Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: День и ночь 2012, 5

Психоделические альфа-ритмы современной поэзии

Чёрный Георг

Психоделические альфа-ритмы современной поэзии

 

Несмотря на то, что психоделические произведения, как и альфа-ритмы, существовали всегда, теории, их описывающие в научном и неспекулятивном ключе, возникли лишь в самое последнее время — и продолжают принимать законченные очертания непосредственно перед нашими глазами. Прежде всего, для тех, кто ещё не знаком с понятием литературной психоделики, дадим несколько кратких определений — не претендующих на точность или исчерпываемость, но дающих общее представление о предмете. Итак, «психоделическими» мы называем такие просодические тексты, которые несут в себе ярко выраженную энергетику, причём энергетику, направленную на читателя. Психоделика, если рассматривать её с позиций коммуникативных дисциплин и подразумевать под «дискурсом» процесс актуализации художественного текста при его чтении, представляет собой сложный комплекс методов и техник по созданию произведений, которые делают возможным процесс самопроизвольной амплификации такого дискурса.

Психоделику можно понимать как суггестию, доведённую до крайних форм и перешедшую на качественно новый уровень — когда она перестаёт «предлагать» или «настойчиво подсказывать» читателю какие-то предпочтительные варианты восприятия, от которых ему сложно отказаться, а попросту погружает его в определённое русло восприятия, где у него не остаётся возможности выбора. Психоделика строится на двух фундаментальных принципах: 1) тщательно структурированной многоуровневой композиционной организации текста, где особое внимание уделяется мезоархитектонике, и 2) кумулятивном или каскадном типе взаимодействия элементов низкого уровня, присутствующих в произведении. Совокупность этих принципов и позволяет художественному тексту становиться психоделическим, способным вызывать в читателях пси-эффект.

Пси-эффектом мы называем такой тип дискурса между текстом и читателем, который приводит к существенному изменению внутреннего состояния последнего. Под «изменением внутреннего состояния» можно понимать изменение состояния сознания читателя, пусть даже в незначительной степени, но которое регистрируется им самим. Важно понимать, что психоделика, как и любой другой феномен, касающийся индивидуального восприятия, является достаточно «личностным» явлением, неким субъективным процессом, и потому — чтобы рассматривать психоделические тексты как достоверные объекты — необходимо пользоваться статистическими методами оценок. На практике это означает, что для того, чтобы говорить с уверенностью о психоделичности того или иного текста, необходимо, чтобы он был способен вызывать пси-эффект у статистически значимой доли читателей (слушателей), входящих в его «целевую аудиторию». Таким образом, психоделика представляет собой, с одной стороны, метод для создания высокоэнергетических текстов, обладающих крайними степенями суггестивности, а с другой — литературное направление, образованное совокупностью художественных текстов, где этот метод представлен достаточно ярко.

Чем характеризуется психоделика как метод? В первую очередь — тем, что она не абсолютизирует никакие отдельные литературные приёмы или техники, подходя к ним взвешенно и критически. Поскольку психоделика нацелена на читательское восприятие и ставит перед собой цель именно этот аспект максимизировать, она совершенно не лимитирует автора в выборе художественно-выразительных средств, а равно и не пытается навязывать ему какую бы то ни было идеологию. С другой стороны, психоделика не заставляет автора становиться «рабом» читателя, следуя любым его требованиям, поэтому подлинно психоделические тексты крайне редко грешат заметной «попсовостью». Необходимо помнить, что психоделика всегда пишется авторами с интуитивных уровней, что она — не своеобразный конструктор, из кубиков которого можно механистически складывать готовые психоделические тексты.

В определённом смысле, психоделику можно представить себе в виде своеобразного альфа-ритма современной поэзии. Будет ли такая метафора выглядеть слишком притянутой? Вспомним, что альфа-ритм представляет собой основной ритм электроэнцефалограммы в полосе частот 8–13 Гц, регистрируемый у здоровых взрослых людей в состоянии покоя, обусловленный таламокортикальной и интракортикальной активностью и играющий важную роль в когнитивных процессах. Медицинские исследования свидетельствуют о том, что альфа-ритмы (более широкий концепт, чем классическое определение, включающий альфа-частоты мозга) служат для синхронизации различной мозговой активности1, что они способны изменяться при обучении2, при музыкальном и лингвистическом воздействии3. Недавно было установлено, что альфа-ритм, используемый клетками внешнего слоя коры больших полушарий мозга для регуляции поступления информации, относящейся к осязанию, зрению и слуху, помогает подавлять шумы и отвлекающие ощущения, а также регулировать поступление сенсорной информации и её передачу между участками мозга4.

Спросим себя: не подобную ли регулирующую функцию выполняет психоделика по отношению к современной художественной литературе, устраняя шумы и аберрации в системе восприятия, обеспечивая более плотное «прилегание» текста к читателю, что особенно важно в связи с постоянным ростом антагонизма между последними в рамках парадигмы постмодерна? Теории постмодернизма давно усвоили модель, в соответствии с которой полярность связи в трофической цепи «читатель-текст» является неопределённой: читатель и текст существуют независимо друг от друга, зачастую в разных системах координат. Психоделика, подобно альфа-ритму, служит процессу синхронизации текста с читателем, а также способна выступать гармонизирующим звеном в отношениях между литературой и синтетическими видами искусств, к литературе примыкающими.

Дальнейшие, значительно более подробные, сведения о психоделике читатель сможет почерпнуть из недавно опубликованных теоретических работ5,6, где были систематически рассмотрены вопросы, касающиеся терминологической базы психоделики, её онтологических предпосылок, принципов работы, механизмов и характерных черт, а также наиболее важных аспектов практического приложения. «Испытательным полигоном» для тестирования и дальнейшего развития положений теории психоделики продолжает служить Литературное Сообщество «Психоделика», образованное в 2008 году; сегодня известный уральский поэт и литературный редактор Александр Петрушкин любезно согласился представить некоторых постоянных участников этого сообщества с подборками психоделических стихотворений читателям «Дня и ночи».

 


1. John Crosley Shaw. The Brain’s Alpha Rhythms and the Mind. Amsterdam: Elsevier Science B. V., 2003.

2. D. A. Peterson, D. T. Lotz, C. Elliott, S. Makeig, T. J. Sejnowski, H. Poizner. Alpha desynchronization reflects prediction error in rewarded learning. Society of Neuroscience Abstracts, 2008, S-14183-SfN.

3. R. L. Gordon, C. L. Magne, E. W. Large. EEG correlates of song prosody: a new look at the relationship between linguistic and musical rhythm. Frontiers in Psychology, v. 2, 352, 2011, p. 1–13.

4. C. E. Kerr, S. R. Jones, Q. Wan, D. L. Pritchett, R. H. Wasserman, A. Wexler, J. J. Villanueva, J. R. Shaw, S. W. Lazar, T. J. Kaptchuk, R. Littenberg, M. S. Hämäläinen, C. I. Moore. Effects of mindfulness meditation training on anticipatory alpha modulation in primary somatosensory cortex. Brain Research Bulletin, vol. 85, 3–4, 2011, p. 96–103.

5. Чёрный Георг. Введение в теорию психоделики. Сетевая Словесность, дата публикации: 12.06.2011.

6. Чёрный Георг. Психоделика в первом приближении. Новая Литература, дата публикации: 20.01.2012.