Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Рейтинги ЖЗ 2018, 4

О повести Татьяны Вольтской "Стеклянный павлин"

о повести Татьяны Вольтской

Послесловие к апрельскому рейтингу

 

http://magazines.russ.ru//chto_chitayut_v_zhz/2018/4/rejting-aprelya.html

 

Проза № 1

 

Татьяна Вольтская. Стеклянный павлин. Повесть - «Знамя», 2018, №3

 

http://magazines.russ.ru/znamia/2018/3/steklyannyj-pavlin.html

 

В нашем естественном восприятии родных и близких заложен парадокс, который буквально кричит о себе. Только вот слышит его далеко не каждый и далеко не сразу. То, чем мы окружены в детстве, кажется нам самоочевидным, единственно правильным, незыблемым. Способность удивляться приходит с возрастом, с опытом и не ко всем. По формальным признакам повесть Татьяны Вольтской ближе всего к мемуарам. Перед нами собрание писем, которые главная героиня, наша современница, мать уже взрослого сына, пишет умершей матери. Постоянных персонажей здесь абсолютный минимум – собственно мать и бабушка, однако Вольтской вполне удается увлечь и даже заинтриговать читателя. Ведь в XX веке история практически любой советской семьи полна лакун, страниц, вырванных на всякий случай, чтоб не осложнять жизнь потомству. Отсюда неизбежные сюрпризы бытовые , ну, и, соответственно, неожиданные повороты сюжета.

Затронута в этой повести также одна таинственная материя, никакого отношения к скелетам в шкафу не имеющая. Речь идет о женской эмансипации. Несмотря на то, что Россия в XX веке шла своим путем, кое в чем результаты ее социального развития совпали с мировыми. Законодательно утвержденное в 1917 году равенство полов мало повлияло на традиционные гендерные роли в быту, более того, в конце тридцатых наметился даже определенный регресс. Ничего похожего на феминистическую теорию второй волны в послевоенном СССР не было, тем не менее, менялись потихоньку законы, а по какой-то загадочной причине и стиль частной жизни. В семейной истории, которая рассказывает Татьяна Вольтская, есть место и этому маленькому чуду.

Возможно именно поэтому «Стеклянный павлин» вызвал интерес преимущественно у женской аудитории.

Версия для печати