912 года в первом часу пополудни состоялась торжественная закладка памятника Барклаю-де-Толли, которой был придан характер всеобщего празднования юбилея Отечественной войны 1812 года. В торжествах участвовали гражданская и военная администрации города, войска местного гарнизона, пожарное ведомство, различные местные организации, многочисленное население Риги 6.

Газета “Рижский вестник” писала 17 июля 1913 года: “Памятник князю М. Б. Барклаю-де-Толли в настоящее время уже закончен постройкой. Вчера установлена на постамент металлическая (бронзовая) фигура полководца (высотой почти 5 метров и весом в две тонны). На лицевой стороне памятника надпись: └Генерал-фельдмаршал князь Барклай-де-Толли”. На боковых сторонах постамента годы: 1812 и 1912 (цифры и надпись в гирляндах). Открытие памятника последует в конце августа или начале сентября с. г. По ночам памятник охраняется стражей”.

Но торжественный церемониал открытия долгожданного монумента Барклаю-де-Толли состоялся только лишь 13 октября 1913 года. Бронзовый полководец, чья статуя была, видимо, доработана автором, предстал перед собравшимися во весь свой могучий рост, спокойно стоящим, с фельдмаршальским жезлом в правой руке, согнутой в локте, в генераль-ском мундире, плаще и треуголке с султаном, надвинутой на глаза 7.

Менее двух лет простоял этот памятник в Риге. В 1915 году, когда над столицей Лифляндии нависла угроза оккупации немецкими войсками в Первую мировую войну, в конце июля его сняли с пьедестала, упаковали в деревянный ящик и отправили железной дорогой в Москву, где монумент должен был быть помещен в Интендантский склад и храниться там до лучших времен. Однако в вихрях революции и гражданской войны следы скульптуры затерялись.

В 2001 году известный рижский предприниматель и президент фирмы “Teikas nami” Е. Я. Гомберг решил восстановить памятник Барклаю-де-Толли на собственные средства. По сохранившейся авторской гипсовой масштабной модели под девизом “1812 год”, хранящейся в закрытом фонде музея Риги и мореходства и фотографиям монумента начала прошлого века санкт-петербургский скульптор А. А. Мурзин воссоздал почти пятиметровую статую Барклая-де-Толли, привнеся в нее свое понимание образа этого прославленного российского полководца. Сохранившийся пьедестал из светло-серого гранита обновил архитектор И. Селдбергс. Церемония открытия нового бронзового монумента русскому фельдмаршалу состоялась 1 июля 2002 года. На том же самом месте — в сквере возле Кафедрального собора Риги.

 

На Бородинском поле у подножия батареи генерала Н. Н. Раевского в 1912 году по проекту архитектора В. В. Воейкова было сооружено здание Бородинского музея. На полукруглой площадке перед входом в музей — бюсты прославленных русских полководцев: в центре — гранитный бюст “маститого стража страны державной” фельдмаршала М. И. Кутузова, рядом бронзовые скульптурные портреты князя, генерала от инфантерии П. И. Багратиона и князя, генерал-фельдмаршала Барклая-де-Толли (справа от входа вмузей). Памятник “вождю несчастливому” представляет собой колоссальный погрудный бюст размером 60х110 см, установленный на гранитный постамент размером 120х80х160 см.Скульптурный портрет военачальника отливали на Мытищинском заводе художественного литья, и он был поставлен перед зданием музея в 1947 году, к 135-летию Бородинской битвы. Автор памятника — белорусский ваятель З. И. Азгур.

 

На Кутузовском проспекте Москвы недалеко от музея-панорамы “Бородинская битва” и музея “Кутузовская изба” возвышается памятник, торжественное открытие которого состоялось 6 июля 1973 года. На лицевой грани постамента, на котором стоит конная статуя светлейшего князя Смоленского, генерал-фельдмаршала Кутузова, помещены две бронзовые надписи: “Михаилу Илларионовичу Кутузову” и “Славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 года”.

В основании гранитный пьедестал с трех сторон окружен бронзовыми горельефами. Здесь изображены отважные солдаты и ополченцы, народные мстители и партизаны. В группе талантливых полководцев, ближайших соратников и сподвижников Кутузова, вслед за князем, генералом от инфантерии Багратионом, помещено скульптурное изображение Барклая-де-Толли.

Еще одна бронзовая фигура “начальника народных наших сил” находится на велико-новгородском памятнике “Тысячелетию России”, на опоясывающем монумент барельефе, насчитывающем 109 замечательных деятелей Российского государства. Торжественный церемониал открытия этого грандиозного произведения русской скульптуры состоялся 8 сентября 1862 года.

В некотором смысле курьезом было помещение скульптурного портрета Барклая-де-Толли в знаменитой Регенсбургской Валгалле 8, гигантском памятнике-мемориале знаменитым немецким полководцам. Считая российского фельдмаршала немцем, авторы мемориала поставили Барклая-де-Толли в один ряд со своими военачальниками. В значительной степени это объясняется тем, что наши отечественные историки весьма мало внимания уделяли выдающемуся герою Отечественной войны 1812 года и не опровергали ложных слухов и концепций о его происхождении, жизни и деятельности.

Валгалла — величественное здание на возвышенности, недалеко от Регенсбурга, на берегу Дуная, у Донауштауфа, воздвигнутое по идее баварского короля Людвига I и по проекту архитектора Л. Кленце 9. Строительство “Дворца павших” продолжалось с 1830-го по 1842 год. От подножия холма поднимаются 250 мраморных ступеней к массивному, выведенному в виде террасы фундаменту храма, построенного из светло-серого мрамора. Размеры здания: длина — 138 метров, ширина — 91 метр, высота — более 60 метров. Внутренность “чертога убитых” представляет прямо-угольник, разделенный на три отделения, из которых в среднем находятся две сидящие, а в обоих боковых — две стоящие богини победы. Кругом стен тянется мраморный фриз, представляющий в рельефах картины из жизни древней Германии. Под фризом у стен поставлены на консолях и постаментах мраморные бюсты знаменитых немцев, среди которых нашлось место и для Барклая-де-Толли.

Но самый замечательный памятник Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли создали не ваятели и архитекторы, а наш гений А. С. Пушкин, написавший 7 апреля 1835 года стихотворение “Полководец”, в котором на столетия увековечил “вождя несчастливого”, покрытого “славою чудесного похода” и “вечной памятью двенадцатого года”. Памятники и монументы, из каких бы они ни были сделаны материалов, можно разрушить, уничтожить, а рукописи, как утверждают, не горят!

 

1 Лифляндия — официальное название территории Северной Латвии и Южной Эстонии в XVII — начале XX века. Курляндия — историческое название области в западной части Латвии до 1917 года. Эстляндия — историческое название Северной Эстонии.

2 Указаны только ордена 1-й степени и 1-го класса, так как в царской России полагалось носить только одну, высшую степень или класс ордена, снимая знаки низших разрядов. Исключение составляли ордена св. Владимира и св. Георгия — их обладатель был обязан носить кресты всех степеней и классов, а также ордена св. Анны и св. Станислава с мечами, которые носились “при всех старших орденах и высших степенях сего ордена”.

3 Подробности истории создания этого петербургского памятника см. в 4-м номере журнала “Нева” за 1997 год.

4 По другую сторону Кафедрального собора городские власти предполагали поставить памятник еще одному знаменитому прибалтийцу — графу, инженер-генералу Э. И. Тотлебену, участнику обороны Севастополя в1854–1855 гг., руководителю осады Плевны в русско-турецкую войну 1877–1878 гг. Но этот замысел не был осуществлен.

5 Профессор скульптуры В. Вандшнейдер-Шарлоттенбург родился в 1866 году в Мекленбурге, умер в 1942 году в Берлине. Учился в Берлинской академии у А. Вольфа и Р. Бегаса. По его проектам сооружен ряд памятников в Германии: князю Отто фон Шенхаузену Бисмарку в Дортмунде и Шверине, великому герцогу Фридриху Францу в Роштоке, немецкому писателю Ф. Рейтеру в Ставенгагене и другие.

6 В ознаменование столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года 4 июля 1912 года была совершена закладка православного храма-памятника на Иоанновском кладбище Московского предместья Риги.

7 В 1913 году в связи со столетней годовщиной изгнания наполеоновских войск из России были торжественно открыты памятники: в Смоленске — героям Отечественной войны с надписью “Благодарная Россия героям 1812 г.” — 10 сентября; в г. Вернее Московской губернии — генерал-лейтенанту И. С. Дорохову — 29 сентября; под Лейпцигом на месте битвы “Битва народов” — 5 октября, в присутствии представителей России, Германии, Австрии и Швеции; на Бородинском поле “Мертвым великой армии” — солдатам, офицерам и генералам наполеоновской армии; в Кекау Лифляндской губернии — в память сражений русских войск с французами 10 августа, и 14 сентября 1812 года в окрестностях Далена — 15 сентября.

8 Валгалла (староскандинавское — дворец павших) — в скандинавской мифологии дворец бога Одина, куда после смерти переносятся души павших в боях героев. Миф о Валгалле отразил представление о загробном мире воинственной родоплеменной скандинавской знати.

9 Лео Кленце — выдающийся архитектор, главнейший сподвижник короля Людвига I в области монументального строительства. Родился в г. Шладене (курфюршество Саксония) в семье чиновника. Обучался в гуманитарном “Коллегиум Каролинум” в г. Брауншвейге (Саксония), в мастерских архитекторов Ф. В. Хирта и Ф. Жилли в Берлине, в Париже, где посещал мастерские Ш. Персье и П. Ф. Фонтена, архитектурную подготовку завершил поездкой в Италию. Валгалла — одно из самых знаменитых творений Кленце. В Петербурге, куда зодчий приезжал семь раз — с 1839-го по 1851 год, по проекту знаменитого немецкого архитектора построено здание Нового Эрмитажа.