Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Дружба Народов 2001, 3

Герой пока еще не нашего времени

Владимир Познер

Герой пока еще не нашего времени

Жил-был в городе Владикавказе гражданин шестидесяти трех лет. Чтоб очень хорошо жил, сказать нельзя, но нельзя сказать и что очень плохо. В общем, жил себе ничего, если бы не… электроснабжение. То и дело его (гражданина шестидесяти трех лет) от этого электроснабжения отключали. Безо всяких предупреждений и вовсе не в наказание: гражданин аккуратнейшим образом платил за электроэнергию, платил исправно, день в день. Гражданин не жаловался, не писал никаких жалоб в высшие инстанции, однако…
Каждый раз, когда у него отключали свет, он аккуратнейшим образом записывал в книжечку день, час и минуту этого самого отключения, а потом — день, час и минуту включения1. Ох и педант был этот владикавказский гражданин — что твой немец.
Так продолжалось целый год, по истечении которого подвел наш гражданин итог и отправился — куда бы вы думали? — во Владэнерго. Попросился на прием к соответствующему столоначальнику. Его, конечно, помурыжили, но гражданин-то наш пятьдесят три года прожил в стране Советов и еще десяток — в стране расцветшей демократии a la russ? Потому и выработал устойчивый иммунитет к любым видам бюрократических проволочек. Словом, добился он своего — приняли.
Сев и не спеша достав свою книжечку, он сообщил чиновнику о том, как его отключали-подключали, как он, несмотря на это, платил по счетам и как вел свой учет.
— Так что контора ваша, гражданин начальник, должна вернуть мне две тысячи рублей, — завершил он свой рассказ.
Едва ли есть необходимость повторять текстуально, уважаемый мой читатель, ответ чиновника, тем более что в журнале такого уровня, как «Дружба народов», весьма сдержанно относятся к эмоционально-ненормативной лексике. Что же до сути ответа, то ее можно было бы коротко передать примерно так: «А не пошел бы ты…»
Гражданин пошел. Но вовсе не туда, куда предлагал ему пойти чиновник Владэнерго, а прямехонько в суд. Заполнил заявление, сдал и стал ждать.
Ждал довольно долго. Несколько месяцев. Потом был назначен день суда, но ответчик не явился. Гражданин стал ждать снова. Безобразия с включением/выключением электричества между тем продолжались. Но вот наступил наконец долгожданный день. В суд явились обе заинтересованные стороны. Заслушали Владэнерго, потом — истца, который достал свою заветную книжечку и зачитал все-все, от и до.
Удалялся суд на совещание или не удалялся, не знаю. Но постановил вернуть гражданину его 2000 рэ. А кроме того, возместить ему все судебные издержки. Плюс — заплатить гораздо больше за моральный ущерб. И обжалованию это судебное решение не подлежит. Точка.
И что вы думаете? Владэнерго заплатил. Полностью. Но и это не все. Распорядился этот самый Владэнерго провести к дому потерпевшего специальный кабель, чтобы больше его от электричества не отключали, чтобы все у него горело-сияло и чтобы перестал он наконец вести свою проклятую книжечку. Кабель протянули, и не страдает больше гражданин шестидесяти трех лет от перебоев электроснабжения, живет, можно сказать, светло.
История абсолютно правдивая, мною проверенная, хотя ни фамилии, ни имени героя не сообщаю, поскольку он не просил меня писать о нем, а я не спрашивал его разрешения. Да и не в фамилии дело.
Теперь мораль.
Если бы попросили меня назвать характерные черты нашего с вами народа, то я, несомненно, в числе прочих включил бы в список и склонность хныкать и жаловаться, помноженную на леность. По этому показателю, полагаю, мы бы заняли первое место на мировом пьедестале почета. А вот среди тех, кто умеет добиваться того, чего хочет, — одно из последних.
Согласимся, что чиновник (бюрократ) — фигура, необходимая в любом государстве. Примем за данность и то, что в принципе бюрократ склонен к формализму, крючкотворству и зачастую делает все, чтобы ничего не сделать. Применительно к нашей стране эту данность надо помножить на шестнадцать. Раньше так было повсюду, но граждане так называемых цивилизованных стран навели на бюрократов страх тем, что, не ленясь, своими активными действиями наказывали их — через суд. Постепенно чиновники поняли, что отказывать и мурыжить — себе дороже. Понятное дело, если вы придете к такому бюрократу без надлежащих документов или если в документе хоть одна запятая будет не на месте, вас пошлют (весьма вежливо, но твердо) куда подальше. Но если все у вас оформлено как положено, чиновник исполнит свои обязанности так, что комар носа не подточит.
Вот благодаря такой «борьбе противоположностей» граждане в других странах научились не хныкать, не жаловаться, а скрупулезно оформлять свои требования, бюрократы же — точно выполнять свои обязанности, безо всяких исключений и блата.
И жить всем стало намного проще.
Так вот, этот владикавказский гражданин являет собой прототип нашего будущего, когда каждый из нас вместо того, чтобы плакаться, будет действовать точно, аккуратно и неукоснительно. Тогда — и только тогда — изменится бюрократ, изменится система взаимоотношений в обществе. И жить станет ну просто замечательно.
Что до владикавказского гражданина шестидесяти трех лет, то он — герой. Но, к сожалению, пока не нашего времени.

________________________

1 Оплата электроэнергии производится здесь исходя из среднего показателя (В. П.).

Версия для печати