Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Континент 2004, 122

Памяти Семена Теодоровича Ваймана

Вечером 23 августа 2004 года в г. Москве, на восемьдесят первом году жизни, скончался профессор, доктор филологических наук, академик Российской Академии Гуманитарных Наук, главный научный сотрудник Института Искусствоведения Российской Академии Наук член Союза писателей Москвы, Семен Теодорович Вайман.

Семен Теодорович родился 6 января 1924 года в г. Одессе и рано лишился отца. В 1941 году он закончил среднюю школу. С 1942 по 1945 год Семен Теодорович был на фронте, командовал артиллерийской батареей, был награжден боевыми орденами. В 1945 году, после демобилизации, поступил на филологический факультет Одесского университета, который закончил с отличием в 1950 году.

Я впервые встретил Семена вскоре после войны, когда мы оба еще носили гимнастерки со следами недавно снятых погон. Семен был очень красивым и обаятельным человеком. В то время мы оба писали стихи, и любовь к поэзии была первым ключем к нашей спонтанно возникшей дружбе, которой было суждено продолжаться более полувека.

Незадолго до окончания университета Семен Вайман вместе с Семеном Комиссаренко написали пьесу под названием “Дипломный Проект”. Пьеса была поставлена двумя театрами и пользовалась успехом. К сожалению, фронтовик Вайман имел недостаточно хорошую анкету. Те, кто помнят обстановку в стране победившего социализма в те годы, вряд ли удивятся, узнав, что счастье было непродолжительно. Появление, под аплодисменты зрителей, автора, красивого и талантливого, но с “неправильными” анкетными данными, перед занавесом театра после окончания спектакля очевидно раздражало партийных боссов. Пьеса прошла на сцене 39 раз, когда в Одесской областной газете появился фельетон под названием “Соловьи Без Песен”. В типичном издевательском стиле советских “разоблачений”, подкрашенном прозрачными анти-семитскими намеками, партийный фельетонист обрушился на Ваймана, который якобы использовал пьесу и попустительство руководства университета, чтобы “выкрутиться” от назначения на работу учителем в отдаленное село (нечего и говорить, что обвинения были совершенно беспочвенными). Пьеса была немедленно снята со сцены, а ее автор оказался перед необходимостью уехать из родного города в поисках работы.

Семен Теодорович уехал из Одессы в Сталинабад (ныне Душанбе).

В Сталинабаде Вайман начал работать — сначала корреспондентом, а затем заведующим отделом русского вещания в Республиканском радиокомитете. С его приходом качество русских передач резко улучшилось, и вскоре имя Семена Доброва (под этим псевдонимом Вайман выступал на радио) стало широко известно среди русскоязычного населения республики. Именно в те годы Семен Теодорович стал все больше склоняться к серьезному занятию искусствоведением, в котором он и нашел свое истинное призвание и где достиг выдающихся успехов.

В 1953 году Семен Теодорович был приглашен в Сталинабадский Педагогический Институт, где начал преподавать иностранную литературу. Вскоре он защитил кандидатскую диссертацию по филологии. Уже в этой ранней работе были очевидны оригинальность и глубина его мышления. В дальнейшем материалы этой незаурядной работы вошли составной частью в одну из книг Семена Теодоровича.

Через несколько лет Семен Теодорович защитил докторскую диссертацию и был приглашен в Липецк, где в течение многих лет проработал профессором и заведующим кафедрами иностранной и русской литературы. Между тем его статьи и книги выходили в центральных издательствах; пришло признание коллег в России и заграницей. Многие статьи Семена Теодоровича были переведены на иностранные языки, и каждую его новую книгу приветствовали все более положительные рецензии и отзывы коллег. По рекомендации академика Лихачева Семен Теодорович был приглашен в Москву, в Институт Искусствоведения Академии Наук СССР, где проработал до самой смерти. Он был избран действительным членом Российской Академии Гуманитарных Наук и членом многих научных обществ, как в России, так и на Западе.

Книги и статьи Семена Теодоровича отличаются философской глубиной, нестандартным подходом к проблемам и тонкостью анализа. Интересы его были многогранны, эрудиция огромна, мышление своеобразно и всегда интересно. В то же время Семен Теодорович был лишен малейших признаков агрессивности или интеллектуального высокомерия и потому был одним из редких примеров ученого и мыслителя, который, несмотря на нестандартность взглядов, не имел врагов — его публикации неизменно получали высокую оценку коллег, как дома, так за рубежом.

Примером стиля Семена Теодоровича, хотя и далеко неполным, может служить его статья под названием “Метаморфозы художественной мысли. ХХ век”, опубликованная в журнале “Континент”, № 108 (2001г.)

Вот названия некоторых книг Семена Теодоровича: “Художественный метод Рабле”, “Данте и проблема зарождения реализма”, “Этюды о поэтике Боккаччо”, “Бальзаковский парадокс”, “Теория реалистического метода”, “Гармонии таинственная власть”, “Параметры эстетической мысли”, “Мерцающие Смыслы”, “Неевклидова Поэтика”. Кроме того, он опубликовал более 200 статей как в отечественных, так и в зарубежных изданиях.

Когда я смотрю на дарственные надписи, сделанные Семеном Теодоровичем на его книгах, подаренных им мне, я испытываю и острую горечь разлуки с очень дорогим мне человеком и благодарность судьбе за то, что мою жизнь озарил отблеск таланта и ума этого прекрасного ученого и замечательного друга.

Версия для печати