Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Иностранная литература 2000, 11

Лоренс Даррелл:

краткая летопись жизни и творчества




Лоренс Даррелл: краткая летопись жизни и творчества

1912. Родился 27 февраля в Джаландхаре (Индия), в семье колониального служащего. Первенец.

1923—1930. Переезд в Англию. Учеба в различных школах. К 14— 15 годам у Лоренса Даррелла формируется уверенность в том, что единственный подобающий для него род деятельности — это писательское ремесло.

1931—1934. Поселяется в Лондоне. Богемная жизнь, случайные заработки. Дружба с поэтом и библиофилом Джоном Госуортом, который оказывает на него сильное влияние и служит образцом для подражания.

Публикует за свой счет сборник стихов “Причудливый фрагмент” и “Бромо Бомбаст” — литературную пародию на Дж. Б. Шоу.

Женитьба.

1934. Издательство “Кэссел” принимает “Хамельнскую дудочку любви” — первый из романов, написанных исключительно для заработка.

Издательство “Фейбер энд Фейбер” заключает с Дарреллом контракт на публикацию трех следующих романов.

1935. Получив от двух издательств авансы, уезжает в Грецию. Снимает на Корфу небольшой дом и к лету вывозит туда всю семью: жену, мать, братьев и сестру. Кроме того, на Корфу постоянно наведываются лондонские приятели Даррелла, а также его новые греческие друзья.

Знакомство с Георгиосом Сеферисом и Георгиосом Кацимбалисом. Июнь. Баркли Хадсон, один из заезжих друзей, оставляет ему “Тропик Рака” Генри Миллера. Книга производит на Даррелла сильнейшее впечатление. Его решимость стать “настоящим” писателем отныне непоколебима.

Августсентябрь. Пишет письмо Генри Миллеру и получает благожелательный ответ. Начало переписки и дружбы.

Работа над вторым романом — “Sauve qui peut” (“Спасайся кто может”).

Октябрь. Выходит в свет “Хамельнская дудочка любви”.

1936. Начало работы над “Черной книгой”, первым серьезным романом.

Ноябрь. Эссе о “Гамлете”.

Заканчивает работу над “Sauve qui peut”.

1937. Завершает “Черную книгу” и отправляет через Миллера в “Фейбер энд Фейбер”. Миллер и Элиот в восторге от романа, но издательство отказывается его печатать по цензурным соображениям.

Едет в Лондон через Париж. В Париже наконец лично знакомится с Миллером, Анаис Нин и Альфредом Перле. В Лондоне — с Т. С. Элиотом, Диланом Томасом и Хевлоком Эллисом, литератором, сексологом и издателем репринтов “подцензурной” елизаветинской драматургии.

На обратном пути гостит у Миллера на вилле Сёра.

1938. “Черная книга” выходит в “Серии виллы Сёра”, затем в парижском издательстве “Обелиск-пресс”.

1939. В Грецию приезжает Миллер. Путешествие друзей по стране.

1940. Поиски работы. Должность директора школы в Каламате, находящейся под патронажем Британского совета.

Рождение дочери Пенелопы.

Попытка вступить добровольцем в армию (в авиацию).

Начало работы над “Книгой мертвых” (будущий “Александрийский квартет”).

1941. 25 августа. За несколько дней до прихода немцев в Каламату — бегство на Крит на случайном попутном судне.

1941—1945. “Александрийский период”. После эвакуации с Крита попадает в Каир, где происходит разрыв с Нэнси. Та вместе с дочерью уезжает в Иерусалим. Даррелл еще раз пытается вступить в армию, но затем получает пост пресс-офицера в Александрии, где и живет постоянно. Первые шаги на дипломатическом поприще.

Знакомство с Эвой Коэн, прототипом как минимум двух центральных женских персонажей в “Александрийском квартете”.

1945. Осень. После долгих хлопот получает пост офицера по связям с общественностью в Министерстве информации на Додеканесе (штаб-квартира на Родосе).

Вывозит туда же Эву Коэн в качестве личного секретаря.

Публикует книгу путевой прозы “Камера Просперо”.

1946. Возобновляет работу над “Книгой мертвых”. Место действия переносится в Александрию.

Попытка добиться перевода в Афины.

Развод с Нэнси. Женитьба на Эве.

1947. Конфликт с руководством британской миссии в Афинах, уход с дипломатической службы. Возвращение в Англию (Борнмут), поиски работы.

Декабрь. Годичный контракт на преподавание английской литературы в университете г. Кордовы, Аргентина, по линии Британского совета.

1949. Июнь. Пост пресс-секретаря британской миссии в Белграде.

1950. В Оксфорде появляется на свет дочь Сапфо.

Пишет драму в стихах под названием “Сапфо”.

На основе аргентинского курса лекций готовит книгу “Ключ к современной поэзии”.

1951. Подумывая об уходе со службы, откладывает деньги, чтобы обеспечить себе несколько лет “писательства и лени”.

Психическое состояние Эвы ухудшается.

1952. Выходит “Ключ к современной поэзии”.

1953. Отъезд из Югославии.

Нервный срыв у Эвы.

Март. Едет на Кипр, покупает турецкий дом, вывозит из Англии мать и Сапфо. Всерьез работает над первой книгой “Александрийского квартета”.

1954. Преподавательская работа. Затем пост офицера по связям с общественностью при британской администрации.

1955. Продолжение работы — пока урывками — над первой книгой “Александрийского квартета”.

1956. Январь. Рукопись, озаглавленная “Жюстин” и посвященная Эве Коэн, отправляется на рецензию в Калифорнию к Миллеру с указанием, что это всего лишь первый роман цикла.

26 августа. Отъезд с Кипра и выход в отставку.

Едет в Англию, налаживает отношения с “Фейбер энд Фейбер”. Издательство принимает “Жюстин”.

Выходит роман “Темный лабиринт”.

1957. Февраль. Перебирается на юг Франции, в Прованс (вместе с Клод Вансендон), и снимает дом (вилла “Луи”) на окраине Сомьера. С головой уходит в работу и в течение года публикует четыре книги: “Жюстин”, “Горькие лимоны”, “Esprit de Corps” и “Белые орлы над Сербией”.

Сводит близкое — по-соседски — знакомство с Ричардом Олдингтоном.

Июнь. Завершение работы над вторым томом “Александрийского квартета”.

9 декабря. Получает премию Даффа Купера из рук королевы.

1958. Перебирается в сельский дом в миле от Нима.

Апрель. Заканчивает роман “Маунтолив”.

Выходит в свет роман “Бальтазар”.

1959. Дописывает последний роман “Александрийского квартета” — “Клеа”.

22 ноября. Триумфальная премьера “Сапфо” в Гамбурге, в “Дойчес шаушпильхаус” (постановка Густава Грюндгенса, в главной роли — Элизабет Фликеншильдт).

1960. Выдвижение на Нобелевскую премию по литературе.

Пишет пьесу “Акте”.

Начинает совместно с режиссером Рубеном Мамуляном работать над сценарием для грандиозного голливудского исторического фильма “Клеопатра”.

Выходит из печати “Собрание стихотворений”.

1961. Г. Грюндгенс в Гамбурге ставит “Акте”.

Постановка “Клеопатры” срывается из-за ухода Мамуляна из кинематографа.

Начинает работать над “большим комическим романом”, предварительное название — “Плацебо” (книга осталась незавершенной).

1963. Пишет для Г. Грюндгенса пьесу “Ирландский Фауст”. После смерти Грюндгенса пьесу — без особого успеха — ставит Оскар Фриц Шу.

Одновременно в Англии и Соединенных Штатах выходит книга “Лоренс Даррелл — Генри Миллер. Личная переписка”.

1964. В парижской “Галери де коннэтр” под патронажем фотохудожницы Мэри Молло и художницы Надо Блох проходит выставка гуашей Даррелла (под псевдонимом Оскар Эпфс).

1966. Работает над сценарием фильма “Юдифь”. Проводит несколько недель в Израиле с Софи Лорен, исполнительницей главной роли.

Летом вместе с Клод перебирается в большой дом на окраине Сомьера, где и живет до самой смерти.

Публикует сборник юмористических рассказов из дипломатической жизни “Sauve qui peut” (“Спасайся кто может”).

Выходит в свет сборник стихов “Иконы”.

1967. 1 января в цюрихской больнице внезапно умирает от рака Клод Вансендон.

1968. Впервые в жизни едет в Америку — к Миллеру. Тем временем дом в Сомьере подвергается ограблению, причем работают профессионалы (“Они взяли только лучшие книги елизаветинской эпохи и картины, подаренные мне известными художниками, и оставили всю мою собственную живопись”).

Начинает подыскивать место, где его личный архив мог бы храниться в безопасности. В конце концов продает его университету Южного Иллинойса в Карбондейле.

Напечатан роман “Тunc”.

1969. Выходит фильм по “Жюстин” (Майкл Йорк — Дарли, Дерк Богард — Персуорден, Анук Эме — Жюстин, Анна Карина — Мелисса).

1970. Лондонская фирма грамзаписи “Таррет рекордс” выпускает пластинку с мюзиклом Даррелла “Вернись, Улисс”, где текст читает сам автор.

Выходит роман “Nunquam”.

Начало работы над “Авиньонским квинтетом”.

1971 — 1973. Многочисленные поездки (Женева, Париж, США). Работа над книгами по гностицизму (для “Квинтета”).

1974. Женитьба на модели Жислен де Буассон. Едет в США, где читает курс лекций в Калифорнийском технологическом университете. Общение с Миллером и Анаис Нин.

Публикует сборник стихов “Вега”.

Выходит первый роман “Авиньонского квинтета” — “Monsieur, или Князь Тьмы”.

1977. Разводится с Жислен.

1978 — 1985. Продолжение работы над “Авиньонским квинтетом”: (“Ливия” (1978), “Констанс” (1982), “Себастьян” (1983), “Quinx” (1985)).

1990. Выходит в свет эссе об Анри Мишо.

7 ноября — Кончина.

Вадим Михайлин





Версия для печати