Опубликовано в журнале:
«Нева» 2005, №6

Важнейшие мифы еврейского народа

Михаил Михайлович Богословский родился в 1939 году в Ленинграде. Окончил ЛГУ в 1963 году. Доктор биологических наук, религиовед. Автор двух книг и многих публикаций по истории религии. Живет в Санкт-Петербурге.

 

Мысль написать эту статью возникла при знакомстве с современной околорелигиозной и светской литературой, посвященной истории еврейского народа. Несмотря на то, что наше государство по Конституции светское, в нашей стране (как и во всем мире) и сегодня история еврейского народа излагается в соответствии с мифами и легендами, составляющими существенную часть Библии. Назначение этой литературы — внушить читателю, что существует только одна история еврейского народа — библейская, и она-то и является подлинной, которой надо свято верить.

Между тем сегодня только фанатичные иудейские и христианские фундаменталисты настаивают на том, что все, что написано в Библии, является правдой. Более популярным среди продвинутых богословов (в частности, католических и, особенно, протестантских) являются заявления, что Библия не учебник истории и естествознания.

Поскольку история еврейского народа и Палестины сегодня не закончилась и она имеет нелегкое продолжение, люди должны знать правду о тех исторических событиях, с которыми связано появление евреев в Палестине. Без исторической реконструкции тех давних событий не только нельзя понять подлинную (а не вымышленную) историю еврейского народа, но и то, что сегодня продолжает происходить на территории Палестины — непрерывную вражду, переходящую в вооруженное столкновение двух братских семитских народов — евреев и арабов, а также ее исторические корни.

“Исход” с точки зрения Библии и исторической науки

К числу важнейших событий в истории еврейского народа, которые описаны в Библии, а точнее в Ветхом завете, принадлежит так называемый исход евреев из Египта, изложенный во “Второй книге Моисеевой”. Согласно этой истории, однажды небольшая группа еврейских кочевников (70 человек) в связи с затяжной засухой подошла к границе с Египтом и обратились к фараону с просьбой разрешить их скоту попастись в дельте Нила на лугах “земли Гесем”. Фараон согласился и пустил их на свои земли. Причем период времени пребывания на этих землях никак не оговаривался. Мол, гостите, сколько хотите. И прожили они на гостеприимной земле Египта ни много ни мало… 430 лет.

Судя по тому, что “евреи владели землей Гесем”, “плодились и весьма умножались” (Бытие 47:27), Иегова действительно заботился о них и обеспечил им там такую жизнь, которую рабской назвать никак нельзя. Правильнее было бы сказать, что это было время процветания евреев, против чего, как следует из этого мифа, фараон сперва не имел ничего против. И только когда численность евреев в Египте превысила численность египтян (!), фараон, естественно, забеспокоился и стал опасаться, что при нашествии врагов облагодетельствованные им евреи объединятся с врагами и выступят против него. Видимо, у него были основания не доверять им.

К началу V столетия пребывания в Египте отношение очередного фараона к евреям резко ухудшилось, и он, опасаясь, как бы евреи не ударили ему в спину в случае нападения внешних врагов, предпринял ряд мер, чтобы уменьшить возникшую опасность. Евреи поняли, что им надо уходить из Египта. Возглавил поход их вождь Моисей, под руководством которого они покинули гостеприимную страну, предварительно присвоив по указанию своего вождя (попросту украв) украшения египтянок (Исход, 12: 35–36). Причем общее число евреев, покинувших Египет, по оценке экспертов, составило больше трех миллионов человек (одних воинов было свыше 600 тысяч человек — Числа, 1:45).

В этой связи следует отметить полную нелепость того, чтобы жившие на положении рабов (!) евреи размножились с нескольких десятков до трех миллионов. И второе — чтобы эти “рабы” вышли из Египта с оружием в руках. Интересно, кому и зачем было нужно снабжать их этим оружием? Ведь денег рабы иметь не могли, а обменять на оружие им было нечего. Ответ один: миф о выходе из Египта трех миллионов рабов, в том числе большой группы вооруженных воинов, был создан, чтобы потом объяснить, как это рабам удалось завоевать Палестину.

Значение этой истории для еврейского народа, его религии — иудаизма и религии, возникшей на ее основе — христианства, чрезвычайно велико. Ведь если следовать этому библейскому рассказу, то вся история еврейского народа связана с этими 70 переселенцами из Ханаана. А вот куда делись и какова судьба сотен тысяч евреев, которые остались в Ханаане, в Библии почему-то не сказано. В результате, увлекшись судьбой нескольких десятков своих предков, авторы этого мифа потеряли из виду историю подавляющей части своих предков (по сути, всю его историю!) и до сих пор об этом ничего не знают, да и знать не хотят! Получается, что и сегодня евреи, почитающие Тору как священную книгу, не знают подлинной истории своего народа!

Поскольку иудеи, а за ними и христиане признают священными (и, конечно, правдивыми) все библейские рассказы, история с “исходом” не составила исключения и тоже стала священной. Причем у иудеев, а заодно и у большинства евреев и христиан она стала рассматриваться как центральное историческое событие еврейского народа. Все иудейские и христианские учебники и пособия для взрослых и детей содержат красочное описание истории “исхода”.

На деле же вся история о том, что один из фараонов будто бы пустил группу еврейских кочевников погостить на своих землях, а 19 поколений фараонов (!) из чистой любви к ним способствовали процветанию евреев в своей стране, является вымыслом от начала до конца. Фараоны Древнего Египта не могли дать такого разрешения, так как они постоянно воевали с Палестиной и Сирией. В лучшем случае они превратили бы их в рабов: “пятая колонна” им была не нужна.

Вот что говорит о взаимоотношении египтян и евреев историческая наука. Тутмос I (1504–1492 гг. до н. э.) завоевал Сирию и Палестину. Его сын Тутмос II (1492–1479 гг. до н. э.) совершил поход против палестинских кочевников и разгромил их. Совершил поход против Сирии и Палестины и Тутмос III (1479–1425 гг. до н. э.), ставший единоправным правителем Египта после смерти своей соправительницы — фараонши Хатшепсут (первая четверть XV века до н. э.). Жителей Палестины усмиряли также Сети I (1290–1279 гг. до н. э.) и его сын — Рамсес II (1279–1212 гг. до н. э.) , а затем и Рамсес III (1185–1153 гг. до н. э.). Фараон Мернептах в последней четверти XII века до н. э. совершил поход на Палестину, о чем свидетельствует сохранившаяся надпись: “Ханаан разорен всяческой бедой… Израиль уничтожен, и семени его больше нет…” Как, спрашивается, в таких условиях фараон мог пустить пожить евреев в Египте? Даже если бы за них и просил влиятельный еврейский сановник (само наличие которого история не подтверждает).

Понимая в то же время невозможность привязать историю прихода и длительное пребывание евреев в Египте ко времени правления кого-нибудь из фараонов, иудейские и христианские историки искали период в истории Древнего Египта, который был бы наиболее благоприятным для подкрепления этой легенды. И они остановили свой выбор на периоде, когда Египтом завладели кочевники-гиксосы, воцарившиеся в нем в XVII веке до н. э. (см., например, “Ключ к пониманию Святого Писания”, “Жизнь с Богом”, Брюссель, 1982 и книгу И. Эпштейна “Иудаизм”. Нью-Йорк, 1988). Гиксосы были выбраны потому, что они, как и евреи, были семитами (хотя на деле племенной состав захватчиков был пестрым — кроме семитов, там были представители и других народов). По мнению церковных историков, семитское родство позволяет объяснить описанную в Библии особую благосклонность фараона-гиксоса к Иосифу и его родственникам. Однако большего эти историки сделать не могли. Господство гиксосов продолжалось всего около ста лет, а затем они были изгнаны, и на престол вернулись фараоны-египтяне, которые, естественно, должны были удалить от царского двора (а также и казнить) всех тех, кто пользовался привилегиями ненавистных завоевателей. Однако, вопреки этому, согласно Библии, евреи продолжали процветать и интенсивно размножаться (Исход, 1: 7).

Но приведенная версия церковных историков о времени прихода еврейских кочевников к границам Египта не единственная. Есть и другая, хоть и менее популярная, но опирающаяся на библейскую дату, позволяющую легко вычислить время поселения евреев в Египте. В “Третьей книге царств” (гл.6:1) сказано, что “в 480 г. по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской”, в четвертый год царствования Соломона “начал он строить храм Господу”. Поскольку четвертый год царствования Соломона относится примерно к 60-м годам X века до н. э., то 480 год до этого приходится на XV век до н. э. А так как, по Библии, в Египте евреи жили 430 лет, да еще 40 лет гуляли по пустыне, получается, что пришли они туда (1500 + 470) примерно в 1970 году до н. э., то есть при фараоне Ментухотепе IV (1983–1976 гг. до н. э.) или Аменемхете I (1976–1947 гг. до н. э.).

Здесь важно указать, на какой период развития страны должен был прийтись приход евреев в Египет (а этого-то и не знали авторы этой версии легенды). Это было время вскоре после завершения так называемого первого переходного периода, во время которого произошло народное восстание, ослабление царства и ряд набегов кочевников. Это был период подъема страны, характеризовавшийся решительными действиями фараонов по укреплению государства и их выступлениями против враждебных соседей и грабителей-кочевников. Ясно, что в этот период времени ни о каком гостеприимстве со стороны фараонов по отношению к кочевникам не могло быть и речи.

А теперь снова обратимся к историческим данным. Хотя еврейские кочевники не раз бывали в Египте, историческая наука не подтверждает пребывания там большой компактной массы еврейского народа, да еще в течение 400 лет. Естественно, что в случае их длительного пребывания в Египте должны были остаться какие-то материальные следы — остатки построек, предметов быта, возможно, записей на папирусе и, что очень важно, захоронения. Но как ни старались археологи (прежде всего еврейские), ничего такого они не нашли. Ни в одном папирусе, ни в одной надписи на стенах пирамид или других гробниц, ни на одной клинописной табличке ассиро-вавилонского происхождения нет ни слова о пребывании евреев в египетском плену и о событиях, связанных с их освобождением из этого плена.

Многолетние поиски еврейских погребений того времени не обнаружили захоронений ни в долине Гесем, ни в каком-либо другом месте Египта. В результате проводившие большие раскопки археологи Еврейского университета вынуждены были признать, что нет археологического подтверждения того, что евреи были рабами в Египте, что египтяне пострадали от чумы, что был сверхъестественный переход через Красное море (J. L. Sheler. Mystery of the Bible. U. S. News and World Report, 1995, v. 118, № 15). С ним полностью согласен и Энтони Экс из Библейской школы в Иерусалиме: “Внезапный исход из Египта такого огромного количества людей, искушенных в различных ремеслах, неизбежно вызвал бы в стране тяжелейший экономический спад, что не подтверждается данными археологических раскопок” (Guardian, 1996, March, 13). Как бы подводя итоги всей дискуссии по этому вопросу, профессор Зеэв Герцог в газете “Гаарец” недавно писал: “Возможно, кому-то будет неприятно услышать и трудно принять, но исследователям сегодня совершенно ясно, что еврейский народ не был в рабстве в Египте, не скитался в пустыне…” Об этом же свидетельствует и тот факт, что все известные на сегодняшний день египетские источники вообще не упоминают о пребывании евреев в этой стране и о событиях, якобы сопровождавших избавление евреев от египетского рабства.

А что же произошло на самом деле? К сожалению, научные данные по истории появления в Палестине семитов, и в частности евреев, отрывочны и часто противоречивы. Реконструкция тех древних событий показывает, что семитские племена появились на территории, которая теперь называется Палестиной, в III тысячелетии до н. э. Одними из последних в Палестине появились сутии-амореи, из которых впоследствии выделились евреи. Известно, что прибыли сутии-амореи из Месопотамии примерно в 1400 году до н. э. Сначала древние евреи заняли северо-восточную часть Палестины, область Дамаска и Заиорданья, а оттуда в XIII–XII веках до н. э. они проникли в саму Палестину.

Помогают прояснить ситуацию и данные по истории религии еврейского народа. Известно, что древнееврейская религия (имеется в виду языческая религия евреев) сформировалась в XI веке до н. э., а монотеистические представления (то есть представления о единственном боге) — только в VII веке до н. э. Сам же переход от древнееврейской религии к иудаизму произошел в 621 году до н. э. Это говорит о том, что представления о единственном боге еврейского народа — Иегове (Яхве), который покровительствовал ему во время проживания его в Египте, появиться раньше VII века до н. э. просто не могли. А согласно Ветхому завету, евреи пришли в Египет в XIХ веке до н. э., то есть задолго до того, как появились иудаизм и вера в единого бога Иегову (Яхве)! Да и идея о богоизбранничестве евреев и дарование им именно Яхве (а не другими богами, которых у евреев было немало) могла появиться не раньше VII века до н. э., то есть с того момента, когда возникли монотеистические представления! Таким образом, история с “исходом” была сочинена не раньше VII века до н. э.!

Если говорить более конкретно, легенда об исходе из Египта, по всей видимости, была создана еврейскими жрецами в V веке до н. э. во время пребывания евреев в вавилонском плену. Известно, что именно тогда жрецы Иерусалимского Храма поставили перед собой задачу изложить основы религии Яхве. Другого повода для создания этого мифа у них просто не было — ни до, ни после.

Основанием же для легенды о пребывании евреев в Египте послужили рассказы их соплеменников о посещении Египта, которые имели место на самом деле. Когда вся эта история была сочинена, перед жрецами встал вопрос о том, как объявить ее еврейскому народу, как поведать ему о событиях из его прошлого, которых никогда не было.

Для этого идеально подходило включение этих рассказов в создававшееся тогда пятикнижие Моисея (Тору). Можно назвать почти точную дату, когда эта легенда должна была сослужить жрецам службу и помочь им сделать то, ради чего, собственно, она и создавалась. Произошло это в 538 году до н. э., когда персидский царь Кир разрешил евреям, угнанным в 587 году до н. э. в вавилонский плен ассирийским царем Навуходоносором, вернуться к себе на родину — в Палестину.

Последним этапом обнародования легенды об исходе стало официальное ознакомление еврейского народа с так называемым “жреческим кодексом” — Торой, в которую они были включены. Произошло это в 444 году до н. э., когда рукопись этого кодекса была доставлена в Иерусалим жрецом Ездрой и там обнародована при большом стечении народа. После этого уже никто не мог и подумать о том, что вся древняя история евреев — миф, сказка, сочиненная жрецами. С этого момента вымышленная история с “исходом” стала неотъемлемой частью Танаха, откуда она перекочевала в Ветхий завет.

Интересно отметить, что одно из событий, описанное в Библии и связанное с “исходом еврейского народа” из Египта, получило неожиданное продолжение в наши дни. В прошлом году египетские юристы вспомнили об истории с “исходом”, описанным в Торе и связанным с ним похищением у египтянок золота, драгоценностей, кухонной утвари и других вещей — всего того, что в настоящее время стало бесценным с исторической точки зрения. Египетские юристы назвали эту кражу “крупнейшей в истории” и оценили стоимость похищенного в триллионы долларов. По их подсчетам, если предположить, что вес похищенного составлял одну тонну и, учитывая, что его стоимость удваивалась каждые 20 лет, то при давности в тысячу лет набегает астрономическая сумма — приблизительно 1 125 898 240 млн. долларов. Однако, отмечают они, похищенные евреями ценности весили 300 тонн, а срок давности составляет 5 тыс. 758 лет, согласно иудейскому летоисчислению. В то же время египтяне готовы пойти на уступки и согласиться на возвращение всего лишь 300 тонн золота. Между тем правительство Израиля не смутило это неожиданное требование. Более того, оно заявило, что может выдвинуть встречное требование, связанное с финансовой и моральной компенсацией пребывания евреев в “плену” у египтян. Поэтому, говорят они, еще не известно, кто кому должен. Судебный процесс планируется провести в Швейцарии.

Миф о “дарении” земли Богом Яхве еврейскому народу

К числу важнейших мифических событий, которые описаны в Библии, а точнее в Ветхом завете, принадлежит “дарение” земли еврейскому народу его собственным Богом Иеговой — миф о так называемой “земле обетованной”. Значение этого мифа для еврейского народа, его религии — иудаизма и религии, возникшей на ее основе — христианства, чрезвычайно велико.

Миф о “земле обетованной” стал вторым после мифа об исходе из Египта важнейшим событием древневрейского народа.

Все иудейские и христианские учебники и пособия для взрослых и детей содержат красочное описание истории “дарения земли”. Например, в энциклопедическом словаре “Христианство” (М.: Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, 1993) сказано, что дарение земли — это “библейское историческое событие”. История “дарения” попадает и в светские издания и тоже преподносится как истинное историческое событие (см., например, Зенон Косидовский “Библейские сказания”, Сесиль Рот “История евреев с древнейших времен по шестидневную войну”. “Век”, 1989, № 3; Р. Сэмюэлс “По тропам еврейской истории”, М., 1993; “В мире мифов и легенд” (сост. Синельченко В. Н., Петров М. Б.), М., 1995; С. М. Дубнов “Краткая история евреев”, М., Сварог, 1996 и др.).

А что же было на самом деле? Древние евреи заняли северо-восточную часть Палестины, область Дамаска и Заиорданья. Оттуда в XIII–XII веках до н. э. они проникли в саму Палестину. Однако просто поселиться там они не могли, так как эта территория была уже занята пришедшими туда несколько раньше — в XIV веке до н. э. другими семитскими племенами — арамеями и ханаанеями. Кроме того, на эти же земли претендовали еще одни переселенцы — представители так называемых “народов моря” — филистимляне (давшие затем название всей этой территории — Палестина — от слова “пелештим”), прибывшие с северо-запада и захватившие прибрежную полосу Восточного Средиземноморья.

В кровавой борьбе (правильнее сказать — войне) с братскими семитскими народами и филистимлянами два еврейских племени — израильтяне и иудеи — сумели закрепиться на новых землях: первые расселились в северной части Палестины, вторые — в южной. По сути, они пришли туда как завоеватели: уничтожив и разграбив местное население, они заняли их земли. Захватили (а не основали) и город, который их царь Давид объявил своей столицей, Иерусалим. Причем вначале о каком-либо идеологическом обосновании захвата чужих земель они и не думали — в этом просто не было необходимости. Но позднее, когда им самим пришлось пережить нападение, захват своей территории чужим и сильным народом, изгнание и перемещение в чужую страну, а затем возвращение, их руководителям пришлось обосновывать права на эту землю. Вот тут-то и была сочинена история с дарением этой земли еврейскому народу Богом (разумеется, Богом еврейского народа!).

Этот вывод основывается прежде всего на данных из истории религии еврейского народа. Известно, что древнееврейская религия (имеется в виду языческая религия евреев) сформировалась в XI веке до н. э., а монотеистические представления (то есть представления о единственном боге) — только в VII веке до н. э. Сам же переход от древнееврейской религии к иудаизму произошел в 621 году до н. э. Это говорит о том, что представления о единственном боге еврейского народа — Иегове (Яхве), который обещал им землю в Палестине, появиться раньше VII века до н. э. просто не могли. А согласно Ветхому завету, евреи пришли в Египет в XIХ веке до н. э., то есть задолго до того, как появились иудаизм и вера в единого бога Иегову (Яхве)! Да и идея о богоизбранничестве евреев и дарование им именно Яхве (а не другими богами, которых у евреев было немало) могла возникнуть не раньше VII века до н. э., то есть с того момента, когда появились монотеистические представления! Таким образом, история с дарением Палестины евреям была сочинена не раньше VII века до н. э.!

Если говорить более конкретно, этот миф, по всей видимости, был сочинен иудейскими жрецами в V веке до н. э. во время пребывания евреев в вавилонском плену. Известно, что именно тогда жрецы Иерусалимского Храма поставили перед собой задачу изложить основы религии Яхве. Другого повода для создания этого мифа у них просто не было — ни до, ни после. Находясь на чужбине, они мечтали вернуться к себе на родину — в Палестину. Для побуждения своих соплеменников не забывать свою родину и стремиться туда вернуться, жрецы сочинили историю о земле, которую их бог подарил евреям, — миф о “земле обетованной”.

В то же время жрецы понимали, что сам по себе акт дарения, хотя и может быть полезным при предъявлении прав на эту землю, но явно недостаточен. Ведь ни с того ни с сего бог не мог сделать им этого подарка. Тем более что взаимоотношения у Яхве и его народа были далеко не безоблачными: евреи не раз обманывали своего бога, за что он их подвергал наказаниям. Для этого нужна была какая-то веская причина или какое-либо чрезвычайное событие. Поэтому жрецы не могли объявить, что их бог вдруг взял и подарил евреям землю в Палестине. Для того чтобы сделать историю с дарением земли более или менее правдоподобной, жрецы добавили к ней историю о пребывании евреев в Египте и бегстве оттуда в “землю обетованную”.

Миф о дарении Богом земли в Палестине был создан потому, что еврейские жрецы знали, что их предки пришли в Палестину как завоеватели, что наряду с евреями на эту землю претендуют ее прежние владельцы — ханаанеи. Наличие же такого мифа позволяло им предъявить религиозное право на Палестину и свое возвращение в Иерусалим. У жрецов Иерусалимского Храма была и личная заинтересованность в возвращении в Иерусалим, так как, будучи верными слугами своего царя, во имя возвеличивания царской власти они проповедовали, что единственным местом пребывания бога Яхве является храм, построенный в X веке до н. э. Соломоном.

Когда вся история была сочинена, перед жрецами встал вопрос о том, как объявить ее еврейскому народу, как поведать ему истории из его прошлого, которых никогда не было. Для этого идеально подходило включение этих рассказов в создающееся тогда священное писание — пятикнижие Моисея (Тору). Можно назвать почти точную дату, когда этот миф должен был сослужить жрецам службу и помочь им сделать то, ради чего, собственно, он и создавался. Произошло это в 538 году до н. э., когда персидский царь Кир разрешил евреям, угнанным в 587 году до н. э. в вавилонский плен ассирийским царем Навуходоносором, вернуться к себе на родину — в Палестину. До нас не дошли сведения, поверил ли Кир этому рассказу; известно лишь то, что он разрешил им вернуться на территорию Палестины. Ведь Киру это было выгодно, так как он рассчитывал получить поддержку своих интересов в том районе.

Когда эта история дошла до иудейских жрецов, оставшихся в Палестине, она им весьма понравилась. Поэтому в 458 году до н.э жреческое руководство южного палестинского племени иудеев приняло “Закон”, согласно которому их бог Иегова (Яхве) сделал евреев своим избранным народом. Именно поэтому религия евреев стала называться иудаизмом. Рассказы о длительном пребывании евреев в Египте, бегстве оттуда и дарении им земли в Палестине во время богослужений, проводившихся в синагогах, стали распространяться среди еврейского народа.

Последним этапом обнародования мифа о дарении земли в Палестине стало официальное ознакомление еврейского народа с так называемым “жреческим кодексом” — Пятикнижием (Торой), в которое был включен миф о “земле обетованной”. Произошло это в 444 году до н. э., когда рукопись этого кодекса была доставлена в Иерусалим жрецом Ездрой и там обнародована при большом стечении народа. После этого уже никто не мог и подумать о том, что рассказ о “земле обетованной” — миф, сказка, сочиненная жрецами. С этого момента вымышленная история о “земле обетованной” стала неотъемлемой частью Танаха, а затем и Ветхого завета.

В пользу того, что вся история с “дарением земли” в Палестине является мифом, созданным для оправдания вооруженного захвата чужих земель евреями, говорит и то, что создатель всего мира, всесведущий и могущественный еврейский Бог, если бы он действительно существовал, подарил бы им землю в более благоприятном районе Земли, а не в засушливой Палестине. Более того, он не заставил бы их путешествовать к этим местам несколько десятков лет, а просто отдал бы им ту прекрасную и плодородную землю, на которой, согласно мифу, они уже жили в течение нескольких веков, то есть в устье Нила, в “земле Гесем”! К тому же Яхве было бы все равно где обеспечивать победу своему народу — в Палестине, в Египте или в любом другом месте.

Как и миф об “исходе из Египта”, миф о дарении евреям земли продолжает жить и отражаться на взаимоотношениях евреев с арабами. Референдум, прошедший 2 мая 2004 года внутри правящей израильской партии “Ликуд”, отклонил план премьер-министра Ариэля Шарона о выводе израильских войск и эвакуации еврейских поселений из сектора Газа и некоторых других районов. Мотив этого решения достаточно прост: евреи не имеют права отдавать кому-либо землю, полученную в дар от Всевышнего. Согласно последним опросам, эту позицию поддерживают примерно 80% иудеев Израиля. Правда, Яхве почему-то не подтвердил (хотя и не опроверг) факта дарения им этой земли. Видимо, обиделся на явно затянувшееся невнимание к нему со стороны своего народа и ждет, когда же иудеи построят ему третий храм — ведь такому Богу не иметь своего храма как-то несолидно. А он терпеливо ждет его уже почти две тысячи лет… Так что его молчание можно понять!

Миф о Иерусалимском Храме

Как известно, наиболее значимая часть истории еврейского народа связана с Богом Иеговой (Яхве, он же Саваоф). Как следует из двух изложенных мифов, роль Иеговы в жизни евреев необычайно велика. Ведь, согласно иудаизму, именно Яхве выделил евреев среди всех народов мира, да и землю им подарил тоже он. Евреи были очень благодарны Яхве за заботу и опеку о них и в свою очередь проявляли о нем заботу. Забота эта касалась и местонахождения их Бога. Первоначально еврейский Бог вообще не имел определенного места жительства, пока поклоняющиеся ему евреи не предоставили ему постоянное жилье в “ковчеге завета”, хранившемся во времена кочевой жизни евреев в шатре, который ставился в различных безопасных местах. Позднее еврейский царь Соломон, осознавший величие своего Бога, построил ему в 953 году до н. э. роскошный храм. Для строительства этого Храма Соломон в течение многих лет по договоренности с финикийским царем Хирамом возил в Израиль золото — примерно 20 тонн в год. За это он отдал Хираму, как сказано в Ветхом завете, “20 городов в земле Галилейской” (III Цар., 9,11).

Конечно же, Яхве был очень доволен этим подарком — такого замечательного и роскошного Храма не было ни у одного из великих богов! Однако ввиду того, что Яхве привык к свободной, кочевой жизни, он не польстился на этот храм и не избрал его местом своего постоянного пребывания. В то же время, чтобы евреи не обиделись на него, Яхве объявил, что в этом Храме пребывает… его имя (3 Цар. 8,16). Позднее, в 586 году до н. э., Храм был разрушен чужеземцами (не иначе как с позволения всесильного Яхве, испытывавшего, подобно Исааку, любовь к себе), но евреи его восстановили. И тем самым доказали, что они его действительно любят!

В 70 году н. э. свободолюбивые евреи подняли восстание против Римской империи, которое со свойственной тому времени жестокостью было подавлено. Поскольку главным центром сопротивления римлянам был Иерусалимский Храм, римляне его разрушили. До основания. От всей храмовой постройки осталась лишь часть западной стены его ограды (“котель”). Разрушение Храма все евреи стали рассматривать как национальную трагедию и стали лелеять мечту о его восстановлении. Однако после разрушения второго Храма у них настали трудные времена, а массовое выселение их из Палестины затрудняло решение вопроса о восстановлении Храма. Но когда в 362 году н. э. иудеи стали его отстраивать в третий раз, возник пожар, который его уничтожил. Отчаявшиеся иудеи усмотрели в этом недобрый знак: Яхве на них сердится…

Вот тогда в диаспоре и родилось мессианское представление о том, что Храм все же будет восстановлен. Но восстанавливать его будут не иудеи, а сам мессия, с приходом которого начнется возрождение еврейского государства и все евреи вновь соберутся в Палестине. И первым делом мессии (настоящего мессии, а не того, за кого выдавал себя Иешуа Машиах, больше известный как Иисус Христос) будет восстановление Храма и оживление первосвященника этого Храма. Так появился миф о восстановлении Иерусалимского Храма.

Однако жизнь оказалась сложней, чем это представляли себе авторитеты иудейского вероучения. В 1947 году по решению ООН евреи смогли создать государство Израиль. А в 1967 году в результате Шестидневной войны евреи вернули себе Иерусалим, а с ним и Храмовую гору. Теперь иудеи смогли снова поднять вопрос о восстановлении Храма. Государство евреев было создано, но ожидаемый мессия все не приходил. Как быть? В возникшей дискуссии мнения о строительстве Храма разделились: консервативно настроенные иудеи по-прежнему предлагали ждать прихода мессии, а радикалы стали говорить о необходимости восстанавливать Храм своими силами.

Трезвомыслящие иудеи обосновывали необходимость восстановления Храма своими силами тем, что Бог однажды уже дал свое благословение на его строительство, а после того, как его народ не смог его спасти от разрушения, проявил милость и допустил его восстановление. Поэтому, заявляют они, и сегодня нет никаких оснований для ожидания помощи сверху. Они же ссылаются и на то обстоятельство, что Бог собрал их снова в Палестине, чтобы они имели свое государство и в благодарность за это, как ранее Соломон, построили ему Храм. Кроме того, они говорят и о том, что решение о запрете строительства Храма может принять только высший совет священнослужителей Храма во главе с первосвященником, которого сегодня нет. Принимая во внимание, что сегодня нет никаких веских аргументов против строительства Храма, активисты движения за его восстановление уже начали поиск потомков священников и левитов, служивших в нем до его разрушения в 70 году н. э. Организаторы и участники конференции сторонников возрождения Храма пришли к выводу, что на случай скорого воссоздания святыни иудаизма необходимо иметь под рукой будущих служителей Храма. Для их розыска используются телефонные книги и базы данных. На конференции 2000 года уже был представлен проект восстановленного Храма.

Однако проблема восстановления храма осложняется тем, что на протяжении многих веков, в течение которых евреи жили в рассеянии, Храмовая гора была в руках то христиан, то мусульман. В годы владычества мусульман на горе появились две крупнейшие святыни ислама — мечеть Омара и мечеть Аль-Акса. Мусульмане верят, что мечеть Аль-Акса отмечает то место, откуда пророк Мухаммад вознесся в рай. В результате Иерусалим вообще и Храмовая гора в частности стали для мусульман третьей после Мекки и Медины святыней. И все это не просто на территории еврейского государства, но и в сердце его столицы. Положение сложилось не просто сложное, а даже критическое. Опасаясь массовых недовольств и выступлений мусульман, израильским властям пришлось отказаться от утверждения своей власти на Храмовой горе. В результате управление там осуществляет мусульманский совет “Вакф”, а Израиль лишь контролирует внешнюю безопасность и обладает юридическим суверенитетом, который в реальной жизни никак не проявляется.

Ситуация с этим святым для евреев местом усугубляется тем, что, согласно иудейскому закону (Галахе), до прихода мессии и построения третьего Храма евреям запрещено подниматься на Храмовую гору. Под тем предлогом, что в Храме существовала Святая Святых — особое помещение, куда был запрещен вход всем, кроме первосвященника. А поскольку в точности неизвестно, где находилось это помещение, чтобы случайно не осквернить это место, никому подниматься на гору нельзя.

Хотя после разрушения храма прошло уже почти две тысячи лет, он до сих пор так и не восстановлен. Естественно, такое положение нормальным признать никак нельзя. Храм нужен как центр религиозной жизни всех иудеев мира. Он нужен и для того, чтобы Богу, как и раньше, приносили в жертву двух агнцев — одного утром, а другого вечером. После разрушения Храма римлянами обряд заклания агнца (ягненка) исчез, а в воспоминание этого обряда было установлено накануне праздника Песах рассказывать о “выходе евреев из Египта”.

Для того чтобы Бог хорошо относился к людям, ему нужно постоянно оказывать знаки внимания, в том числе в виде поставок продовольствия: в соответствии с древней традицией, его нужно снабжать мукой, маслом и вином (Исход, 39, 38–42). Кроме того, Яхве любит и дополнительные подношения, которые он не получает уже две тысячи лет. Например, в прежние времена за присвоение иудею звания священника Яхве нужно было пожертвовать одного тельца из волов и двух овнов, хлебов пресных, опресноков, смешанных с елеем, и лепешек пресных, помазанных елеем (Исход, 29, 15–18).

Помимо продуктов питания, Яхве, как и другие боги, любит, чтобы ему подносили еще и различные вещи, а также драгоценности: золото, серебро, шерсть, кожи, дерево редких пород, драгоценные камни и прочее (Исход, 25, 3–8). Всего этого он не получает от иудеев уже больше двух тысяч лет! Но ведь за все благодеяния еврейскому народу Яхве вполне мог бы рассчитывать на благодарность еврейского народа и прежде всего уверовавших в него иудеев. Но иудеи и прежде всего руководящий ими раввинат глухи к нуждам Бога иметь свой дом, крышу над головой. Миф о восстановлении Храма мессией довлеет над ними! А между тем все другие Боги имеют свои дома, в которых если они постоянно и не живут, то хотя бы изредка их посещают. Уже более двух тысяч лет иудеи не только не отстраивают своему Богу храм (как место постоянного пребывания Бога), но и лишают его возможности иметь свой дом молитвы! (“Храм мой домом молитвы назовется!” — говорится в ветхозаветной части Библии.)

Поэтому верующим евреям приходится молиться своему Богу в зданиях, которые являются замещением этого Храма, — синагогах (синагога — “дом собрания”). В отсутствие Храма и, видимо, не очень доверяя синагогам, иудеи вынуждены обращаться к своему Богу письменно. Каждый год через израильское почтовое ведомство проходят сотни писем, адресованных Богу. Эти письма поступают со всех концов света круглый год, но особенно много их посылают перед религиозными праздниками, например, перед Рождеством или Днем искупления. В этих письмах содержатся жалобы, восхваления или просьбы, например, о прощении или помощи. Письма доставляются к Стене плача и вставляются в ее щели. А недавно для тех, кто желает ускорить связь с Яхве, израильская телекоммуникационная компания открыла отдельную факс-линию и электронный почтовый ящик.

А терпеливый Яхве все ждет и ждет, когда же иудеи одумаются и восстановят наконец ему Храм. Случай в религиях, конечно же, уникальный и парадоксальный: бог еврейского народа, создавший, согласно учению иудаизма (а затем и христианства), весь мир и выбравший в качестве объекта своей любви из всех народов мира этот народ, уже две тысячи лет не имеет своего дома (храма). И это не могло не озадачить и, конечно же, не опечалить доброго Яхве… Как же можно не любить такого Бога и не уважать его? Как же он должен любить свой народ, что до сих пор не обиделся и не наказал его за такое невнимание и неуважение к себе! Другой Бог жестоко отомстил бы своему народу за такое пренебрежение к себе!

Отсутствие у него своего Храма Яхве рассматривает как неуважение к себе и пренебрежение к его нуждам. Не отсюда ли все беды, которые обрушивались на еврейский народ на протяжении двух тысяч лет?..

Не пора ли иудеям, проживающим в разных странах и прежде всего в Израиле, одуматься и построить (восстановить) своему Богу достойный Храм. Ведь сегодня у них для этого есть все необходимое — земля и финансовые средства. Тем более что в Израиле есть немало иудеев, которые считают, что построение нового Храма должно быть делом рук человеческих. Помимо иудеев Израиля, щедрые финансовые дарения, несомненно, окажет мощная финансовая диаспора иудеев, живущих в других странах, и прежде всего в США, Англии и Франции. Не говоря уже о поддержке Еврейского агентства (Сохнута) и богатой ортодоксально-религиозной организации ХАБАД (годовой бюджет которой превышает 2 млрд. долларов), связанной со всеми религиозными общинами стран СНГ и Балтии. Таким образом, принципиально этот вопрос может быть решен, и решен очень быстро.

Другой вопрос состоит в том, где именно должен быть построен этот Храм. Место, где он когда-то стоял, сегодня занято исламскими мечетями, а претендовать на их снос — значит объявить войну всему исламскому миру. О том, насколько это серьезно, свидетельствует заявление муфтия Египта шейха Наср Фарида Васыль, сделанное им летом 2004 года. “Сооружение иудейского Храма на территории аль-Харам аш-Шариф — мусульманского религиозного комплекса в Старом городе Иерусалима, — сказал он, — может привести к глобальной катастрофе. Этого не может произойти, а если такое все же случится, то мусульмане этого не допустят. Это могло бы привести к третьей мировой войне”, — добавил шейх.

Между тем такая попытка уже была совершена в 1984 году, когда группа иудеев-экстремистов попыталась взорвать мечеть Аль-Акса в качестве первого шага по “очищению” горы от мусульман и подготовке стройплощадки. Спустя некоторое время группа иудеев, желающая во что бы то ни стало восстановить на этой горе Храм Яхве, создала религиозно-политическое движение “Ревнители Храмовой горы”.

Ежегодно в девятый день месяца Ава (день, когда все иудеи оплакивают разрушение Храма) члены этого движения, вопреки существующему религиозному запрету, пытаются подняться на эту гору и установить там первый камень будущего Храма. Естественно, их попытки пресекаются полицией, но общественность каждый раз бывает взбудоражена.

В 2000 году во время трехсторонних переговоров между Арафатом, премьер-министром Израиля Бараком и президентом США Клинтоном соглашение о статусе Храмовой горы так и не было достигнуто. Напротив, вскоре вспыхнула “интифада Аль-Аксы”, длящаяся и по сей день. Формальным поводом к интифаде стал визит израильского премьера Ариэля Шарона на Храмовую гору, которым он нарушил как договоренность с палестинцами о непосещении евреями горы, так и иудейский религиозный запрет. В настоящее время вопрос о Храмовой горе остается не только одним из самых сложных, но и в силу своей религиозной специфики почти неразрешимым. Масло в огонь добавляет и стремление соратников Ясира Арафата выполнить его завещание и захоронить его прах на этой горе.

Но ведь для Яхве главное — иметь свой дом, а где он будет стоять — на старом ли месте или новом — принципиального значения не имеет, ведь по учению иудейской Церкви это его земля! К тому же он получит наконец подлинное подтверждение любви к нему своего народа! В Иерусалиме сегодня достаточно места для того, чтобы выделить площадку под строительство Храма, на которую бы не претендовали представители других религий! Кроме того, строительство Храма на новом месте снимет неразрешимый вопрос о Храмовой горе, а это значит, что значительно уменьшится напряженность между евреями и палестинцами! Остается только проявить добрую волю, прислушаться к голосу разума и построить Яхве новый Храм! Бог же пока ждет этого… Но терпение его не безгранично!

О том, что с восстановлением Храма нужно поторопиться, говорит и тот факт, что летом 2004 года из правого крыла Стены плача выпал крупный фрагмент кладки. Под угрозой целостность ворот Мограби, ведущих на Храмовую гору. Специалисты бьют тревогу и считают, что стена нуждается в ремонте. Это еще одно напоминание о необходимости восстановления не только стены, но и самого Храма.

Мирное решение проблемы строительства третьего Иерусалимского Храма необходимо и выгодно всем — и иудеям, и мусульманам, и христианам. Это в интересах и евреев, и арабов. Да и великие Боги — Яхве, Христос и Аллах — будут, несомненно, довольны. Довольны тем, что люди сами решили свои проблемы, не вовлекая их в свои конфликты.

* * *

У каждого народа есть свои мифы. Одни мифы были нужны, чтобы объяснить этот мир, его происхождение и устройство, другие — чтобы приукрасить свое прошлое, свою историю, обосновать свою исключительность, превосходство над другими народами. Третьи — чтобы обосновать свои претензии и право на владение чужой территорией. Но период мифотворчества в основном остался позади. Мифы как отдельный пласт культуры надо оставить истории мифологии и религий. Особенно те из них, которые провоцируют конфликты. Сегодня же народы мира и их руководители должны руководствоваться не мифами, а реалиями современной жизни. Разумный и трезвый взгляд на историю народов и их взаимоотношения составляет единственный путь достижения мира и благополучия на нашей планете!



© 1996 - 2017 Журнальный зал в РЖ, "Русский журнал" | Адрес для писем: zhz@russ.ru
По всем вопросам обращаться к Сергею Костырко | О проекте