Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Нева 2003, 7

Квартет Мекленбургского

Петербуржцы наслышаны о триумфальном успехе Дягилевских театральных сезонов 1900-х годов в Париже. Не менее значимой страницей в истории отечественного исполнительства была концертная деятельность струнного квартета герцога Мекленбург-Стрелицкого…

Ансамбль камерной музыки из четырех инструментов основан и содержался на средства герцога Георгия Георгиевича (1859–1909), правнука императора Павла I. 31 октября 1896 года после 37 репетиций, на которых присутствовал и которыми руководил герцог, в Большом дворце Ораниенбаума состоялось первое камерное утро квартета. Первое публичное выступление ансамбля прошло 15 января 1898 года в Петербурге, в зале Петровского коммерческого училища на Фонтанке. Квартет сразу обратил на себя серьезное внимание публики и прессы, которые, “отдавая справедливость технике, музыкальности, вкусу исполнителей, обращали особое внимание на главное, труднее всего достижимое качество квартета, — на ансамбль, на дисциплину исполнения” (Ц. Кюи). Горячее одобрение исполнительской деятельности квартета выражали А. Глазунов, А. Аренский, С. Рахманинов, Э. Григ, А. Никиш, М. Горький.

Кроме утренних и вечерних сеансов у герцога, квартет многократно выступал публично, совершал концерные путешествия по России, за границей, а также был приглашаем в частные дома. С 1898-го по 1916 год квартет имел 2186 репетиций, дал 788 концертов, гастролируя в 46 российских и 88 иностранных городах Западной Европы. Впечатляет репертуар квартета, включавший произведения 144 композиторов и не ограниченный исполнением исключительно струнных квартетов, а игравший камерную музыку вообще — при участии пианистов и других инструменталистов. Музыковед А. В. Оссовский в 1907 году отмечал: “Эволюция музыкальной жизни принесла новые типы и в области исполнения. Камерные ансамбли — квартеты и трио, проявляющие свою деятельность в форме концертных выступлений и делающиеся таким образом достоянием всего образованного мира, явление также наших дней. В артистическом соревновании за их первенство наш квартет с каждой заграничной поездкой склоняет победу все более и более на свою сторону”.

Обаяние и красоту исполнения еще более увеличивал чудный и однородный звук итальянских инструментов работы Гварнери, которые с большим трудом герцогу удалось приобрести для своего квартета. Любимым композитором герцога Георгия был Франц Шуберт, а единственным творческим ограничением, выдвинутым Г. Г. Мекленбург-Стрелицким, была невозможность индивидуального участия квартетистов в составе оркестров.

За 20-летие существования струнного квартета в его составе сменились 9 музыкантов. Первый состав: Б. С. Каменский (1-я скрипка), Г. Н. Дулов (2-я скрипка), Б. К. Гейне (альт), С. Э. Буткевич (виолончель). Второй состав: К. К. Григорович, Н. И. Кранц, В. Р. Бакалейников, С. Э. Буткевич (участник всех составов квартета).

2 декабря 1901 года в собственном доме герцога на Фонтанке, 46 состоялся 100-й концерт квартета, и к этому юбилею был подготовлен памятный адрес, поднесенный герцогу и его супруге графине Н. Ф. Карловой от имени гостей особняка (ныне экземпляр хранится в Государственном музее истории Санкт-Петербурга). Весной 1903 года квартет был приглашен великим князем Сергеем Александровичем в Москву, где имел большой успех, а с 1906 года начались зарубежные выступления квартета Мекленбургского.

После кончины герцога в 1909 году квартет вошел в состав Императорского русского музыкального общества (ИРМО) под именем своего основателя; патронат над квартетом в память о брате приняли принцесса Е. Г. Саксен-Альтенбургская и герцог М. Г. Мекленбург-Стрелицкий. В 1914 году состоялись большие гастроли квартета по России: в Поволжье, Малороссии, Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. В период гастролей часть сбора передавалась в пользу лазаретов военного времени.

Зимой 1916/17 года состоялись концерты квартета Мекленбургского по случаю его 20-летия в Малом зале Петроградской консерватории. Они оказались последними в его истории…

К сожалению, в наши дни “больших пивных фестивалей” скудное финансирование Государственного музея-заповедника “Ораниенбаум” не позволяет не только возобновить выступления струнного квартета в исторических залах дворцов, но и даже издать к 300-летию Петербурга скромный научно-популярный сборник статей памяти музыкальных традиций семьи герцогов Мекленбург-Стрелицких.

Версия для печати