Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Нева 2004, 1

Частные замечания о наболевшем

Амфитеатров А. В. Собрание сочинений в 10 томах. — М.: Интелвак, 2000

Новый проект издательства “Интелвак” — издание десятитомного собрания сочинений Александра Амфитеатрова, — безусловно, заслуживает внимания, и внимания благосклонного. Возвращение русскому читателю произведений одного из знаменитейших беллетристов серебряного века совершенно необходимо, хотя бы для того, чтобы наше общество (точнее, читающая его часть) сделало еще один шаг на пути к представлению полной, адекватной картины русской литературы рубежа ХIХ—ХХ веков без каких-либо идеологических пробелов.

Однако всякая цель требует особенных путей для ее достижения. Представляется, что, хотя издательство “Интелвак” выполняет для русской литературы миссию, которую переоценить сложно, в методике издания существует ряд серьезных просчетов, могущих, к сожалению, существенно затруднить восприятие творчества Амфитеатрова широкой читательской аудиторией.

Речь идет прежде всего о формате издания и о полноте выполненного комментария, подборе произведений — все эти проблемы взаимосвязаны.

Издание предполагается выпустить тиражом в 3000 экземпляров, но есть серьезные сомнения в том, что все они найдут своего читателя. Напомним, что тиражи собраний сочинений русских писателей некогда выглядели довольно внушительно (Достоевский — 200 000, Некрасов — 300 000, Тургенев и Чехов — по 400 000), однако в выходных данных недавно начавшихся многотомников значатся совершенно иные цифры: Писарев — 700, Гоголь и Гончаров — по 1000, Толстой — 1500, Блок — 2000 экземпляров… И это при том, что речь идет об изданиях классиков отечественной литературы. Поэтому начинать издание произведений писателя, которого можно смело назвать неизвестным читательской аудитории, за исключением профессионалов-филологов, с многотиражного собрания сочинений (состоящего из десяти томов, стоимость каждого из которых в книжных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга будет доходить до 150–200 рублей, а объем — до 800–900 страниц) представляется не слишком целесообразным.

Куда более разумным кажется иной подход к изданию (подобный тому, какой уже несколько лет успешно демонстрирует петербургское издательство “Азбука”): постепенно вводить произведения этого автора в поле зрения читателя. Сначала следует выпустить отдельными изданиями несколько наиболее известных в прошлом и, что немаловажно, достаточно занимательных произведений Амфитеатрова и снабдить эти публикации статьями, содержащими краткую биографическую справку и освещающими место писателя в литературе его времени. Также необходим подробный комментарий — не только реальный, но и историко-литературный (в массовых изданиях он, как правило, и вовсе отсутствует), что в представленном проекте сделано явно в недостаточной степени. И только после этого имеет смысл предпринимать столь крупномасштабное издание, каким, очевидно, мыслится выпуск большим тиражом собрания сочинений Амфитеатрова. Причем, на наш взгляд, в него следует включить не только романы, но и ряд драматических произведений и публицистических статей писателя.

Елизавета Добкина

Версия для печати