Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2017
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 4
Анонс ноябрьского номера журнала "Дружба народов"

 

Электронную версию номера 11 журнала «Дружба народов» можно приобрести на сайте журнала http://дружбанародов.com

Ноябрьский номер журнала — по традиции — «Дружба на вырост»: для детей и о детях. На этот раз его сквозная тема — школа.

 

ЧИТАЙТЕ ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В СКВОЗНЫХ РУБРИКАХ:

 

«ТОЛЬКО  ДЕТСКИЕ  КНИГИ  ЧИТАТЬ…»

Два года назад мы впервые предложили известным писателям разных поколений из России и «ближнего» и «дальнего» зарубежья вспомнить КНИГУ своего детства и рассказать о любимых книгах детей и внуков. Опыт удался.  В заочном «круглом столе» принимают участие:

Ильдар Абузяров, Василий Авченко, Валерий Айрапетян, Андрей Аствацатуров, Ольга Брейнингер, Игорь Булкаты, Александр Григоренко, Михаил Дурненков, Наталья Ключарёва, Майя Кучерская, Сергей Пагын, Андрей Родионов, Владимир Салимон, Игорь Сахновский, Ольга Столповская, Дмитрий Трибушный, Алексей Устименко.

 

ХРИСТОС,  ФАРИСЕИ,  УЧИТЕЛЯ,  УЧЕНИКИ…

Герой романа Булата Ханова «Непостоянные величины» приезжает из Москвы в Казань, чтобы начать самостоятельную жизнь. Площадка для реализации — местная гимназия. Задача №1: «отстраниться от себя и познать современность». Задача №2: не только научить детей русскому языку и литературе, но и сохранить в них дух нонконформизма. Молодой педагог ставит эксперимент на себе – как выжить учителю в современной школе. Окончание в следующем номере.

 

УВЛЕКАТЕЛЬНО  И  ПОУЧИТЕЛЬНО

Роман Джона Ноулза «Сепаратный мир» — это история о взрослении юношей из закрытой американской школы-интерната, которое происходит на фоне Второй мировой войны, о юношеской дружбе, о предательстве, о ложном выборе «врага», в борьбе с которым подросток дает волю жажде соперничества и гневу, заставляя расплачиваться за это других.

С любезного разрешения издательства АСТ, которому принадлежат права на русский перевод и где роман выйдет в полном объеме, мы выбрали для журнального варианта лишь одну сюжетную линию, связанную с мальчиком по имени Финеас. Финеас — человек-стихия, человек-праздник, неотразимый лидер, ломающий все привычные устои и представления, не стремящийся никого победить, а лишь бесстрашно исследующий границы собственных возможностей и при этом обладающий даром бескорыстной привязанности и прощения. Пронзительные, осложненные чувством вины, но озаренные счастьем беззаветной дружбы и благодарности воспоминания о нем рассказчика составляют основу выбранного нами фрагмента этого увлекательного и в хорошем смысле слова поучительного повествования.

ЭКСКУРСИЯ  В  НЕБО!

Вот куда интересно отправиться вместе с Анастасией Орловой, молодой поэтессой из Ярославля, лауреатом премии Президента РФ (2017), это у ее героини

У меня внутри живут облака,
Оттого я на подъём так легка,
Оттого немного ветрена я,
И несёт меня в чужие края.
А устав от неземной красоты,
Я дождём иду домой с высоты.

 

 Стихи Светланы Михеевой о школе, о девчонках и мальчишках, «пленниках образовательного процесса»:

Разливался кислый голосишко.
Что, дрожишь, сходящее во ад?
Был одет, позавтракан малышка,
Крепко обнят и поцеловат.

Мама, мама, мне ботинки давят,
Провисают лямки рюкзака.
Вдруг меня на полочке оставят
Красного живого уголка?

Все давило, будто бы давилка
Сок пускала солнечный, живой.
О перила маленький курилка
Ударялся тонкой головой.

Тятя, тятя, наши сети слепо
С тиной зачерпнули мертвеца.
На меня из пыточной свирепо
Улыбалась точечка лица.

Из доски зелёной, словно тина,
Зверь выходит тёмный и морской.
А в столовой — мрак и паутина
С длинной беззастенчивой рукой.

Можно в школу не ходить сегодня?
Можно дома буквы изучать?
Но сочится дым из преисподней,
Но молчит застенчивая мать.

Будто ангел маленький повеял
Из открытой форточки окна.
Просыпалась, телом розовея,
Необыкновенная страна.

Просыпалась с чувством изумленья,
Шлепала на кухню босиком
И давала детям наставленья
Заводским прокуренным баском:

Всякие надежды утолимы,
Не скули, не бойся, не проси.
Знание и сила — неделимы.
Всё, иди, Господь тебя спаси.

 

 а Екатерина Полянская пишет о мальчишках, один из них «читает книжки, смотрит кино», но «не знает, кто такой  Котовский!», другой — скрипач, «маленький, как сверчок»

Буркнула сыну: «Под Котовского бы тебя
Надо подстричь!» — «А кто это? Кто таковский?» —
Мальчик спросил, удивлённо вихры теребя…
Надо же! Он не знает, кем был Котовский!

Парень читает книжки, смотрит кино,
Учится, вроде бы, и — без особой лени,
Знает про Фрунзе и про батьку Махно,
Знает, что были Сталин, Троцкий и Ленин.

Всяческих знаний — полная голова,
По математике почти в отличники вышел,
В умные фразы увязывает слова,
А о Котовском, оказывается, и не слышал.

Вот и «sic transit»… Кабы погиб на войне
Славный комбриг, или — пал жертвой репрессий,
Мог бы в школьный учебник войти вполне,
Упоминаться хотя бы порою в прессе...

В лирике  Станислава Ливинского — светлая грусть о детстве:

Зло вымещая на природе,
лягушек мучают мальчишки.
Глядит задумчиво на воду
рыбак на тракторной покрышке.

Огромный сом, смутивший реку,
а с ним комар, попавший в ужин.
Как мало нужно человеку,
как человеку много нужно.

Чтоб сохранить свою улыбку,
чтоб находить детей в капусте.
Он на крючок поймает рыбку,
но пожалеет и отпустит.

 

ДЕСЯТЬ  КАССЕТ  О  ЖИЗНИ

Керен Климовски родилась в Москве, выросла в Израиле, училась в США, живет в Швеции. Ее повесть «Дорога. Скорость. Высоцкий» — исповедальная история взросления под песни Владимира Высоцкого: «Кругом твердят, что женщины загадочны или, по крайней мере, должны быть таковыми (а мама утверждает, что я слишком прямая, прямолинейная, и во мне - никакой загадки, и правда – когда я попыталась «загадочно» посмотреть на одноклассника, он подумал, что у меня нервный тик, так что пришлось срочно сказать ему гадость, чтобы не воображал). В общем, я не понимаю, почему женщины загадочны (хотя какая я женщина? Даже ни с кем не целовалась!) Мне кажется, что загадочны мужчины! И так хочется понять, узнать, проникнуть в этот мир Мужчин - интересный, таинственный мир, мне незнакомый и недоступный – запертый сад, замкнутая дверь, непонятная, обгоревшая земля, изрытая кратерами, как на Марсе. И вот мой шанс туда попасть, вот он: Высоцкий, его песни… Ведь у него все, буквально все об этом мире, о мужчинах, то есть, о Мужчинах от «а» до «я» - на все темы, все рассказано и показано. Высоцкий – учебное пособие мужского мира, энциклопедия мужской жизни, гид и путеводитель по мужчинам. В самом высоком, самом лучшем смысле. Не так, как в этих дурацких пошлых книжонках типа «Как завоевать мужчину» или «Как понравиться мужчине», тем более, что у меня и  цели нет кого-то завоевать или даже нравиться, у меня интерес не корыстный, а почти научный, только не рационально-научный, а чувственный, да и все эти своды правил из глянцевых журналов раздражают тем, что точка отсчета - мужчина, а меня это не устраивает, я хочу через себя, от себя, не как объект, а как самый настоящий субъект, и главное: я просто хочу понять, как они устроены, как они думают, решить для себя этот ребус, отгадать загадку».

 

«УЧИТЕЛЬ,  ВОСПИТАЙ  УЧЕНИКА»

Больше полувека назад Евгений Винокуров закончил стихотворение фразой,
которая стала крылатой: «Художник, воспитай ученика,/ Чтоб было у кого потом учиться». Со временем художник в обиходе превратился в учителя, и эта формула стала расхожей, но своей сущностной точности не утратила. Мы предложили писателям, рискнувшим работать школьными учителями (ну да, конечно: писатель=художник слова=инженер человеческих душ?), продолжить фразу: «Мои ученики научили меня...»
У школьной доски «ДН» Ованес Азнаурян, Дмитрий Быков, Ирина Василькова, Александр Орлов, Арслан Хасавов.

Кроме того, в номере – проза Сергея Дигола из Молдовы, главы из книги эстонской писательницы Кадри Хинрикус и многое другое.