Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2017
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 4
Анонс декабрьского номера журнала "Дружба народов"

 

Электронную версию номера 12 журнала «Дружба народов» можно приобрести на сайте журнала http://дружбанародов.com

 

Подзаголовок номера: «C требованьем веры и с просьбой о любви...»

СВОЯ ДОРОГА...

Повесть Дарьи Верясовой «Великий пост. Дневник неофита» – это дневник молодой женщины, бросившейся, будто с крыши невыносимой столичной жизни, не в бездну и не в реку (как Катерина в «Грозе» Островского), а в спасительные будни тихого провинциального женского монастыря, где другая жизнь и по другому уставу… Именно в монастыре, в посте и молитвах, среди сестер и матушек, вопреки мучительным сомнениям, то поддаваясь искушениям, то преодолевая их, происходит личностное открытие себя, своего внутреннего строя и гармонии.

Герой повести Резвана ХАСАНОВА «Тазият», соприкоснувшись с гибелью своего товарища, вовлечённый в ритуальный круг тазията, задумывается о чем-то бОльшем, чем просто жизнь и смерть: «Сколько раз я задавал себе один и тот же вопрос: почему я, выросший в этой же самой среде и посещавший те же самые уроки чтения Корана, я, видевший молящимися бабушку, отца, мать и брата, слышавший каждые утро, обед, полдень, вечер и ночь распевные звуки азана, не воспринял религиозность, не испытал потребности в том, чтобы в земном поклоне преклонить голову перед Господом, в существовании которого при этом никогда не сомневался?"

Совсем невероятная история происходит с героем рассказа Дениса ГЕРБЕРА «Баклажан на дынной лозе» – реинкарнация монгольского хубилгана в православного священника, служащего в монастыре на берегу Байкала: «Много веков на этом берегу сталкивались два мира – православная Русь и многоликий Восток с буддийскими монахами, языческими шаманами и мусульманскими полчищами. Иногда миры враждовали, теснили друг друга, иногда существовали бок о бок, переплетались, точно пальцы двух рук».

 

ХРИСТОС, ФАРИСЕИ, УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКИ…

Окончание романа Булата ХАНОВА «Непостоянные величины», начатого в одиннадцатом номере. Роман, молодой педагог, оставивший Москву, поставивший эксперимент на себе – выжить учителю в современной школе, – заканчивает свой подвиг и подводит итог: «Как заметил Марат Тулпарович, школа закаляет. Я не болел целый год. Пусть я не попал в татарский театр, не вылепил из детей новых Ньютонов, Пушкиных, Кропоткиных, не разрушил иерархию и не поменял парадигму, кое в чем я преуспел. Я сумел завоевать доверие тех, с кем работал бок о бок и кому преподавал, и ни разу их не подвел. Я и сам учился у своих учеников».

 

«МОЛЮСЬ ТЕБЕ, ВЕЛИКИЙ БОГ, О ТОМ, О ТОМ, ЧТО БУДЕТ С НАМИ»

Библия, Талмуд и Коран — священные книги христиан, иудеев и мусульман — непревзойденные собрания живой поэзии.
Стихи о Боге, о вере писали почти все поэты всех времен. Пишут и сегодня. Это — вовсе не елейные признания, чаще — размышления на вечные темы, поиск смысла бытия и ответов на вечные вопросы — о жизни и о себе в современном мире со всеми его проблемами, страстями, радостью и любовью.

Стихи Ербола ЖУМАГУЛА из Алма-Аты — игровые, дерзкие, искрометные, написанные на сленге — неразрывно связаны с Кораном и с намазом.

«Салам, молекула!»
«Молекула, салам!» 
Одни читают вечность по слогам, 
вторыми рая скуплены гектары.
А третьи — спекулянты и ханжи —  
летят, галдя, над пропастью во лжи,
под перебор расстроенной гитары.

В мечети — тьма народу, но внутри
народа — чуть мечети. Посмотри
вооруженным: выводы простые.
Настала рынка спорая пора, 
затем и голубые купола
сменили на ура на золотые.

В лирике очень разных по поэтике авторов, сошедшихся в номере, явственны общие христианские мотивы, аллюзии и образы.

Дмитрий РУМЯНЦЕВ:

давай писать, чтоб получился снег
сам на себя — в снежинках — не похожий
давай пророчить счастье всем прохожим
навек
есть жизнь и небеса, а смерти нет
и выносимы всполохи страданья
давай опять пророчить в назиданье
апостолу фоме, что вот он, след
от ангела — в позёмке над рекой


Елена ЛАПШИНА:

…И найденное — не было искомым.
Никто из сыновей не утаит
то яблоко, что встало в горле комом —
Адамово — так в горле и стоит.

А у меня — оскомина и сладость,
предательство Адамово, враньё
и Евы — не бессилие, но слабость —
влеченье, наказание её.

В каких бы ты садах ни шёл тропою,
к каким бы ни притронулся плодам,
любой из них, надкушенный тобою,
тебе напомнит яблоко, Адам.


Елена КРЮКОВА:

Я молюсь лишь об одном:
Чтобы всё не стало сном.
Чтобы, жёстко и жестоко,
Жадно руки мне скрутив,
Жизнь мне вдунула — до срока —
В душу — МИЛОСТИ мотив.
До отмеренного срока:
Я, черна, гола, нища,
Задеру башку высоко,
Сгибну, плача, вереща,
Но спою!.. —
…лимонным соком
Выжатым; казнящим током;
Я, пастушия праща,
Родинка на коже Бога, —

Всё спою, что суждено:
Кану полночью на дно.


Александр ОРЛОВ:
Капли пота остались на пижме. 
Я устал, перегрелся и взмок. 
Все полудни царит солнцепёк.
Преподобный, хоть облачко выжми
На кресты пересохших дорог. 
Мы в тяжёлой блуждаем пылище,
Не пускает нас дальше июнь. 
Ты на нас хоть тихонечко дунь, 
Освежи наших дней пепелище, 
Пролети, как над злаками — лунь.
Старец Трифон, просить мне неловко:
Я живу, перед Ним мельтеша, 
Но я чувствую, как не спеша,
Будто бабочка, нежная совка, 
К твоей мантии жмётся душа.

 

РОССИЙСКИЙ ИСЛАМ ТРАНСФОРМИРУЕТСЯ

Писатель Андрей СТОЛЯРОВ в статье «Разноликий ислам» разворачивает широкую панораму различных фактов, событий и проблем, связанных
с бытованием ислама в современной России.

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ВЕКОВ РЯДОМ ДРУГ С ДРУГОМ!

Взгляд из XXI столетия на более чем тысячелетнюю историю взаимоотношений евреев и арабов в статье прозаика и публициста Михаила РУММЕРА-ЗАРАЕВА «Сыновья Авраамовы».

 

ИМЕЕТ ЛИ ИСТИНА ВЫСШИЙ СТАТУС?

Существует ли универсальное обоснование необходимости правды? Что порождает ложь? Об этом в эссе «О правде и о вечных вопросах» размышляют писатель Геннадий ПРАШКЕВИЧ и физик Алексей БУРОВ.

 

О МОРМОНАХ, НО НЕ ТОЛЬКО

«Возможно, мои заметки кому-то напомнят рождественские сказки… но я хотела рассказать о людях, которые показали мне: для того, чтобы жить счастливо, совсем не обязательно надеяться на правительство, государство и ожидать чьей-то поддержки». О своем многолетнем опыте общения с коллегами-американцами из южной Юты рассказывает профессор филологии Алла ТАРАСОВА.