Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Интерпоэзия 2016, 1

Струна и мир

Вступительное слово

Журнал «Гостиная» возник в результате наших бесед с профессором Пенсильванского университета Ароном КАЦЕНЕЛИНБОЙГЕНОМ (1927-2005), с которым я, тогда ещё аспирантка Пенсильванского университета, преподавала совместный курс по теории принятия решений в ли

 

 

Журнал «Гостиная» является частью проекта «Русское безрубежье», который включает в себя три основные сферы, связанные с русской литературой и культурой: художественно-публицистическую, научную и литературные мероприятия. Все три отражены в работе трех сайтов – «Гостиной», ОРЛИТА и ЛитВед. Журнал «Гостиная» выходит в сети и в печати и публикует как художественную литературу, так и эссе философского и научного содержания, а также публицистику и интервью. 

Первый номер «Гостиной» вышел в 1995 году, когда я училась в аспирантуре-докторантуре Пенсильванского университета (Филадельфия). Это был первый толстый тематический журнал в США. Он возник в результате наших бесед с профессором Пенсильванского университета Ароном Каценелинбойгеном (1927–2005), с которым мы преподавали совместный курс по теории принятия решений в литературе, кино, шахматах и бизнесе. Постепенно сформировался круг писателей, критиков, литературоведов и художников, проявивший интерес к этой форме журнала. Среди них были и Инна Богачинская, и Елена Дубровина, и Эрнст Неизвестный, и Михаил Эпштейн, и другие авторы, задавшие своими произведениями тон и направление бесед. Идея тематической «Гостиной» получила развитие в последующих выпусках, и сегодня, 20 лет спустя, мы продолжаем эту традицию диалога между участниками каждого номера в скрытой или явной форме.

 

Забросил сети ум-ловец. С утра

Чего уже в них только не бывало!

Продолжилась старинная игра

Фантазии, не знающей начала.

Забавы вечности, придумавшей эскиз,

Которому все жизни изоморфны,

Чтоб разворачивать свой мощный смысл

Сквозь самопорождающие формы.

И что в них ум, и что они уму?

Необозримость он связать в запале

Идет, не приближаясь ни к чему,

Лишь отдаляясь от себя в начале.

 

Этими стихами открывалась наша первая «Гостиная». Они оказались созвучными мироощущению Арона, предпочитавшего беседы спорам. В споре, говорил он, собеседники закрыты к восприятию другой концепции, а в беседе – открыты. В споре все стопорится на утверждениях каждой из сторон, а в беседе есть предрасположенность к развитию, ибо обе стороны готовы к пересмотру своих первоначальных взглядов. В истину (во всяком случае в ее земной ипостаси) он не верил. Он резонно отмечал, что вкусы и оценки меняются из эпохи в эпоху и то, что кажется незыблемым сегодня, завтра может быть низвергнуто с пьедестала. Опять-таки, не навсегда. По тем же причинам Арон был против любого сорта идеологий и всегда оставался ученым с большой буквы – работающим только с фактами и логикой.

«Гостиная» – журнал интеллектуальной направленности, стоящий вдали от политических группировок и публикующий произведения, направленные на вопросы бытия, а не быта.

Идея диалога поначалу распространялась только на участников выпуска, но, с развитием сетевых возможностей, она охватывает теперь и читательский круг. Каждый читатель имеет возможность поместить комментарий и вступить в диалог с автором той или иной публикации.

Примерно 10 тысяч читателей ежемесячно посещают сайт gostinaya.net. Всё это стало возможным благодаря стараниям нашего вэб-директора Вадима Зубарева. Наша редакция работает без выходных и отпусков. Мы постоянно в процессе отбора и обсуждения рукописей, подготовки новых выпусков и организации чтений и встреч с читателями по обе стороны океана. В журнале есть редакция и есть редколлегия. Редакция представлена отделами прозы (зав. Елена Литинская) и поэзии (Ефим Бершин), а также техническим отделом (Вадим Зубарев). Наши редакторы строги, доброжелательны и неустанны в поиске новых интересных авторов и произведений.

Предлагаемый выпуск выстроен тематически, в соответствии с основным принципом «Гостиной». Тема его складывалась вокруг бесед о поэте и мире, и я обозначила ее как «Струна и мир».

 

Вера Зубарева, главный редактор журнала «Гостиная»

 

 

Версия для печати