Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2017
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 7 8 9
10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1994
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1993
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1992
1 2 3 4
5 7 8 10
11
Анонс июньского (№6) номера журнала "Иностранная литература"
 
Июньский номер целиком посвящен классику русской и американской литератур ХХ столетия Владимиру Набокову (1899 - 1977) и называется «Сорок лет без Набокова».
Предваряет тематический выпуск статья составителя номера - литературоведа, критика, филолога Н. Г. Мельникова (1970) “В одуряюще сложной перспективе памяти…”.
 
Рубрика первая: “Я к вам пишу...” - выбранные места из деловой переписки Владимира Набокова в переводе Александра Ливерганта и с комментариями Николая Мельникова. Писательская кухня, казалось бы, но и эти бумаги выдержаны в духе и стиле автора. Здесь и оправданно высокая самооценка - как завуалированная вымыслом: «“Дар” — история о становлении великого писателя», так и выраженная напрямую: «огромный, таинственный, душераздирающий роман, который я после пяти лет чудовищных наваждений и дьявольских трудов, кажется, закончил. <…> У этой великой и витиеватой вещи нет прецедента в литературе». Имеется в виду «Лолита».
Завороженность Набокова собственным призванием заразительна, и поэтому всё это делопроизводство - переговоры с издателями и переводчиками - читается с увлечением. Именно в мелочах дает о себе знать страстный недюжинный характер: в помощь иллюстратору въедливый автор описывает форму носа Пнина или оговаривает даже пол переводчика «Приглашения на казнь». Словом, читателю предоставляется возможность вжиться в будни большого писателя, где профессиональные пристрастия - Пушкин «никогда не сочинял отвратное либретто к опере “Евгений Онегин”…» соседствует с  житейскими соображениями - «я буду рад приехать и обсудить все, что представляется Вам затянутым и не вполне ясным (просил бы Вас оплатить мне дорогу)…»
 
«Балладе Лонгвудской долины» из рубрики «Вглубь стихотворения» - предпослана вступительная заметка составителя «“Причудливый гибрид” Владимира Набокова», в которой, среди прочего, сказано: «В гротескной истории об исчезновении кроткого подкаблучника-цветовода причудливо преломляются главные темы набоковского творчества: романтическое двоемирие, бегство от удушающей пошлости повседневности в прекрасное “далеко”, в чудесный, потусторонний мир мечты и творческого воображения…» Вниманию читателей предлагается три перевода баллады на русский язык – Марины Бородицкой, Алексея Круглова и Марии Фаликман.
 
Рубрика «Интервью»Владимир Набоков и американский писатель и критик  Лайонел Триллинг обсуждают “Лолиту” с канадским тележурналистом Пьером Бёртоном. Расшифровка и перевод Анны Курт.
И еще одно интервью - «Деспот в своем мире», - данное в 1966 году немецкой газете «Die Zeit». Речь идет об отношении Набокова к Германии, о славе, о «Лолите» и проч. Перевод Дарьи Андреевой.
 
РубрикА «NB». В очерке «В поисках лесных нимф» репортер Роберт Бойл подробно описывает день, проведенный им вместе с писателем за охотой на бабочек в Аризоне. Перевод Валерия Минушина.
Здесь же корреспондент британского еженедельника “Спектейтор»             Джон Колмен  пересказывает свой пространный разговор с В. Набоковым в 1959 году в Лондоне. Перевод Николая Мельникова.
 
Поскольку весь номер «ИЛ» посвящен одному автору, то и рецензионный раздел называется «Среди книг с Владимиром Набоковым». Это – переведенный Алексеем Кругловым отклик писателя на вышедшего по- английски «Витязя в тигровой шкуре» и заметка об американском исследовании секты духоборов. Перевод Николая Мельникова.
 
Следом – рубрика «Писатель в зеркале критики»: почти сто страниц текста, более сорока пространных и коротких рецензий видных европейских и американских литераторов на девять книг Владимира Набокова, написанных им по-русски в Европе, до переезда в Америку и переведенных (иногда заново) на основные европейские языки, по большей части, под бдительным присмотром автора. Некоторые критические реплики приводят на память пародийные рецензии из набоковского же «Дара», а некоторые - впечатляюще проницательны: «…бесконечно повторяемое наслаждение уже сродни средневековым пыткам», - это парадоксальное наблюдение над совершенством набоковского стиля из отзыва на «Приглашение на казнь» по-английски британца Джона Баррингтона Уэйна (1925 — 1994); перевод Оксаны Кириченко.
 
В рубрике «Вспоминая Набокова» - влюбленные мемуары Альфреда Аппеля (1934 – 2009), американского литературоведа и университетского ученика Владимира Набокова в переводе Валерия Минушина.
Здесь же – интервью с коллегой Набокова – преподавателем Корнельского университета Виктором Ланге (1908 – 1996). Перевод Оксаны Кириченко.
И завершают мемориальную рубрику заметки итальянца Альберто Онгаро (1925) «Воспоминания об одном разговоре с Набоковым на тему “Как изменилась любовь”», вернее, история, как строптивый классик вежливо уклонился от ответа на вопрос интервьюера. Перевод Ксения Жолудева.