Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Дружба Народов 2017, 5

Гений места — Арзамас

 

В  марте этого года в Нижнем Новгороде прошел Международный литературный фестиваль имаксима Горького, задуманный и организованный Дмитрием Бирманом. В рамках программы редакция «Дружбы народов» провела презентацию своего 3-го номера. В ней приняли участие авторы журнала — нижегородские писатели и поэты. Программа фестиваля была насыщенна и интересна: творческие вечера, мастер-классы, презентации новых книг и встречи с читателями... 

Одно из наиболее ярких событий — наша поездка в Арзамас. Там в городском историко-художественном музее редакция и авторы журнала выступили перед старшеклассниками школы № 1 и работниками культуры. Главный редактор журнала Сергей Надеев рассказал о легендарной истории журнала и о трудностях работы в современных условиях, когда упали тиражи и библиотеки вынуждены отказываться от подписки из-за материальных трудностей. Горячо и доброжелательно беседовали с ребятами молодой прозаик из Санкт-Петербурга Мария Ануфриева, автор романа «Карниз» («ДН», № 3, 2014), и Галина Климова, поэт и редактор журнала. Разговор получился сердечным, открытым и главное заинтересованным — с обеих сторон.

Известно, что есть места, куда хочется вернуться. Это необязательно морские или горные курорты. Необязательно туристические столицы со всемирно известными музеями, галереями, театрами. Есть такие потаенные места, которые не просто привлекательны, но в них заложен внутренний сакральный магнит, от которого идут силовые линии. И ты находишься под воздействием этой силы, этого поля, хотя на самом деле живешь за тысячи километров… Это может быть остров, гора, озеро, деревня, город, отдельное дерево и т.п. У тебя четкое ощущение, что это не только голубая извилина реки или пунсон райцентра на географической карте. Нет, просто внутри тебя обозначилось нечто, от чего так и тянет вернуться, еще раз увидеть, вдохнуть, запомнить то, что запало в душу и стало дорогим. Так проявляет себя genius loci, по-русски — гений места или дух места.

Я говорю конкретно об Арзамасе. О том добром духе места, который покровительствует городу и всем приезжающим сюда. А дух-то, спросите, откуда взялся? Ведь это не циклон-антициклон — один ушел, другой пришел? Свято место пусто не бывает ни на небе, ни на земле. В Евангелии от Иоанна сказано: «Дух дышит, где хочет». Вот он и дышит в живописном городе Арзамасе, который уже не спутать с другими городами России. Рука не поднимается написать: с другими провинциальными городами России. Хотя в самом слове провинциальный нет ничего негативного — только отражение административного статуса и географического положения. Да, не столица. Да, провинция. Но — какая! Может, потому, что в городе столько церквей и монастырей — на зависть даже губернским городам? Может, было столько молящихся, что они создали, вымолили эту высокую, ощутимо духовную атмосферу города, которую не изменить никакими политическими и климатическими аномалиями.

Многое в Арзамасе удивительно и несоразмерно, что сразу врезается в память и заставляет размышлять. Совершенно ошеломляет своим непровинциальным масштабом Соборная площадь с великолепным архитектурным ансамблем — с Воскресенским собором, Свято-Николаевским женским монастырем, другими храмами и Ратушей… Вот уж досталось завидное наследство! Приятно удивило, что некоторые храмы уже отреставрированы на средства промышленных предприятий города. Хорошее шефство. Достойный опыт.

Так и хочется увидеть Соборную площадь пешеходной (без нынешних духовитых «пазиков», без латанного-перелатанного асфальта), выложенной хорошей плиткой (столичной — «собянинской»), с цветникам и скамейками, с фонтаном, с детской игровой площадкой в ухоженном зеленом парке, где сегодня донимали цыгане и их приставучая детвора.

Сколько в городе чудотворных икон! Чего стоит лишь икона «Избавление от бед страждущих». Мне кажется, с этой иконой хорошо бы крестный ход устраивать в Неделю Всех Святых и просить избавления от всех бед — больших и малых, общих, семейных, личных, от всех «лютых обстояний, временных и вечных…»

Вроде бы город-стотысячник, а монументальный Воскресенский собор по своему величию и архитектурному облику готов потягаться с питерским Исаакием. Единственный в России музей Русского Патриаршества — тоже в Арзамасе. Молодцы, опередили всех! И в этом, конечно, тоже гений места.

А как ему не быть здесь, когда по одну сторону — Дивеево с Серафимом Саровским, по другую сторону — Болдино с Пушкиным и его «болдинской осенью», и неподалеку Муром — со сказочным богатырем Ильей Муромцем. Один — святой, другой — гений, третий — герой. Арзамас — между ними. Как не влюбиться в этот неповторимый город церквей, гусей и писателей? Мне кажется, это перспективный и многообещающий союз.

«Много видел я в Москве церквей, но в Арзамасе, кроме церквей, ничего не видал, — делился впечатлениями в 1839 году П.И.Мельников-Печерский.

Осталось лишь осилить всем миром реставрацию прекрасных старинных храмов и монастырей, освободив Свято-Николаевский монастырь от прописки по улице «Комсомольский городок». Арзамасскую породу гусей, известных не только прекрасными вкусовыми качествами, но и зрелищными гусиными боями, вряд ли возродить…Но до сих пор живы байки о том, как перегоняли пастухи гусей — две тысячи особей — от Арзамаса до самой до Москвы или до Петербурга…пешком. Бедные гуси сотнями погибали в пути — стирали в кровь лапы. Смекалистые арзамассцы, не желая терять бизнес, придумали гусям самодельные «сапожки». Сначала гусей загоняли в канавку со смолой, а потом — в песок. И вот они, «обутые в сапожки», уже готовы идти до самой Москвы!

Хорошо бы в Арзамасе построить Дом творчества писателей, такую местную «Малеевку» или маленькое «Голицыно», чтобы укрепить великие литературные традиции, заложенные еще в начале XIX века кружком «Арзамас», членами которого были друзья-поэты В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков и А.С.Пушкин и другие любители арзамасских гусей. В Арзамасе не раз бывал историк Н.М.Карамзин. Там была открыта одна из первых провинциальных библиотек, а теперь их в современном Арзамасе — семь. Литературные традиции позже были подхвачены В.Г.Короленко, ссыльным М.Горьким, К.М.Паустовским и Аркадием Гайдаром, на книгах которого выросло не одно поколение советских детей. Хочется продолжения.

 

 

Версия для печати