Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Иностранная литература 1999, 4

Мирча Элиаде:

краткая летопись жизни и творчества


МИРЧА ЭЛИАДЕ: краткая летопись жизни и творчества

1907. Родился 9 марта в Бухаресте, в семье военного, вторым из троих детей. Отец — капитан Георге Элиаде, мать — Иоана Стоенеску.

1917— 1925. Годы учебы в школе, а затем в лицее Спиру Харета.

1921. Дебют в “Газете народного знания” — статья “Враг шелковичного червя”. Первая премия за рассказ “Как я нашел философский камень” на конкурсе среди лицеистов.

1922. Ведет постоянные рубрики в той же газете: “Энтомологические беседы” и “Из блокнота следопыта”, где описывает свои походы по стране.

1922—1923. Пишет первое крупное произведение, которое увидит свет 64 года спустя, — “Роман о близоруком подростке”. К этому времени у него опубликовано уже около полусотни статей и литературных очерков.

1925. Поступает в Бухарестский университет на факультет филологии и философии.

1926. Становится главным редактором университетского журнала, сотрудничает с еженедельником “Кувынтул”.

1928. Рим. Работа над дипломом “Итальянская философия от Марсилио Фичино до Джордано Бруно”.

Получает степень лиценциата философии.

Ноябрь. Отбывает на пароходе в Индию. По дороге остановки в Египете и на Цейлоне.

В Калькутте посещает лекции Сурендраната Дасгупты, изучает санскрит.

1930. Первые публикации по философии индийских религий в Бухаресте и Риме.

Литературный дебют на родине: роман “Изабель и воды дьявола”.

Четыре месяца живет в Ришикеше, в гималайском монастыре. Его “гуру” — знаменитый Свами Шивананда. Практические занятия йогой.

1931. Письмо от отца с известием о том, что его срочно призывают на военные сборы.

Декабрь. Возвращение в Бухарест.

1932. Январь— ноябрь. Воинская служба: сначала в противовоздушном полку, затем — в бюро переводчиков при штабе. Выступает с циклом лекций по радио, сотрудничает в еженедельниках “Кувынтул” и “Время”, участвует в деятельности просветительского общества “Критерион”, пишет диссертацию по истории йоги. Первый сборник эссе “Монологи”.

1933. Роман “Майтрейи” получает первую премию на конкурсе рукописей. После публикации — шумный успех.

Защищает диссертацию по философии.

Принят ассистентом на кафедру логики и метафизики Бухарестского университета.

1934. Женитьба на Нине Мареш.

Романы “Возвращение из рая” и “Гаснущий свет”; сборники эссе “Океанография” и “Индия”.

1935. Романы “Строительство” и “Хулиганы”; первая часть монографии по восточным наукам “Азиатская алхимия”.

1936. В Париже отдельным изданием выходит его докторская диссертация “Йога. Эссе об истоках индийской мистики”.

Роман “Девица Кристина” вызывает скандал в прессе.

1937. Министерство народного образования требует отстранения Элиаде от преподавательской деятельности — за сочинение “порнографической литературы”.

Вторая часть монографии по восточной науке “Вавилонская космология и алхимия”. Во французский период его жизни обе части этой монографии, дополненные и исправленные, сольются в работу “Кузнецы и алхимики”.

Роман “Змей”.

1938. Июль— ноябрь. Попадает в волну правительственных репрессий против легионеров, хотя в “Железной гвардии” не состоял; отбывает четыре месяца в лагере для политзаключенных.

Роман “Свадьба на небесах”.

1939. В Париже выходит первый номер затеянного им журнала по истории религий “Залмоксис”.

Сборник эссе “Фрагментариум” (Бухарест).

1940. Апрель. Занимает пост атташе по культуре при посольстве Румынии в Лондоне.

Новеллы “Загадка доктора Хонигбергера” и “Серампорские ночи” (Бухарест).

1941. Февраль. Должность атташе по культуре в Лисабоне. Встречи с Х. Ортегой-и-Гассетом и Э. д’ Орсом.

На сцене “Национального театра” в Бухаресте — премьера пьесы “Ифигения”.

Эссе “Миф о воссоединении” (Бухарест) — основа будущей французской работы “Мефистофель и андрогин”.

1943. “Комментарии к легенде о мастере Маноле” и эссе “Остров Евтанасия” (Бухарест).

1944. Смерть жены Нины Мареш.

1945. Переезд в Париж.

По приглашению Ж. Дюмезиля читает курс лекций в Школе высших штудий.

Избран членом Азиатского общества в Париже.

1948. “Техники йоги” (“ Галлимар”).

Приглашен читать лекции в Сорбонне.

Основывает журнал румынской эмиграции “Лучафэрул”.

1949. Издательство “Пайо” публикует “Трактат по истории религий” (“Traite d'histoire des religions”), который в английском варианте озаглавлен “Patterns in comparative religion” (1958).

“Миф о вечном возвращении” (“Галлимар”).

1950. Женитьба на Кристинель Коттеску.

На конференции “Эраноса” в Асконе впервые встречается с К. Г. Юнгом.

1951. “Шаманизм и архаические техники экстаза” (“Пайо”).

1952. “Образы и символы” (“Галлимар”).

1954. “Йога. Бессмертие и свобода” (“Пайо”).

1955. Французский перевод двухтомного романа “Купальская ночь” (“Noaptea de Sаnziene”) выходит в “Галлимаре” под названием “Заповедный лес” (“Forеt interdite”).

Пишет главу “Устные литературы” для “Энциклопедии Плеяды”.

1956. Эссе “Кузнецы и алхимики” (“Фламмарион”).

Первая поездка в США. Проводит “Хаскеллские чтения”; их материалы публикуются под названием “Рождение и повторное рождение” (“Birth and Rebirth”, 1958); французское издание — “Мистические рождения” (“Naissances mystiques”, 1959); второе английское издание “Обряды и символы инициации” (“Rites and Symbols of Initiation”, 1965).

1957. Возглавляет кафедру истории религий Чикагского университета, а также занимает должность профессора в Комитете общественной мысли.

Пишет для “Rowohlt Deutsche Enzyklopadie” эссе “Священное и мирское” (“Das Heilige und das Profane”), которое будет переведено на английский в 1959 г., но в научный обиход войдет лишь во французком варианте: “Le Sacre et le Profane” (“Галлимар”, 1965).

Эссе “Мифы, сновидения и мистерии” (“Галлимар”).

1959. С этого года Элиаде 2 триместра читает лекции и ведет семинары, последний триместр работает с аспирантами, лето проводит в Европе.

“Миф о вечном возвращении” переиздан в Нью-Йорке с новым предисловием автора под названием “Космос и история”.

1960. Начало работы над мемуарами.

1960—1972. Вместе с Эрнстом Юнгером выпускает в Штутгарте ежегодный альманах мифологических исследований “Антайос”.

1961— 1986. Руководит изданием энциклопедии “История религий” в 16-ти томах (вместе с Дж. Китагавой и Ч. Лонгом).

1962. “Патанджали и йога” (издательство “Сёй”).

Эссе “Мефистофель и андрогин” (“Галлимар”), которое будет издано на английском в Нью-Йорке в 1965 г. и переиздано в 1969 г. в Лондоне под заголовком “The Two and the One”).

1963. “Аспекты мифа” — сжатое изложение “Трактата по истории религий” (“Галлимар”).

Английские версии “Кузнецов и алхимиков” под заголовком “The Forge and the Crucible” (Лондон — Нью-Йорк) и “Аспектов мифа” — “Myth and Reality” (Нью-Йорк).

В Мадриде эмигрантское издательство “Дестин” публикует на румынском сборник повестей и рассказов.

Начат второй том мемуаров, которые Элиаде считает в то время своим главным делом.

1964. Сотрудничество с “Энциклопедией мирового искусства” (Нью-Йорк).

1966. Избрание членом Американской академии искусств и наук.

В Мадриде публикуется на румынском языке первый том его воспоминаний: “Amintiri. I. Mansarda”.

13 июня. Доктор honoris causa Йейльского университета.

1967. Хрестоматия древних текстов “От первобытных до дзен-буддизма” (“From Primitives to Zen”, Лондон — Нью-Йорк); переизданная в 1974 г. в четырех томах: I.“Gods, Goddesses and Myths of Creation”; II.“Man and the Sacred”; III.“Death, Afterlife and Eschatology”; IV.“From Medicine Man to Muhammad”.

В Париже печатается по-румынски повесть “На улице Мынтуляса”.

1969. Доктор honoris causa университета Ла-Платы, Аргентина.

Чикагский университет выпускает том посвященных Элиаде исследований “Мифы и символы”.

Впервые после войны в Румынии выходят два тома его беллетристики.

Книга “Поиски. История и смысл в религии” (“The Quest. History and Meaning in Religion”, Чикаго — Лондон), переизданная в 1971 г. под названием “Ностальгия по истокам” (“La Nostalgie des origines”, “Галлимар”).

1970. Доктор honoris causa Лойольского университета (Чикаго).

Член-корреспондент Британской академии.

Монография “От Залмоксиса до Чингисхана” (“Пайо”) по гето-дакийским мифам и балканскому фольклору.

1971. В Париже издается на румынском языке роман “Купальская ночь”.

1972. Исследование “Австралийские религии” (Париж).

Член-корреспондент Австрийской академии наук.

Сентябрь. Член Бельгийской королевской академии

1973— 1976. За три года в Японии выходит 13-томное собрание сочинений Мирчи Элиаде.

1976. Доктор honoris causa Сорбонны.

Сборник эссе “Оккультизм, колдовство и мода в культуре” (Чикаго — Лондон).

Первый том монументальной “Истории религиозных идей” (“Пайо”).

1977. В Париже публикуется на румынском сборник повестей и рассказов “При дворе Диониса”.

1978 Второй том “Истории религиозных идей”.

В издательстве “Эрн” выходит французский перевод “Змея” — “Andronic et le Serpent”.

33-й номер (“Cahiers de le Herne”) посвящен Мирче Элиаде.

Опубликована в виде книги запись бесед Элиаде с Клодом-Анри Роке — “Испытание лабиринтом”.

1980. Лионский университет им. Жана Мулена выдвигает Элиаде на Нобелевскую премию.

В “Галлимаре” выходит первая часть мемуаров: “Memoires, I (1907— 1937). Les promesses de l'equinoxe”.

В Румынии ставят пьесу “Бесконечная колонна”.

В Нью-Йорке выходит аннотированная библиография сочинений Элиаде: Douglas Allen and Dennis Doeing. “Mircea Eliade. An Annotated Bibliography”.

В Париже по-румынски публикуется фантастическая повесть “Без юности юность”.

1981. Английская версия первой части мемуаров под заголовком “Autobiography”, Нью-Йорк.

“Без юности юность” выходит под заголовком “Le temps d'un centenaire” (“Галлимар”).

1982. Элиаде — 75 лет.

Март. В США выходит юбилейный том в его честь: “Воображение и смысл” (“Imagination and Meaning”). В разных странах проходят посвященные ему симпозиумы, коллоквиумы.

1983. Третий том “Истории религиозных идей” (“Пайо”).

1984. В ФРГ начинается издание полного собрания сочинений Элиаде.

В Италии ему вручают международную премию Данте Алигьери.

Награждение Орденом Почетного Легиона.

1985. Доктор honoris causa Вашингтонского университета.

15 мая. Чикагский университет присваивает имя Мирчи Элиаде кафедре истории религий.

1986. Февраль. В “Галлимаре” выходит последний прижизненный том его эссе “Briser le toit de la maison. La creativite et ses symboles”.

14 апреля. Резкое обострение болезни.

22 апреля 1986 г. Мирчи Элиаде не стало.

Апрель— май. В Румынии, Франции, Италии, США и во многих других странах — некрологи и статьи, посвященные Мирче Элиаде.

31 мая. В Сорбонне траурным собранием отмечен сороковой день после его смерти.

1987. По случаю 80-летнего юбилея Элиаде во всем мире проходят коллоквиумы в его честь, выпускаются книги, снимаются фильмы.

В Италии выходит сборник “Мирча Элиаде и Италия”, где, кроме исследований о нем, опубликована переписка Элиаде с видными итальянскими, французскими и румынскими учеными.

Центр “Жорж Помпиду” устраивает Дни Мирчи Элиаде.

В Нью-Йорке выходит 16-томная “Энциклопедия религий”, которую Элиаде успел полностью отредактировать, снабдить предисловием, датированным мартом 1986, и для которой написал ряд статей.

В Бухаресте печатают, по рукописи, “Роман о близоруком подростке” и второй том “Воспоминаний”.

1988. В Париже на доме, где жил Элиаде (пл. Шарля Дуллена), установлена мемориальная доска с надписью: “Здесь жил Мирча Элиаде, румынский писатель и философ, который родился в Бухаресте в 1907 году и умер в Чикаго в 1986”.

1990. Мирча Элиаде посмертно избран членом Румынской академии.

Мирча Элиаде в России:

Космос и история: Избранные работы. М., Прогресс, 1987. Составление, вступительная статья и комментарии Н. Я. Дараган. Послесловие В. А. Чаликовой. Под общей редакцией И. Р. Григулевича и М. Л. Гаспарова. Перевод с французского и английского А. А. Васильевой, В. Р. Рокитянского, Е. Г. Борисовой.

Священное и мирское. М., Изд-во Московского университета, 1994. Перевод с французского, предисловие и комментарии Н. К. Гарбовского.

Ю. Стефанов, А. Туманский. Священное в обыденном или Мистическое диссидентство Мирчи Элиаде. Комментарии, n.7— 1995.

Аспекты мифа. М., Инвест-ППП, 1995. Перевод с французского В. Большакова. Статья, комментарии Е. Строгановой.

Под тенью лилии. Проза. М., Энигма, 1996. Составление и перевод с румынского А. А. Старостиной. Послесловие Ю. Н. Стефанова.

Мирча Элиаде, Ион Кулиано (при участии Г. С. Винер). Словарь религий, обрядов и верований. М., Рудомино — Спб., Университетская книга, 1997. Научный редактор Е. Мурашкинцева. Перевод с французского Н. Зубкова, Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой.

Азиатская алхимия. Избранные сочинения. М., Янус-К, 1998, 605 стр. Автор проекта и составитель А. А. Старостина. Под общей редакцией и со вступительной статьей Н. Л. Сухачева. Комментарии Н. Л. Сухачева, Д. Э. Харитоновича. Перевод с румынского, французского, английского А. А. Старостиной, Н. Л. Сухачева, Н. А. Михайлова, Т. В. Цивьян, А. В. Нестерова, Ш. А. Богиной.





Версия для печати