Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Иностранная литература 1999, 9

Хорхе Луис Борхес:

краткая летопись жизни и творчества


Хорхе Луис Борхес: краткая летопись жизни и творчества

1899. 24 августа родился в Буэнос-Айресе, неподалеку от центра города, в доме деда по отцу. Отец, Хорхе Гильермо Борхес (по материнской линии — англичанин), преподает философию и психологию на английском языке, переводит на испанский Омара Хайяма с английских переложений Фицджеральда, близко знаком со многими литераторами столицы. Мать, Леонор Асеведо Аэдо, родом из Уругвая, куда ее предки приехали из Португалии.

1901. Семья перебирается в более скромный район Палермо — пригород поножовщиков и танго.

4 марта. Рождение сестры Норы, подруги по детским играм и фантазиям, будущей художницы.

В дом взята английская гувернантка. Борхес учится читать по-английски раньше, чем по-испански; читает “Тысячу и одну ночь”, Диккенса, Твена, Эдгара По, Стивенсона, Киплинга, Уэллса. В семь лет пишет первый рассказ (по мотивам “Дон Кихота”), в девять — переводит сказку О. Уайльда “Счастливый принц” (опубликована в июньском номере столичной газеты “Паис” за 1910 г., перевод приписали отцу).

1914. Почти ослепший отец (потеря зрения — наследственный недуг в семье Борхесов) выходит в отставку, едет с семьей лечиться в Европу. Война застает семейство в Женеве.

Борхес поступает в коллеж, основанный в свое время еще Кальвином (преподавание ведется по-французски), открывает для себя французскую литературу, читает Гюго и Рембо.

1918. Семья проводит год в Лугано. Борхес пишет сонеты на английском и французском, учит немецкий. Читает Гейне, Шопенгауэра, Ницше, экспрессионистов, Кафку, “Голем” Майринка. Составляет книгу стихов о русской революции “Красные ритмы”, сборник рассказов в манере Пио Барохи “Карты шулера”, иначе — “Крапленая колода” (при жизни не опубликованы).

1919. Август. Первая публикация: обзор новых испанских книг во франкоязычной женевской газете “Фёй” (замечена Мартином Бубером).

Борхесы переезжают в Испанию (Барселона, Пальма-де-Мальорка, Севилья). В Мадриде Хорхе Луис знакомится с писателями Рамоном Гомесом де ла Серной, Рафаэлем Кансиносом-Ассенсом, Гильермо де Торре (последний вскоре переедет в Аргентину и в 1928 г. женится на Норе Борхес), печатает стихи в авангардистских журналах “Греция”, “Космополис” и др.

1920. В мадридском журнале “Сервантес” публикуется “Экспрессионистская антология” — стихи современных немецких и австрийских поэтов в переводах и с заметками Борхеса.

1921. Январь. Выходит первый номер авангардистского журнала “Ультра”, где среди прочего напечатаны стихи и рецензия Борхеса.

Март. Возвращение в Буэнос-Айрес. Борхес выпускает журнал “Призма”, входит в столичный кружок, группирующийся вокруг писателя Маседонио Фернандеса. В октябре Борхес публикует в буэнос-айресской газете статью-манифест “Ультраизм”.

1922. Кружок М. Фернандеса начинает издавать журнал “Форштевень”.

1923. Выходит первая книга Борхеса — сборник стихов “Страсть к Буэнос-Айресу” (выпущена тиражом в 300 экземпляров на средства отца, с гравюрами Норы Борхес).

Снова на год уезжает вместе с семьей в Европу.

1924. Статья Борхеса о Кеведо публикуется в мадридском журнале Хосе Ортеги-и-Гассета “Ревиста де Оксиденте” (“Западное обозрение”).

1925. Книга эссе “Расследования” (при жизни не переиздавалась, во Франции ее сочувственно отрецензировал Дриё ла Рошель), сборник стихов “Луна напротив”, перевод фрагмента из джойсовского “Улисса” — романа, сопровождавшего Борхеса много лет.

Через писателя Рикардо Гуиральдеса Борхес знакомится с сестрами Окампо — писательницами Викторией и Сильвиной.

1926. Сборник эссе “Земля моей надежды” (при жизни не переиздавался).

Борхес начинает сотрудничество с газетой “Пренса” (до 1929 г. публикует в ней более 20 различных материалов).

1928. Книга “Язык аргентинцев” (ее оформляет друг Борхеса-отца, художник Алехандро Шуль-Солар).

Знакомство с мексиканским писателем, педагогом, дипломатом Альфонсо Рейесом.

1929. Третья — и на долгие годы последняя — книга стихов “Сан-Мартинская тетрадка”.

1930. “Эваристо Карриего” — биография друга семьи Борхесов, поэта буэнос-айресских предместий, и вместе с тем очерк мифологии столичных окраин, подступ к будущим темам танго, схватки, ножа; первая прозаическая книга, которую автор включал в собрания своих сочинений.

Знакомство — через сестер Окампо — с юным Адольфо Бьой Касаресом, в дальнейшем — другом, советчиком и соавтором.

1931. Борхес входит в редакционную коллегию основанного Викторией Окампо журнала “Сур” (“Юг”) — на протяжении многих лет крупнейшего и наиболее авторитетного издания в Латинской Америке. Печатает в журнале статьи о литературе и кино, переводы.

1932. Книга эссе “Обсуждения”.

1933. Брошюра о поэтических метафорах скандинавских скальдов “Кёнинги”.

Сотрудничает с журналом “Критика”, где с августовского номера начинает публиковать очерковые новеллы из цикла “Всемирная история бесславья”.

1934. Вместе с уругвайским писателем Энрике Аморимом (женатым на двоюродной сестре Борхеса) путешествует по глухим северным районам Уругвая, наблюдает жизнь гаучо (увиденное откликнется поздней в новеллах “Фунес, чудо памяти”, “Юг”, “Конгресс”).

В ответ на антисемитские выпады националистов публикует в столичном журнале “Мегафон” заметку “Я — еврей”.

1935. Сборник пародийных остросюжетных новелл-эссе “Всемирная история бесславья”.

1936. Книга эссе “История вечности”.

Начинает вести в буэнос-айресском семейном двухнедельнике “Огар” (“Очаг”) рубрику “Зарубежные книги и их авторы: Путеводитель читателя” (до 1940 г.).

1937. Вместе с доминиканским историком культуры Педро Энрикесом Уреньей выпускает “Классическую антологию аргентинской литературы”.

Переводит роман Вирджинии Вулф “Орландо”.

Работает в муниципальной библиотеке на окраине столицы. Изучает итальянский язык, по дороге на работу и домой читая в трамвае Данте и Ариосто.

1938. Вступительная статья к сборнику новелл Кафки “Превращение” (переводы в ней, вопреки устойчивому предрассудку, не принадлежат Борхесу).

Смерть отца.

Под Рождество Борхес после несчастного случая попадает в больницу с тяжелым заражением крови и временной потерей зрения (детали болезни и выздоровления войдут потом в новеллу “Юг”). В больнице задумывает новеллу “Пьер Менар, автор “Дон Кихота””.

1939. “Пьер Менар” публикуется в майском номере журнала “Сур”. В парижском журнале “Мезюр” печатается “Приближение к Альмутасиму”.

1940. Предисловие к первому фантастическому роману в Латинской Америке — “Изобретение Мореля” А. Бьой Касареса.

Вместе с только что поженившимися Бьой и Сильвиной Окампо выпускает “Антологию фантастической литературы” (многократно переиздается вплоть до нынешнего дня, на ней формируются лидеры будущего “магического реализма”).

После долгого перерыва публикует новые стихи — стансы “В кругу ночи”; навязчивая метафора замкнутого круга повторяется в опубликованной тогда же новелле “В кругу развалин”.

1941. С Бьой Касаресом и Сильвиной Окампо выпускает антологию аргентинской поэзии ХХ в.

Издает сборник своих новелл “Сад расходящихся тропок”. Переводит роман Фолкнера “Дикие пальмы”, книгу эссе Анри Мишо “Варвар в Азии”.

1942. “Шесть задач для дона Исидро Пароди” — сборник пародийно-детективных новелл в соавторстве с Бьой Касаресом под общим псевдонимом Бустос Домек.

1943. Книга избранной лирики “Стихи 1922—1943 годов” (ряд прежних стихотворений дан в новых редакциях: переиначивание — устойчивая и характерная черта авторского письма Борхеса и его писательского облика).

Вместе с Бьой Касаресом выпускает сборник “Лучшие детективные рассказы” (впоследствии многократно переиздается).

1944. Книга рассказов “Вымышленные истории”.

1945. Вместе с писательницей Сильвиной Бульрич выпускает книгу о буэнос-айресских окраинах и их героях “Куманек, его судьба, его улицы, его музыка” (кроме борхесовского предисловия, сюда входит его новелла “Человек из Розового кафе”).

1946. После военного переворота и прихода к власти полковника Перона Борхес за антифашистские взгляды и антиправительственные высказывания уволен из библиотеки: ему издевательски предложено место инспектора торговых рядов (птица и дичь) на городском рынке, от которого он отказывается.

Читает лекции по литературе в аргентинском Обществе английской культуры, ездит с лекциями по Аргентине и Уругваю (в неизменном сопровождении жандармов).

Выпускает журнал “Анналы Буэнос-Айреса” (за два года выходит 23 номера), где среди других авторов открывает читателям Хулио Кортасара и уругвайского прозаика Фелисберто Эрнандеса.

Повесть “Образчик смерти” (в соавторстве с А. Бьой Касаресом, под общим псевдонимом Б. Суарес Линч).

1947. Брошюра “Новое опровержение времени”.

Пишет вместе с А. Бьой Касаресом антиперонистский рассказ “Праздник чудовища”, который распространяется в рукописных копиях.

1948. За антиперонистские выступления арестованы мать и сестра Борхеса. Публикует в журнале “Сур” эссе о “Божественной Комедии”, которые через много лет сложатся в книгу “Девять очерков о Данте”.

1949. Сборник новелл “Алеф”.

1950. На три года избирается президентом Общества аргентинских писателей, стоящего в оппозиции к официальной власти.

Получает место преподавателя англоязычной словесности в Буэнос-Айресском университете.

1951. Вместе с Делией Инхеньерос выпускает книгу очерков “Древние германские литературы”.

Сборник новелл “Смерть и буссоль”.

“Вымышленные истории” выходят во Франции.

1952. Сборник эссе “Новые расследования”.

1953. Начинает выходить первое собрание сочинений (очень жестко отобранное автором).

Во Франции издан сборник новелл и эссе разных лет “Лабиринты”.

1955. Падение диктатуры, Перон эмигрирует из страны. Борхес назначен директором Национальной библиотеки в Буэнос-Айресе (к этому времени он уже практически теряет зрение).

Вместе с Бьой Касаресом издает сборник мировой фантастической новеллы “Краткие и необычайные истории” (ряд текстов — мистификация составителей), двухтомную антологию поэзии гаучо, два киносценария (“Жители побережья” и “Рай для праведников”).

Монография о Леопольдо Лугонесе (в соавторстве с Беттиной Эдельберг).

1957. Антология “Пособие по фантастической зоологии” (в соавторстве с Маргаритой Герреро).

1960. Антология “Книга Рая и Ада” (в соавторстве с А. Бьой Касаресом).

Сборник стихотворений и микроновелл “Создатель”.

1961. Делит с Сэмюэлом Беккетом международную премию книгоиздателей “Форментор”.

На протяжении семестра читает лекции в университете штата Техас.

1962. Аргентинская премия Национального фонда искусств.

Получает от французского правительства орден Искусства и Литературы.

1963. Выступает с лекциями в странах Европы.

1964. Вместе с Джузеппе Унгаретти по приглашению ЮНЕСКО выступает в Париже на праздновании 400-летия Шекспира.

Во Франции выходит специальный номер журнала “Эрн” со статьями писателей и литературных критиков разных стран, посвященными Борхесу (открывается заметкой его матери).

1965. Получает в Перу орден Солнца.

“Введение в английскую литературу” (в соавторстве с Марией Эстер Васкес).

Книга песен-милонг “Для шести струн” (музыку к ним пишет Астор Пьяццола).

1966. “Средневековые германские литературы” (в соавторстве с Марией Эстер Васкес).

1967. Книга пародийных рецензий “Хроники Бустоса Домека” (в соавторстве с Бьой Касаресом).

“Введение в литературу США” (в соавторстве с Эстер Семборайн де Торрес).

Читает курс лекций о поэзии в Гарвардском университете.

1969. Книга стихов и прозаических миниатюр “Хвала тьме”.

Поездка в Израиль, выступает с лекциями в Тель-Авиве и Иерусалиме.

Французское телевидение показывает документальный фильм о Борхесе.

Перевод “Листьев травы” Уитмена.

В университете штата Оклахома проходит международный симпозиум, посвященный творчеству Борхеса.

1970. Литературная премия Латинской Америки (Бразилия).

Книга новелл “Сообщение Броуди”.

Фильм Б. Бертолуччи “Стратегия паука” (по новелле “Тема предателя и героя”).

Выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию по литературе.

1971. Почетный доктор Колумбийского и Оксфордского университетов.

Получает премию города Иерусалим.

Театр в Турине ставит пьесу “Евангелие от Борхеса”.

1972. Книга стихов и прозаических миниатюр “Золото тигров”.

Почетный доктор Мичиганского университета.

1973. Почетный гражданин Буэнос-Айреса.

Выступает с лекциями в Мадриде.

После победы на выборах и прихода к власти перонистской партии покидает пост директора Национальной библиотеки.

Награжден мексиканской премией Альфонсо Рейеса.

1975. Сборник новелл “Книга песка”.

Смерть матери в возрасте 99 лет.

Книга стихов “Сокровенная роза”.

Поездка в Мичиган с Марией Кодамой.

1976. Получает чилийский орден Большой Крест Бернардо О’Хиггинса.

Сборник стихов “Железная монета”.

Книга “Что такое буддизм?” (в соавторстве с Алисией Хурадо).

1977. Выступает в Сорбонне на конференции в честь друга своей юности писателя Рикардо Гуиральдеса, автора романа о гаучо “Дон Сегундо Сомбра”.

Торжественно открывает в Париже выставку живописи А. Шуль-Солара.

Книга стихов “История ночи”.

Сборник “Предисловия” — избранные образцы жанра за полвека работы.

1978. Участвует в парижской конференции, организованной ЮНЕСКО в честь Виктории Окампо.

“Краткая антология англосаксонской словесности” (в соавторстве с Марией Кодамой).

Почетный доктор Сорбонны.

Поездка с Марией Кодамой в Швейцарию и Египет.

1980. Тысячестраничный том “Полное собрание написанного в соавторстве”.

Сборник устных выступлений “Семь вечеров”. Получает высшую испанскую литературную премию “Мигель де Сервантес” (делит ее с испанским поэтом Херардо Диего).

1981. Получает из рук президента Италии премию Итальянской республики. Премия “Ольин Йолицли” (Мексика). Книга стихов “Тайнопись”.

1982. Выходит сборник эссе “Девять очерков о Данте”.

1983. Кавалер ордена Почетного легиона (Франция). 27 марта публикует в буэнос-айресской газете “Насьон” новеллу о своем воображаемом самоубийстве “25 августа 1983 года”.

1984. Участвует во Всемирном конгрессе поэтов в Марракеше.

Поездки с Марией Кодамой в Италию, Грецию, Испанию и Португалию, на их основе написана книга миниатюр “Атлас” (фотографии Марии Кодамы).

1985. Сборник стихов “Порука”.

В декабре приезжает в Женеву с мыслью, что уже никогда не вернется в Аргентину.

1986. Вступает в брак с Марией Кодамой.

14 июля 1986 года Хорхе Луис Борхес скончался.

Выходит книга “Оставленное под спудом” (рецензии и обзоры 1930-х гг. в журнале “Огар”).

В октябре на вечере памяти Борхеса в Парижской национальной библиотеке с большой речью выступает Ив Бонфуа.

Б. ДУБИН





Версия для печати