Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Авторы » Александр Генис

Александр Генис

      Александр Александрович Генис - писатель, критик.
      Родился 11.02. 1953 в Рязани. Вырос в Риге. Закончил филологический факультет Латвийского университета (1976). С 1977 живет в Нью-Йорке. Работал в газетах и журналах русского зарубежья (“Новый американец” и др.) С 1989 печатается в России. С 1984 сотрудник Радио Свобода (комментатор, автор еженедельных передач для рубрики “Поверх барьеров”.) Автор и ведущий телевизионного цикла “Генис. Письма из Америки” (канал “Культура”). Автор персональной рубрике в “Новой газете” и постоянный колонки в журнале “Эсквайер”. Член редакционного совета журнала “Иностранная литература”. Член жюри Букеровской премии (1993). Член Академии российской словесности. Лауреат премии журнала “Звезда” (1997 ) и др
      В соавторстве с П. Вайлем опубликовал шесть книг: “Современная русская проза”, “Родная речь” (рекомендована Министерством образования Российской Федерации), “Русская кухня в изгнании”, “60-е. Мир советского человека” и др).
      С 1990 работает без соавтора. Книги “Американская азбука”, “Вавилонская башня”, “Иван Петрович умер”, “Темнота и тишина”, “Пейзажи”, “Трикотаж” и др. вошли в трехтомное собрание сочинений “Культурология. Расследования. Личное” (2002, 2003). В 2004 вышел сборник эссе "Сладкая жизнь", в 2006 – книга кулинарных путешествий “Колобок”. В 2007-м выйдет книга “Дзен футбола и другие истории”
      Автор текста документального фильма об украинской революции (“Оранжевая зима”, реж. А. Загданский).
      Переводился на английский, японский, немецкий, французский, итальянский, сербский, венгерский, латышский и др. языки.

      КРЕДО: Чудо литературы в том, что она способна донести до читателя ту невыразимую, нерасчленимую и субстанциональную, как сердце, часть человека, без которой один автор не отличался бы от другого. Истощив абстракциями свою любознательность, мы интересуемся не набором идей, одинаковых, как карты в колоде, а уникальностью их расклада, узором, образованным причудливым расположением общих идей в сознании. Книга - улика, ведущая литературу к ее виновнику. В книге читатели ищут оставленный писателем след. Он обладает подлинностью, которая выдает присутствие реальности, но не является ею. След лишь указывает на то, что она, реальность, здесь была. Как все знают, литература горазда повторяться. Уникальна, прямо скажем, душа, которая помещается между телом и текстом.

                                                                                                                                                              Александр ГЕНИС

  

    Генис объездил весь известный нам физический мир (да и неизвестный тоже). Безмерная, направленная во все стороны любознательность, она же жажда постичь замысел Божий, движет Александром Генисом, как если бы он был последней, почти одинокой ренессансной фигурой (…) любопытный к миру и щедрый к нам, он уходит вперед, чтобы разведать, разузнать, приостановиться, присесть, рассказать и снова собраться в дорогу.

                                                                                                                                                               Татьяна ТОЛСТАЯ

 

   Сквозь искусственную природу, сооруженную человеком вокруг себя, письмо Гениса прорывается пульсирующим потоком взрывов. Их энергия заставляет на время забыть, что язык – внук искусственной, а не естественной природы. И еще. Генис расположился таким образом, что видит Россию из Америки и Америку из России – через Китай.

                                                                                                                                                                  Милорад ПАВИЧ

       

 

    В “Журнальном зале” представлен сетевыми публикациями:

      книги “Вавилонская башня
      эссе “Каботажное плавание” 

 

      Александр Генис о себе:

      - в ответах на “Вопросник” “Новой газеты” (файл)

Список публикаций:

Иностранная литература7 за 1993 г.
Хоровод. Заметки на полях массовой культуры

Иностранная литература10 за 1994 г.
Треугольник

Иностранная литература5 за 1994 г.
Гипертекст - машина реальности

Знамя3 за 1996 г.
Частный случай
Иосиф Бродский. В окрестностях Атлантиды: Новые стихотворения

Иностранная литература9 за 1996 г.
Вавилонская башня (Искусство настоящего времени).
Послесловие Вяч.Вс.Иванова

Знамя1 за 1997 г.
Есть ли у «Знамени» будущее?

Звезда12 за 1997 г.
Беседа десятая. Поле чудес: Виктор Пелевин.

Звезда2 за 1997 г.
Беседа первая: Курган соцреализма.

Звезда3 за 1997 г.
Беседа вторая: Правда дурака. Андрей Синявский.

Иностранная литература5 за 1997 г.
Бродский в Нью-Йорке

Звезда5 за 1997 г.
Беседа четвертая. Пейзаж зазеркалья. Андрей Битов.

Звезда6 за 1997 г.
Беседа пятая. Благая весть. Венедикт Ерофеев.

Знамя6 за 1997 г.
[ Анонс ]

Звезда7 за 1997 г.
Беседа шестая. Сад камней. Сергей Довлатов.

Знамя8 за 1997 г.
Темнота и тишина

Звезда8 за 1997 г.
Беседа седьмая. Горизонт свободы. Саша Соколов.

Звезда9 за 1997 г.
Беседа восьмая. Рисунок на полях: Татьяна Толстая.

Звезда5 за 1998 г.
Петербургские школьники о Сеpгее Довлатове.

Иностранная литература6 за 1998 г.
Довлатов и окрестности
(Главы из книги)

Новый Мир7 за 1998 г.
Довлатов и окрестности
Главы из книги

Иностранная литература10 за 1999 г.
Книга книг
Комментарий к одному изобретению

Знамя12 за 1999 г.
Закон и порядок. Мой Шерлок Холмс

Иностранная литература9 за 1999 г.
Без языка
Эзра Паунд

Звезда1 за 2000 г.
Хлеб и зрелище. О кулинарной прозе Вильяма Похлебкина

Звезда11 за 2000 г.
Модернизм как стиль ХХ века

Звезда9 за 2000 г.
Фотография души. В окрестностях филологического романа

Звезда1 за 2001 г.
Ответы на вопросы журнала ?Звезда.

Знамя7 за 2001 г.
Пейзаж души

Новый Мир9 за 2001 г.
Трикотаж
автоверсия

Иностранная литература1 за 2002 г.
2001: сюрпризы глобализации

Звезда12 за 2002 г.
Душа без тела

Иностранная литература3 за 2002 г.
Затерянный мир

Звезда10 за 2003 г.
Пир во время чумы

Знамя3 за 2003 г.
Беккет: поэтика невыносимого

Звезда4 за 2003 г.
Три «Соляриса»
Ненаучная фантастика

Октябрь8 за 2003 г.
Ленинградская словесность и московская литература

Октябрь9 за 2003 г.
«Война и мир» в XXI веке

Звезда10 за 2004 г.
Голова профессора Доуэля

Иностранная литература12 за 2004 г.
Византийская утопия

Звезда2 за 2004 г.
С ярмарки
Франкфуртские заметки

Новый Журнал235 за 2004 г.
Памяти Марка Поповского. 1922–2004. От смерти в садах не сыщешь лекарства....

Иностранная литература4 за 2004 г.
Две выставки

Звезда4 за 2005 г.
Опасные связи

Иностранная литература1 за 2006 г.
Чудеса в решете. "Гарри Поттер" для взрослых

Звезда9 за 2009 г.
Как работает рассказ Толстой

Звезда5 за 2010 г.
Третья волна: примерка свободы

Октябрь9 за 2015 г.
Замок
Глава из книги «Обратный адрес»