Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Homo Legens 2017, 4

Литературный обзор: осень-2017

 

2017-й на дворе, столетие революции, никуда не денешься – нужно развлекать читающую публику. Книжный портал “Горький”, например, изучил, что выходило в 1917-м, и собрал 40 книг года. Помимо Сологуба, Маяковского и Бунина там – внимание – “Петров М. Телефон, его устройство и практическое применение: Популярный курс телефонии”.

 

Прошло сто лет, и в ноябре на главной улице столицы гордящейся своей духовностью страны вытянулась очередь за IPhone X. Если история и повторяется, то вот в каком виде. Айфон – главный литературный герой сезона, а может и года. У телефона вообще много сюжетных возможностей – айфон же и вовсе стал вместилищем биографии своего владельца. Три ответа русской прозы’17 на гаджетоманию: трагический (“Текст” Глуховского, см. прошлый обзор), комический (“АйфонгелиеZотова) и философский (“iPhuck 10” Пелевина). Новый пелевинский том, разумеется, сразу же оброс толкованиями, рецензиями и отзывами – литературоведам будущего будет чем заняться. Перечислять эти strong opinions недосуг, вот лишь одна яркая деталь: сайт “Нож” поставил “iPhuck 10” на третье место среди всех пелевинских романов (а “GenerationП”, к примеру, поместил на четвёртое); ну-ну.

 

Довольно много в минувшем сезоне писали о новом романе Дмитрия Быкова “Июнь” (Галина Юзефович: “самое сильное, яркое, большое впечатление осени”; м-м-м?). Меньше писали о новых книгах Юрия Буйды (“Стален”) и Сергея Кузнецова (“Доктор Дымов”), но и они по меньшей мере достойны внимания. Как и роман Яны Вагнер “Кто не спрятался” – неидеальный, но в меру интригующий триллер в лучших традициях Донны Тартт.

 

Упомянутые литературоведы, кстати, не обходят русскую прозу стороной. Вышла монография Юлии Щербининой под названием “Довольно слов. Феномен языка современной российской прозы”. Выводы, впрочем, неутешительны: “При всём разнообразии способов художественного освоения речевой реальности большинство произведений объединяют тревога и тоска”. Словом, Ваньки Жуковы обзавелись айфонами, но результат тот же. Любопытно, что эта книга издана не в “типографии N-ского университета”, а в самом что ни на есть издательстве “Э”, да еще и открывает новую серию “Филологический нон-фикшн”. Вслед за Щербининой там переиздадут «Энциклопедию юности» Эпштейна/Юрьенена. Пожелаем этой интригующей затее долгожительства.

 

Поэтическая жизнь осени-2017 началась с того, что поэзия в очередной раз вышла на улицы: Павел Арсеньев повесил на растяжках в центре Москвы стихотворение Всеволода Некрасова (подробнее здесь: http://bit.ly/2fbak6y). В екатеринбургском издательстве “Кабинетный учёный” вышло переиздание “Четырехлистника для моего отца” Фаины Гримберг. Пополнение на сайте “Вавилон”: там появились сборники Михаила Айзенберга “Случайное сходство” (2011) и Николая Звягинцева “Туц” (2008). Из новинок же – сборник Яна Каплинского “Улыбка Вегенера” (в “Literature Without Borders”), книги Любы Макаревской “Любовь” и Екатерины ЗахаркивFelicity conditions” (в “АРГО-Риске”); в поэтической серии “НЛО” – “Ничего не объясняющие фрагменты прекрасного” Владимира Беляева. Вышел новый (2-3/17) номер журнала “Воздух” и несколько книг этого проекта: “Перед местностью” Шамшада Абдуллаева, “Делавер” Ирины Машинской, “Выбранной ветки” Глеба Симонова. Не забудем новую книгу стихов Бориса Кутенкова “решето тишина решено”: под обложкой стихи 2014-2017 гг., а также более ранние, из предыдущего сборника “Неразрешённые вещи”. На “Ridero” обнаружена новая книга стихов Александра Иличевского “Кормление облаков”. И – теоретико-литературная кода этого раздела: на просторах сети отыскался PDF-файл монографии Ульяны Вериной “Обновление жанровой системы русской поэзии рубежа ХХ–ХХІ вв.” (Минск: БГУ, 2017). Вдогонку: анонсирована новая книга Александра Житенева “Палата риторов: избранные работы о поэзии, исповедальном дискурсе и истории эмоций”, Наконец (куда это: в “поэзию” или уже в “нон-фикшн”? ну, неважно) – выходит второй том прекрасного проекта Линор Горалик “Частные лица”: биографии поэтов, рассказанные ими самими.

 

Вышел новый, восьмой, том “Намедни” Леонида Парфенова, о 1930-х. Эпоха другая, но метод тот же, и в данном случае узнаваемость стиля – хорошая новость. Вышел также очередной, шестой, том акунинской “Истории Российского государства”, на фоне парфеновского тома неизбежно проигрывающий – да уже и раскритикованный за невыразительность.

 

“Медуза” – интернет-портал и совесть мыслящей части русского общества в одном лице – выпустил книгу под названием “Как жить”. В ней собраны лучшие карточки за три года: от “Как с толком провести время в тюрьме” до “Как гладить кошку”. Мрачное оформление, однако, навевает отнюдь не жизнелюбивые мысли, ну а фирменный “медузовский” нравоучительно-снисходительный стиль довершает картину.

 

Напоследок – редкая в нашем обзоре рубрика “любопытные собрания сочинений”. Тем не менее: в издательстве “Престиж Бук” впервые в России вышло ПСС Конан Дойла “Ночной патруль”, а в издательстве “Quadrivium” – собрание творений протопопа Аввакума, фактически полное, тысячестраничное. Добро, Петрович, ино ещё побредём.

Версия для печати