Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: День и ночь 2014, 6

Образ души

Обзор поэтических сборников 2014 года

День и ночь, № 6 2014

 

Четыре сборника этого года на моей полке оказались созвучны друг другу, да и мне. Все они — о разном, но заглавная лирическая героиня каждого — душа.

         Марина Кудимова

 

Душа-левша

М.: ИПО «У Никитских ворот», серия, 2014

 

Сумерки, лампа, стол. Душа-левша пульсирует в такт хорею. Стих ворожит, затягивает в магию сна, где вершатся встречи «в час назначенный».

<...>
Сплю. Проснусь — не рассветает...
Самолёт уже взлетает,
Более того — летит,—
В ухе ветер и отит.
Небрежёт сосед соседом,
Не рисуется за следом
Конденсационный след...
Сохраняйте свой билет!
Сколько трепетных традиций
Н
ад моею головой!..
Самолёт уже садится —
Древний, турбовинтовой.
Жизнь уходит, снег не тает —
Самолёт уже взлетает,
И по взлётной полосе
Я бегу во всей красе.

И я бегу за её лирической героиней, не в силах остановиться. А ветер несёт её слова кому-то на другом конце взлётного поля-листа: «Ты — изданье, где всё между строк, / Ты — моя Голубиная книга». Донесёт ли?

Строки сплетаются в узор судьбы, страница — ладонь, по которой с грустью читаешь: «Или время тебя затеняет, / Заливает, как ссадину йод, / Или Бог меня так сохраняет, / Что и снов о тебе не даёт».

Афористичность мгновений, афористичность взлётов. И напоследок — миг оцепененья, ставший обелиском любви. «Просто сердце зашлось — и стоит, / И ему не найти примененья». Что же дальше?

...Итак, продолжим плаванье, скитанье,
Где нас подстерегают испытанья.
Прощай, свиданий тайных кабинет!
Страсть алкоголем ревности бодрите,
Но только никогда не говорите
О
верности — такого слова нет!

Людмила Шарга

 

Яблоневые сны

Одесса: Optimum, 201.

 

...И погружаешься в сферичность яблока, в чьём изломанном пространствовремени сосуществуют библейские сады, история, человеческие судьбы.

Смещение пространств,
Смещенье лиц.
И тают крики перелётных птиц,
И воды рек неспешно засыпают,
И сонные деревья осыпают
Обрывки перевёрнутых страниц.

Мир обоюдных созерцаний. Ты несёшь в себе Яблоко; Яблоко несёт в себе тебя. Вы оба наливаетесь мудростью темноты и света, поиска и медитаций.

Видать, и мне
Отпущено сполна
И
спить из чаши бдений у окна —
Из темноты пугающе-манящей,
И, приручая эту темноту,
Уверовать, что мудрость обрету,
Узнав, что только ищущий обрящет.

 

Ирина Дубровская

Близость моря

Одесса: Optimum, 2014

 

Близость моря даёт ощущенье свободы,
Одинокой, суровой свободы скитальца.

Волны этого моря проистекают из лермонтовских, но приливают к другим берегам. Они несут парусник лирической героини от «лазури» идеализма до того момента, «Когда развеется туман / Наивных грёз и обнажится / Дороги жизненный изъян, / С которым надо примириться».

Примирение происходит в зоне надвечной мудрости, где открывается самоценность души:

<...>
И пока земным покровом

У
крывается душа,
За бегуньей следуй чутко.
Тяжела? Нехороша?
Но когда её побудка

С
танет слышаться слабей,
Стихнет шум в ветвях зелёных,
Ты поймёшь, как много в ней
Было благ неоценённых.

 

Поэты настоящего времени

Сост. Е. В. Черникова

М.: Книга по Требованию, 2014.

 

О сборниках писать всегда труднее, и настраиваться на них сложно, но вот этот предстал цельной партитурой, и с первых тактов её я ощутила себя виолончелью из стихов Ефима Бершина:

Виолончель,
читающая книгу
под звуки нескончаемых дождей,
дрожала и была подобна крику,
живущему отдельно от людей.

Именно этот пик души испытываешь, читая Бершина, Аллу Боссарт, чьи стихи «На вылет» несут огнестрельный подтекст в названии, проницательно-острого Игоря Иртеньева, стремительную Наталью Крофтс и обжигающую зрелищем вечности Ирину Ермакову:

Я помню — весело и поздно
я помню — страшно и нельзя
за шиворот катились звёзды
по позвоночнику скользя

Помимо вышеперечисленных, в сборник включены стихи ещё шести высоковольтных поэтов, выступавших в Клубе Елены Черниковой в 2011–2014 годах: Марины Бородицкой, Лидии Григорьевой, Андрея Королькова, Натальи Лясковской, Олега Хлебникова, Юрия Юрченко. Партитура удалась благодаря виртуозности композитора — автора идеи, составителя и редактора Е. В. Черниковой.

 

Все сборники доступны для чтения в библиотеке журнала «Гостиная» (gostinaya.net).

Версия для печати