Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Нева 2003, 8

Кто изображен на миниатюре — великая княжна или императрица?

В частном собрании Германии хранится миниатюрный портрет молодой дамы, изображенной на нейтральном серо-голубоватом фоне в светлом платье, с накинутой на плечи бледно-красной шалью. Через плечо голубая лента высшего российского ордена св. Андрея Первозванного. Светлые вьющиеся волосы украшены диадемой с крупными драгоценными камнями. Миниатюра написана на овальной пластине из слоновой кости. Справа по овалу подпись художника: “Kugelgen”.

Автором портрета является немецкий живописец и миниатюрист Герхард фон Кюгельхен (1772–1820). Вместе с братом-близнецом Карлом, художником-пейзажистом, в 1798 году Герхард приехал в Ревель (ныне Таллинн), где писал заказные портреты и давал уроки рисования и живописи старшей дочери барона Вильгельма Иоганна Цёге фон Мантейфеля — Хелене Марии. Барон Мантейфель, человек вполне просвещенный, заметив у дочери художественное дарование, упросил Кюгельхена, не склонного в молодые годы к педагогической деятельности, заниматься с Хеленой рисованием и живописью масляными красками. Говорят, что впоследствии барон ругал себя за то, что он, “как простак, сам же запирал кругом все двери, чтобы Лиле и ее учителю не мешали в художественных занятиях”1. Молодые люди, красивые, полные жизненной энергии, страстно увлеченные искусством, не могли не полюбить друг друга. Кюгельхен дарит ученице свой миниатюрный автопортрет, тонко исполненный. И тут же в качестве наглядного урока пишет ее миниатюрный портрет.

Породниться с художником-эмигрантом не входило в семейные планы честолюбивого барона. Только слезы дочери и мольба жены заставили его дать согласие на брак, если жених, как в народной сказке, выполнит три условия. Кюгельхен должен был добиться признания в художественных кругах Петербурга, составить капитал в 20 тысяч рублей, чтобы на проценты с этой суммы содержать семью и восстановить утраченное его родителями дворянство. Последнее условие было самым легким. Немецкие архивы всегда отличались сохранностью и полнотой. Через несколько месяцев художник получил подтверждение своего дворянского происхождения и право на прибавку к своей фамилии частицы “фон”. Теперь он стал именоваться Франц Герхард фон Кюгельхен. С рекомендательными письмами барона Мантейфеля Герхард и его брат Карл в декабре 1799 года отправились в русскую столицу, надеясь получить там выгодные заказы и разбогатеть. Рекомендательные письма помогли молодым художникам. Герхард Кюгельхен вскоре стал придворным художником императора Павла I. Он получал жалованье и отдельную плату за выполненные портреты. 2 сентября 1800 года Кюгельхен женился на баронессе Хелене Марии фон Мантейфель. В конце 1800 года за 34 портрета, написанных по заказу двора, художник получил девять тысяч рублей. “Я мужа вижу какой-нибудь раз в неделю, — пишет жена Кюгельхена матери, — он вечно находится в Павловске, живет во дворце, где имеет в своем распоряжении целую квартиру, обед из шести блюд, чай, кофе, вино, до придворного экипажа включительно...”2

Наибольшим успехом пользовался большой парадный портрет Павла I с семьей. В центре сидящим в кресле изображен глава семейства — император Павел в преображенском мундире с голубой лентой ордена св. Андрея Первозванного и звездой этого ордена на груди, на шейных лентах висят знаки орденов св. Анны I степени и св. Иоанна Иерусалимского; правой рукой Павел обнимает великую княжну Екатерину, облокотившуюся на его колени. Около кресла на траве с барабаном в руках сидит младший сын императора — великий князь Михаил. Слева в кресле сидит императрица Мария Федоровна, изображенная в светлом платье, левой рукой она обнимает великого князя Николая — будущего императора Николая I. Здесь же изображены две дочери императора: великая княжна Елена Павловна играет на арфе, рядом с нею великая княжна Мария Павловна. Слева, у края картины, — старшие сыновья императора: наследник престола, великий князь Александр Павлович и цесаревич, великий князь Константин Павлович. Справа запечатлены их жены: в желтом платье — великая княгиня Анна Федоровна, супруга Константина, в голубом платье — супруга Александра, великая княгиня Елизавета Алексеевна. В центре картины на втором плане, в окружении зелени на постаменте стоит мраморный бюст великой княжны Ольги Павловны, скончавшейся в трехлетнем возрасте. Справа у края картины, вдали, запечатлен Павловский дворец — любимая резиденция императора. У левого края картины на постаменте изображен бронзовый бюст императора Петра Великого — прадеда Павла I. За портрет Павла I с семьей художник получил пять тысяч рублей. Сейчас это полотно экспонируется в Павловском дворце-музее.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в своей резиденции — Михайловском замке — в результате заговора Павел I был убит. Кюгельхен остался при дворе. Ему довелось первому из художников выполнить портреты нового императора Александра I и его супруги императрицы Елизаветы Алексеевны. Портрет императора понравился царской чете, и Кюгельхена просили повторить портрет масляными красками, пастелью и в миниатюре. Всего он написал 5 портретов Александра I в рост, 10 погрудных вариантов и 55 миниатюр для табакерок, которые монарх жаловал придворным и послам, аккредитованным в Петербурге. За два года, проведенные при дворе Александра I, художник написал 164 портрета и получил за них 46 тысяч рублей.

20 ноября 1802 года в Петербурге у художника родился первенец Вильгельм Георг Александр Кюгельхен, впоследствии ставший, как и отец, портретистом. 1 сентября 1804 года Герхард Кюгельхен был избран “академиком портретной живописи” Академии художеств. Годом ранее Кюгельхен с семьей покинул Петербург. Портреты кисти талантливого немецкого художника, запечатлевшего членов Российского императорского дома, военного губернатора Петербурга графа П. А. Палена, главного директора водных коммуникаций графа Я. Е. Сиверса, тайного советника Д. Н. Дурново и других лиц высшего петербургского общества, хранятся в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее, провинциальных музеях и частных собраниях России.

Часть своих работ, в числе которых мог быть миниатюрный портрет молодой женщины с голубой лентой ордена св. Андрея Первозванного, о котором мы писали выше, он увез за границу. В каталоге работ Г. Кюгельхена, составленном Доротеей Хеллерманн и изданном в 2001 году в Берлине, миниатюра Кюгельхена описана как изображение дочери императора Павла I великой княжны Елены Павловны (1784–1803)3. Свое имя она получила по желанию венценосной бабушки. Екатерина II писала барону Гримму в Париж: “Малютка эта чрезвычайно красива, и вот почему я назвала ее Еленою, т. е. в честь троянской красавицы Елены Прекрасной”. В пятнадцатилетнем возрасте ее 12 октября 1799 года выдали замуж за наследного герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха-Людвига. Елена Павловна жила в замужестве недолго, тосковала по родине и скончалась 12 сентября 1803 года. Над ее могилой был возведен православный храм.

Русские великие княжны, дочери императора, при крещении получали знаки ордена св. Екатерины большого креста. С красной лентой с серебряной каймой по краям и звездой этого ордена Елена Павловна изображена на портретах, выполненных Д. Г. Левицким, М. Л. Э. Виже-Лебрен, В. Л. Боровиковским. Ленту и звезду ордена св. Андрея Первозванного она носить не могла. По статуту знаки ордена св. Андрея Первозванного получали жены российских императоров при вступлении их мужей на престол. Во время работы Г. Кюгельхена при Российском дворе только две дамы могли носить знаки высшего российского ордена. Это были супруга, а после 11 марта 1801 года вдова императора Павла I императрица Мария Федоровна и супруга императора Александра I императрица Елизавета Алексеевна.

Учитывая юный возраст модели и схожесть с достоверными портретами жены Александра I, можно не сомневаться, что на миниатюре изображена “молодая” императрица Елизавета Алексеевна.

Судьба будущей российской императрицы была предрешена, когда ей исполнилось всего четыре года от роду. В 1783 году баденский посол в Петербурге Кох обратил внимание Екатерины II на двух баденских принцесс — Луизу и Фредерику — как на возможных в будущем невест ее внуков Александра и Константина. Прошло 9 лет. Екатерина вспомнила о них и пригласила приехать в Петербург. 31 октября 1792 года баденские принцессы Луиза-Августа и Фредерика-Доротея прибыли в русскую столицу. Уже на следующий день императрица посетила принцесс и возложила на них знаки ордена св. Екатерины большого креста. В честь баденских принцесс давали придворные балы, театральные представления, маскарады. Старший внук императрицы великий князь Александр Павлович должен был выбрать из них себе невесту. Его выбор пал на Луизу. В январе 1793 года родители жениха получили согласие родителей невесты на брак. 9 мая 1793 года в большой церкви Зимнего дворца состоялось миропомазание принцессы Луизы, нареченной в православии Елизаветой Алексеевной. На следующий день состоялось обручение. Обмен кольцами произвела сама императрица. Жениху было 15 лет, невесте — 14.

Петербургское общество обратило внимание на юный возраст невесты и жениха. Екатерина II, чувствуя приближение старости, явно спешила с браком внука. Находясь во враждебных отношениях со своим единственным сыном, наследником престола, великим князем Павлом Петровичем, она хотела передать верховную власть внуку. Елизавета Петровна Янькова в мемуарах “Рассказы бабушки” вспоминала, что в петербургских гостиных передавали слова императрицы, вырвавшиеся у нее в узком кругу и просочившиеся за стены Зимнего дворца: “Сейчас я его (внука. — Ю. Е.) обвенчаю, а потом увенчаю (российской короною. — Ю. Е.)”.

28 сентября 1793 года состоялось бракосочетание великого князя Александра Павловича и Елизаветы Алексеевны. Свадебные торжества продолжались 14 дней и завершились фейерверком на Царицыном лугу. 6 ноября 1796 года Екатерина II скоропостижно скончалась и передать право на престол своему внуку не успела. На российский престол взошел великий князь Павел Петрович. Правил он недолго. После убийства императора Павла I трон наследовал его старший сын — великий князь Александр Павлович. С этого времени супруга императора Александра I стала именоваться императрицей, и на нее были возложены знаки ордена св. Андрея Первозванного. Следовательно, миниатюрный портрет Елизаветы Алексеевны с голубой андреевской лентой мог быть выполнен в период с 12 марта 1801 года до февраля 1803 года — времени отъезда Герхарда Кюгельхена из Петербурга.

1В. Ш. — В. Шубинский. Семья немцев-художников в России // Исторический вестник. 1906. Июль. С. 191.

2 Там же. С. 193.

3 Dorothee von Hellermann. Gerhard von Kugelgen. Das zeichnerische und malerische Werk. Berlin. 2001. Farbtafel IX. P. 113.

Версия для печати