Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Нева 2003, 8

Памятник клиперу “Опричник” в Кронштадте

В Летнем саду Кронштадта справа от его главного входа и почти рядом с решеткой прекрасного рисунка находится памятник клиперу “Опричник”.

Торжественное освящение и открытие монумента русским военным морякам при огромном стечении жителей города состоялось 31 октября 1873 года. На следующий день газета “Кронштадтский вестник” писала: “Он (памятник) состоит из довольно большой гранитной скалы, утвержденной на гранитном фундаменте (пьедестале). Сверх скалы лежит переломанный якорь и цепной канат. В скале на самом верхнем крае водружен флагшток с приспущенным военным флагом (Андреевским), конец которого красивыми складками облегает скалу. Выполнение флагштока и флага на нашем заводе (Кронштадтском пароходном) замечательно по своей правильности и артистической отделке деталей и составляет лучшее украшение памятника. Кругом памятника протянуты цепные канаты, утвержденные в орудиях, врытых в землю. Место памятника выбрано очень удачно. Он поставлен перед входом в летнее помещение Морского Собрания (здание утрачено), посреди большого цветника... Сбоку памятника на бронзовой доске вырезаны имена всех погибших офицеров и точное число унтер-офицеров и нижних чинов клипера”.

История клипера “Опричник” в кратком виде такова.

Шестипушечный парусно-паровой корабль был заложен 5 января 1856 года на старейшей в России Соломбальской верфи в Архангельске. Он имел 615 тонн водоизмещения, длину 46,35 метра, ширину 8,48 метра. Клипер был снабжен машиной в 150 лошадиных сил высоко давления, изготовленной на казенных Ижорских механических заводах. Военное судно было закончено постройкой 14 июля того же года и той же осенью перешло под парусами в Кронштадт. Осенний переход проходил в труднейших погодных условиях, сопровождался сильнейшими штормами, шквалами порывистого ветра, морозами, многометровыми волнами, что позволило позднее записать в отчете: “Корабль соответствует своему назначению и способен бороться со всеми прихотями моря”; “Капитан и гг. офицеры (последние большею частию недавно начавшие службу) изумляли... своею твердостию, с которой переносили труды едва возможные для человека и служили прекрасным примером для команды”.

В июле 1858 года трехмачтовый клипер “Опричник” отправился в далекий путь — к берегам Амура. Обогнув Европу, Африку и Азию, он благополучно прибыл в Николаевск и присоединился к судам эскадры, находившейся в распоряжении генерал-губернатора Восточной Сибири и Дальнего Востока графа Н. Н. Муравьева-Амурского.

В конце 1861 года клипер “Опричник”, выполнив свою миссию на Дальнем Востоке, отбыл в Кронштадт. 29 декабря выйдя из Батавии (Джакарты) и вступив в Индийский океан, военннй корабль России пропал без вести со всем экипажем.

Специалисты рассматривают несколько возможных причин исчезновения, а точнее гибели, клипера “Опричник”. Это ураган, бушевавщий в те дни в районе острова Мадагаскар; встреча с “волной-убийцей”, высота которой достигает 15–18 метров; перегрузка судна, по крайней мере, на 200 тонн; нагонная волна; не исключаются взрыв паровой машины и последовавший вслед за этим пожар. И еще об одном следует сказать. Буквально накануне отправки судна в обратный путь сменились командир корабля — им стал капитан-лейтенант П. А. Селиванов — и большая часть офицерского состава, а нижние чины были набраны из разных экипажей: “Опричника”, корвета “Воевода”, клиперов “Наездник” и “Разведчик”. И это могло сыграть свою роковую роль во время плавания в сложнейших погодных условиях Индийского океана.

Замысел создания памятника клиперу “Опричник” возник среди родственников и сослуживцев офицеров погибшего судна. Произошло это после литургии и панихиды в церкви Св. Николая Чудотворца по случаю десятой годовщины гибели корабля “Лефорт”1. Уже спустя десять дней во флотских экипажах была открыта добровольная подписка по сбору средств на сооружение монумента и было определено место его установки — в Летнем саду.

Сбор денежных средств по добровольной подписке проходил не очень-то интенсивно. К маю 1872 года было собрано всего около 300 рублей серебром, главным образом, среди родственников, товарищей и сослуживцев погибших моряков2. Совсем небольшая сумма для памятника. Тем не менее было принято решение “закончить это дело приведением его в исполнение с теми небольшими средствами, которыми можно располагать”. Для этого была избрана комиссия в составе трех человек: капитана 1-го ранга Я. И. Купреянова, капитан-лейтенантов А. П. Новосильского и К. де Ливрона.

В июле 1872 года “Государь Император... Высочайше разрешить соизволил поставить в Летнем саду в Кронштадте памятник по погибшим на клипере “Опричник” согласно... рисунку”.

По первоначальному варианту монумент должен был состоять из креста, водруженного на скале, с большим якорем и другими военно-морскими атрибутами. В окончательном проекте крест исчез, скала осталась, якорь был выполнен надломленным, появились флагшток и приспущенный Андреевский флаг. При утверждении рисунка памятника было решено “о даровании помощи из казенного имущества следующих вещей: одного якоря весом от 40 до 50 пудов, восьми сажен цепного каната, шести пушечных орудий малого калибра и 24-х сажен такелажной цепи”.

Существенную помощь при сооружении памятника оказали жители Кронштадта — почетный гражданин и подрядчик И. А. Иконников и вольный штурман В. А. Волков. Они безвозмездно, на собственный счет возвели фундамент и гранитные ступени пьедестала, а также пожертвовали два больших гранитных камня весом в 500 и 300 пудов для скалы.

Автор памятника неизвестен. Но монумент клиперу “Опричник” — это не скульптурная композиция, а архитектурная. Поэтому автором этого мемориального сооружения мог быть только архитектор. Активизация действий по сооружению памятника клиперу “Опричник” относится к началу 70-х годов XIX века. В сентябре 1870 года в Кронштадте был торжественно открыт памятник адмиралу Ф. Ф. Беллинсгаузену. Можно предположить, что флотское начальство Кронштадта и будущие члены комиссии были достаточно близко знакомы с одним из авторов монумента “полярному мореплавателю” — архитектором И. А. Мониггети, которому принадлежало авторство пьедестала памятника. Кстати, Мониггети — один из авторов памятника “первому русскому плавателю вокруг света” адмиралу И. Ф. Крузенштерну в Петербурге, а также автор памятника погибшим в Гангутском сражении — “Гангутский крест”, который был торжественно открыт 27 июля 1870 года в 156-ю годовщину достославной Гангутской битвы. Кроме того, Мониггети — автор Морского павильона Московской политехнической выставки 1871 года и внутреннего убранства императорской яхты “Держава”. Одним словом, в творчестве архитектора Мониггети морская тематика занимала не последнее место, и предположение об его авторстве памятника клиперу “Опричник” не лишено веских оснований.

До недавнего времени на боковых сторонах памятника клиперу “Опричник” были укреплены две бронзовые доски, ныне не существующие.

На одной из них, большой, значилось:

“ВЪ ПАМЯТЬ ПОГИБШИМЪ ВЪ ДЕКАБР┬ 1861 Г.

ВЪ ИНДьЙСКОМ ОКЕАНь

НА КЛИПЕРь └ОПРИЧНИКъ”

Командир Капит. Лейт. Петръ Селивановъ

Лейтенанты Николай Купреяновъ

—————— Францъ Де Ливронъ

—————— Константинъ Сусловъ

Мичманъ Алексей Карягинъ

Корп. Флот. Штур. Подпоручик Николай Филиповъ

Корп. Инж. Мех. Подпоручик Федоръ Ивановъ

Доктор Помолицкий

Унтер офицеров 14, нижних чинов 73 чел.”.

На другой, малой:

“Въ память погибшимь

на клипер|ъ └Опричникъ”

въ Инд|ъйском Океан|ъ

въ Декабр|ъ 1861 года”.

Из сравнения двух бронзовых — досок видно, что текст малой повторяет надпись большой в ее начальной части, что было совершенно бессмысленно для памятника. Кроме того, гласная буква ять, существовавшая когда-то в русское алфавите, имеет различное написание: на большой — ь, на малой — |Ъ. Подобного не мог бы допустить император Александр II, который одобрял и утверждал проекты буквально всех памятников, воздвигавшихся в России в те времена.

Совершенно очевидно, что малая бронзовая доска с ее короткой надписью появилась на памятнике не при его создании, а много позднее, вместо какой-то утраченной детали монумента.

А. де Ливрон, родственник погибшего в водах Индийского океана лейтенанта Ф. де Ливрона, писал в статье “Памятник погибшим на клипере └Опричник” в 1861 году”, помешенной на страницах январского журнала “Всемирная иллюстрация”: “С одного бока памятника на бронзовой доске вырезаны имена погибших офицеров и число нижних чинов (что, естественно, относится к большой доске), а на противоположной стороне скалы, на такой же доске (бронзовой), вырезан портрет клипера └Опричник””.

Слова А. де Ливрона подтверждаются гравюрой Л. А. Серикова с рисунка К. Брожа, воспроизведенной в том же номере “Всемирной иллюстрации”.

Мы отмечаем три знаменательные даты: в мае 2003 года — 300-летие Петербурга (территория острова Котлина является Кронштадтским административным районом нашего города), в октябре 2003 года — 130 лет со дня торжественного открытия памятника клиперу “Опричник” в Летнем саду Кронштадта и в 2004 году — 300-летие города Кронштадта.

Монумент клиперу “Опричник” попал в список подлежащих реставрации памятников к этим знаменательные датам, и только можно выразить надежду, что на этом мемориальном сооружении (по словам писателя В. В. Конецкого, “символической братской могиле моряков”) вновь появятся и большая доска, и барельеф, изображающий трагически погибший военный корабль России в водах Индийского океана. Тем более, что в Центральном Военно-морском музее Петербурга имеется модель клипера в 1/180 натуральной величины.

1 10 сентября 1857 года в 7 час. 23 мин. в Балтийском море близ Ревеля (Таллинна) корабль “Лефорт” внезапно налетевшим шквалом был перевернут и мгновенно пошел ко дну. Тогда погибло 12 офицеров, 743 человека команды, 53 матросских жен и 17 детей. Судно направлялось в Петербург.

2 В то же время собирались по добровольной подписке деньги еще для двух памятников: адмиралам — “полярному мореплавателю” Ф. Ф. Беллинсгаузену (открыт в Кронштадте 11 сентября 1870 года) и “первому русскому плавателю вокруг света” И. Ф. Крузенштерну (открыт в Петербурге 6 ноября 1873 года).

Версия для печати