Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Нева 2004, 2

Уголок кабинета

31 августа 1830 года А. С. Пушкин отправился в село Болдино Нижегородской губернии. Здесь, в родовой вотчине, отец выделил ему небольшое имение, и теперь, перед женитьбой, надо было устроить денежные дела. Хотелось как можно скорее все уладить и вернуться в Москву. “Осень подходит. Это любимое мое время — здоровье мое обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов настает”, — писал он в день отъезда П. А. Плетневу. Но в первых же числах сентября в Москве вспыхнула холера, и въезд в город был закрыт. Для Пушкина началось вынужденное “карантинное сидение” — до самого конца ноября. “Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! — пишет он 9 сентября П. А. Плетневу. — Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом, сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов”. Действительно, никогда еще не было создано столько произведений, как в эти осенние месяцы — в памятную в биографии поэта “Болдинскую осень”.

“Уголок кабинета” — под таким названием рисунок (одна из лучших графических работ А. С. Пушкина) был опубликован (и получил свое название) в 1933 году1 . На стене — полки с книгами. На столе — в беспорядке книги и бумаги. Рамка оборотной стороной к зрителю тоже явно не на месте. Ящик с рукописями. Позади него — бюст. “Античный бюст” — указывается в первой публикации2 . Датируется рисунок довольно точно. На том же листе тетради, где рисунок, — перечень нескольких произведений, написанных в Болдине, а на развороте — рисунок титульного листа для написанных тогда же драматических сцен. Значит, октябрь — ноябрь 1830 года.

Хотя бюст стоит вполоборота к зрителю и видна только половина лица, можно назвать имя изображенного — Наполеон. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить прижизненные портреты императора в аналогичном ракурсе и изображающие его рисунки самого А. С. Пушкина. Сходно все: форма лба, носа, глубокие глазные впадины, волосы.

Образ Наполеона постоянно стоял перед мысленным взором поэта. Стихотворение “Наполеон на Эльбе” написано еще в лицее, в 1815 году. С тех пор имя Наполеона постоянно возникает в стихотворных и прозаических текстах. Стихотворение “Наполеон” (“Чудесный жребий совершился, // Угас великий человек…”), написанное в 1821 году под впечатлением известия о его смерти, — свидетельство внимательного изучения эпохи и глубокого понимания сущности исторических событий. Упоминается Наполеон и в поэме “Домик в Коломне”, написанной в октябре 1830 года в Болдине.

“Большей частью портреты и другие рисунки рукописей не имеют прямого отношения к тому, что Пушкин писал на том же листе, — считал М. В. Добужинский. — Это несоответствие иногда поражает и представляет чрезвычайно интересную загадку в его творчестве. Рисунки часто иллюстрируют его побочные мысли, живущие, так сказать, в другом └этаже” его духа”3. Остается гадать: “Уголок кабинета” — натурная зарисовка комнаты поэта в Болдине или графическое воплощение какой-то мысли, мелькнувшей в процессе работы?

 

1 Эфрос А. М. Рисунки поэта. 1933. С. 325.

2 Там же. С. 438.

3 Добужинский М. В. О рисунках Пушкина. Литгазета. Досье. Приложение к “Литературной газете”, июнь 1990 г. с. 7.

Версия для печати